Технологическая карта урока по литературе для 7 класса по теме: "Знакомство с повестью Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Желиба Татьяна Ивановна

Технологическая карта урока по литературе для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_dlya_7_klassa.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО)»

Кафедра гуманитарного образования

Контрольная работа № 3

Технологическая карта урока по литературе

Выполнила:

учитель русского языка

и литературы МКОУ Советская СОШ

Купинского района

Желиба Татьяна Ивановна

Проверила:

С.Н. Колесова

Новосибирск

2019

Задание:

  1. Прочитайте одно из произведений о подростках и для подростков последних десятилетий (авторов-лауреатов премий и конкурсов); разработайте проект учебного занятия с использованием задания деятельностного типа (например, филологической задачи). Постройте технологическую карту в соответствии с требованиями ФГОС ООО: заполните таблицу (формат таблицы не меняем!).

Рекомендация по использованию филологической задачи. Структура филологической задачи должна быть следующей:

1) текст или фрагмент текста, который по разным причинам может вызвать непонимание;

2) проблемное задание или вопрос;

3) решение и комментарии.

  1. Составьте к тексту не менее 6-ти вопросов. В перечне вопросов и заданий должна быть образовательная логика. Среди вопросов необходимо наличие ключевого вопроса («зацепки») для развития учебного диалога.

Приветствуется использование литературно-образовательных техник (способов) постановки вопросов: приёмы образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), технологии вопросной деятельности С.П. Лавлинского и других деятельностных технологий.

  1. Контрольную работу необходимо оформить в электронном виде в формате Word. Назовите файл: Фамилия (например, Иванова)_контрольная работа 3.

Технологическая карта урока

Учитель

Желиба Татьяна Ивановна

Класс

7 класс

Предмет

литература

Тема

 Знакомство с повестью  Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"

Планируемые общие результаты урока

Предметные: создать условия для усвоения ключевых нравственных ценностей, раскрывающихся в содержании повести "Класс коррекции": сочувствие, милосердие, честность, доверие, дружба, счастье; организовать работу обучающихся по постижению  нравственной основы; совершенствование навыка анализа прозаического произведения.

Метапредметные:

  • коммуникативные УУД: развивать речь, обогащать  словарный состав; формировать умение давать монологический ответ.
  • познавательные УУД: уметь искать и выделять необходимую информацию из текста; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
  • регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

Личностные: вырабатывать лучшие нравственные качества: умение искренне сопереживать, сострадать, быть милосердным, честным, сохранять чувство собственного достоинства.

Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Деятельностные приёмы: филологическая задача («Истина-ложь», «Палочки равенства», «Цветные мысли»)

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся (кратко)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Мотивация к учебной деятельности

Взаимные приветствия.

Сообщение о порядке работы на уроке: в каждой группе есть лист оценивания, куда каждый спикер вписал имена членов группы и по ходу урока будет оценивать их по указанным критериям.

- Тема нашего итогового урока по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции» - «О самом главном». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «самое главное»? (по мере ответов записывает идеи на плакате)

Ролик «Что это? Расскажите об этом своим детям»

- Как то, что вы увидели, связано с темой нашего урока и с содержанием повести?  Сформулируйте цель урока!

Кроме этого, в завершении урока определим, в чём смысл заглавия повести.

2. Актуализация знаний учащихся

Чтобы решить поставленные задачи, давайте для начала коротко вспомним содержание повести и особенности композиции.

Приём «Истина-ложь».(3 минуты)

Утверждение

Истина или ложь?

Юра Мальков учится с ребятами из  7 "Е" с первого класса

Классного руководителя 7"Е" класса зовут Клавдия Николаевна

У Мишани длинные волосы, потому что он модный и стильный

Первым в параллельную реальность Юра приглашает Пашку

Кабачок на границе реального и параллельного мира называется "Три ковбоя"

В параллельном мире всегда весна-лето

Все могли попасть в параллельную реальность независимо от Юры

Елизавета Петровна - завуч по ВР

После посещения параллельной реальности Витька всё время плакала

Родители учеников-гимназистов с радостью пригласили Юру Малькова на экскурсию

На полях Мишаниных конспектов был нарисован профиль Маринки

О том, что Стеша пропала, Антону сообщила Ленка

Помог отыскать Стешу Вадик

Учитель географии Сергей Анатольевич говорит об Артёме Кондратьеве, что он "герой, который отказывается быть героем"

В конце повести класс коррекции реформируют в общеобразовательный класс

«Палочки равенства» (2 минуты)

- Молодцы! Знание текста – основа глубокого анализа!

3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы.

- На предыдущих уроках мы подробно рассматривали систему образов повести (обращаемся к схемам 1-го урока). Сегодня мы подытожим наши беседы именно с точки зрения тех вопросов, которые были заданы в начале урока.

  1. Операционно-исполнительный этап

Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений.

Работа в группах.

1 группа: ученики 7 «Е» класса. «Авторский стул». Задание группе: расскажите об учениках 7 «Е» класса от  их имени по плану:

Что для нас дружба, сочувствие, милосердие, храбрость, счастье? Как эти понятия проявляются в нашей жизни и наших поступках?

Как мы попали в этот класс?

Как к нам относятся сверстники из других классов?

Как к нам относятся наши родители?

Как к нам относятся учителя?

Как мы относимся к окружающим?

Приведите примеры из текста!

2 группа: гимназисты. Задание группе: Составьте кластер о гимназистах, об их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста!

3 группа: родители. Задание группе: составьте диаграмму Венна, отразите в ней их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста!

4 группа: учителя. Задание группе: представьте учителей, изображённых в повести, в виде шляп. Кто будет соответствовать каждой шляпе с точки зрения их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

Чёрная – негатив, отрицание, противоречие.

Жёлтая – оптимизм, позитив, вера.

Красная – эмоции, всплеск.

Белая – констатация фактов.

5 группа: Антон Антонов и Юра Мальков. Задание группе: «Окно» (мои «+», мои «-», "слепое пятно"(что обо мне не знают окружающие), мои способности) охарактеризуйте образы мальчиков с точки зрения их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

Во время представления результатов работы групп слушают. Задают вопросы о том, что не было сказано группой по их теме.

  1. Рефлексивно-оценочный этап
  1. Первичное закрепление

- Мы выслушали все, кто хотел высказаться. А сейчас давайте прочтём последнюю главу...

- Итак, мы закончили знакомство с повестью, но, надеюсь, вы ещё не раз вернётесь к ней.... все герои так или иначе проходят испытание ценностями, о которых мы говорили в начале урока, но не все выходят из этих испытаний победителями… Почему? Что мешает?

  1. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.

У нас получился цветок. Как вы думаете, кто явился стимулом роста, своеобразным стеблем этого цветка?

- А на какой почве вырос сам Юра? Что помогло ему стать таким, каким он стал?

- Вернёмся к нашим размышлениям начала урока (обращается к плакату): что же самое главное в жизни? Подтвердились ваши мысли?

Но обратимся ещё раз к названию! «Класс коррекции»… Что такое коррекция?

- кто, что и как корректирует в повести?.. Все ли могут изменить себя?

Приём «Цветные мысли» - в чём смысл названия?

  1. Оценивание.

Подведём итог:

Поставьте баллы за работу в группе и на картинках с обложкой книги продолжите фразы:

1. Сегодня я понял, что.....

2. Самым интересным было....

3. Было сложно........

4. Я чувствовал себя......

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Опустите их в кармашек с тем изображением, где вы себя ощущаете:

Земляничная поляна из параллельной реальности - я чувствую себя комфортно, удовлетворён своей работой на уроке полностью.

Скала, по которой нужно добраться до замка - не уверен, что всё получилось, но буду стараться!

Классный кабинет 7 "Е" - чувствую себя некомфортно, всё было сложно, я совсем ничего не понял

  1. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: говорить о  повести "Класс коррекции" можно ещё очень много. Сегодня мы, конечно, сказали не всё. Подумайте, что бы вам ещё хотелось сказать и оформите свои мысли в виде письма одному из героев, причём форма вашего письма тоже может быть разной: стихи, проза, рисунок, поделка, даже музыкальное произведение (только вы должны суметь объяснить, почему вы выбрали именно его и именно для этого героя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе (9 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с...

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС...

Технологическая карта урока по литературе 6 класс

Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ко...

Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)

На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...