Разработка урока литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Мурзина Ольга Юрьевна

Представлена методическая разработка обобщающего урока по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме игры "Суд над Базаровым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-sud.docx41.7 КБ

Предварительный просмотр:

                        

Класс: 10

Вид учебного занятия практическое занятие

Тип занятия   обобщение знаний

Тема: « Суд над Базаровым»

Цели урока : обобщить, углубить, систематизировать материал об образе Базарова.

Задачи:

1) научить анализировать текст романа.

2) познакомить с разными точками зрения критиков – современников И.С.Тургенева (Писаревым Д.И., Страховым Н.Н., М.А. Антоновичем).

3) Отрабатывать умения и закреплять навыки работы с критической статьей.

4) Совершенствовать навыки ораторского искусства,

5) Формировать собственное мнение, собственную позицию,ориентироваться в необычных игровых ситуациях.

6)Воспитывать любовь к литературе, художественному слову

Межпредметные связи: литература, русская критика, ораторское искусство, история.

Педагогическая технология : игровая

Форма организации обучения   ролевая игра

Используемые методы обучения: проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод),. Самостоятельная работа с романом, критической статьёй.

Время проведения урока: 2 урока (80 мин.)

Обеспечение урока : компьютер, проектор, иллюстрации на слайдах (эпизоды встреч Е.Базарова с Аркадием, А.Одинцовой, П.П. Кирсановым, отцом), портреты И.С.Тургенева, Н.Н. Страхова, Д.И.Писарева, М.А.Антоновича), критические статьи: М.А. Антоновича “Асмодей нашего времени”, Д.И.  Писарева “Базаров”, Н.Н. Страхова “И.С.Тургенев “Отцы и дети”.

План  занятия

I Организационная часть                                                 1 - 2 минуты

(проверка  присутствующих, подготовка рабочих мест. Учащиеся занимают место согласно своей роли, которые распределялись заранее .( Судья, прокурор, адвокат, обвиняемый (Евгений Васильевич Базаров), свидетели (Аркадий, Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова, отец Базарова- Василий Иванович Базаров, 7-присяжных, остальные – присутствующие(могут участвовать в заседании суда: задавать вопросы)

II. Сообщение  темы и целей занятий                                1-2 минуты

Учитель: – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок-  мы будем участниками суда над Евгением Васильевичем Базаровым.

III.  Актуализация знаний

Появление романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” вызвало огромный резонанс среди  всех слоев русского читающего общества. Книга была обсуждена всеми – от революционных кругов до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Журнальная критика своей изумительной противоречивостью по отношению к главному герою вводила читателя в недоумение. Наша задача - во время импровизированного процесса сформировать собственную точку зрения на роль и значение образа Базарова.

Итак, все готовы? Приступим!

Не забывайте! Речь выступающих должна быть яркой, эмоциональной.

        

IV Обобщение и систематизация знаний в форме игры.                30 мин.

(Примерный текст выступлений)        

В судебном процессе принимает участие секретарь: ФИ , судья: ФИО, обвинитель ФИО , адвокат: ФИО.        

1)Секретарь: Встать! Суд идет. Прошу садиться. Слушается дело по обвинению Евгения Васильевича, главного героя романа И. С Тургенева «Отцы и дети».

2) Судья: Слушается дело Базарова Евгения Васильевича, русского демократа, разночинца. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

3) Прокурор: (Вся обвинительная речь строится на основе статьи М.А. Антоновича “Асмодей нашего времени” (ж-л “Современник”, 1862 г., № 3.) Выступающий выбирает материал, характеризующий героя с отрицательной стороны).Приложение№1

 Базаров обвиняется в том, что распространением своих идейных убеждений посягнул на устои общества; а также пренебрежительном отношении к “отцам”, старшему поколению, неверии в дружбу, любовь, отрицание искусства, природы как источника эстетического наслаждения; будоражит общественное мнение, отрицательно воздействует на формирование мировоззрения молодого поколения. Кто он, Базаров? Идеальный герой или нравственный калека? Достоин подражания или осуждения?

4) Судья: Суд приступает к опросу свидетелей. Секретарь, пригласите свидетеля Павла Петровича Кирсанова.

5)Секретарь: В зал суда приглашается свидетель - Павел Петрович Кирсанов.

6) Речь П.П. Кирсанова. (Речь подготовлена дома по тексту романа «Отцы и дети». Ученик, опираясь на материалы предыдущих уроков, проанализировав эпизоды,  даёт оценку Базарову от лица своего героя)

7) Судья: Есть ли  вопросы к свидетелю? (Прокурор и адвокат задают вопросы свидетелю. Вопросы могут задавать присутствующие в зале суда ученики)

Пригласите свидетеля Кирсанова Аркадия Николаевича.

8)Секретарь. В зал суда приглашается свидетель - Кирсанов Аркадий Николаевич.

9) Речь Аркадия. (Речь подготовлена дома по тексту романа «Отцы и дети». Ученик, опираясь на материалы предыдущих уроков, проанализировав эпизоды,  даёт оценку Базарову от лица своего героя)

10) Судья: Есть ли  вопросы к свидетелю? (Прокурор и адвокат задают вопросы свидетелю. Вопросы могут задавать присутствующие в зале суда ученики)

Пригласите свидетеля Одинцову Анну Сергеевну.

11)Секретарь. В зал суда приглашается свидетель - Одинцова Анна Сергеевна.

12) Речь Одинцовой. (Речь подготовлена дома по тексту романа «Отцы и дети». Ученик, опираясь на материалы предыдущих уроков, проанализировав эпизоды,  даёт оценку Базарову от лица своего героя)

13) Судья: Есть ли у кого вопросы к свидетелю? (Прокурор и адвокат задают вопросы свидетелю. Вопросы могут задавать присутствующие в зале суда ученики)

Секретарь: Объявляется перерыв в заседании суда на 10 минут. (Перемена)

Секретарь: Встать . Суд идёт.                                                                        25 минут

14)Судья: Слушается дело Базарова Евгения Васильевича, русского демократа, разночинца. Пригласите свидетеля Базарова Василия Ивановича.

15).Секретарь. В зал суда приглашается свидетель - Базаров Василий Иванович.

16) Речь Василия Ивановича Базарова. (Речь подготовлена дома по тексту романа «Отцы и дети». Ученик, опираясь на материалы предыдущих уроков, проанализировав эпизоды,  даёт оценку Базарову от лица своего героя)

17) Судья: Есть ли у кого вопросы к свидетелю? (Прокурор и адвокат задают вопросы свидетелю. Вопросы могут задавать присутствующие в зале суда ученики)

Подсудимый, Вам предоставляется заключительное слово в свое оправдание.

18) Заключительное слово Базарова: . (Речь подготовлена дома по тексту романа «Отцы и дети»)

Как вариант, не обязателен для использования!

Вся моя жизнь, была проникнута горячим стремлением бороться во имя изменения общественного строя России. Мой нигилизм, отрицавший авторитеты, родился в эпоху ломки общественного сознания. Я его связываю с утверждением материалистического миросозерцания, с развитием науки. У меня было единственное стремление, ничего не брать на веру, все проверять жизнью. Именно поэтому я решил «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины». И конечная цель у меня – принесение возможно большей пользы человечеству. Среди молодёжи демократической распространилось убеждение, что только знание способно вести к истинному прогрессу, что искусство лишь тормозит движение вперед. Вероятно, я заблуждался. Судить вам, живущим в будущем.

19) Судья: Слово предоставляется господину адвокату.

20) Речь адвоката. (Вся речь защиты строится на основе статей Д.И. Писарева “Базаров” и Н.Н.  Страхова “И.С.Тургенев. “Отцы и дети”). Приложение №2

21) Судья: Есть вопросы к адвокату? Господа присяжные, прошу посовещаться и вынести вердикт по делу Евгения Базарова.

22) Присяжные. Совещаются недолго. Председатель присяжных озвучивает решение.

23) Секретарь: Уважаемые присутствующие, заседание суда закончено.

V.Рефлексия. Выяснение впечатлений учащихся от игры.  По цепочке все присутствующие на уроке-суде отдают свой жетон (например, смайлик) ученику  лучше других исполнившему свою роль, кратко комментируя своё решение)            5 мин.                                                                                            

VI. Итоговая  часть занятия                                                                 3 - 5 минут

(подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок)

VII. Сообщение домашнего задания                                                            1- 2 минуты 

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

  1. Базаров и Павел Петрович Кирсанов как антиподы и двойники (Сопоставительная характеристика героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
  2. Конфликт поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  3. Любовь и дружба в жизни Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Приложение №1

(Вся обвинительная речь строится на основе статьи М.А. Антоновича “Асмодей нашего времени” (ж-л “Современник”, 1862 г., № 3.) Выступающий выбирает материал, характеризующий героя с отрицательной стороны).

Составить свой текст из данных.

 “Человек не глупый, - напротив, очень способный и даровитый, … много знающий; а между тем в спорах он совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму”.

“О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей”.

“Он представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к нему не имеет ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он также ненавидит”.

 “…подчиняющихся его влиянию он учит безнравственности и бессмыслию; их благородные инстинкты и возвышенные чувства он убивает своей презрительной насмешкой…”.

“Женщина, добрая и возвышенная по натуре, сначала увлекается им; но потом…с ужасом и омерзением от него отворачивается, отплевывается и “обтирается платком” и т.д.

Антонович увидел в романе панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение. Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем “с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом”. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что “Кукшина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович”. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это — чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева. По мнению Антоновича, с первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука; но, разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать, надеясь, что дальше будет лучше, что автор войдет в свою роль, что талант возьмет свое и невольно увлечет ваше внимание. А между тем и дальше, когда действие романа развертывается перед вами вполне, ваше любопытство не шевелится, ваше чувство остается нетронутым; чтение производит на вас какое-то неудовлетворительное впечатление, которое отражается не на чувстве, а что всего удивительнее - на уме. Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними, или, точнее, следить за их рассуждениями. Вы забываете, что перед вами лежит роман талантливого художника, и воображаете, что вы читаете морально-философский тракта, но плохой и поверхностный, который, не удовлетворяя уму, тем самым производит неприятное впечатление и на ваше чувство. Это показывает, что новое произведение Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении. Тургенев относится к своим героям, не фаворитам его, совершенно иначе. Он питает к ним какую-то личную ненависть и неприязнь, как будто они лично сделали ему какую-нибудь обиду и пакость, и он старается отмстить им на каждом шагу, как человек лично оскорбленный; он с внутренним удовольствием отыскивает в них слабости и недостатки, о которых и говорит с дурно скрываемым злорадством и только для того, чтобы унизить героя в глазах читателей: "посмотрите, дескать, какие негодяи мои враги и противники". Он детски радуется, когда ему удается уколоть чем-нибудь нелюбимого героя, сострить над ним, представить его в смешном или пошлом и мерзком виде; каждый промах, каждый необдуманный шаг героя приятно щекочет его самолюбие, вызывает улыбку самодовольствия, обнаруживающего гордое, но мелкое и негуманное сознание собственного превосходства. Эта мстительность доходит до смешного, имеет вид школьных щипков, обнаруживаясь в мелочах и пустяках. Из разных мест романа Тургенева видно, что главный герой его человек не глупый, - напротив, очень способный и даровитый, любознательный, прилежно занимающийся и много знающий; а между тем в спорах он совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму. О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей .Он систематически ненавидит и преследует все, начиная от своих родителей и, оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадною жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывалось в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти; самую ненависть он отпускает рассчитано, по гранам. И заметьте, этот герой - молодой человек, юноша! Он представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к нему не имеет ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он также ненавидит. Роман есть не что иное, как беспощадная и тоже разрушительная критика молодого поколения.

Приложени№2

Из данных текстов составить свой.

 (Речь должна быть яркой, эмоциональной, она строится на тезисах статьи Д. Писарева “Базаров”).

1) Цитаты о Базарове из критической статьи Дмитрия Ивановича Писарева:

Отношения Базарова к его товарищу бросают яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встречал еще человека, «который бы не спасовал перед ним»; Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощен собою и работою; наблюдения и исследования над живою природою, наблюдения и исследования над живыми людьми наполняют для него пустоту жизни и застраховывают его против скуки. Он не чувствует потребности в каком-нибудь другом человеке отыскать себе сочувствие и понимание;

Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого на любит и, вследствие этого, никого не щадит.

В цинизме Базарова можно различить две стороны – внутреннюю и внешнюю: цинизм мыслей и чувств и цинизм манер и выражений.

Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо-высоко стоит в своих собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей.

Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидать

Человек, привыкший надеяться на себя и на свои собственные силы, привыкший осуществлять сегодня то, что задумано было вчера, начинает смотреть с более или менее явным пренебрежением на тех людей, которые, мечтая о любви, о полезной деятельности, о счастии всего человеческого рода, не умеют шевельнуть пальцем, чтобы хоть сколько-нибудь улучшить свое собственное, в высшей степени неудобное положение.

предоставляет себе право говорить людям в глаза резкие истины по той причине, что это ему нравится.

Он смотрит на людей сверху вниз и даже редко дает себе труд скрывать свои полупрезрительные, полупокровительственные отношения к тем людям, которые его ненавидят, и к тем, которые его слушаются

Работает он без цели, для добывания насущного хлеба или из любви к процессу работы,

Базаров не мог полюбить Одинцову с первого взгляда или после первого свидания; так вообще влюблялись только очень пустые люди в очень плохих романах. Ему просто понравилось ее красивое, или, как он сам выражается, богатое тело; разговор с нею не нарушил общей гармонии впечатления, и этого на первый раз было достаточно, чтобы поддержать в нем желание узнать ее покороче. Базаров не составлял себе никаких теорий о любви.

Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо; Аркадий часто спорит с ним, и в этих спорах Базаров дает полную волю своему увесистому юмору. Аркадий не любит своего друга, а как-то невольно подчиняется неотразимому влиянию сильной личности, и притом воображает себе, что глубоко сочувствует базаровскому миросозерцанию. Отношения его к Базарову чисто головные, сделанные на заказ; он познакомился с ним где-нибудь в студенческом кругу, заинтересовался цельностью его воззрений, покорился его силе и вообразил себе, что он его глубоко уважает и от души любит. Базаров, конечно, ничего не вообразил и, нисколько не стесняя себя, позволил своему новому прозелиту любить его, Базарова, и поддерживать с ним постоянные отношения. Поехал он с ним в деревню не для того, чтобы доставить ему удовольствие, и не для того, чтобы познакомиться с семейством своего нареченного друга, а просто потому, что это было по дороге, да и наконец, отчего же не пожить недели две в гостях у порядочного человека, в деревне, летом, когда нет никаких отвлекающих занятий и интересов?

- “Тургенев… вдумался в этот тип и понял его так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов”.

- “…у Базарова есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое”.

- “…Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким”.

- “Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения”.

-  “…в этих людях таятся колоссальные силы”.

- “Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели; такие люди долго остаются молодыми, сильными и годными на всякую работу…”.

- “Базаров – человек жизни, человек дела, но возьмется он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально”.

- “Базаров не фразер… В Базарове есть сила, самостоятельность, энергия, которой не бывает у фразеров и подражателей”.

- “…смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера” и т.д.

2) Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», неспособным решить основные проблемы эпохи. Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в медико-хирургической академии в 1855-1895 годах, т.е. был современником Добролюбова, который вышел из стен педагогического института в 1858 году уже вполне сложившимся мыслителем.

Обратим внимание на круг интересов Базарова. «Главный предмет его – естественные науки, – говорит Аркадий.

- Да он все знает». И в дальнейшем мы убеждаемся в том, как широк научный кругозор Базарова: он осведомлен в области медицины, химии, физики, ботаники, зоологии.

Увлечение естественными науками – типичная черта культурной жизни России 60-х годов. Вот свидетельство современности: «Первым средством самообразования, для подготовки себя ко всякого рода деятельности и к настоящей полезной общественной жизни считалось тогда изучение естественных наук, на которые смотрели как на необходимый фундамент всех знаний без исключения». Но Базаров, конечно, не только будущий ученый-материалист, но и будущий общественный деятель.

Тургенев не говорит читателю, на каком поприще развернется талант Базарова. Но можно предполагать, что речь о революционной деятельности. Шестидесятники, используя эзопов язык, часто слово «революция» заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, – а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает…». Базаровский нигилизм, отрицавший авторитеты, родился в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического миросозерцания, с развитием науки, в первую очередь естествознания. Плодотворным было стремление ничего на веру, все проверять жизнью. Однако нельзя е заметить, что по своему, как ученый – естествоиспытатель, Базаров глубоко любит природу. Утверждая, что «природа не храм, а мастерская», он противопоставляет восторженному созерцанию необходимость ее изучения. Его интересует редкий экземпляр жука, его радует березовая роща, он говорит любовно: «Акация да сирень – ребята добрые». Стремление перестроить жизнь на разумных началах сказалось и в отношении нигилиста Базарова к миру природы.

Размышляя о том, в чем прав и в чем не прав герой романа с нашей точки зрения, следует помнить, что писатель – реалист показал нам живой, ищущий ум, враждебный всяким догмам, проверяющий свои взгляды жизнью. А взгляды эти формировались в одну из сложнейших эпох, когда передовые люди страны мучительно искали теорию, способную объяснить мир и содействовать его изменению. Ломались старые представления; не сразу, нелегко складывались новые.

В романе Аркадий – лучший из «учеников» Базарова. Другие его «последователи» изображены сатирически. Подобно тому, как Репетиров опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукшина опошляют шестидесятников. Они видят в нигилизме только одно – отрицание всех старых норм и с восторгом следуют этой новой «моде».


Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми.

Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по- новому почувствовать природу. Фон, на котором происходит объяснение его с Одинцовой, – поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание.

Базарову материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными.

В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряют свойственные ему суровая прямота, честность, отсутствие рисовки.

Откровенно, без обиняков называет он ее аристократкой, обсуждает в ней то, что ему чуждо. Из его слов Одинцова могла заключить, что этот человек, как бы он ни любил, не жертвует во имя любви своими убеждениями.

3) Глубокий аскетизм проникает собою всю личность Базарова; это черта не случайная, а существенно необходимая. Характер этого аскетизма совершенно особенный, и в этом отношении должно строго держаться настоящей точки зрения, то есть той самой, с которой смотрит Тургенев. Базаров отрекается от благ этого мира, но он делает между этими благами строгое различие. Он охотно ест вкусные обеды и пьет шампанское; он не прочь даже поиграть в карты. Г. Антонович в "Современнике" видит здесь тоже коварный умысел Тургенева и уверяет нас, что поэт выставил своего героя обжорой, пьянчужкой и картежником. Дело, однако же, имеет совсем не такой вид. Базаров понимает, что простые или чисто телесные удовольствия гораздо законнее и простительнее наслаждений иного рода. Базаров понимает, что есть соблазны более гибельные, более растлевающие душу, чем, например, бутылка вина, и он бережется не того, что может погубить тело, а того, что погубляет душу. Наслаждение тщеславием, джентльменством, мысленный и сердечный разврат всякого рода для него гораздо противнее и ненавистнее, чем ягоды со сливками или пулька в преферанс. Вот от каких соблазнов он бережет себя; вот тот высший аскетизм, которому предан Базаров. За чувственными удовольствиями он не гоняется, он наслаждается ими только при случае; он так глубоко занят своими мыслями, что для него никогда не может быть затруднения отказаться от этих удовольствий; одним словом, он потому предается этим простым удовольствиям, что он всегда выше их, что они никогда не могут завладеть им. Зато тем упорнее и суровее он отказывается от таких наслаждений, которые могли бы стать выше его и завладеть его душою.

Вот откуда объясняется и то более разительное обстоятельство, что Базаров отрицает эстетические наслаждения, что он не хочет любоваться природою и не признает искусства.

2) Критик Страхов Н.Н. (выступление строится на основе статьи “И.С.Тургенев. “Отцы и дети”; журнал “Время”, 1862, №4. Основное внимание выступающий сосредотачивает на типичности черт Е.Базарова, любуется им, ему герой нравится).

- “Напрасные обвинения! …Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом”.

- Его речь отличается простотою, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом. …он всех легче сближается с народом, всех лучше умеет держать себя с ним.

- “…первое сильное лицо, первый сильный характер…”.

- “Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова”.

- “Базаров человек вполне живой…Он отрицается от жизни, а между тем живет глубоко и сильно”.

- “… к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредоточивает на себе ни одно из действующих лиц романа… мать и отец вспоминают и молятся о нем с бесконечной и невыразимой нежностью; …Катя и Аркадий чокаются “в память Базарова”.

- “Базаров головою выше всех других лиц…”.

- “…любовь (Базарова и Одинцовой) вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, …неотразимо хватающие за душу” и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...

Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"

Разработка урока  литературы 6 класс  Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...