М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»
план-конспект урока по литературе

Давыдова Елена Шмульевна

Конспект урока литературы в 6 классе. Проблемный урок на основе работы групп (группы постоянного состава создаются перед первым уроком по изучению творчества М.Ю. Лермонтова и работают на протяжение 4 – х уроков)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 29»

М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».

(конспект урока литературы в 6 классе).

Выполнила учитель высшей

квалификационной категории

Давыдова Елена Шмульевна

Калтан, 2020

Предмет литература

Тип урока урок усвоения новых знаний

Вид занятия проблемный урок на основе работы групп (группы постоянного состава создаются перед первым уроком по изучению творчества М.Ю. Лермонтова и работают на протяжение 4 – х уроков)

Цели урока:

  1. Обучать основам анализа поэтического произведения, познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;
  2. Развивать навыки осмысленного чтения, развивать умение «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, актуализировать жизненный личный опыт.
  3. Формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слов «странник», «изгнанник».
  4. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

1. Умение понимать тему, идею литературного произведения.

2. Уметь отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка.

Метапредметные:

  1. Смысловое чтение.
  2. Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Личностные:

  1. Воспитывать понимания жизни, уважения к чувствам другого человека.
  2. 2.Формирование целостного мировоззрения.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, коллективного способа обучения.

Организационные формы: фронтальная работа, работа в группах.

Метод работы исследовательский.

Материально-техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, проектор, ученическая доска, ватманы, маркеры.

Междисциплинарные связи: история, мировая художественная культура, русский язык.

Урок сопровождается слайдовой презентацией.

Технологическая карта урока

(длительность урока – 45 минут)

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности(3 мин.)

Цель этапа:

знать и понимать цели и задачи урока

- Приветствует обучающихся;

- Создаёт эмоциональный настрой на работу.

Работа над портретом (показ слайда с портретом М.Ю. Лермонтова), обращает внимание на эпиграф урока, который записан на ученической доске и на слайде (слова К. Бальмонта: «Лермонтов – звездная душа, родственная с тучами и бурями»).

-Как вы думаете, о творчестве какого человека, поэта мы будем говорить на уроке?

- Какие вопросы у вас возникают, как бы вы определили проблемный вопрос нашего урока?

- Записывают тему урока (в зависимости от того, как ученики сформулировали проблемный вопрос. Примеры: «В чём родство души Лермонтова с природными стихиями?», «Как Лермонтов выражает душевные порывы в своём творчестве?», «В чём загадка души поэта?»).

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Знакомит с формой организации работы.

- Задаёт вопрос о том, как лучше представить итоги нашей работы по изучению творчества Лермонтова (итоги подводятся через 4 урока).

- Приветствуют учителя;

- Осмысливают эпиграф (очень важно, чтобы дети попытались выстроить предположения о чертах характера Лермонтова)

Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока.

- Осмысливают, какие будут на уроке формы организации работы.

- Ученики осмысливают перспективы своей деятельности (это может быть кластер или таблица, это может быть презентация, электронный альбом, это могут быть исследовательские работы).

Учащиеся формулируют проблемные вопросы, определяют цель урока для себя и намечают перспективы своей работы по изучению творчества поэта

Актуализация знаний

(10 мин.)

Цель этапа:

расширить кругозор детей, вызвать интерес к изучаемому материалу.

- Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Имя этого поэта нам уже знакомо. Вспомните произведения, изученные вами ранее, прочитанные вами самостоятельно.

- Какие основные темы этих произведений вы бы выделили? (фиксируется в виде кластера на доске и в тетрадях).

- М. Ю. Лермонтов очень любил свою Родину, писал стихотворения, в которых беспокоился о ней. Сам он провел жизнь вдалеке от своего дома, края. Почему?

Знакомство с биографией М. Лермонтова: выступление биографов от каждой группы.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1 группа: детство поэта.

2 группа: Лермонтов в Москве.

3 группа: Лермонтов в Петербурге.

4 группа: ссылка на Кавказ.

5 группа: 1838-1841 гг. – поэтический расцвет Лермонтова, вторая ссылка на Кавказ и смерть поэта.

Извлечение необходимой информации из текста, излагать своё мнение, аргументировать и делать выводы.

Изучение нового (7 мин.

Цель этапа:

Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

- Организует первичное знакомство с литературным произведением: прослушивание (фонохрестоматия).

- Прочитайте ещё раз эпиграф к уроку на слайде: «Лермонтов – звездная душа, родственная с тучами и бурями».

- Что сближает поэта со стихиями? (Порыв, устремленность.)

- Посмотрите на картину С.Н. Рериха «Собираются тучи» 1971 г.

- Какие впечатления возникли?

- Часто ли вы наблюдаете за движением облаков, туч?

- Что вы «увидели» в этом стихотворении? (Мчащиеся тучи и страдающего лирического героя.)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «тучи»? (дождь, грусть, тоска, свобода).

- Какие чувства владели поэтом, когда он создавал стихотворение? (разочарование, одиночество).

Определяют свои впечатления об услышанном стихотворении, выделяют ассоциации.

сопоставляют, сравнивают.

Закрепление нового (12 мин.)

Цель этапа:

побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.

Работа над стихотворением. Организует работу групп:

1 группа (аналитики): работают над анализом первой строфы.

2 группа (аналитики): работают над анализом второй строфы.

3 групп (аналитики): работают над анализом третьей строфы.

4 группа (литературоведа): выявляют использованные художественные средства, определяют их роль.

5 группа (творческие аналитики): готовят выразительное чтение и синквейны.

- Подводит к выявлению ещё одного мотива в творчестве Лермонтова: одиночество

(отображаем на кластере, который начали в начале урока).

-Подводит обучающихся к выводу, что творчество поэта напрямую связано с его душевными переживаниями.

Выразительное чтение стихотворения. Обеспечивает положительную реакцию детей.

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Приводят примеры. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Строят речевые высказывания.

- Выполняют задание в группах, а затем демонстрируют его выполнение (оформляется на ватманах, ватманы вывешиваются на ученической доске, представители от групп отвечают).

- Сравнивают с «версией учителя», обсуждают предложенный ответ, находят совпадающие мысли с «образцом» и/или новые.

- группы ведут друг с другом диалог, задают вопросы, дополняют или исправляют.

Выразительно читают стихотворение, оценивают выступления одноклассников.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Извлечение необходимой информации из текста, излагать своё мнение, аргументировать и делать выводы.

Умение слушать и слышать других.

Формирование артистических способностей.

Рефлексия (5 мин.)

Цель этапа:

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

- Предлагает лидерам групп провести рефлексивную работу.

(- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- Оцените свою работу на уроке. Кого бы вам хотелось отметить, как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке?

- Что удалось нам сегодня на уроке?

-Чем запомнится этот урок?)

- Подводит итог проведенной рефлексии и работы на уроке.

- Лидеры групп проводят рефлексивную работу.

Высказывают своё мнение.

Заполнение «Карты успеха».

Развитие устной речи, умение слушать других, давать оценку своим действиям.

Оценка работы

(5 мин.)

- Оценка результатов работы обучающихся проводится в течение занятия и в конце занятия дается итоговая оценка результатов работы.

- Анализируют итоговые оценки работы в группах как результат работы в коллективе и команде.

Самооценка и взаимооценка.

Домашнее задание

(3 мин.)

- Предлагает выполнить домашнее задание:

Домашнее задание. Выучить стихотворение «Тучи» наизусть. Ответьте на вопрос «Согласны ли вы с мнением К. Бальмонта, что душа Лермонтова «родственная с тучами и бурями»?»

- Осмысливают и записывают домашнее задание.

1 группа (аналитики): работают над анализом первой строфы.

  • Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?
  • Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу?

- Заполните таблицу, с помощью ватмана и маркера представьте её одноклассникам

Слова и выражения, вызывающие

положительные эмоции

Слова и выражения, вызывающие

отрицательные эмоции

  • В первой строфе нарисована почти идиллическая картинка. Лишь одно слово нарушает её. Какое?
  • Кто такие «изгнанники»? Это слово синонимично слову «странники»? В чём разница? Как в таблице вы разместили эти слова?
  • В какое поле таблицы вы поместили бы лирического героя? Почему?

- Как вы понимаете слова «степью лазурною»?

Выражение это употреблено в переносном значении.

Как называются такие выражения?

-Какое изобразительное средство использует Лермонтов в словах «цепью жемчужною»?

-Найдите пример эпитетов.

2 группа (аналитики): работают над анализом второй строфы.

  • В чём особенность второй строфы?
  • О чем вторая строфа: о поэте или о тучах?
  • Кто выступает его гонителями, что его гонит «в сторону южную»?
  • Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова?
  • Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему?
  • В судьбе Лермонтова все это было. Поэт погружается в себя, скорбно размышляет о своей участи. Как вам кажется, чем отличается настроение и чувство поэта между первой и второй строфой?

- Заполните таблицу, с помощью ватмана и маркера представьте её одноклассникам

Слова и выражения, вызывающие

положительные эмоции

Слова и выражения, вызывающие

отрицательные эмоции

-Найдите инверсию. Для чего автор её использует?

3 группа (аналитики): работают над анализом третьей строфы.

- Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи?

  • Он завидует тучкам?
  • Жалеет их?
  • Сочувствует им?

  • - Почему строфа начинается прямым отрицанием: «Нет...»
  • Подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения?

- Заполните таблицу, с помощью ватмана и маркера представьте её одноклассникам

Слова и выражения, вызывающие

положительные эмоции____онтова
Карта успеха группы 1инквейныредства, определяют их рольние его душевными переживаниями.
 ____онтова
Карта успеха группы 1инквейныредства, определяют их рольние его душевными переживаниями.

Слова и выражения, вызывающие

отрицательные эмоции

- Что противопоставляется в стихотворении?

- Какой прием вы увидели в стихотворении?

Для чего, на ваш взгляд поэт использует такой приём, как олицетворение

  1. группа (литературоведы):

- Какие художественные средства использует поэт в стихотворении? Для чего он их использует?

- Заполните таблицу, с помощью ватмана и маркера представьте её одноклассникам

Художественное средство

Для чего используется

ЭПИТЕТ

МЕТАФОРА

ИНВЕРСИЯ

АНТИТЕЗА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

- Выделите основную тему стихотворения.

5 группа (творческие аналитики):

- Определите настроение стихотворения.

- Прочитайте его выразительно.

Составление синквейна.

Синквейн – творческая работа – должен составляться из 5 строк:
1. 
Первая строка должна содержать слово которое обозначает тему (по обыкновению это существительное).
2. 
Вторая  строка  представляет собой описание темы, состоит из 2-х слов (чаще прилагательных).
З. 
Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.
4. 
Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4-х слов и выражает отношение к теме.
5. 
Последняя строка состоит из одного слова - синонима, который передает, сущность темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"

Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания  и анализ стихотворения "Парус"....

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.

Образовательные цели урока: ·        познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;·...

М.Ю. Лермонтов, Мотив одиночества в стихотворении "Тучи", 6 класс

Данный конспект урока совмещает в себе не только анализ стихотворения "Тучи", но и также биографические данные о писателе....