Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Каравдина Гульнара Файзрахмановна

Тип урока – комбинированный.

Цель: показать, как раскрывается мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита».

Задачи образовательные: раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»

Развивающие: развивать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развивать творческое воображение, монологическую речь;

Воспитательные: воспитывать внимательного и вдумчивого читателя.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядные, практические, проблемно-поисковые, репродуктивные,  интерактивные.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Практические задачи решались учащимися в роли активных наблюдателей, в работе с дополнительным фоновым материалом,  материалом презентационного ряда, возможностями интерактивной доски.

Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА В РАССКАЗЕ А.П. ПЛАТОНОВА «НИКИТА»

Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме,  формирования умений средствами педагогических технологий: здоровьесберегающей, технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.


Цель урока: показать, как раскрывается мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита».

Задачи урока:

Образовательная: раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита».

Развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста;

совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения;

совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения;

развитие творческого воображения, монологической речи;

Воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя; бережного отношения к своему здоровью.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядные, практические, проблемно-поисковые, репродуктивные, индуктивные и дедуктивные, интерактивные.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная 

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник « Литература 5 класс». Авторы – составители В. Я. Коровина, мультимедиа техника, интерактивная доска, презентация к уроку.

Опережающее домашнее задание

Коллективные задания:

  1. Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.
  2. Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, овин, околица, сени.

 Ход урока.

I. Оргмомент

Микроцель: подготовить учащихся к работе на занятии.

II Мотивация

Микроцель: Обеспечить принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения.

Литературоведческая разминка

-Соотнесите определение теоретико-литературного понятия и соответствующий ему термин.

(портрет, монолог, пейзаж, интерьер, )

- Что объединяет все эти литературные понятия? (Характеристика литературного героя)

III Целеполагание

Микроцель: обеспечить мотивацию и понимание учащимися целей учебно-познавательной деятельности.

- Сегодня на уроке мы не раз обратимся к данным литературоведческим терминам, характеризуя образ главного героя.

- Узнайте, о каком  произведении идет речь по последней строчке: «Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».

-Определите его жанр, объясните свой ответ. (рассказ: одна сюжетная линия, малая форма).

-Запишите в тетрадь тему урока «Мир глазами ребенка в рассказе А.П. Платонова «Никита».

- Сформулируйте задачи урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?

Увидеть мир глазами Никиты, научиться прочитывать художественные детали, интерпретировать литературное произведение.

IV Опрос по заданному на дом материалу

Микроцель: установить правильность выполнения домашнего задания, выявить пробелы и скорректировать их.

-Действительно, интерпретация художественного текста – удивительно сложный и интересный процесс, умение видеть художественные детали нужно было вам при подготовке домашнего задания.

- Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.

Оставшись один, я обошел всю тихую избу и вышел в сени. В  сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу, воробей искал себе зернышко. Я всех их знал: и воробьев, и пауков, и мух, и кур во дворе, они мне уже надоели, мне от них было скучно.

Поэтому  я пошел в сарай, где стояла пустая бочка. Я думал, что в ней живет маленький человечек: днем спит, а ночью выходит наружу, ест хлеб, пьет воду, а наутро опять прячется в бочку.

Потом я отправился за огород, чтобы заглянуть в колодец и поздороваться с маленькими водяными людьми, они ростом с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные. Вода в колодце вдруг замутилась, и оттуда кто-то чавкнул пастью, я занемел от страха и побежал назад  к дому.

У сарая я опомнился – здесь были две норы, где тоже обитали тайные жители. Может быть это были змеи? Я принес им два куска хлеба, чтобы они ночью к нам не ходили. Там же на огороде я поздоровался со старым пнем и тоже попросил его не вылезать, а жить на своем месте. От сердитого пня я ушел в сени. Там было не страшно, там мать недавно была.

- Какие же предметы встретились мальчику?

 Лексическая работа

- Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.

Баня топилась по-черному – в бане нет трубы, дым во время топки выходит через открытые двери;

Изба – деревянный крестьянский дом или внутреннее  жилое помещение такого дома;

Изгородь – ограда из жердей, кольев, прутьев;

Колья, кол – короткий шест, заостренный с одного конца;

Овин – строение для сушки снопов перед молотьбой;

Околица – окраина селения или в старину: изгородь вокруг деревни;

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах;

V Изучение нового учебного материала

Микроцель: обеспечить понимание содержания нового знания в общем и целом.

-Сейчас я предлагаю вам просмотреть кадры кинофильма режиссёра Марата Никитина к этому произведению,  еще раз совершить путешествие по дому и двору Никиты (4.00-8.00) Особенно выразительны в этом фрагменте художественные детали, на которых кинокамера останавливается и которые выделены крупным планом. Что это за детали? Интерпретируйте их. (часы, муха, листья, портрет дедушки и бабушки, вода в реке, солнце).

- Представьте, что Вы режиссёр. Какую цветовую  гамму вы бы использовали и почему?

- Какова музыка к этому фрагменту? Какие чувства они пробуждает в слушателе?  (напоминает звон колокола)

-Вам понятно такое видение мира? (Дети говорят, что им тоже иногда знакомые предметы видятся живыми, и им понятны чувства Никиты).

- Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).

- С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?

- Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?

- Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).

-Как этот живой мир относится к Никите.  (Никита – маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла).

- Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите? Зачитайте. Стр. 107

-Почему у всех стали злые «лица»? (Погублено живое, оттого так суров окружающий мир).

-Ребята, скажите, а каков по характеру мальчик Никита?
(Чуткий: всё вокруг ему кажется живым. Добрый, совестливый; он чувствует боль другого, будь это даже обыкновенный цветок).

- Когда мир перестаёт страшить Никиту?

-Какие перемены произошли с нашим героем? Докажите текстом. Стр.109

-Какой композиционный прием использует автор, рассказывая о судьбе Никиты? (антитеза)

- Какие еще средства художественной выразительности образно рисуют мир детских фантазий?

РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ с взаимопроверкой.

Определите средства художественной выразительности и запишите в правый столбик.

На небе светило доброе солнце.

Пень крякнул в ответ,  и лицо его стало сердитым.

Никита сломал тело цветка и увидел в нем молоко.

Изба смотрела на него, как прохожая старая тетка из дальней деревни.

Нелюдимое лицо пня неморгающими глазами глянуло на Никиту.

На небе светило доброе солнце.

метафора

Пень крякнул в ответ,  и лицо его стало сердитым.

эпитет

Никита сломал тело цветка и увидел в нем молоко.

сравнение

Изба смотрела на него, как прохожая старая тетка из дальней деревни.

метафора

Нелюдимое лицо пня неморгающими глазами глянуло на Никиту.

олицетворение

-С какой целью автор, рисуя мир фантазий Никиты, использует средства художественной выразительности?( тропы помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру, помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны, передают неповторимость, индивидуальность предметов).

Физкультминутка

-Сейчас мы с вами отдохнем и пофантазируем.

  Закройте глаза, расслабьте тело,

  Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

  Теперь в океане дельфином плывете,

  Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

  Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

-Но не только образное мышление характеризует героя. Ярким приемом характеристики является речь. Найдите в тексте диалог Никиты с отцом, приготовьтесь к выразительному чтению по ролям.

Чтение диалога по ролям стр. 111

- В чем же заключается истина жизни? Каким должен быть человек?

Человек (и взрослый и ребёнок) преображает мир своими добрыми делами – вот истина жизни, которую понял главный герой рассказа А. Платонова.

Почему мир фантазий Никиты претерпевает в рассказе изменения? строгий – злой – добрый? (потому что Никита сам изменил отношение к миру).

V. Рефлексия

Микроцель:

- Составьте  КЛАСТЕР по теме  «Уроки, которые я извлек из рассказа»

- Чему нас учит рассказ А.П.Платонова?
( Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы, в духовной близости с родными людьми).
- А в каких прочитанных нами ранее произведениях уже звучала мысль о единстве, гармонии между человеком и природой, детьми и взрослыми?
( И. С. Тургенев « Муму», Короленко «Дети подземелья»).

-Так, писатели через малую эпическую форму – сподвигают нас задуматься о важных вопросах в жизни каждого человека.

VI. Задание на дом

Микроцель: создать условия для дифференцированного выбора учащимися упражнений для самостоятельной работы.

-Дома я предлагаю вам поразмышлять над следующими вопросами  и выполнить творческую работу в одной из техник.

- Синквейн по теме «Характеристика Никиты»

- Творческая работа по развитию речи. Сочинение в технике РАФТ на тему «Легко ли быть добрым?»

Р – роль – от лица Никиты    

А – аудитория – вернувшийся с войны отец, учитель, родители

Ф – форма – монолог

      Т -тема- Легко ли быть добрым?

ВЫВОД: Нелегко сказать, как живется маленькому человеку. Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка.

- Так каков же он мир глазами ребенка? От кого или от чего зависит то, каким будет этот мир?

 С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения.


Самоанализ урока.

         Урок  по теме «Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита»» второй урок в теме «Рассказ А. Платонова «Никита»: жизнь как борьба добра и зла» по программе В.Я. Коровиной проведен на 5 а классе, где большинство учащихся имеют довольно прочные знания, умения, навыки; способны логически мыслить, анализировать, хотя, конечно, есть и такие, у которых познавательный интерес невысок. Самое большое достоинство в данном коллективе – это дети с активной жизненной позицией.

        Исходя из возможностей класса в основу данного учебного занятия в качестве методологического ориентира выступил системно-деятельностный подход и следующие дидактические принципы: Принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.

        Тип урока – комбинированный.

Цель: показать, как раскрывается мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита».

Задачи образовательные: раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»

Развивающие: развивать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения;

развивать творческое воображение, монологическую речь;

Воспитательные: воспитывать внимательного и вдумчивого читателя.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядные, практические, проблемно-поисковые, репродуктивные,  интерактивные.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная 

Практические задачи решались учащимися в роли активных наблюдателей, в работе с дополнительным фоновым материалом,  материалом презентационного ряда, возможностями интерактивной доски.

        Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся

         Исходя из целей урока, было запланировано три основных  этапа урока:

  • Мотивационно-ориентировочный с целью  обеспечения мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Организационный момент, имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда, прошел быстро, т.к. класс традиционно готовится до урока, достаточно дисциплинирован, быстро настраивается на урок.

Далее ребятам было предложено интерактивное задание, которое не только позволило вспомнить литературоведческие понятия, но и помогло на этапе совместного целеполагания.

Опрос по заданному на дом материалу позволил установить правильность выполнения домашнего задания и дал возможность для самопрезентации обучающихся.

На этапе изучение нового материала мною были предусмотрены различные формы и методы деятельности учащихся, которые способствовали активизации художественно-эстетических потребностей детей для более глубокого прочтения литературного произведения, осуществлению пошагового и итогового самоконтроля и взаимоконтроля.

Это просмотр и обсуждение фрагмента художественного фильма,  создание проблемных ситуаций, проба себя в роли режиссера, фронтальная беседа, комментированное чтение, работа по карточке с терминами и взаимопроверка, чтение по ролям. В процессе работы с карточкой решалась задача повторения и обобщения основных понятий. Карточки были дифференцированного характера, группе ребят с низкими учебными возможностями были даны слова для справок. Т.о., все дети были поставлены в ситуацию успеха. Есть еще один положительный момент: в ходе работы в динамических парах более активно формируется система нравственных отношений, развиваются ответственность и взаимопомощь.

  • Заключительный рефлексивно-оценочный

Формируя у учащихся рефлексивно-оценочные умения, учу их работать в различных техниках Сегодня на уроке это создание кластера на заданную тему. Это способствует осмысленному восприятию учащихся окружающего мира, его красоты и гармонии, развитию аналитического мышления, осознанному применению теоретического материала при выполнении заданий различного уровня сложности.

Подведение итога урока - традиционный момент: учащиеся неплохо справляются с обобщением, оно необходимо, т.к. дисциплинирует, помогает повторить, закрепить пройденный материал.

 Главное, чему должен научиться каждый ученик на данном возрастном этапе – уметь строить монологическое высказывание, вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, знать азы литературоведческого анализа, сравнивать различные образы и  обобщать полученные знания. В данном направлении идет последовательная работа с первого урока  литературы в 5 классе, и я на всех этапах реализовала эту задачу.

   Я считаю, что урок прошел успешно, так  задуманное и реализованное способствовало  достижению целей и задач урока.   Каждый ученик был включен в активную познавательную и творческую деятельность.

Методы: по степени взаимодействия учителя и учеников – эвристическая беседа.

  • По характеру познавательной деятельности – проблемный (постановка проблемных вопросов, дискуссия) и исследовательский (работа с книгой).
  • По принципу расчленения и соединения знаний – аналитический (анализ текста); сравнительный – сравнение настроения героя в начале и в конце произведения; классификационный – признаки рассказа как жанра.
  • По характеру движения мысли от незнания к знанию – дедуктивный (эвристическая беседа, ведущая к выводу).

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тема человеческого труда в рассказе А. Платонова "Никита"

В данной презентации представлена разработка урока, на котором отрабатываются различные умения и навыки работ с текстом. Умение находить авторскую характеристику образов и предметов. Прививается интер...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу А. Платонова "Никита"

Цель урока:  образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Пла...

Мир глазами ребенка (по рассказу А. П. Платонова «Никита»)

урок литературы в 5 классе, построенный в соответствии с ФГОС ООО...

Урок с презентацией по рассказу А.Платонова "Никита"

Урок с презентацией по рассказу А.Платонова "Никита" "Реальное и фантастическое в рассказе"...

Три урока по рассказу А.Платонова "Никита"

Аннотация к серии уроков по произведению А.П. Платонова «Никита»            Три урока по рассказу направлены на раскрытие идеи расска...

Тема урока: «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире).

Материалы к уроку по литературе 5 класс "Мир глазами ребенка в рассказе "Никита" (беда и радость; злое о доброе начало в окружающем мире)....

Урок литературы в 5 классе "Мир глазами ребенка" по рассказу Андрея Платонова "Никита"

Учащиеся учатся  анализировать художественное произведение, выявлять тему и идею рассказа; на уроке ребята самостоятельно работают с текстом,  учебником и иллюстрациями...