ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе

статья для обсуждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Эффективные  методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников.

    Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания.

    На уроках литературы очень важно развивать монологическую речь учащихся.

   Для реализации этой задачи необходимо давать задания для аргументированного ответа (проблемный вопрос и доказательства). На начальной стадии этой работы учитель должен помочь ученику составить план устного выступления, помочь подобрать доказательства.

   Чтобы помочь ребятам овладеть грамотной устной речью, нужно давать творческие задания – готовить сообщения, отзывы о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах.

   Подготовка к докладам и их прочтение  позволят ученикам не только повысить культуру монологической речи, но и приобщат к научной и исследовательской деятельности. Целесообразно применять метод  интервью при изучении биографии писателя.

   Все необычные, свежие приемы обучения привлекают внимание учеников к изучаемому материалу.

   Развитие монологической речи учащихся осуществляется в основном на уроках русского языка и литературы, истории и географии.

   Для развития монологической речи учащихся  рекомендуется давать  задания для аргументированного ответа, в котором приводятся аргументы ( доказательства), подтверждающие  правильность тезиса, заключенного в вопросе.

   

Для развития речи учеников рекомендуется давать сообщения по опережающему обучению, написание отзывов о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах, особенно экранизацию литературных произведений., написание докладов и интервью.

      На уроках русского языка для развития монологической речи учащихся  целесообразно вести работу над речевыми нормами языка, для этого нужно давать упражнения и задания по исправлению речевых ошибок. Большую ценность имеет лексическая работа по выяснению знаний словосочетаний типа «Четвертое лишнее» (1), коллега по работе,/(2), памятный сувенир (3), снится во сне (4)..

     Для развития речи на уроках русского языка необходимо составлять рассказы по изученной теме, например, «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием», «Падежные окончания имен существительных».  Составление таких рассказов позволит ученикам не только развивать речь, но и  закреплять теоретические знания по данным темам.

       Эффективными методами преподавания на уроках русского язык являются творческие и распределительные диктанты, когда учитель читает текст, а ученики выписывают не глаголы из этого диктанта, а образованные от этих глаголов причастия, деепричастия и распределяют их по столбикам в тетради.

        Неоценимую ценность представляют лингвистические разминки – осложненный словарный диктант. Когда ученики пишут вместо диктуемого учителем слова словосочетание с этим словом. Большую образовательную ценность  представляют синтаксические пятиминутки- ученики не только проводят синтаксический разбор предложений, но и составляют схемы этих предложений., составляют предложения по данным учителем схемам. Например, 1) О:О,О и О..2)О ,но О и О,о.3)О и о, О и О.

Эффективным приемом обучения является творческое списывание упражнений, когда ребята вводят в текст  упражнения причастные обороты, вводные слова, однородные члены и т.д.

       Можно также по составленным схемам сложного и простого предложений придумать предложения, выделить грамматическую основу, расставить недостающие знаки препинания.

      Очень ценный вид работы -  составление таблиц на уроках русского языка по обобщающим темам, например , «ь» в именах существительных, прилагательных и глаголах. Ученики не просто вставляют где нужно «ь», но ставят слово в нужный столбик таблицы, осуществляя таким образом анализ и синтез изучаемых частей речи.

       Высокой эффективностью отличаются задания соревновательного характера, например блиц- турниры (объяснить  лексическое значение слова, ответы произносить быстро и четко.

    Наверное, применение дидактических игр как никакой другой вид обучения отличается эффективностью и любовью ребят к этому виду деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об эффективности использования СОТ на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ

В статье рассказывается о современных образовательных технологиях....

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...

Эффективные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Технология активизации мыслительной деятельности и формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка и литературы с целью повышения мотивации учебной деятельности опирается...

Эффективные методы обучения на уроках чувашского языка и литературы

Использование этнокультурного материала, как способ повышения мотивации к изучению чувашского языка. Новые подходы в обучении: веками накопленная мудрость в современной жизни. Инновационные техно...