Приёмы работы с текстом на уроках литературы
презентация к уроку по литературе

Первушкина Диана Александровна
Приёмы работы с текстом на уроках литературы (из опыта работы)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы с текстом на уроках литературы (из опыта работы) Первушкина Диана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Красноволжская СОШ»

Слайд 2

Цели работы с текстом: воспитывать интерес к слову; формировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию; развивать образное и логическое мышление.

Слайд 3

Приёмы работы с текстом чтение с остановками; эссе; синквейн ; кластер; двойные дневники

Слайд 4

Чтение с остановками I стадия – вызов. На основе заглавия предположить, о чём будет текст. II стадия – осмысление. Познакомившись с частью текста, уточняют представления о материале. Ответить на вопросы : Что будет дальше и почему? Найдите предложения, где сюжет меняется. Как заканчивается рассказ? III стадия – рефлексия. Формы работы: письмо, синквейн , эссе и др. творческие работы.

Слайд 5

По рассказу В. Вересаева «Состязание» До чтения. Почему люди обожествляют красоту? С чем ассоциируют красоту? О какой красоте чаще всего говорят? Чтение начала рассказа. Почему люди города из рассказа Вересаева приняли решение назначить на состязание картину, изображающую красоту женщины? Чтение до слов: «Полотно скользнуло вниз». Давайте поразмышляем, как, по-вашему, люди города воспримут картину? Чтение до слов: «…нездешняя печаль». Какое воздействие оказала картина на людей? Что они почувствовали? Чтение до слов: «Побить камнями!» Как вы думаете, это была окончательная оценка? Чтение следующей части, последней. Что же они увидели в Зорьке? Что преобразило Зорьку?

Слайд 6

Синквейн 1 строчка – тема, выраженная одним словом – именем существительным 2 строчка – описание темы двумя словами – именами прилагательными 3 строчка – описание действия тремя словами – глаголами 4 строчка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме 5 строчка – одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне повторяющее суть темы

Слайд 7

Синквейн по рассказу В.Вересаева «Состязание» Фиалковенчанная , Божественная, спокойная, Ослепляла, ущемляла, устрашала. Вызывала молитвенное склонение, печаль. Дева. Зорька, Прелестная, счастливая, Любила, светилась, озаряла. Раскрыла вечную, покоряющую красоту. Любовь.

Слайд 8

Синквейн по рассказу В.Вересаева «Состязание» Красота, Необыкновенная, вечная, Манит, окрыляет, возрождает. Верю: красота спасёт мир. Любовь.

Слайд 9

Эссе –это… сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета. Задание на дом по рассказу В.Вересаева «Состязание»: написать сочинение-эссе «Что есть красота?» или «Красота – это…»

Слайд 10

Кластер способ графической организации материала; записывается ключевое слово-ядро темы; вокруг ключевого слова записываются слова, выражающие основные идеи, факты, образы по теме.

Слайд 11

Кластер по рассказу В.Вересаева «Состязание кра-сота

Слайд 12

Кластер по рассказу Р.Бредбери «Улыбка» ТОМ

Слайд 13

Двойные дневники Какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?

Слайд 14

Двойные дневники (по рассказу Р.Бредбери «Улыбка») Цитата Комментарии «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка». Том способен видеть, чувствовать, ценить красоту. И хочется верить, что красота всё-таки спасёт мир и приведет его к возрождению.

Слайд 15

Выводы Данные приемы способствуют развитию мыслительной активности учащихся, их творческих способностей. На уроке дети выражают свои мысли и чувства, высказывают личностную позицию. Учащиеся приобретают такие качества, как умение принимать иную точку зрения, способность к бесконфликтной работе в группе, умение анализировать учебную проблему, оценивать предлагаемые решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории

Обобщение опыта работы учителя истории....

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...