Тема урока: «Поэзия родной природы»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Макарова Татьяна Васильевна

 урок по теме  поэзия  поэзия родной природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_o_n_s_p_e_k_t_otkrytogo_uroka_po_literature_8_klass_1.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                        К О Н С П Е К Т  

         О Т К Р Ы Т О Г О   У Р О К А   П О   Л И Т Е Р А Т У Р Е

                                          8  класс                         Учитель Макарова Татьяна Васильевна

                                                                                       (учитель высшей квалификационной категории)

Тема урока: «Поэзия родной природы»

Цели:  а) воспитывать патриотизм, внимательное отношение к окружающему миру, к живой природе;

             б) начать работу над анализом лирического стихотворения;

             в) работать над выразительным чтением стихотворений

Оформление урока: на доске написан эпиграф:

                                                        В очарованье  русского пейзажа

                                                        Есть подлинная радость, и она

                                                        Открыта не для каждого и даже

                                                        Не каждому художнику видна.

                                                                                                       Н.Заболоцкий,

а также размещены иллюстрации, выполненные учащимися к данному уроку, и репродукции с картин Грабаря и Пластова.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная

  1. Организационный момент (выборы оценочного жюри; объяснение, как и кем будут выставляться оценки за урок; комментарий к раздаточному  материалу: текстам стихов для анализа и перечню «Средств языковой выразительности», которые до урока были размещены на каждом столе.
  2. Вступительное слово учителя.

     Как видите, на доске отсутствует тема урока. Давайте прочитаем эпиграф к уроку (один ученик выразительно читает строчки из стихотворения Н.Заболоцкого).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О природе)

- Обратите внимание на раздаточный материал на ваших столах. Что он вам подсказывает? (Природа в поэзии)

- Как бы вы сформулировали тему урока? (учащиеся предлагают свои варианты темы урока, учитель корректирует их работу)

Учитель , подводя итог сказанному, объявляет тему урока («Поэзия родной природы» )и его цели.

  1. Работа над темой урока

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишённая ярких ,

бьющих в глаза красок. Она пленяет и трогает прелестью полевых цветов, журчанием весеннего ручья, половодьем рек с туманами над водой, белой бескрайней пустыней снегов. Она дорога каждому большому поэту скромной простотой, в которой много внутренней красоты, спокойствием, степенностью и величием.

             Она возвышала и призывала забыть о всякой суете и эгоизме. Она укрепляла дух человека, исцеляла от душевных недугов, вызванных неправедными устоями жизни человеческого общества. Она вносила в жизнь успокоение и гармонию.

             Поэты относятся к природе по-разному. Одни черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее, другие, обращаясь к природе, задумываются о философских проблемах бытия, третьих она наполняет светлым оптимизмом. Так или иначе, русская природа в изображении наших поэтов – самостоятельная и очень важная тема. И даже само поэтическое творчество – дар природы, такой же естественный, как течение воды или рождение цветка.

              Но природа никогда не была просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека. Она неотъемлемая часть его души, связующее звено с родной землей, родным краем, Родиной.

          Сегодняшний урок мы разделим на два этапа. Сначала обратимся к произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, а затем А.А.Фета и А.Н. Майкова.

(Чтение  подготовленными учащимися наизусть стихотворений А.С.Пушкина «Цветы последние милей …», М.Ю. Лермонтова «Осень» и Ф.И. Тютчева «Осенний вечер»).

          (Анализ прочитанных стихотворений в форме эвристической беседы)

- Какое настроение создаётся при чтении (прослушивании) этих стихов?

(С одной стороны, это яркие краски осени, с другой, это печальная картина увядающей , умирающей природы. И отсюда – грусть, тоска, печаль.)

- Давайте посмотрим на иллюстрации, выполненные вами к уроку. Удалось ли нашим художникам передать цветом настроение этих стихотворений?

(Учащиеся рассматривают и обсуждают рисунки, оценивают их. Жюри, учитывая мнение учащихся, выставляет оценки в оценочные листы.)

Работа с текстами стихотворений.

- Давайте обратимся к текстам стихов и посмотрим, какие средства языковой выразительности используют авторы этих произведений?

(5-6 минут учащиеся работают в малых группах – парами – подчёркивают выявленные средства языковой выразительности.)

- Какие средства языковой выразительности сразу обращают на себя внимание? Без чего невозможно «нарисовать» пейзаж?

(Учащиеся должны найти эпитеты, назвать их.)

- Какие же чувства авторов подчёркивают эти эпитеты?

- Какие ещё средства языковой выразительности вы увидели в текстах стихов Пушкина, Лермонтова, Тютчева?

(У Пушкина – инверсия – «разлуки час».

У Лермонтова – олицетворение – «листья летят».

У Тютчева в стихотворении «Осенний вечер» средства языковой выразительности представлены наиболее ярков: метафора – «кроткая улыбка увяданья», оксюморон – «светлость вечеров», сравнение – «И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою…»)

          Эти стихи не просто показывают определенное состояние природы, а передают нерасторжимое единство человека и природы, потому что у русских поэтов природа не фон для происходящего, а живое действующее лицо.    (Та кроткая улыбка увяданья,

                Что в существе разумном мы зовём

                 Божественной стыдливостью страданья.)

(Чтение учащимися стихов А.А. Фета и А.Н. Майкова)

- Меняется ли настроение в стихах Фета и Майкова?

- Что происходит с природой?

- Как это отражается на настроении человека?

- Назовите средства языковой выразительности, которые используют поэты для создания  совсем иного настроения.

(Олицетворение, инверсия, риторические обращения, риторические восклицания.)

  1. Подведение итогов урока.

- О чём шла речь сегодня на уроке?

- Как, по вашему мнению, урок прошел в традиционной форме или не совсем?

- Что было необычным на уроке?

- Дайте оценку вашей деятельности. Согласны ли вы с оценками жюри (жюри зачитывает оценки, выставленные учащимся за урок)?

- Какие выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока?

(1. Русская природа в изображении наших поэтов – самостоятельная и очень важная тема.

 2. Без любви к родной природе, без внимательного, бережного отношения к ней немыслима и любовь к Родине) – выводы обязательно записать.

         

 

                                                                                                 

                                                                                                 

                                                                                                                 

                   

                                           

                                           

                                 

     

 

                                         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Поэзия родной природы" (8 класс)

Программа под ред. В.Я. Коровиной в каждом классе (с 5 по 9) предлагает для изучения с детьми стихотворения о родной природе. В 8 классе изучение таких стихов переходит на новый уровень: самостоятельн...

Урок литературы в 8 классе "Поэзия родной природы"

Конспект урока и презентация помогут интересно провести урок литературы в 8 классе по теме: "Поэзия родной природы". Материал составлен с использованием методических пособий и ресурсов Интернета по УМ...

Прентация к уроку литературы в 8 классе "Поэзия родной природы"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Поэзия родной природы"...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...

Фрагмент урока «Поэзия родной природы»: анализ стихотворения А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

Комплексный анализ стихотворения А.Фета "Шёпот. Робкое дыханье."...

Презентация к уроку "Литература" - "Родная природа в поэзии" А.А.Блок - 6 класс.(По В.Я.Коровина)

Презентация для урока литературы по теме "Родная природа". Составлена для использования дистанционного обучения во время конференции на Zoom. Содержит элементы анализа стихотворения и кратко...