Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Конспект урока.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Афанасьева Ирина Сергеевна

Данный урок является четвёртым в системе изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».  Его  цель - раскрыть гуманистический  характер произведения. Для этого используются фронтальная и групповая работа учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Л.Н.Толстой « Кавказский пленник». Гуманистический характер рассказа.

Тип урока: изучение нового материала

Дата проведения урока: 18. 02.2017 г.

Цель урока: проанализировать рассказ по образам и выявить его гуманистический характер

Задачи урока:

 Обучающие:

                        1.Формировать представление о понятии «гуманизм» с помощью репродуктивной беседы

                     2. Совершенствовать умение работать с художественным текстом с помощью учебного задания (цитатная характеристика героя по предложенным вопросам)

                     3. Формировать умение анализировать художественный текст с помощью комментария прочитанного (устного ответа по предмету)

                 

        Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к собеседнику с помощью организации слушания устного ответа одноклассников
  2. Воспитывать толерантное отношение к другим национальностям с помощью репродуктивной беседы и устного ответа по предмету
  3. Воспитывать умение работать в коллективе с помощью организации работы в группах

Развивающие:

  1. Развивать аналитическое мышление с помощью анализа художественного текста
  2. Развивать коммуникативные умения с помощью организации коллективной работы в группах
  3. Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного ответа по предмету

Перечень оборудования: учебник русского языка для 5 класса под ред. Львова,  проектор, доска со слайдами.

Список литературы: электронные ресурсы: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-rasskaza-l-n-tolstogo-kavkazskiy-plennik-na-uroke-literatury-v-shkole, http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/19/nravstvennye-uroki-rasskaza-lntolstogo-kavkazskiy-plennik-urok

Хронометраж урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

  1. Организационный

Метод: репродуктивный

Приём: приветственное вводное слово учителя

  1. мин

    2. Изучение    художественного произведения

Метод: репродуктивный

Приём: репродуктивная фронтальная беседа

Метод: репродуктивный

Приём: сообщающее слово учителя

Метод: репродуктивный

Приём: репродуктивная фронтальная беседа

Метод: репродуктивный

Приём: инструктивное слово учителя

Метод: репродуктивный

Приём:  устный фронтальный опрос

Метод: репродуктивный

Приём: репродуктивная фронтальная беседа

30 мин

3. Итог урока

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: инструктивное  слово

Метод: репродуктивный

Приём: устный фронтальный опрос

Метод: репродуктивный

Приём: обобщающее слово учителя

            10 мин

                                                                       Методическое обоснование урока

  Учащимся предлагается самим раскрыть определение термина «гуманизм» и для корректировки их ответов на слайде даётся определение из словаря. Далее учитель ставит проблемный вопрос (главная ценность гуманизма - свобода человека, в чём гуманизм рассказа, если герои в плену), после этого проводится работа с текстом в группах, направленная на раскрытие образов персонажей, поиск в их характерах гуманистического начала с помощью предложенных вопросов. После чего, с помощью вопросов репродуктивной беседы, учитель подводит школьников к осознанию основной мысли произведения, его гуманистического характера. Эту гуманистическую мысль они должны сформулировать сами, письменно продолжив предложения. После чего учитель подводит итог урока, отвечает на поставленный в начале урока вопрос.

                                                                                     

Ход урока

       Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Организационный

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: приветственное вводное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Садитесь,  пожалуйста.  Сегодня мы с вами продолжаем изучение произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». На прошлом уроке вы говорили о двух главных персонажах рассказа - Жилине и Костылине, сравнивали их судьбы и характеры. Сегодня мы с вами будем говорить о гуманистическом характере этого произведения. Запишите в тетрадях дату, вид работы и тему урока.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради

Слайд с датой и темой урока

2. Изучение художественного произведения

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: репродуктивная беседа

 

Ребята, кто  из вас знает, что означает слово «гуманизм»?

Правильно!

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Гуманизм - это мировоззрение, считающее главной ценностью личность и свободу человека.

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: сообщающее слово учителя

Гуманисты считают личность и  свободу человека  наивысшей ценностью. Гуманность предполагает бережное отношение к человеку, поддержку, сострадание и сочувствие по отношению к нему. Гуманистом был и Л.Н.Толстой.  Но рассказ называется «Кавказский пленник». Плен, в который попали главные герои, лишил их главной ценности - свободы. В чём же тогда заключается гуманизм рассказа?  Как он проявляется? Попробуем разобраться.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное  слово учителя

Для этого нам нужно поработать в группах и проанализировать поведение  основных персонажей: Жилина, Костылина, Дины, её отца Абдул-Мурата, (хозяина Жилина и Костылина). Каждая группа будет характеризовать одного героя.  Вам нужно найти в тексте небольшие цитаты, раскрывающие характер персонажей по предложенным вопросам, выписать их в тетрадь, и при ответе устно прокомментировать своими словами как вы это понимаете. Потом мы вместе проверим, что получилось у каждой группы. На работу вам 10 минут.

     Вопросы для анализа:

    1. Как герой относится к своим друзьям, родственникам?

    2. Как герой относится к своим врагам?

(горцы к русским, а русские к горцам).

  3.Какие слова и поступки героев можно назвать гуманными?

Метод учения:ответ по предмету

Приём обучения: 

Письменный ответ по предмету

Образец письменного  ответа по предмету

(варианты)

1.Как герой относится к своим друзьям, родственникам?

Жилин:

«— Нет, не пойду, не годится товарища бросать».

 
«Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок».

Костылин:

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, — закатился, что есть духу, к крепости». 


«Костылин еще раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал».

Дина:

«Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли».

Абдул-Мурат:

«Угощает гостей блинами и бузой». 

2. Как герой относится к своим врагам?

(горцы к русским, а русские к горцам).

Жилин:

«Сделал Жилин другую куклу, еще лучше, — отдал Дине». 

«Были у Абдула часы русские, сломанные. Позвал он Жилина, показывает, языком щелкает. Жилин говорит:— Давай, починю».

Костылин:

«Ты всё серчаешь, а товарищ твой смирный; он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют». 

Дина:

И с тех пор стала она ему каждый день, крадучи, молока носить».

«А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепешки ему тайком принашивала».

Абдул-Мурат:

«Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош». 

 «Урус, — говорит, — джигит, джигит урус! Джигит, по-ихнему, значит «молодец».

«Если, — говорит, — мне не пришлют за вас выкуп, я через две недели вас запорю. А если затеешь опять бежать, — я тебя как собаку убью».

3.Какие слова и поступки героев можно назвать гуманными?

Жилин:

«— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду». 

«Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове».

Костылин:

 «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». 

Дина:

«Иван! тебя убить хотят. — Сама себе рукой на шею показывает.— Кто убить хочет?— Отец, ему старики велят. А мне тебя жалко». 

«Выпил он молоко, — «хорошо», говорит. Как взрадуется Дина!»

Абдул-Мурат:

«Да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то, что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал».

Слайд с вопросами для анализа

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: фронтальный опрос

Ребята, проверяем. Первая группа читает характеристику Жилина.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету (вариант)

Читает вопрос, цитату, затем комментирует: 

таким образом, мы видим, что Жилин - это надёжный друг, он не может бросить своего товарища в беде, даже если ему это выгодно. Ведь если бы он бросил Костылина, то мог бы уйти далеко вперёд и не вернуться опять в плен.

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: репродуктивная беседа

 

Какой из анализируемых персонажей наиболее вам близок, вызывает симпатию? Почему?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Мне наиболее симпатичны Жилин и Дина, поскольку такие люди будут настоящими друзьями, на них всегда можно положиться, они не предадут и помогут в трудную минуту.

Какие черты характера Жилина и Дины вы считаете лучшими? Почему?

Жизнелюбие, трудолюбие, сопереживание, сострадание, честность, порядочность.

Кто такой оптимист? Можно ли назвать Жилина оптимистом? Почему?

Оптимист - это человек, который всегда верит в лучшее. Жилина можно назвать оптимистом, т.к. он никогда не унывал, несмотря на трудности и неудачи, шёл к своей цели не унывая, веря в лучшее.

Как вы считаете, возможна ли дружба между людьми разных национальностей? Почему?

Каким образом в рассказе находят общий язык люди разных национальностей?

Возможна, так как дружба связывает людей не по национальному признаку, а по сходству интересов, душевному родству, чувству симпатии к человеку.

В рассказе герои разных национальностей находят общий язык на основе добрых человеческих отношений, взаимопомощи: Жилин помогает горцам, чинит их вещи, помогает по хозяйству, они также начинают видеть в нём не врага, а просто человека, относиться уважительно. У Абдул-Мурата вызывает уважение смелый поступок Жилина (отказался заплатить запрашиваемую сумму выкупа), его честность. ( Мог бы обмануть, согласиться, а потом всё равно сбежать).

3. Итог урока

Поразмышляйте, как сложились бы отношения Жилина и горцев, если бы не было войны?

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: инструктивное  слово учителя

Ребята, сделаем вывод из всего сказанного. Чему учит нас рассказ? В чём заключается его гуманизм?  Как вы поняли? Для того чтобы ответить на эти вопросы, письменно в тетради распространите и закончите следующие предложения:

Я согласен с тем, что дружба…

Я понял, что война…

Я думаю, что помощь и взаимовыручка…

Я считаю, что в любой ситуации нужно…

Работа на отметку!

Если бы не было войны Жилин, Абдул-Мурат, Дина и другие горцы могли бы стать друзьями, так как несмотря даже на войну начинают испытывать друг у другу дружеские чувства, помогают друг другу. Если бы не война герои, не придавали бы никакого значения тому, что они принадлежат разным национальностям.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: 

Письменный ответ по предмету

Слайд с языковыми клише

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: устный фронтальный опрос

Ребята, послушаем, что у вас получилось. Гоша прочти. (Спросить несколько человек).

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Метод: репродуктивный

Приём: обобщающее слово учителя

Таким образом, рассказ учит нас любви к людям, несмотря на национальные преграды, учит приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Каждый человек – это высшая ценность независимо от нации. Война же разъединяет людей, делает их врагами. Также автор учит нас в любой ситуации не терять присутствия духа, учит нас подставлять плечо товарищам, и плечом к плечу преодолевать трудности.  В этом и заключается гуманизм рассказа.

Всем спасибо за работу, урок окончен!

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Конспект урока по чтению в 7 классе на тему: «Л.Н.Толстой. Кавказский пленник (6 глава)».

Цели урока: познакомиться с 6 главой произведения, формировать ценностное и гуманное отношение к окружающим.Задачи:Образовательные:- отрабатывать умение выделять главную мысль произведения;- называть ...

Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс

Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс. Урок сопровождает презентация. Нужно найти фильм, снятый по рассказу. Фильм киностудии "Грузия-фильм". Режиссе...

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....

Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Данный конспект является приложением к системе работы по теме "Гражданско- патриотическое становление школьников на уроках литературы"...

Конспект урока чтения и развития речи в 7-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»_23.11.2018

Цель:1.закончить работу над повестью Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», совершенствовать технику чтения учащихся, развивать связную устную речь.2.коррегировать память, внимание, логическое...