Что такое любовь? (Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза")
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Борисова Елена Петровна

Цель урока: познакомить учащихся идейно-художественным своеобразием повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и подготовить девятиклассников к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ по пункту 9.3.

Тип урока: урок-беседа с применением критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyotkrytyy_uro1.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Что такое любовь? (Интегрированный урок русского языка и литературы по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Целью данного урока является: 

Познакомить учащихся идейно – художественным своеобразием повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и подготовить их к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ по пункту 15.3.

 Были определены задачи педагога:

Предметные:

  1. раскрыть идейно – художественное своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»;
  2. определить роль природы в повествовании;
  3. формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев;
  4. развить устную  и письменную речь.

Личностные:

  1. совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
  2.  формировать нравственные чувства и нравственное поведения, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  3. использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.)

Метапредметные:

  1. научиться самостоятельно определять цели своего обучения, постановку и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
  2. формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  3. научиться работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

        

Тип урока: урок - беседа с применением технологии критического мышления

Оборудование: путеводитель для урока, презентация,  видеофильм

Ход урока

1 этап. Мобилизация.

Добрый день уважаемые гости, дорогие ребята. Хочу начать сегодняшний урок с отрывка из стихотворения Пастернака, п.ч., считаю, что именно эти строки отражают суть нашего 9 А класса. Послушайте.

Во всем нам хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

-Согласны, что эти слова отражают дух нашего?

-Если это так, то я надеюсь, что сегодня всем нам будет интересно на уроке и до сути мы обязательно дойдем.

-Кого из русских писателей считают создателем буквы Ё?

(Широко известной новая буква ё стала благодаря историку Н.М. Карамзину. В 1797 году Николай Михайлович решил заменить при подготовке в печать одного из своих стихотворений две буквы в слове «слiозы» на одну букву ё.   Так, с лёгкой руки Карамзина, буква «ё» заняла своё место под солнцем и закрепилась в русском алфавите. В связи с тем, что Н.М. Карамзин был первым, кто использовал букву ё в печатном издании, вышедшем довольно большим тиражом, некоторые источники, в частности, Большая Советская Энциклопедия, именно его ошибочно указывают как автора буква ё.)

-Какое произведение мы на уроке будем изучать, вам уже известно. Домашнее задание было…

-Какую тему или проблему этой повести мы сегодня затронем, нам расскажет стихотворение Э.Асадова.

Слово о любви

Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе, и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.

Любовь — не сплошной фейерверк страстей.
Любовь — это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

Любить — значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить — это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.

Любовь — не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить — это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!

-Понравилось стихотворение? О чем оно?

-Итак, о чем мы сегодня будем говорить? (О любви)

-Сформулируйте в виде вопроса тему урока.

-Что такое любовь?

 О любви поют песни, сочиняют стихи, под ее действием совершают удивительные открытия. Любовь – это тайна, загадка, которой невозможно дать четкого определения. Так что же такое любовь? Давайте попробуем для начала определить, как вы понимаете это слово. Составляем синквейн, что такое любовь, как вы понимаете это слово. Зачитываем.

Первый пример:

Любовь.
Вечная, неразделенная.
Чувствовать, обожать, думать.
Встречается редко и мыслит сердцем.
Чувство.

Второй пример:

Любовь.
Возвышенная, божественная.
Восхвалять, радовать, дарить.
Любовь помогает преодолеть трудности.
Дар.

Третий пример:

Любовь.
Безответная, горькая.
Ранит, убивает, не щадит.
Горе великое несет.
Боль.

-Кто из писателей обращался к этой теме? В каких произведениях? (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Шекспир «Ромео и Джульетта», И.С. Тургенев «Ася», А.С. Пушкин «Евгений Онегин» и др.)

-Где-то мы еще этот вопрос встречали? (Когда готовились к экзаменам по русскому языку. Тема сочинения так и звучит: «Что такое любовь?»)

-Так значит, сегодняшний урок нам поможет не только найти ответы на вопрос, что такое любовь, но и поможет подготовиться к экзамену по русскому языку.

2 этап. Целеполагание.

-Теперь давайте самостоятельно сформулируем цели урока.

Вспомнить  идейно – художественное своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Узнать, что такое любовь. Какая она бывает?

Научиться использовать художественные произведения как аргументы для написания сочинения-рассуждения.

3 этап. Проблемная ситуация.

Для начала я вам прочитаю притчу. Слушаем внимательно.

Притча о мудром воспитании.

     Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

     Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

     - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

-Как вы думаете, ребята, что ответил мудрец?

-Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся к повести Карамзина «Бедная Лиза».

4 этап. Организация познавательной деятельности. Коммуникация.

1. Выявление первоначальных впечатлений

- Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках?  (язык повести намного ближе нам, ее легче читать, чем произведения тех русских авторов, с которыми вы знакомились до Карамзина, потому что Карамзин – писатель-сентименталист).

-Да, это произведение относится к сентиментализму. Давайте вспомним, что такое сентиментализм.

-Н.М.Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.

Сентиментализм – это художественное направление в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX вв. Понятие «сентиментализм» (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство – центральная эстетическая категория этого направления.
-Какие  пришлось бы вносить изменения в повесть Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма? Для ответа на данный вопрос используйте таблицу.

Классицизм

Сентиментализм

Культ разума

Культ чувств
 

Сфера интереса: общественная жизнь человека

Частная жизнь, эмоциональная сфера

Нормы и правила

Нарушение правил, роль пейзажа, элемент психологизма

Примерный ответ:

Если в сентиментализме утверждается культ чувства ( а в нашем произведении описано чувства молодых людей – Эраста и Лизы), то в классицизме разум становится центральной категорией направления.

В повести «Бедная Лиза» описана частная жизнь простых людей, например, Лизы и ее матери. С точки зрения эстетики классицизма мы должны увидеть бурную  общественную жизнь, например, Эраста. И Эраст у нас мог бы быть полководцем, важным вельможей.

В повести не соблюдены строгие правила классицизма. Например, единство места, времени и действия. По правилам классицизма действие должно было происходить в одном месте, в течение 24 суток. Появился бы любовный треугольник: героиня, герой-любовник, второй любовник.

2) Описание природы в повести

 -Молодцы. Вспомнили и классицизм, и сентиментализм. Давайте, теперь перейдем к анализу произведения.

-С чего начинается повесть?

-Для того чтобы погрузиться в мир художественного произведения, совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты.

-Виртуальная экскурсия по Москве, которую проведет подготовленный ученик.

Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Последуем и мы вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты,» - утверждает автор в начале повести.

Симонов монастырь. Зачитаем строки Карамзина: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей <...>: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах <...>. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые <...> наделяют алчную Москву хлебом».

Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Данилов монастырь. «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь»…

Воробьёвы горы – «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Село Коломенское. «На левой стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Эту экскурсию мы завершим высказыванием автора: «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. <...> Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях».

-Почему произведение начинается с описания природы и окрестностей?

-Какова роль пейзажа в художественных произведениях?

Роль пейзажа в художественном произведении

Функции пейзажа

Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении)

Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания)

Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования)

Символическая (выступает в роли образа-символа)

-Проанализируем пейзаж.

-Какие изобразительно-выразительные средства используются? Эпитеты: Светлая река, густо-зеленые цветущие луга, златоглавый монастырь, алчная Москва, ужасная громада домов.

-Обратите внимание описание природы и Москвы противопоставлены. Как называется такой прием? (Антитеза)

-Какое настроение создаёт у вас пейзаж?

( Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести. Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

-Ребята, вы уже поняли, что в начале произведения роль пейзажа иллюстративная (создается фон, на котором происходят события) и лирическая (задается общая тональность произведения).

-Но в этой повести природа встречается и в других местах.

-Вспомните, в каких местах еще встречается пейзаж. С какими событиями  связаны эти описания?

-Да, действительно, чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Найдите эти места и докажите, что природа является средством психологической характеристики. (Пейзаж помогает раскрыть внутренний мир героев, понять их состояние. Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»).

- Таким образом, природа в повести "Бедная Лиза" играет роль свидетеля развития отношений между Лизой и Эрастом. Она присутствует в описании их свиданий, в описании их страсти, она следит за трагической развязкой сюжета. Описание природы соответствует эмоциональному настрою героев. Можно даже говорить, что природа является действующим лицом произведения.

-Пришло время познакомиться  с другими героями.

 -Из какой семьи главные герои? Каково их происхождение? (Бедный и богатый, простолюдинка и дворянин)

-Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка»)

 -Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понято двояко: указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? Подберите синонимы. Несчастная, небогатая. Слово «бедная» передаёт читателю  и отношение к героине автора.)

-Только ли сословные барьеры разделяют героев? Нет, конечно. Чтобы понять это, сопоставим героев.

3)Образ Лизы.  

-Что означает имя Елизавета?

Имя Елизавета означает «почитающая Бога».

- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?  

«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза»,  «нежная Лиза».

- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? (добрые, уважительные, почтительные)

- В чем Лиза видит свой долг перед матерью?  

« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком,  теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

- Чем занималась Лиза целыми днями?  

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

- А почему Лизе пришлось работать?  

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

- Что можете сказать о матери Лизы?

-Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

- С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток.  Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери.

-Не забудьте записать в таблицу все, что относится к Лизе. Какая она? Какие личностные качества ей присущи?

 

4) Образ Эраста.

-Что означает имя «Эраст»?

Имя Эраст означает «возлюбленный»

- Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами,  перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

 

Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином. Эраст – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека,

-Отметьте положительные и отрицательные стороны его характера. («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком.  

- Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?  

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

- Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?  

Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. … натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».

-Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Эраст узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

-Не забывайте работать  по путеводителю.

 

 5) Взаимоотношения героев.

-О чем мечтал или думал  Эраст, когда начал встречаться с Лизой? Думал ли он использовать ее чувства? Найдите строки и зачитайте.

- Возможно ли это? О чем предупреждает автор Эраста? 

«Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

- В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

Автор: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу».

-Почему? (Эраст предал Лизу. Он проиграл состояние свое и вынужден жениться на другой.)

- Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

-Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.

  5 этап. Подведение итогов. Сопоставление героев

-Итак, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)

-Что значит нравственные? (Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе)

 -И это различие хорошо видно, когда мы будем говорить о том, как эти два героя относятся к любви.

-У меня в руках сердце, символ любви. Но почему-то я разделила сердце на 2 части. Как вы думаете, ребята, почему?

-Что значит любовь для Лизы?  Составляем кластер

Любовь – это

Счастье

Радость

Понимание

Самопожертвование

Доверие

Смысл жизни

Потрясение

-Что значит любовь для Эраста?  Составляем кластер

Любовь - это

Радость

Счастье

Страсть

Удовольствие

Легкомыслие

Эгоизм

-Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе?

-У кого из героев была настоящая любовь? Почему?

Сравните все 3 определения любви. Что вам больше понравилось? Почему?

-Какую любовь вы бы хотели встретить в своей жизни?

-А Эраст любил?

- Почему он несчастлив? Кто в этом виноват?

-А теперь вернемся к притче, рассказанной вам в начале урока. А вот что ответил мудрец…

 -Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

-Сравните, какой ответ вы записали и что было на самом деле. Совпал у вас ответ?

-Как вы поняли смысл слов мудреца? (Нужно трепетно обращаться с этим бесценным даром – умением любить.)

Вывод

-А как связана  наша притча с повестью Карамзина? Какая мысль объединяет эти два произведения? (Умение любить – это дар. Не каждому дается этот дар. Но если вы встретили в своей жизни любовь, относитесь к ней трепетно, чтобы не разбить  хрупкое сердце)

В небольшом по объему произведении  Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, возвысить ее. Он восхищается умением Лизы любить без остатка, без оглядки на ошибки. В то же время порицает Эраста за легкомыслие и бессердечие,  отступление от норм морали. Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни. Это уроки любви, человечности, доброты и справедливости.

6 этап. Домашнее задание. Ребята, к следующему уроку я попрошу написать сочинение 15.3по заданным текста  на тему «Что такое любовь?», используя материал сегодняшнего урока.

7 этап. Рефлексия.

-Я знаю, что любовь…

-Я понял, что не хочу…

-Я  хочу, чтобы в моей жизни…

-Сегодняшний урок заставил меня задуматься…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам по повести Карамзина "Бедная Лиза" "Твердый разум" и "нежнейшие чувства"

Материал данной презентации рассчитан на 2 часа и предполагает беседу с классом по материалу предложенных слайдов.  Некоторые слайды выполнены в форме кластеров, остальные представляют собой тези...

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

Влияние повести Н.Карамзина "Бедная Лиза" на развитие русской прозы

Н.М.Карамзин сделал для русской литературы необычайно много. Кроме упомянутого преобразования языка, он положил основу новому направлению в литературе – сентиментализму. Его повесть «Бедная Лиза» сове...

Конспект урока по повести Н.В.Карамзина "Бедная Лиза"

План урока с применеием современных приемов и технологий...

Конспект урока по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"

Заключительный урок в изучении повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза". В уроке применяется методы технологии критического мышления: синквейн и шесть шляп....