Современные приемы на уроках литературы
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

По предмету «Русская литература» по новым образовательным стандартам особое внимание при освоении учебной программы уделяется смысловому чтению и работе с текстом, что современным детям трудно дается. Ведь чтение любимым занятием сейчас назовет не каждый. Поэтому на своих уроках при изучении художественного произведения я использую различные современные методы и приемы, чтобы дети полностью усвоили содержание того или иного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_priemy_na_urokah_literatury.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы и приемы на уроках литературы

Современный урок – это интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Главная задача современного учителя – создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение проходит в сотрудничестве и сотворчестве. По предмету «Русская литература» по новым образовательным стандартам особое внимание при освоении учебной программы уделяется смысловому чтению и работе с текстом, что современным детям трудно дается. Ведь чтение любимым занятием сейчас назовет не каждый. Поэтому на своих уроках при изучении художественного произведения я использую различные современные методы и приемы, чтобы дети полностью усвоили содержание того или иного текста.

Например, одним из самых любимых учениками приемов является прием «Шерлок Холмс». Этот прием можно использовать для закрепления пройденного материала при изучении содержания художественного произведения. Детям предлагается быстро прочитать текст (например, одну изучаемую главу) и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть мельчайшие детали. По итогам определяется самый длинный список вопросов, на которые учащиеся отвечают, и учитель определяет «Шерлока Холмса» этого урока.

Прием «толстых» и «тонких» вопросов я соединила с известным приемом «Фишбоун». Основу для использования этого приема обычно даю как домашнее задание – придумать «толстые» и «тонкие» вопросы. На уроке дети задают «тонкие» вопросы и отвечают на них, а «толстых» мы оставляем для «Фишбоуна». На каждый вопрос мы составляем скелет рыбы. Вопрос записывается в голове рыбы. На верхних плавниках записываем причины, в нижних – аргументы из текста, а в хвосте мы уже записываем ответ. Эти приемы помогают не только развитию творческого и логического мышлений, но и аргументировать свой ответ, свою мысль.

Также интересен на уроках прием «Шпаргалки», который я использую на уроках литературы у шестиклассников при изучении художественного текста. Для использования этого приема можно либо дать опережающее домашнее задание, либо дать как домашнее задание (чтение). Учащиеся по прочитанному тексту должны передать его содержание с помощью различных схем, рисунков или каких-либо других обозначений. Подписанные шпаргалки сдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю, выбирают наугад одну шпаргалку. Их задача – воспроизвести текст (пересказать). По итогам отмечаются лучшие шпаргалки и докладчики.

В старших классах более продуктивны методы и приемы, благодаря которым дети учатся не только высказывать свою точку зрения, но и аргументировать его. Это, в первую очередь, уроки-диспуты. Например, суд. Класс делится на несколько групп: прокуроры (обвинение), адвокаты (защита), присяжные (суд) и, конечно же, обвиняемый. Обвиняемым может стать главный герой произведения – лишний человек, которых очень много в русской литературе.

Также необычен по своей форме прием РАФТ(вид инсценировки) – Р(оль), А(удитория), Ф(орма) и Т(ема). Этот прием тоже предполагает деление класса на группы. Этот игровой прием помогает детям полностью погрузиться в предметное содержание, проявлять творчество, импровизировать, анализировать действия и  давать оценку происходящему, действующим лицам.

Таким образом, чтобы мотивировать детей к изучению литературы, чтобы повысить интерес к чтению, учитель должен стараться проводить каждый урок увлекательно. Для этого и используются различные методы и приемы на современных уроках литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Статья раскрывает основные положения интеграционных процессов в основной школе, дан краткий обзор интегрированного урока "Сергей Есенин - певец русской природы"...

Развитие исторического самосознания как путь становления личности современного школьника на уроках литературы//Раздумья.-2014.-№8 - С. 94-99

Статья посвящена вопросу развития исторического самосознания становления личности учащихся на уроках литературы. В данной работе автор рекомендует использовать на уроках литературы некоторые эффективн...

Методы и приемы проведения уроков литературы с использованием материалов по краеведению.

На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя историю родного края. Например, урок в 6 классе «Стихотворение А.А.Пушкина «И.И.Пущину». Светлое ...

Основные приемы начала урока литературы

В стать описаны итересные варианты начала современного урока литературы....

Проблемы изучения мифологии в современной школе на уроках литературы

В статье рассматриваются проблемы изучения мифологии в современной школе на уроках литературы....

«Современные технологии проведения урока литературы в рамках реализации ФГОС»

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании.  Нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим...

Статья "Современные методы и приемы на уроках литературы".

В статье рассматривается, какие методы и приёмы можно использовать на уроках литературы. В приложении есть фрагменты урокв с приёмом «Фишбоун». Прием в обучении на уроке, с помощью которог...