Использование национально-регионального компонента на уроках литературы и внеурочной деятельности (На материале творчества В.А.Федосеева)
статья по литературе (11 класс)

Рассматриваются возможности использования творчества мордовского поэта для формирования чувства патриотизма обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование национально-регионального компонента на уроках литературы и внеурочной деятельности (На материале творчества  В.А.Федосеева. 2.01.1949г.). На основе встречи с писателем 22.03.2017г.

Одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения является приобщение к национальной культуре. Это формирует у обучающихся чувство собственного достоинства, гордость за принадлежность к своему народу, воспитывает толерантность, чувство сопричастности, ответственность за свою родину. Объединение потенциала национальной культуры и образования  способствует социализации подрастающего поколения, формированию гармоничной личности, готовой к деятельности в поликультурном пространстве.                                                Благодатным материалом для воспитания вышеуказанных качеств обучающихся является, на мой взгляд,  жизнь и творчество нашего земляка,  члена Союза писателей России, заслуженного поэта Республики Мордовия – Василия Алексеевича Федосеева.        Василий Алексеевич родился 2 января 1949 года в селе Плутовка, ныне Берсеневские Выселки,  Лямбирского района Мордовской АССР. Я сама лямбирская, поэтому это родное.

Мать, Анна Никитична, почти всю жизнь в колхозе отработала. «В то время уже стали работать “за палочки” да за то, чтобы разрешали держать приусадебный участок.                                                                                                 Отец, когда был молод, силен, весной на севе, сенокосе- летом, осенью на уборке, тоже при всяком удобном случае подрабатывал в колхозе за тот же огород, “чтоб не отрезали”… А заработал грыжу да болезнь сердца, что свели его в могилу в 54 года». Поэтому в воспоминаниях поэта находим: «Надо сказать, что, я хоть родился в деревне, отношение к земле, к работе на этой земле у меня двойственное».        Но при всем этом  поэт отмечает: «Как бы меня ни мотало по свету, все тянет в родную деревню, в Плутовку».                                                        После окончания средней школы в 1966 г. работал на заводе, служил в армии. В 1970 - 1976 гг. - учеба на филологическом факультете Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Работал в Москве в типографии «Гознак», затем литературным сотрудником Бирилюсской районной газеты «Новый путь», учителем русского языка и литературы Проточинской средней школы Красноярского края, корреспондентом Сакской районной газеты «Красное знамя» (Крым).                                «Школа…завод…армия…университет…студенческиестройотряды…Саранск…Москва…Красноярский край…Крым…вновь Мордовия…Преподаватель русского языка и литературы…журналист…кроме того ещё 40 мест работы и 20 профессий…»,-вспоминает Василий Алексеевич.                                                        «Я войну видел только в кино. Но пустые чернобыльские сёла – это война. Когда всё население в эвакуации, вечером - ни огонька. Жуть берёт, особенно в тех сёлах, где каким-то чудом спаслись от отстрела собаки и – воют…».                         Чернобыль – огромный пласт жизни Федосеева. Добровольцем  записался на ликвидацию аварии. «Пошёл в военкомат…быстренько прошел формальную медкомиссию ,и вот она-повестка! В тот же день оформил и получил командировочные на заводе, купил десятилетнему сынишке игрушечный пистолет и наручные часы – на память. Мало ли что?!..Ведь Чернобыль…Там хоть и не стреляют, но…».                                                                                                         В августе-сентябре 1986 г. руководил бригадой бетонщиков, которые возводили «Саркофаг»  на четвёртом аварийном блоке Чернобыльской АЭС.                Из 17 человек в живых осталось четверо. Своей бригаде, возводившей «Саркофаг» над четвёртым энергоблоком Чернобыльской АЭС  Василий Алексеевич посвятил  поэму-реквием «Нас называли камикадзе», а также поэму «Бессмертники» - реквием своим друзьям и однополчанам-чернобыльцам:

Я решил написать было быль-балладу

О вас, Чернобыльцы,

                  Мои друзья,..

Вы доныне в памяти,

                  Тридцатилетние,

Словно кинокамерой навечно сняты,

Как будто

          Неувядающие бессмертники..

Сейчас Василий Алексеевич живет в Мордовии, пишет стихи и прозу, печатается в различных республиканских  газетах и журналах.

Федосеев автор свыше десяти сборников: «Прощание с детством» (1999, Крым), «Я еще буду в жизни» (2000, г. Саранск), «Нас называли камикадзе» (2001, г. Саранск), «Прощание с веком» (2002, г. Саранск), «Человек человеку» (2004, г. Саранск), «Утоли моя печали» (2009), «Русь зоревая» (2009), «Мне Чернобыль не снится» (2010)и др.         Издана первая  часть «Бык  священный» трилогии «Плутовка», книга Памяти «Чернобыль и Мордовия: грани касания», книга рассказов и очерков «Дан приказ ему в Чернобыль».                                        Редактор-составитель антологии «Русская поэзия Мордовии», альманахов «Ради жизни», «Отчий дом»», Корни», «Память сильнее времени», «Долгое эхо Чернобыля».        Награжден медалью «За спасение погибающих», «За заслуги» II-й степени, Почетной грамотой Республики Мордовия. Член Союза писателей России с 2001 г. Член Союза журналистов России. Лауреат различных премий.                                         Несмотря на свой возраст, поэт продолжает работать над новыми произведениями. Пытается ответить на множество жизненных вопросов: «Да и что уж?! Мы-то ни в чём неповинны, что ли? А умеем ли мы прощать? Чтим ли законы общества и законы совести? И почему Родина для нас так часто вдруг остаётся за шеломенем, за холмом? И какая она - земля за шеломенем?» Подмечает, что пытается решить эти вопросы всю жизнь, хотя не всегда получается. Но всегда сохраняет веру в Родину, которую любит, которой предан.                                                         Этот текст составлен на основе встречи с поэтом в марте 2017.                                Как можно использовать творчество Федосеева на уроках литературы и внеклассных мероприятиях

Внеклассная работа:

  1.  Классные часы, посвященные памяти жертв Чернобыля. (26 апреля 1986г.)
  2. Вечера поэзии «Поэты-земляки», приуроченные к предметным неделям, открытые мероприятия различного уровня…
  3. Встречи с поэтом-земляком. Как для класса, так и общешкольные. Можно совместно с библиотекой. Это получается весомее.
  4. Создание исследовательской работы по творчеству В.А.Федосеева. Проследить связь тем и мотивов Федосеева и других поэтов. Например, поэтов нардов России, творчество которых изучается  в школьном курсе.
  5. Конкурсные сочинения, посвященные людям Земли Мордовской. (Как в нашем случае)

 Использование на уроках.

1. В Разделе «Из литературы народов России» в 6 классе изучаются стихи балкарца Кайсына Кулиева  и татарского поэта Габдуллы Тукая. В 10-м- осетина Косты Хетагурова. В 11-м- башкира Мустая Карима. Наряду с ними можно в любом классе знакомиться с творчеством В.А. Федосеева.

2. При изучении «Слова  о полку Игореве» в 9 классе можно обратиться к поэме Федосеева «Слово о пълку Кончакове». Это  попытка переложить «Слово…» на современный лад, увидеть происходившее глазами современного человека. Размышления о судьбе России, о связи времен.

3.  Изучая «Капитанскую дочку», говоря о народных восстаниях,  можно обратиться к поэме «Свадьба черницы» - об Алене Арзамасской, предводительнице народного восстания

4. При обзоре современной поэзии в 11 классе – к поэме «Бессмертники» - реквиему друзьям-чернобыльцам и дневниковой поэме «Нас называли камикадзе». А также к поэме «Прощание с веком», в которой делается попытка разобраться, как говорит автор, «в подоплеке современности».

5. Читая автобиографические произведения Астафьева о трудном детстве, можно обратиться к роману «Бык священный» трилогии   «Плутовка», где рассказывается о детских впечатлениях писателя-земляка.

6. В ходе изучения «Тихого Дона» Шолохова можно также обратиться к роману « Бык священный» об истории деревни, колхоза, произведению, которое  не разрешали печатать «за “воспевание кулацкого быта, кулацких идеалов”». Все же в 2009 году  роман был опубликован.

Мы с ребятами открыли для себя поэта Федосеева на встрече с ним в районной библиотеке. Личная встреча заинтересовала и помогла запомнить. Надеюсь, мой рассказ оказался для вас, уважаемые коллеги, не бесполезным. Хочу закончить строками поэта:

И хотелось рискнуть однажды,

Задохнувшись безумием звёзд,

И пройти космодромом уставшим

В серебро незамеченных рос.

Торопили мы время и сроки,

Вечно бой, вечно ночи в седле,

И страдали без нас дороги

На исхоженной нами земле.

…И хотелось рискнуть однажды,

Торопя своего коня,

Чтоб у жизни не досчитавшись,

Всё равно выкликали меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»

Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект...

Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности

Современному учителю на сегодняшний день предлагается большое количество цифровых инструментов, способных облегчить ему работу. Как выбрать из этого разнообразия те, что подойдут именно вам?...

Использование метода проектов на уроках литературы и внеурочной деятельности (из опыта работы)

Использование метода проектовна уроках литературы и внеурочной деятельности(из опыта работы)...