Урок литературы в 10 классе по теме: «Кто такой Евгений Базаров?» Подготовка к сочинению. ( по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Бенгардт Елена Ивановна

Урок литературы строится на основе скрайбинга. Участвуя в обсуждении по ходу урока, ученики делают наброски, схемы к предлагаемым заданиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ottsy_i_deti_10_klass.docx72.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Кто такой Евгений Базаров?»  Подготовка к сочинению.

( по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Цель урока: создать целостный портрет личности сложного человека Базарова, увидеть странности и  ошибки во взглядах Базарова, которые повлияли на его жизненную позицию и определили трагичность образа.

Задачи урока:

  • Образовательные – обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Знать, что образ главного героя вызывал и вызывает множество споров,  которые выражают совершенно противоположные точки зрения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова. Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст романа и критических статей. Учиться сопоставлять разные мнения и аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитательные –  содействовать формированию чувства хозяина своей судьбы, самокоррекции  и самовоспитанию,   формированию собственной точки зрения на себя и свою жизнь, развитие духовных качеств личности.
  • Развивающие –  формирование навыков работы в группе,  публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Ход урока.

Вступительное слово учителя

Скрайбинг. «Странный человек этот лекарь?» (Одинцова)

Странный человек. 

Слово человек понятно. Каждый из нас человек. А вот какого человека называют странным? Подберите синонимы к этому слову ( необычный, непонятный, своеобразный, чужой, особенный)

В чём может проявляться странность человека?

( поведение, речь, поступки, взаимоотношения с окружающими)

Доводилось ли вам сталкиваться со странными людьми? Что вы чувствовали? (недоумение, удивление, злость)

 Вывод: странные люди чаще всего остаются непонятыми и страдают сами или заставляют страдать других.

Кто из героев романа «Отцы и дети» странный человек? Евгений Базаров – странный человек. Так отзывается о нем Анна Одинцова. Таковым его считают многие.

1. Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на тему нашего урока и попробуйте поставить задачи и цели урока. К чему мы должны прийти в конце урока?

1.Понять характер главного героя Евгения Базарова.

2. Создать какой-либо словесный или графический продукт, показывающий наше восприятие главного героя романа «Отцы и дети».

3. Соотнести жизненную позицию Базарова со своей и извлечь из романа жизненные уроки.

Сегодня мы попробуем разобраться в том, почему Базаров получает такую характеристику. Как вы думаете, мог бы Базаров жить среди нас? Думаю, да. Мастерство Тургенева оживило вымышленный образ и позволило ему пройти через годы живым человеком, с определенными чертами характера. 1862 год – год первой публикации романа. 155 лет в этом году исполняется и образу  Базарова. Но он молод, он в рядах нынешнего поколения детей.

Как узнать человека? Можно послушать, как о нем отзываются другие.

Но более полную информацию даст наблюдение за поступками и личное общение с человеком.

2. Можно ли Базарова назвать странным человеком?  В чём его странность?

 Чтобы ответить на этот вопрос,  давайте вспомним содержание романа (сделать выводы по категориям)

«Внешность Базарова»

            Длинное и худое,  с широким лбом , кверху плоским , книзу заострённым носом , большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…. Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

"...обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал..

 Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы.

Глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей. Анна Сергеевна не отвечала ему. «Я боюсь этого человека», — мелькнуло у ней в голове. "

...мы оба уже не первой молодости, особенно я..." (Одинцова Базарову)

  Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. ( скрытность и холодность)

"...походка его, твердая и стремительно смелая..."

Характер и взгляды на жизнь»

               Базаров в деревне

   «… вставал очень рано и отправлялся версты за две , за три , не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог , - а собирать травы , насекомых»

   «…вон молодец муравей тащит полумертвую муху. Тащи ее, брат, тащи! Не смотри на то, что она упирается, пользуйся тем, что ты, в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания, не то что наш брат..»

А тебе не все равно, что о тебе думают?

— Не знаю, что тебе сказать. Настоящий человек об этом не должен заботиться; настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

— Странно! я никого не ненавижу, — промолвил, подумавши, Аркадий.

— А я так многих.

А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда... (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.)

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Всякий человек сам себя воспитать должен , как я , например. А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.

     Базаров, зная, что умрёт

          И ведь тоже думал: обломаю дел много; не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант. А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет. Всё равно: вилять хвостом не стану…

«Базаров в дружбе»

                            Базаров Аркадию Кирсанову

Ты нежная душа, размазня, где тебя ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься…

           Э-э! да ты, я  вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

«Базаров в любви»

              Базаров при первой встрече об Одинцовой        

 «Это что за фигура? На остальных баб не похожа».

           «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа».

           «… баба с мозгом…».

              Базаров о любви

           «… человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина».

«… по-моему , лучше камни бить на мостовой , чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца…

Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп…».

        И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы , физиологи , знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться , как ты говоришь , загадочному взгляду? Это всё романтизм , чепуха , гниль , художества…

«Базаров и родители»

Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит... а я... я чувствую только скуку да злость.

Отец Базарова о своём сыне

             «…. Я боготворю моего сына; но я не смею при нём высказывать свои чувства , потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином. Да вот , например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей , а у нас , поверите ли ? он отроду лишней копейки не взял…»

Базаров Одинцовой, умирая:

           … мать приласкайте. Ведь таких людей ,как они, в нашем большом свете днём с огнём не сыскать

«Базаров и народ»

     А я и возненавидел этого последнего мужика, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?

 Русский мужик – это тот самый таинственный незнакомец…  Кто его поймёт? Он сам себя не понимает.

«…подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. «Ну, — говорил он ему, — излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, — вы нам дадите и язык настоящий, и законы»

Базаров и старшее поколение

 Базаров Павлу Петровичу Кирсанову

           «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для  bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали»

Мнение Павла Петровича Кирсанова о  Базарове

   «…он считал его гордецом , нахалом , циником , плебеем…».

И охота же быть романтиком в  нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.

Об одном прошу тебя: не говори красиво». 

Дуньте на  умирающую лампаду , и пусть она погаснет…

3. Положительный или отрицательный герой  Базаров? Запишем в две колонки положительные и отрицательные человеческие черты.

добрый

сильный

честный

благородный

эгоистичный

жадный

самолюбивый          

отзывчивый

мудрый

решительный

великодушный  

высокомерный

грубый

пустой

равнодушный

справедливый

смелый

бездушный

пошлый

завистливый

заносчивый

романтичный

красивый

аккуратный

самостоятельный

угрюмый

подлый

наглый

жестокий

смелый

уравновешенный

язвительный

ленивый

бесчувственный

доброжелательный

отзывчивый

чистый                  

подлый

самовлюблённый

высокомерный

душой

образованный

гордый              

беспардонный

раздражительный

Базаров

Сильные стороны

Слабые стороны

Сила характера, убежденность, решительность, готовность идти до конца

«Мы только расчищаем место». Что входит в его жизненную программу? Нет положительного, только разрушение. Ничего не создает.

Как ведет себя в спорах с Кирсановым? вызывающе

В чем проявляется односторонность знаний? Только естественные науки

В финале произведения. Сильная личность. На какие чувства способен? Весь спектр, но поздно, нет времени

В финале произведения.  Сильная личность. Что не удалось?  Человек должен приносить пользу.

Вывод: В Базарове положительных качеств больше, чем отрицательных.

4.  Продолжить предложения, соотнеся свои собственные представления о мире и о связях с ним.

Мне бы не хотелось…

Сравнивая себя с Базаровым, я прихожу к выводу…

Знакомство с Базаровым заставило  меня задуматься о…

В течение всей жизни человек меняется. Изменился и Евгений Базаров. Задание: Сформулировать заголовок для последней колонки.

Эти перемены отчетливо заметны во фразах, сказанных им в начале и в конце повествования:

«Об одном прошу тебя: не говори красиво». 

«Дуньте на  умирающую лампаду , и пусть она погаснет…»

Испытания любовью теория Евгения Базарова не выдержала. Он сам признаёт это. Что должен сделать человек, совершивший ошибку? Признать её или отстаивать несмотря на очевидную неправоту? Он признаёт. И уходит. Почему уходит в иной мир? Потому что одинок, не видит того, кто разделил бы с ним это поражение, а отступить от принципов не может.

Какой стала бы жизнь Базарова, если бы он остался жив?

Проблемы романа. Записать их и прокомментировать.

« Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям». Д. И. Писарев

Проблемы, поднимаемые в произведении:

Отцы и дети.

Самовоспитание

Проявление любви

Дружба

Родители и дети

Отрицание и жизнь

5. Рефлексия.  

 Продолжите предложение:

Мне бы не хотелось…

Сравнивая себя с Базаровым, я прихожу к выводу…

Знакомство с Базаровым заставило  меня задуматься о…

6. Итог урока.

В одном из писем Тургенев прямо заявлял:

«Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю, я виноват и не достиг своей цели».

Многое в его теории, на мой взгляд, неверно, но я понимаю его стремление отстаивать свою точку зрения, уважаю выдержку перед лицом отвергнутой любви и достоинство перед лицом смерти (раздать сердечки, предложить детям  высказаться) C:\Users\Home\Desktop\Double-heart-heart-clipart-free-download-clipground.png

Я отдаю своё сердце Базарову. Потому что не всякий человек способен на это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс...

Разработка урока по теме: Евгений Васильевич Базаров (роман И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Цель данного урока:    обобщение образа Е.В.Базарова в системе других образов, т.е. в отношениях с родителями, любимой женщиной, в его отношениях с братьями Кирсановыми, а особенно...

Темы сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Темы сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»...

Развёрнутые планы сочинений по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Данный материал поможет учащимся подготовиться к написанию сочинения по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Здесь представлены планы к темам: "Согласны ли вы с мнением критика Д.И...

Темы сочинений по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Мы часто завершаем изучение творчества писателя сочинением. Бывает трудно придумать нестандартные формулировки, тем более, что в Интернете мы легко можем найти не только привычные темы, но и готовые с...

Урок по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» «Испытание любовью: Евгений Базаров и Анна Одинцова»

Данная разработка урока может быть использована на уроках литературы в 10 классе...


 

Комментарии

Данцова Лариса Алексеевна

Спасибо, Елена Ивановна.