«Чистейшей прелести чистейший образец…» (А.С. Пушкин) Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Галина Владимировна Манина

 Конспект урока по творчеству Л.Н. Толстого.

«Чистейшей прелести чистейший образец…» (А.С. Пушкин)

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Цели урока:

-углубить и систематизировать знания учащихся по роману Л. Н. Толстого    «Война и мир»: дать представление о Наташе Ростовой как идеале женского образа Л.Н. Толстого;

-рассмотреть преемственность женского идеала в литературе 19 века: Пушкин-Толстой;

-продолжить формирование и совершенствование художественно-образного  и креативного мышления школьников, их диалоговой и речевой культуры;

-воспитывать нравственную культуру школьников на примере лучших образцов русской литературы.

Задачи урока:

  1. Сопоставить образ Н. Ростовой с образом Т. Лариной.
  2. Проанализировать эпизоды, связанные с образом Н.Ростовой
  3. Учить передавать авторское и собственное отношение к героям через ассоциативную работу.
  4. Учить мотивировать свою точку зрения, видеть связь классической литературы с сегодняшним днем, со всей русской литературой 19 в., учить анализировать художественные средства, делать выводы, побуждать к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_2_urok.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по творчеству Л.Н. Толстого.

«Чистейшей прелести чистейший образец…» (А.С. Пушкин)

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Цели урока:

-углубить и систематизировать знания учащихся по роману Л. Н. Толстого    «Война и мир»: дать представление о Наташе Ростовой как идеале женского образа Л.Н. Толстого;

-рассмотреть преемственность женского идеала в литературе 19 века: Пушкин-Толстой;

-продолжить формирование и совершенствование художественно-образного  и креативного мышления школьников, их диалоговой и речевой культуры;

-воспитывать нравственную культуру школьников на примере лучших образцов русской литературы.

Задачи урока:

  1. Сопоставить образ Н. Ростовой с образом Т. Лариной.
  2. Проанализировать эпизоды, связанные с образом Н.Ростовой
  3. Учить передавать авторское и собственное отношение к героям через ассоциативную работу.
  4. Учить мотивировать свою точку зрения, видеть связь классической литературы с сегодняшним днем, со всей русской литературой 19 в., учить анализировать художественные средства, делать выводы, побуждать к творчеству.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

                                       Ход урока

       Оргмомент                                                               1

I.     Постановка целей и задач.                                                 

Учитель:

Образ чистый, образ женский, ты волнуешь вечно душу.

Не найти того поэта, кто бы деву не воспел...

Сегодня на уроке мы постараемся открыть для себя красоту идеала женского

образа Толстого, разговор пойдет о его любимой героине Н Ростовой. Мы проследим преемственность женского образа в русской литературе, а в конце нашей встречи я предлагаю вам создать творческую работу. По ходу урока вы выполняете необходимые для вас записи в тетрадях, набираете лексический материал,  готовитесь к творческой работе.             

Итак, тема нашего урока: «Чистейшей прелести чистейший образец»

  1. Работа с заглавием и эпиграфом.                                      

Учитель: На полученном вами листке есть тема  урока и эпиграф. (Работать вы можете непосредственно на листе.)

-Давайте обратимся к теме сегодняшнего урока (Читает учитель).

 (Дети работают в тетрадях, набирают словесный ряд для письменной итоговой работы)

-Что в вашем понимании значит «чистейшая прелесть»?

-Почему слово «чистейший» употребляется дважды? (необыкновенная чистота, неземная)

  • Чтение учителем эпиграфа.
  • Как вы понимаете эпиграф урока?
  • Подчеркните антитезу.
  • Почему преобладают глаголы возвратные? ( Человек сам должен преодолеть трудности)
  • К кому из героев романа подходит этот эпиграф? (Ростова)

Итак, Толстым приемлется одна жизненная позиция: борьба, преодоление, искренность, поиск истины. И герои, идущие по этому пути, - достойные люди

    III.   Ассоциативная работа                                                                  

Учитель: Запишите в тетради цепочки слов, ассоциирующихся с именем Наташа Ростова  ( обратите внимание на корень фамилии. ( Учащиеся зачитывают слова, не повторяя уже прочитанные)

Прочитайте ключевые слова. ( жизнь, движение, рост, эмоции, чувства, живая душа)

Учитель: уже само имя предполагает жизнеспособность героини, несет положительный заряд.

    IV.     Анализ ключевых сцен с Н. Ростовой                                  

Учитель:

-Назовите ключевые сцены романа, связанные с образом Наташи Ростовой

( Запись на доске или на странице компьютера)

Перед вами листы с цитатами из ключевых сцен.

  1. Прочитайте. Подчеркните и назовите  ключевые слова ( на листочке)

-Какие слова вы подчеркнули?

-Какой мы видим Наташу в этой сцене, чем она выделяется среди окружающих? ( живостью, непосредственностью, непохожестью, самостоятельностью, способностью к острым чувствам

Учитель: Эти качества в человеке ценил Толстой: жизнь по законам сердца.

2 сцена « Ночь в Отрадном»

Прочитайте отрывок, связанный с эпизодом « Наташа в Отрадном»

  • О чем мечтает Наташа? Какие черты характера раскрываются перед нами?

Учитель: Эти мечты Наташи о полете в небо являются мечтами самого Л.Н. Толстого. Будучи юным, сидя у открытого окна яснополянского дома, он мечтал так же, как и Наташа, полететь в небо.

-О чем это свидетельствует? ( О том, что Толстой чувствует глубокое душевное родство с героиней. Это его любимая героиня)

3 сцена: «У дядюшки»

- Прочитайте отрывок.

-С какой неожиданной стороны открывается перед нами Наташа?

 ( близость к народу, любовь к человеку, потребность любить как сущность

ее) Близость к народу - это, по Толстому, мерило высшей ценности человека.

Это честная жизнь, по законам правды.

4 сцена: «История с Анатолем Курагиным»

Учитель: Представьте, что вы можете поговорить с Наташей Ростовой Задайте ей вопрос, скажите слова ободрения.

5 сцена. Читаем последние эпизоды.

  • Что возрождает Наташу к жизни после душевного краха?

( любовь, семья, дети)

Учитель: Скажите, живет ли  Наташа Ростова «честно», как это понимает Толстой? Докажите.

    V.   Анализ видеоряда.                                                            

А теперь посмотрим, удалось ли художникам-иллюстраторам передать сущность характера Наташи. Выполняя работу, обратитесь к той ассоциативной цепочке, составленной в начале урока, совпадает ли ваше впечатление с впечатлением художников.

Рассматриваем иллюстрации Серова и Пастернака    

Проектор: Эпизоды.

Учитель: Удалось ли художникам передать внутреннее состояние Наташи Ростовой?

-  Одинок ли этот идеал женщины в русской литературе ?

    VII.Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте снова обратимся к теме урока.

Образы Т. Лариной и Н. Ростовой                                     

Учитель зачитывает тему урока: «Чистейшей прелести чистейший образец»

-Кому принадлежат эти слова и кому они посвящены? (Пушкин Наталье Гончаровой)

-Можно ли отнести эти слова к любимой героине П.Татьяне Лариной и почему?

-как вы думаете, почему я предложила вам это заглавие урока, когда речь пойдет о героине ЛНТ? (Эти героини близки)

-Что сближает Татьяну Ларину и Наташу Ростову? (Близость к народу, непосредственность, чистота, выходят замуж за уважаемых людей, верность и т.д.) Мы видим, что Л.Н.Толстой продолжает традиции русской литературы в  изображении красоты женского образа. Пушкинский идеал близок Толстому так же, как он близок нам.

Я предлагаю вам написать письмо- обращение к Л.Н. Толстому. Создавая работу, обратите внимание на лексический материал, накопленный на уроке, вспомните, пожалуйста, эпиграф нашего урока, что значит жить честно, по мнению Л.Толстого.

    VII.     Письмо Л.Н. Толстому                                                            

    VIII.  Рефлексия                                                                                    

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир"

Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир"...

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Одним из самых ярких женских образов в русской литературе является образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Одним из самых ярких женских образов в русской литературе является образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогает в...

ОБРАЗ ПЛАТОНА КАРАТАЕВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (Обучающее сочинение)

Данный материал представляет собой план обучающего сочинения по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"...

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Презентация "Образ Наташи Ростовой" можно использовать на уроке литературы в 10 кл при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир"....