Рабочая программа спецкурса по литературе "Тайный мир текста".
рабочая программа по литературе (8 класс)

Касаткина Светлана Алексеевна

Актуальность программы курса заключается в том, что анализ  текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкость, многогранность, а  также способствует  развитию эмоциональной  и интеллектуальной сферы мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spets.kurs_8.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________Н.А.Слепцова

«__»_________20__г.           «_____»__________20__г.               пр №___«__»_______20__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«ТАЙНЫЙ МИР ТЕКСТА»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

8 КЛАСС

Учитель: Касаткина Светлана Алексеевна

2019-2020 учебный год

Программа  спецкурса по литературе

для 8 класса « Тайный мир текста».

Пояснительная записка

        Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура,  что предполагает сформировать  у учащихся  умения и навыки  литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие. При всей своей сложности процесс этот довольно увлекательный, поскольку позволяет погрузиться в мир  текста  – прекрасный и таинственный, наполненный особым смыслом, напряжёнными поисками, приобщением к творчеству. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в старшей школе.         Курс « Тайный мир текста» направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения.  Учебный  курс рассматривает  текст как речевое произведение и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции   восьмиклассников  в области речеведения. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области. Курс «Тайный мир текста»  углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и  строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках  литературы с 5 по 7 классы.  Данный  спецкурс предназначен для учащихся 8 класса основной школы. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).

Существует противоречие между содержанием учебной программы по предмету (стандарта) и отведённым временем на освоение этого содержания, которое выделяется учебным планом. Нехватка времени для формирования практических умений с помощью углубленных теоретических сведений компенсируется на занятиях данного курса.         

Актуальность программы курса заключается в том, что анализ  текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкость, многогранность, а  также способствует  развитию эмоциональной  и интеллектуальной сферы мышления учащихся.

        Содержание программы предполагает чтение и изучение  художественного произведения как произведение искусства слова, как явление культуры. Это некий алгоритм анализа, последовательность аналитических действий, который способствует продвижению к постижению глубины смысла произведения и богатства формы.

        Целью  курса является создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать   его  с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

        Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

         обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных  средствах   языка и его стилистических ресурсах;

        способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;

создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;

        развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;

        развивать  устную  и письменную речь,  ассоциативное мышление, воображение и творческие способности  учащихся;

        воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.

 Содержательный материал, положенный в основу программы, - это небольшие по объёму эпические и лирические произведения литературы XVIII-XX  вв. в ее лучших, классических образцах, предназначенные для обязательного изучения  и самостоятельного  чтения учащимися. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства,  призвана  научить  осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся  должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора. Через слово как знаковую единицу восьмиклассники учатся постигать глубинный смысл произведения, воспринимать духовный опыт человечества. В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова,  осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

        Для реализации программы и задач курса важно использовать многообразие коммуникативно-творческих форм и приёмов обучения, обозначенных как творческий практикум, поэтический семинар творческая лаборатория, творческая мастерская, эвристическая беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-конференция,  урок-практикум и т.д. Данные формы работы позволяют активизировать деятельность учащихся. Характер и объём работы определяется в зависимости от особенностей текста, этапа обучения и уровня подготовленности учащихся. Разнообразные формы организации обучения позволяют обеспечить наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей школьников.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса  учащиеся  должны

  • знать разные виды анализа текста;
  • знать методику сбора материалов для анализа;        
  • знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;
  • знать индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов и писателей.

Учащиеся должны уметь

  • вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;
  • анализировать и интерпретировать поэтический и прозаический  текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;
  • создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;
  • владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования;
  • выполнять задания творческого характера;
  • работать индивидуально и в группе;
  • осуществлять лингвистический анализ текста;
  • создавать тесты по заданной спецификации;
  • создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему

Формы, способы  контроля уровня  достижений учащихся:

  • подготовка и защита проектов,  докладов, рефератов;
  • проведение семинаров, исследований, экспериментов;
  • проведение  творческих практикумов, мастерских, лабораторий;
  • самостоятельный  анализ   произведений и эпизодов;
  • конференции;
  • заочные экскурсии;
  • лекции, эвристические беседы;
  • презентации учащихся;
  • тестирование;
  • конкурс чтецов.

Конечная цель  занятий курса - привить любовь и чуткость к  художественному слову, научить мыслить  самостоятельно, творчески.  Итоговой формой отчетности данного курса послужит презентация собственных проектов на свободную тему со своим собственным комментарием. Лучшие учащиеся будут отмечены дипломами и благодарностями.  Традиционная школьная отметка  в данном курсе не предполагается. Рекомендуемый список литературы может быть использован как учителями, так и учащимися, и стать предметом самостоятельного изучения.        

Работа по теме курса  «Тайный мир текста» предполагает следующий ожидаемый результат: изучение теоретического материала  приведет к ликвидации пробелов в данной области; овладение необходимыми теоретическими знаниями приведет к обеспечению высокого уровня литературоведческой подготовки учащихся, к овладению навыками применять полученные знания на практике: умению глубоко анализировать художественное произведение, используя сведения по теории литературы, умению самостоятельно формировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.

Предлагаемый курс « Тайный мир текста» рассчитан на 35 часов  в год (один час в неделю в течение учебного года). В программе указано примерное распределение учебного времени по темам курса, на занятиях  по объективным причинам возможно варьирование материала: углубление в отдельные вопросы, сокращение некоторых тем.

Содержание программы  спецкурса

8 класс

Введение в курс (2 ч.)

Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст  и читательский.

Теория литературного анализа (3ч.)

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации.

Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.

Язык художественного произведения (14ч.)

Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.

Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

Тропы.  Виды тропов:  аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перифраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.

Поэтический синтаксис.  Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис.  Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора.

Тексты.   К. Бальмонт  « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский  «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице»,  «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад»,   «Чудный град порой сольётся…»,  Г.Р. Державин «Снегирь»,  М.Ю. Лермонтов  «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…»,  А. А. Фет « На железной дороге»,  А. Блок « На железной дороге».

Персонаж в  литературном  произведении (6 ч.)

Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа:   имя, портрет,  речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

Тексты. Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», Д.И. Фонвизин « Недоросль». А. де Сент-Экзюпери « Маленький принц».

Функция  детали в художественном произведении (3ч.)

Деталь как самая малая и неделимая  единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).

Текст. А.С. Пушкин « Пиковая дама»

Символика в художественном произведении (3 ч.)

Символ –  предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

Тексты.  М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», « Сосед». М. Горький « Песня о Соколе».

Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)

Эпизод - основной структурный элемент в  системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.

Тексты. М. Горький « Старуха Изергиль», А. С. Пушкин « Капитанская дочка».

Обобщение изученного (1ч.)

Тематическое   планирование курса

№ п /п

Разделы

Всего часов

1.

Введение в курс

2ч.

2.

Теория литературного анализа

3ч.

3.

Язык художественного произведения

14ч.

4.

Персонаж в  литературном  произведении

6 ч.

5.

Функция  детали в художественном произведении

3ч.

6.

Символика в художественном произведении

3ч.

7.

Роль эпизода в художественном произведении

3ч.

8.

Обобщение изученного

1ч.

Итого

35 ч.

Поурочно-тематический план  курса

Номер урока

Название разделов и тем

Всего часов

Формы и методы обучения

Формы контроля

 Тема  № 1.Введение в курс -2 ч.

1

Текст как знаковая система.

1

Слово учителя о целях, задачах курса. Лекция- беседа

Конспект. Групповая рефлексия

2

Понятие контекста: авторский и читательский.

1

Лекция -  беседа

Эссе

 Тема № 2. Теория литературного анализа- 3 ч.

3

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный.

1

Лекция учителя, конспектирование

Доклад на тему  «Виды анализа»

4

Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ.

1

Лекция -беседа

Формулировка вопросов  по теме

5

Интерпретация. Отличие интерпретации от анализа.

1

Беседа. Практическое занятие

Творческое задание. Интерпретация любимо стихотворения

Тема № 3 .  Язык художественного произведения- 14 ч.

6

Виды языка. Понятие поэтического языка. Звукопись. Звукоподражание.

1

Лекция-беседа

Самостоятельная работа. Подборка стихотворных текстов

7

 «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Звуковая сторона стиха. Усиление смысловой функции слов.

1

Творческая лаборатория

Письменный анализ  звукового строя стихотворения В. Маяковского

8

Звуковые средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс.

1

 Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарём

Выразительное чтение поэтических текстов. Конкурс чтецов.

9

Звукопись в стихотворении К. Бальмонта « Вечер. Взморье. Вздохи ветра».

1

 Поэтический практикум

Письменный анализ стихотворения

10

Тропы. Виды тропов и связи между ними.

1

Семинар

 Групповые презентации Составление литературоведческого словарика

11

Эпитет как средство живой выразительной речи.

1

Урок-исследование

Работа с  поэтическим тестом

12

Эпитеты в исторических песнях. «Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице»,  «Пугачёв казнён».

1

Урок-практикум

Сообщения учащихся

13

Излюбленные эпитеты в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина.

1

Творческая мастерская

Творческие работы учащихся

14

Анализ стихотворений  Е.А. Баратынского «Водопад»,  «Чудный град порой сольётся…» Г.Р. Державина « Снегирь».

1

 Поэтический  практикум

Анализ стихотворения на выбор

15

Поэтический синтаксис. Интонация. Особенности поэтической интонации.

1

Семинар

Эссе

16

Фигуры речи как стилистический приём.

1

Лекция - беседа

Тестовый контроль

17

Анафора и эпифора в поэтическом тексте.

1

Урок-эксперимент

Наблюдение над поэтическим текстом

18

Роль выразительных средств языка в стихотворениях А. Фета, А. Блока « На железной дороге».

1

Урок-практикум

Анализ стихотворений

19

 Диагностика усвоения изученного по теме «Тропы и стилистические фигуры».

1

Тестирование

Зачёт по теме

 Тема № 4.  Персонаж в литературном произведении- 6 ч.

20

Человек как главный объект всякого искусства. Определение персонажа. Способы создания характера персонажа.

1

Лекция - беседа

Групповая рефлексия

21, 22

 Характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

2

Эвристическая беседа

Работа с текстом. Характеристика героини повести

23

Герои комедии Фонвизина. Говорящие фамилии и имена.

1

Урок-исследование

Проект - презентация «Говорящие фамилии и имена героев пьесы»

24

Герой сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

1

Урок-исследование, творческая лаборатория

Презентация-характеристика Маленького Принца

  Тема № 5. Функция  детали в художественном произведении- 3 ч.

25

Деталь - малая и неделимая  единица предметного мира произведения.

1

Лекция-беседа

Сообщения учащихся

26

Роль детали в художественном произведении.

1

Творческая лаборатория

Самостоятельная работа. Работа с текстами

27

Роль трёх карт в повести А.С. Пушкина « Пиковая дама».

1

Урок-исследование

Индивидуальные задания

 Тема № 6. Символика в художественном произведении- 3 ч.

28

Понятие о символе. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

1

Семинар

Доклады учащихся

29

 Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ Стихотворений ««Пленный рыцарь»,  «Сосед».

1

Поэтический практикум

Сообщения учащихся. Анализ стихотворений

30

М. Горький « Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл ««Песни…».

1

Эвристическая беседа

Анализ текста, выразительное чтение отрывка наизусть

 Тема № 7. Роль эпизода в художественном произведении - 3ч.

31

Эпизод - основной структурный элемент  произведения.

1

Лекция - беседа

Групповая рефлексия

32

Анализ эпизодов из повести А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»

1

Практикум

Индивидуальная работа учащихся над  любым эпизодом повести

33

М.Горький « Старуха Изергиль». Сравнительно – сопоставительный анализ двух легенд.

1

Урок-исследование

Анализ эпизода   «Рассказ Изергиль о своей жизни»

Тема № 8 .Обобщение  знаний -1 ч.

34

Зачетная работа.

1

Творческая лаборатория.

Зачётная работа. Проекты, презентации учащихся

35

Итоговая читательская конференция.

1

Урок-конференция

Индивидуальные   и групповые выступления учащихся

ИТОГО

35ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 класса

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 классавключает в себя:·        пояснительную записку с определением целей и задач курса; ·...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"

Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения...

Программа спецкурса "Лингвистический анализ художественного текста"

Программа спецкурса "Лингвистический анализ художественного текста" для 10, 11 класса...

Программа спецкурса "От слова к тексту"

Программа спецкурса "От слова к тексту"...