Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ямбарцева Валентина Нестеровна

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mihalkov_bud_chelovekom.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение РМЭ «Нартасская школа-интернат»

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе

на тему: С. Михалков « Будь человеком»

Выполнила:

учитель I категории

Ямбарцева В.Н.

Нартас

2017 г.

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе

Тема: С. В.  Михалков «Будь человеком»

Цель урока: познакомить со стихотворением С. В. Михалкова «Будь человеком».

Образовательные задачи:

- формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения;

- учить анализировать данное произведение;

- способствовать умению выражать своё   отношение к герою произведения через обсуждение поступков мальчика.

Коррекционно - развивающие задачи:

- коррекция и развитие связной устной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями, рисовать словесные картинки;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей;

- коррекция и развитие памяти через обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;

Воспитательные задачи:

- формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту посредством внимательного   знакомства с произведением; 

-  воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе посредством понятия идейного смысла произведения;

- воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Учебник, проектор, компьютер, презентация.

Межпредметная связь: урок письма и развития речи, природоведение.

 Планируемые результаты. Учащиеся должны уметь:

- внимательно слушать стихотворение и понимать его смыл;

- выразительно читать стихотворение;

- по вопросам учителя рассказать, о чем читали или слушали.

Ход урока

I.   Организационный момент.

Урок начнем с речевой разминки.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Учитель приветствует учащихся, просит учащихся поприветствовать гостей.

Рапорт дежурного.

Психологический настрой.

Улыбнитесь друг другу. Педагог разрешает занять свои рабочие места.

II. Введение в тему урока

Отгадайте загадку:

Тащит он соломинку (Слайд)

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней,

Наш трудяга…(муравей)

Подберите однокоренные слова к слову муравей (муравейник)

Скажите, а муравьи принося  пользу?

- Давайте с вами сыграем в игру «Четвертый лишний». (Слайд)

(бабочка, стрекоза, муравей, муха).

- Сколько всего слов на экране?

- Какое слово здесь лишнее? Почему? (Ответы детей.)

 III. Сообщение темы урока

- Посмотрите, ребята, вот о ком мы сегодня будем говорить (на экране появляется изображение муравья. (Слайд)

- Мы поговорим о жизни муравьев.  Затем прочитаем о них стихотворение.

Сообщение ученика

Муравьи живут везде. У муравья 6 лапок, есть глаза, но нет органов слуха. Пара усиков помогает муравьям различать запахи и ориентироваться в пространстве. Один муравей может поднять в 10 раз больше самого себя. Муравьи уничтожают вредных насекомых, улучшают почву, рыхлят и удобряют ее. Их называют «санитарами леса». Муравейник – дом муравьиной семьи. Где в лесу есть муравейник, там лес здоровый. Главные в доме царицы, они приносят потомство. Охраняют их муравьи – трутни. Остальные – рабочие. Если разорить муравейник - погибает вся муравьиная семья и появляется много гусениц. А зимует вся муравьиная семья в подземной части дома – там не так холодно.

Героем сегодняшнего урока являются муравьи.

- Сегодня мы познакомимся с вами со стихотворением С.  В. Михалкова «Будь человеком». Посмотрите на портрет писателя. (Слайд)

Сергей Владимирович написал очень много произведений для детей. Некоторые из них вам известны: Дядя Степа, Котята, Любимые вещи. Сообщение учителя о С. Михалкове. (Слайд)

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Отец его был учёным - птицеводом. Мать была сестрой милосердия и учительницей. Маленький Сергей Михалков образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. Его стихи печатались в журналах. В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он прошел нелегкими дорогами войны, был контужен. Действительно, Сергей  Михалков  - один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки, дедушки, а может  быть  и прабабушки. Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 года.

- Сегодня мы более подробно остановимся на стихотворении С. В. Михалкова «Будь человеком».

IV. Изучение нового материала

  1. Выразительное чтение текста учителем

 - Сейчас прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «Кто совершил плохой поступок?»

2. Беседа на основе слухового восприятия.

- Кто совершил плохой поступок? Почему?

- Вы бы так поступили?

- Кого нам жалко?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль, злость, сочувствие.). Почему?

3. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения

- А теперь, давайте, откроем учебники на стр.192, найдем стихотворение, с которым познакомимся сегодня на уроке.

- Вам предстоит самостоятельно прочитать это стихотворение

4. Словарная работа

- Но прежде, чем вы приступите к чтению, давайте познакомимся со словарными словами

- Внимание на экран: (Слайд)

ОБЫЧАЙ – традиционно установившийся порядок поведения;

ЭГОИСТ - чёрствый, себялюбивый человек.

- Возьмите простые карандаши в руки, вы сейчас прочтёте стихотворение, в процессе чтения отметьте слова и выражения, значение которых вам непонятны.

- Индивидуальная работа (учитель читает совместно со слабым учащимся).

- Какие слова и выражения непонятные встретились в тексте?

5. Сложные и непонятные слова для учащихся

атомный век – настоящее время кибернетики, компьютера

тлел лист - горел без пламени;

подпалил, предал огню – поджёг;

метались – бегали из стороны в сторону;

миролюбивые – любящие мир.

6.Чтение по частям, с последующим разбором содержания.

1  часть ( до  слов « в траве  и  под листом..)

- Ребята, сейчас прочитаем стихотворение по частям по цепочке 1 четверостишие и т.д.

Вопросы учителя:

Что значит «живут своим трудом»?  

Как вы понимаете выражение: «У них обычаи свои»?

- С чем сравнивает автор муравейник?

- Ребята, посмотрите внимательно на доску, какая картинка подходит к 1 четверостишию?

2 четверостишие

- Ребята, прочитайте, как автор называет муравьёв? (Миролюбивые жильцы)

- Как вы понимаете слово миролюбивые?

- Почему автор говорит мурашки-муравьи?

- Что он хочет сказать словами мурашки- муравьи?

- Автор, подчеркивает то, что насекомые очень маленькие, едва заметные, беззащитные. Но у каждого жителя муравейника есть свои обязанности, каждый что-то выполняет, без дела не сидит.

- Что делают муравьи?

- Давайте выберем картинку, которая относится ко 2 четверостишию (на доске размещаем картинки)

3 четверостишие

- Что значит «тропинкой трудовой»? (Постоянно трудится муравей).

- Осталось выбрать картинку, которая относится к 3 четверостишию ( на доске размещаем картинки последовательно)

- Ребята, а скажите мне еще раз, миролюбивые, это какие муравьи? (Дружные)

- Автор называет их миролюбивыми, потому что они дружные. У них в лесу очень много друзей.

ФИЗМИНУТКА

Муравей не отдыхает. ( Вдох, выдох, руки вверх- вниз)

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться, (наклониться, подтянуться)

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад – вперёд

И совсем не устаёт. (руки вверх- вниз)

2  часть – продолжаем читать  

4 четверостишие

- О ком идет речь в этом четверостишии? Кто ты?

- Что значит «расковырял дом»? «подпалил»?

- Давайте выберем картинку, которая относится к 4 четверостишию (на доске размещаем картинки последовательно)

5 четверостишие

- Что случилось с большой муравьиной семьей?

-  Как вы понимаете выражения «нарушила беда»? «Метались муравьи»?

- Какая из этих картинок соответствует прочитанному четверостишию? (на доске размещаем картинки последовательно)

6 четверостишие

- О чем эти строки? (о том,  как горит муравейник)

 Что автор описывает этими словами: «Трещала хвоя», «Тихо  тлел сухой опавший лист»?  

-Как С. Михалков назвал героя произведения? ЭГОИСТ

- Почему?

- Какая картинка подходит к этому четверостишию? (на доске размещаем картинки последовательно)

7 четверостишие

- Что автор говорит о непристойном поведении мальчика?

-Как вы понимаете выражение:

«Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню»?

- Обратите внимание на то, что С.В. Михалков никак не называет этого мальчика, кроме, как ТЫ, ЭГОИСТ. Мало того, автор даже не извиняется за это, так как он думает только о себе.

-  Какая картинка подходит к прочитанным строкам? (на доске размещаем картинки последовательно)

8 четверостишие

-Ребята,  как  вы  понимаете  выражение  «атомный век»?

-Атомный  век - это  время  умного  человека,  который  создаёт  сложные  машины,  решает  трудные  задачи.  Но  не  всегда  этот  человек  совершает  правильные  поступки,  достойные  звания  человека.

С  какой  буквы  написано  слово  человек? Почему?

Человек – самое  разумное  существо  на  земле.  И  вести  себя  он  должен по-человечески,  не  нанося  вреда  окружающему  миру. С вниманием, пониманием и добротой мы должны относится ко всему, что нас окружает.

- Давайте хором прочитаем 2 последние строчки еще раз

- К чему призывает С.Михалков  всех  читающих стихотворение?

- Какая из картинок подходит к концу стихотворения? (на доске размещаем картинки последовательно)

V.  Закрепление материала.

1. Работа над логической партитурой стихотворения

- Ребята, на сколько частей можно разделить это стихотворение?    Посмотрите на доску, на картинки и ответьте (Спокойная и мирная жизнь муравьёв в муравейнике; разрушение муравейника мальчиком, метание. )

- Давайте еще раз прочтем это стихотворение, отражая голосом все происходящее (сначала спокойно, размеренно, потом тревожно, и грозно)

2. Хоровое чтение стихотворения (учитель читает совместно с учениками, делая акцент на голос)

- Давайте выберем слова, которые характеризуют муравьёв, то есть слова- прилагательные. (прикрепить слова под изображением «муравейника»)

Трудолюбивые, бессердечные, миролюбивые, жестокие, злые, заботливые.

Проверка:

Трудолюбивые, миролюбивые,  заботливые.

VI. Домашнее задание

1 группа - выразительное чтение стихотворения, нарисовать рисунок.

2 группа – выразительное чтение 2 части стихотворения, нарисовать рисунок.

3 группа – выразительное чтение 3 части стихотворения.

VII. Итог урока

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

 - Ребята, стихотворение о жизни муравьев называется «Будь человеком». Почему?

- Что же значит выражение: «Быть человеком с большой буквы»?

- Каким человеком хотел бы стать каждый из вас?

-К чему призывает нас автор?  (Беречь природу)

VIII  Выставление оценок за урок

IX. Рефлексия.

Сегодня я понял(а), что…

Я сегодня узнал(а) …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Урок чтения и развития речи в 8 классе по теме И.С.Тургенев "Муму".

Урок  по программе коррекционной школы VIII вида"....

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Урок чтения и развития речи в 5 классе на тему: «И.Бунин "Первый снег"».

Урок чтения и развития речи в 5 классе на тему: "И.Бунин "Первый снег"...

Конспект открытого урока чтения и развития речи в 4 классе по теме : Н. Носов «Затейники»

Цели урока:познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения; развивать умение читать...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....