Проявление намерений в речи персонажей повести Альберта Лиханова "Благие намерения"
статья по литературе

Статьяна на тему: "Проявление намерений в речи персонажей повести Альберта Лиханова "Благие намерения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Альберт Лиханов «Благие намерения».

«На первом же педсовете представляя меня учителям и воспитателям, Аполлон Аполлинарьевич поразил меня невероятнейшими словами о том, что я, отличница, имевшая право на аспирантуру, выбрала их забытую богом школу, а опоздав по семейным обстоятельствам, пошла, не задумываясь, на подвиг во имя детей, согласившись стать рядовым воспитателем в интернате. А дальше он вообще вогнал меня в краску. Снова уцепившись за мое имя, Аполлон Аполлинарьевич публично восклицал, что я надежда школы в самом прямом смысле этого слова, что он и весь коллектив надеются на меня как на представителя нового человеческого поколения, которое, что ни говори, а ближе к ребятам, лучше их понимает хотя бы по памяти о своей недавней юности и недавних школьных годах.»

У молодого учителя еще относительно свежие воспоминания о школьных и студенческих годах, поэтому он ближе к детям. Как правило, молодой учитель ребятам нравятся больше, они видят в нем друга, советчика, больше доверяются ему и раскрывают свою душу. Но все равно стоит обязательно соблюдать субординацию, по крайней мере, в учебном процессе.

«Постепенно жар опал с меня, потому что директор, забыв обо мне, произнес монолог о человеческой надежде вообще, о том, что надежда – это витализм, жизненность духа и мысли, что без надежды немыслима мечта, немыслимо будущее, а значит, немыслима жизнь, что надежда вкупе с верой и любовью не есть лишь христианская догма – это выстраданные человечеством чувства, принятые моралью нашего общества с той лишь разницей, что мы верим в человека, надеемся на человека и любим человека и что учитель, поверяющий свою работу этими высокими мерками, как бы поднимается над обытовленностью повседневности, становится философом, становится мыслителем, становится созидателем человеческой личности, а значит, и общества. А если он таков, то нет для него дела, в которое он бы не верил и не внушал окружающим эту веру, нет человека, на которого он бы не надеялся, да если еще этот человек – ученик, и нет человека, которого он бы мог – даже мысленно! – не любить.»

Учитель должен вселять надежду в своих учеников, полностью погружаться в их дела и заботы. Педагог должен уметь находить подход к каждому ребенку. Важно не выделять определенного ребенка из класса, то есть нужно всем уделять внимание поровну.

«Впрочем, педагогика выше приказов, это одно из ее преимуществ. За это я и почитаю свою профессию. Здесь надо сердцем. Это внушали нам в институте. Педагогика – форма творчества. Только вот сердцем-то выходит не у каждого – тут уж кому что дано. Тогда как с творчеством? Так что приказ в школе – обстоятельство щекотливое, творческому решению, пусть непривычному, может повредить, а бесталанному – помочь.»

Учитель должен уметь чувствовать детей сердцем. Как бы хорошо учитель ни знал материал, как бы искусно ни объяснял, если он лишен сердца, терпения, любви к детям, мастером он не станет. Отзывчивость сердца на добро, сердечное, чуткое отношение, взаимное доверие, тонкость человеческих отношений между учителем и учениками – суть общения учителя с учащимися. Лишь в этих условиях школьники проявят чуткость к слову учителя, к моральным поучениям, советам, требованиям. Учителю нужно иметь очень чуткое и открытое сердце, чтобы видеть, чувствовать, понимать школьника.

«А темный день… Главное, чтобы он не повторился у них, вот что. Темный день, беда, собранная в тучу, предназначена только для сердца учителя. Дети должны жить. Расти, радоваться. Слава богу, они плохо помнят свою беду. Многие и не знают о ней.»

Учитель должен вносить в жизнь учеников только радостные, добрые, позитивные моменты, чтобы дети сразу забывали о всех своих проблемах, трудностях и неудачах. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным, необходимым.

«Нет, нет, надо поговорить с Аполлоном Аполлинарьевичем. Лескова я прочла, спасибо, благородные, прекрасные люди учили и воспитывали Рылеева и Бестужева в первом кадетском корпусе, но сегодня все иное и педагогика иная, и нам надо что-то придумывать для Коли и для других – у каждого свое. Срочно придумывать! Чтоб не получилось, словно мы, учителя, плывем во времени вместе с нашими малышами, сплавляемся на плоту по течению и одно течение правит нами, одно стихийное течение…»

Учитель должен уметь находить выход из любой ситуации, насколько трудной и неразрешимой она не казалась бы. Причем действовать нужно не только по уже сложившимся, устоявшимся планам, но и находить и придумывать собственные оригинальные решения проблем.

«– И вообще может ли быть учитель безжалостным?

– Как всякий человек, – ответил Аполлоша. – Должен быть и безжалостным, если речь идет о дурном, о враждебном, о том, что калечит душу.»

Учитель не должен все принимать близко к сердцу. Он должен четко разграничивать свою жизнь и жизнь своих учеников. Нужно понимать, что у каждого человека своя жизнь и своя судьба. И все, что может сделать учитель, это как-то разнообразить ее, внести новые краски. Не стоит все воспринимать на свой счет.

«– Надо конкретно, – сказал Аполлон Аполлинарьевич. – Не люблю общих положений. Они как рецепты, а в нашем деле рецептов не бывает. Всякий раз новое.»

К решению каждой проблемы должен быть четкий, определенный подход. Педагогические ситуации неповторимы: разные обстоятельства, разные люди участвуют в конфликтах. Учитель должен уметь быстро оценивать обстановку, обладать большим запасом педагогических знаний, разнообразием приемов, чтобы быстро выбрать лучшее решение.

«– Да вы не печальтесь. Хотите, раскрою секрет? – Он расплылся, развел руки в сторону. – Этот секрет еще мои бабушки и дедушки открыли. И родители мои частенько пользовали. Когда не знаете, как поступать, поступайте естественно. – Он рассыписто засмеялся. – Это вам я, естественник, говорю. Естественно! Самая высокая правда!»

В сложной ситуации учитель должен поступить так, как подсказывает ему сердце, душа, разум. Ведь проблемы каждый раз возникают новые, и не всегда существуют готовые решения. Иногда учитель сам должен найти правильный путь разрешения конфликта.

«Я старалась говорить спокойно, стремясь быть рассудительной, похожей на настоящую учительницу, взвешивала каждое слово, но постепенно распалялась, не получалось у меня спокойно, и Аполлон Аполлинарьевич, я видела, заволновался вместе со мной.»

Учитель должен быть спокойным, рассудительным, сдержанным. Он не должен поддаваться эмоциям. Нужно трезво смотреть на проблему, взвешивать все «за» и «против», грамотно оценивать сложившуюся ситуацию и, самое главное, не принимать все близко к сердцу.

«– Люби, – повторила она из глубины кресла, – люби, если можешь. Растворись в них. А не можешь – уйди.»

Учитель должен полностью отдавать себя детям. Эта профессия не терпит фальши. Дети всегда чувствуют, если с ними не искренны, если их пытаются обмануть. В сердце учителя должен поместиться каждый ребенок. И ни к кому не должно быть предвзятого отношения. Нельзя кого-то выделять или, наоборот, принижать. Дети должны оставаться равными в любой ситуации.

«Напротив, утверждала вечную аксиому – птицу на крыло ставит мать или отец. И уж никак не наемная птица. Так в природе. Так и у людей. И педагог не может идти против природы, главных ее истин. Он не отворачивается от человека, если ему трудно, идет на помощь. Но педагог может залатать дыры. Вот именно – может помочь, но никогда не сможет, не сумеет – да и стремиться к этому не надо! – заменить родителей. Точнее, близких людей.»

Учитель никогда не сможет стать для ребенка авторитетнее родителей. Он может помочь детям в развитии, в получении информации, знаний, также может успокоить душевным разговором, дать совет. Но заменить родителей не получится никогда.

«– Но ведь учитель тоже человек и не может форсировать свои чувства, выжимать из себя дополнительные эмоции. Мы не станочники, мы здесь не продукцию делаем и при всем желании не можем перевыполнять план по чувствам.»

Чувств учителя может не хватить на каждого ребенка. Рано или поздно их запас будет исчерпан. Учитель должен научить детей верить в добро, справедливость, оградить учеников от всего злого, что есть в нашей жизни.

«– Вы, я вижу, честный человек, вам можно доверять. Так вот, мы с мужем оба педагоги, всю жизнь в школе, вроде что-то получалось. А теперь я разуверилась в себе. У нас есть шестнадцатилетний сын. Отбился от рук, ничего не помогает, никакая педагогика, никакой опыт, понимаете? Мы уже утешаем себя: мол, Ушинский тоже воспитал многих, а своего ребенка не смог. – Елена Евгеньевна вздохнула и улыбнулась. – Вот что страшно: понять, что ты все знаешь, но ничего не можешь.»

Нередко бывают ситуации, когда учитель свои знания не может применить на практике. В некоторых случаях это просто невозможно. Ведь невозможно предугадать поведение ребенка, его реакцию. Зачастую учителю сложнее воспитать собственного ребенка, нежели своих учеников.

«– Не зря есть поговорка, – негромко произносит Игорь Павлович. – Благими намерениями вымощена дорога в ад.»

Далеко не всегда удается кардинально изменить жизнь учеников в лучшую сторону. Учитель не должен стараться перевыполнить свою задачу, достаточно просто выполнять свою работу. Нужно дать понять детям, что каждый из них нужен и важен, что от каждого есть польза. Ребенок – личность. И учитель должен в своих учениках развивать эти личностные начала. Только успешный учитель может воспитать творческую, неординарную личность.

«– Видите, сколько вопросов, Надежда Георгиевна, – что, как, отчего? Поглядишь со стороны, собрались три педагога и ничегошеньки не знают. Расписываются в бессилии.

– Разве не так?

– Не так. Не бессилие. Бесконечные вопросы. Беско-неч-ны-е! Правда, это не всегда утешает. На людях мы хорохоримся. Вон педсоветы! Часто ли мы там признаемся, что с таким-то и таким-то учеником зашли в тупик? Чаще виним кого-нибудь. Родителей, среду, предыдущее воспитание, и не всегда мы не правы, ну а положа руку на сердце всегда ли правы? Знаете, что самое страшное в учительстве? Фанаберия, самоуверенность, нежелание признавать ошибки. Есть у нас и профессиональная болезнь. В школе ведь выкладываться надо. А на всех не хватает. Иной сначала старается, потом видит, тяжело, и махнет рукой. Можно, считает, жить попроще, работать без надрыва. А детям что недодал, то и не получил. Но ведь мы имеем дело с будущим государства, недополучать будут не школа, не учитель, а страна и наш воспитанник.»

Главным качеством учителя является прежде всего лидерство. Учитель должен уметь управлять классом и организовывать его работу, мотивировать своих учеников, вдохновлять их. Но, конечно, без любви к детям у него ничего не получится. Важно не просто любить детей, важно понимать их потребности, знать, как они развиваются и строить свой урок исходя из своих знаний. Без этого профессионализм, конечно, невозможен. Нужно понимать, что учитель воспитывает будущее поколение, что во многом судьба детей и их дальнейшая жизнь зависит именно от него.

«– Многих учителей люди помнят всю жизнь! – воскликнула Елена Евгеньевна. – А скольких не помнят? Кого больше, вот бы выяснить!

Аполлоша вздохнул.

– Все зависит от личности, – проговорил он и взял мою руку. – А вы, голубушка, личность. И все идет своим чередом. Издержки? Я их предполагал. Сказать – ничего страшного? Глупо и ошибочно. Страшно, плохо, печально. Но преодолимо. И преодолеете все это вы. А значит, наша профессия. Выходит, она не так уж бессильна. Только помните: уметь признавать ошибки, выкладываться и любить.

Елена Евгеньевна взяла другую мою руку.

– Доброта должна быть разумной, – проговорила она. – Излишнее добро вредит. Избыток любви человек начинает считать нормой, естественным состоянием. Тогда как излишняя доброта и чрезмерная жесткость – аномальны. Мы много лет спорим на эту тему с Аполлоном Аполлинарьевичем!»

Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: доброта и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя. Учитель учит детей, а дети, в свою очередь, – учителя.

«Теперь-то, десять лет спустя – как не похоже на Дюма! – пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слез и привыкнув к жесткости подлинной правды, я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека, и не всегда – далеко не всегда! – там, в глубине, найдет он благоухающие цветы, порой встретит слякоть, грязь, даже болото, но не надо пугаться! Надо браться за дело, закатав рукава, надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, оскальзываясь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады, – вот достойное занятие!»

Учитель не должен останавливаться в своем деле, испытав какие-либо сложности. Нужно быть целеустремленным и до конца оставаться верным своей цели. Вспомним слова В. А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Именно эти струнки учитель и должен отыскать в каждом ученике и заставить их звучать в нужной тональности и мелодии. Не бывает неспособных, неталантливых детей, бывают взрослые, которые в них не верят.

«Нет стыдных положений, есть стыдное – или стыдливое – отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, становясь – не отворачивайте нос от этого слова, – да, да, ассенизатором ломких душ, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.»

Детей нужно научить милосердию, чуткости, разъяснить о тонкостях взаимоотношений между людьми. Вспомним слова педагога и психолога Ш. А. Амоношвили: «Каждый из нас – творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куётся счастье наших воспитанников». В руках учителя судьба каждого его ученика. И он должен приложить все усилия, чтобы она сложилась наилучшим образом.

«Шараханье, испуг, публичная паника не самый лучший выход из положения для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без обмана – самого себя и тех, кто тебя окружает, – без липовых фраз, мнимых отчетов, суеты, восклицаний!

Честней и проще.

Ведь когда честней и проще, тогда и поражение простимее, объяснимее ошибки, неудачи.»

Нельзя выставлять свою властность и авторитетность напоказ. Учитель не должен отчитывать ребенка за неправильный поступок при всем классе, лучше, если он поговорит с учеником, выяснит, чем были мотивированы его действия. И, скорее всего, все окажется не настолько простым, как могло показаться с первого взгляда. Зло идет от несчастий. Возможно ребенку не хватает тепла, уюта, доброты. Если ему не достает этого, то учитель ребенка должен обеспечить лаской и заботой.

«Самое тяжкое в учителе, самое неизлечимое – коли он трясется за свой престиж, боится признать ошибку да еще в ошибке упрямится. Этот камень тяжек, немало колес побьется и покалечится о его упрямые бока, немало спиц лопнет, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да еще ежели голова эта малая, ученическая…»

Учитель должен уметь не только исправлять свои ошибки, но и признавать их. Признание ошибок – это не слабость, наоборот, это стимул идти дальше, не сдаваться, преодолевая на своем пути все трудности.

«Но все дело в том, что педагогика не точная дисциплина. Можно выиграть со счетом один – девятнадцать. И проиграть девятнадцать – один. Единица перетянет девятнадцать, и сто, и тысячу. Вот почему судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы.»

«Благие намерения предстояло поддерживать благими делами. Я думаю, и дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными. Вот в чем дело.»

«И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. Получилось ли, судить не мне. Пожалуй, кое-где есть неровности, но я старалась. Я делала что могла.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Речь персонажа, как средство его характеристики в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Речь персонажа, как средство его характеристики в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»....

5 класс Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»

Задачи занятия:1. воспитание патриотизма и любви к Родине;2. стимулирование  читательских интересов подростков ;3. воспитание  культуры чтения;4. овладение навыками отстаивания своих убежден...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...