В.М. Гаршин. Рассказ "Сигнал". Конспект урока.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Афанасьева Ирина Сергеевна

Цель урока - поработать с ключевыми понятиями  произведения: «нравственность», «нравственный», «месть», «чувство долга», «прощение» «самопожертвование». Цель реализуется с помощью репродуктивной беседы. Также на этом уроке ведётся работа по развитию устной речью школьников с помощью пересказа сюжета художественного произведения. Осуществляется работа над словарным составом речи детей, она реализуется с помощью устного фронтального опроса. Складывается понятие о героях, их отношении к жизни, характерах и поступках с помощью привлечения фрагментов из текста и составления сравнительной таблицы, на основе которой дети учатся анализировать и сопоставлять, делать выводы. В конце урока у учащихся должно сформироваться представление об идее произведения, характерах персонажей и авторской позиции. Проверка осуществляется с помощью репродуктивной беседы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        Конспект урока литературы

Тема урока: В.М.Гаршин «Сигнал». Причина разного отношения героев к жизни. Нравственное превосходство Семёна.

Тип урока: изучение нового материала

Дата проведения урока: 21. 02 .2017 г.

Цель урока: проанализировать рассказ, выявить причины разного отношения героев к жизни.

Задачи урока:

 Обучающие:

                        1.Формировать представление о понятии  «нравственность» с помощью репродуктивной беседы

                    2.Обогащать лексический запас школьников новыми словами с помощью словарной работы                                                                          

                    3.Формировать умение анализировать художественный текст с помощью репродуктивной беседы                  

        Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к собеседнику с помощью организации слушания устного ответа одноклассников
  2. Воспитывать нравственные качества с помощью репродуктивной беседы

           Развивающие:

  1. Развивать аналитическое мышление с помощью анализа художественного текста, составления таблицы
  2. Развивать мышление с помощью аргументации устного ответа по предмету
  3. Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного ответа по предмету

Перечень оборудования: проектор, доска со слайдами.

Список литературы: электронные ресурсы: http://metod-sbornik.ru/images/soderjanie/fizkultura/Щербак%20Ж.А.-литер-5%20кл.pdf 

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/06/07/urok-literatury-v-5-klasse-na-temu-problema-nravstvennogo

                                                                                         

Хронометраж урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

1.Организационный

Метод: репродуктивный

Приём: ведущее приветственное вводное слово учителя

  1. мин

 2. Подготовка к изучению художественного произведения

Метод: репродуктивный

Приём: пересказ

Метод: репродуктивный

Приём:  устный фронтальный опрос

 10 мин

3.Изучение художественного произведения

Метод: репродуктивный

Приём: ведущее инструктирующее слово учителя

Метод: репродуктивный

Приём: репродуктивная фронтальная беседа

Метод: репродуктивный

Приём: ведущее инструктирующее слово учителя

                              25

4.Итог урока. Обобщение изученного материала

Метод: репродуктивный

Приём: репродуктивная фронтальная беседа

                          5 мин

                                                                                                                                                                                             

                                                                                   

                                                                                        Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, приветственное, вводное

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Запишите в тетрадях дату и тему. Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом Всеволода Михайловича Гаршина «Сигнал». Дома вы должны были его прочитать.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

Письмо. Запись в тетради.

Слайд с портретом писателя

Слайд с домашним заданием:

 

Ответить на опрос:

 

Какой смысл вкладывает автор в заглавие рассказа?

2.Подготовка к изучению художественного произведения

Метод обучения: репродуктивный метод

Приём обучения: пересказ

Вспомните о чём это произведение, назовите главных героев  и кратко перескажите сюжет. Даша начнёт, остальные внимательно слушают. Я в любой момент могу остановить Дашу и попросить кого-нибудь из вас продолжить. (Спросить несколько человек).

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Главный герой рассказа - Семён Иванов работает сторожем на железной дороге. На войне он потерял здоровье, стал слабым и больным человеком. Дома, после возвращения с войны, его тоже ожидают горести: умер отец, потом малолетний сынишка. Трудно Семену возделывать землю, работать по хозяйству с больными руками и ногами. Но все свои беды он переносит мужественно, не жалуясь на судьбу. Сёмён  уходит из своей деревни вместе с женой искать счастья и встречает на одной из станций офицера своего полка. Узнав, что Семён ищет работу, тот устраивает его сторожем на этой станции. К своей работе Семён относится ответственно, добросовестно. Затем на станции он знакомится с соседом, Василием, который ропщет на свою бедность,  и считает, что во всём виноваты богачи и начальники, которых он ненавидит. Весной Василий  посадил капусту на огороде, а дорожный мастер, увидел и приказал выкопать, да ещё штраф наложил.  (Т.к. посадил без разрешения). Разозлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику из петербургской ревизии. Но тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил. Василий отправляется в Москву искать управы на этого начальника. Пошёл однажды Семен в лес нарезать палок для дудок, и вдруг видит - человек рельсу откручивает. Не  знает Сёмён что делать. Через две минуты здесь пройдёт пассажирский поезд. Добежать до будки, чтобы взять инструменты он не успеет. «Ударил себя ножом в левую руку повыше локтя, брызнула кровь, полила горячей струей; намочил он в ней свой платок, расправил, растянул, навязал на палку и выставил свой красный флаг». Только из-за большой кровопотери силы оставляют его, о вот-вот потеряет сознание. И вдруг, чьи-то руки перехватывают сигнал. Это Василий. Машинист успевает затормозить, на платформу выходят люди. Васили говорит: Вяжите меня, я рельс отворотил.

Метод обучения: репродуктивный метод

Приём обучения: ведущее инструктирующее слово учителя

Итак, вы уже сказали, что главными героями рассказа являются Семён и Василий, сторожа на железной дороге.

Похожи ли герои между собой или они абсолютно разные? Для того чтобы узнать это выполним следующее задание.

Я буду вам зачитывать цитату из произведения, а вы должны понять к кому она относится к Семёну или к Василию, кто говорит или о ком говорится в тексте. Итак, внимание.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Дрезина - механическая железнодорожная тележка, предназначенная для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния.

Костыль –

железнодорожный гвоздь, предназначенный для скрепления рельс и деревянных шпал на железнодорожном полотне.

Верста -   устаревшая единица измерения, равная примерно километру. Также  придорожные столбы, которые расставлялись с промежутком в одну версту и указывали расстояние до определённых пунктов.

Рожок - инструмент звуковой сигнализации при проведении железнодорожных работ и работ по осмотру пути.

Молот - орудие труда, использующееся при ковке металлов, разбивании камней и т.д.

Ключ - инструмент для завинчивания или отвинчивания чего-либо.

Лом -  ручной ударный инструмент.

Сажень - устаревшая единица измерения, равная примерно двум метрам.

3. Изучение художественного произведения

Метод обучения: репродуктивный метод

Приём обучения: устный фронтальный опрос

Читаю фрагменты из произведения, характеризующие героев, дети должны узнать к кому относится каждый фрагмент.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: ведущее инструктирующее слово учителя

Хорошо, ребята, молодцы. Давайте сделаем вывод в виде таблицы. Разделите тетрадь на две части. Первую часть озаглавьте «Семён», а вторую «Василий». Своими словами письменно охарактеризуйте каждого героя. Семён, какой он?  Как вы поняли? А Василий, какой он?  В конце таблицы сделайте вывод: похожи ли герои между собой по характеру, или они разные? Своё мнение обоснуйте.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету

Образец письменного  ответа по предмету

Семён

Это простой скромный человек. Он никого не обвиняет в своих несчастиях и жизненных неудачах. Он не ропщет, не бунтует, никому не желает зла. Он способен на подвиг, на самопожертвование, на подвиг. Он добрый, сострадательный, думает о других, а не только о себе.

Василий

Это озлобленный на весь мир человек. В своих несчастиях и жизненных неудачах он обвиняет других людей. Считает, что человек человеку волк, а не брат. Злой, мстительный.

Вывод: Герои не сходны между собой, их объединяет только место работы. Они отличны разным отношением к жизни: Семён настроен к людям доброжелательно по-братски, а Василий наоборот враждебно, он жаждет мести.

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: репродуктивная беседа

Ребята, закончили?

Серёжа, прочитай, что ты написал.

(Спросить несколько человек).

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: репродуктивная беседа

Молодцы! Ребята, в названии темы нашего урока говорится о нравственном превосходстве Семёна.  Как вы понимаете слово «нравственность» и

какого человека можно назвать нравственным?

Кирилл.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Нравственность это-

1.Совокупность норм, определяющих поведения человека. //Поведение человека, основывающееся на таких нормах. 
2. Моральные качества.

 

Нравственный человек несёт ответственность за свои поступки, не совершает таких действий, которые могут повредить другому человеку

Слайд с определением понятия «нравственность

Как вы понимаете словосочетание «чувство долга»? Соответствует ли это понятие поведению человека нравственного? Почему?

Чувство долга - это ответственность за свои слова и поступки, за то, что ты делаешь. Осознание ответственности не только перед собой, но и перед другими людьми. Добросовестное исполнение возложенных на тебя обязанностей.

Как можно назвать поступок Василия?

(Открутил рельсы). Что им движет?

Поступок Василия - это месть. Им движет злоба, свои обиды на начальника он хочет выместить на невинных людях. Раз ему плохо, так пусть будет плохо и другим.

Можно ли назвать Василия нравственным человеком? Почему?

Нравственным человеком Василия назвать нельзя, так как причинение вреда другим людям, убийство, не совместимы  с  понятием «нравственность».

Почему Василий всё-таки возвращается и приходит на помощь Семёну? Что им движет в этом случае?

Василия мучает совесть. Несмотря на озлобленность, он понимает, осознаёт, что поступает плохо, что он лишит жизни ни в чём не повинных людей. Это осознание не даёт ему покоя. Поэтому он возвращается. Он был поставлен следить за порядком на железной дороге. И он же этот порядок нарушает.

Можно ли оправдать поступок Василия и почему?

Делаем вывод, что персонаж неоднозначный.

Поступок Василия оправдать нельзя, а можно простить и пожалеть его. Так как это человек озлобленный на весь мир. В других людях он видит не друзей, не братьев, а волков. Он замечает в людях только плохие качества. Тяжело жить с таким внутренним ощущением.

Почему герои по-разному относятся к жизни?

Герои по-разному относятся к жизни так как Семёна не сломили никакие испытания и тяготы. Он открыт для людей, всегда готов им помочь. Василия же нужда сломила, не всегда доброе отношение к нему некоторых людей настроило против людей вообще.

Что движет поступком Семёна в финале рассказа? Почему он не ушёл?

Поступком Семёна движет чувство долга. Он понимает, что от его действия или бездействия зависит жизнь людей. Его обязанностью было следить за порядком на полотне. И он эту обязанность добросовестно выполняет.

Кому из героев приходится стоять перед нравственным выбором?

Перед нравственным выбором приходится стоять и Василию и Семёну. Выбор Василия: убежать или вернуться?

Выбор Семёна: опустить руки или сделать всё возможное и не возможное, пусть даже и в ущерб себе.

Можно ли назвать нравственным человеком Семёна? Почему?

Семёна можно назвать нравственным человеком, так как он движим чувством сострадания, ответственности, любви, совершает подвиг, остановив мчащийся поезд.

В чём заключается нравственное превосходство Семёна над Василием?

Нравственное превосходство Семёна заключается в его любви к людям, доброжелательном отношении, неравнодушии к судьбам других людей. В этом его сила.

4.Итог урока. Обобщение изученного материала.

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: репродуктивная беседа

Итак, ребята, как вы поняли, чему учит нас рассказ? Что хотел передать автор?

Спасибо за работу, урок окончен!

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Этим рассказом автор говорит нам, о том, что высшим смыслом жизни остается жертвенная любовь, то есть готовность не раздумывая отдать свою жизнь за других.

Резерв: Подготовьте рассказ о событиях, которые произошли после того, как Василий испортил пути:

1.От имени самого Василия

2.От имени одного из пассажиров

3.От имени машиниста поезда

Подумайте, что могли видеть, чувствовать, думать данные персонажи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")

Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок"

Урок литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок" содержит  музыкальный ряд, который является и мотивацией и рефлексией, и зрительный ряд - репрод...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"

Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"....