Урок литературы в 9 классе.Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Морозова Людмила Борисовна

Молчалин как неоднозначный персонаж комедии. . Различные взгляды на героя. Психологические аспекты образа.

 Сопоставление нравственных принципов героев Грибоедова и Пушкина.  
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Молчалин -" за "и "против"21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Основное содержание урока

Молчалин как неоднозначный персонаж комедии. Анализ ключевых монологов Молчалина. Различные взгляды на героя. Психологические аспекты образа.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Характеристика героя комедии. Сопоставление нравственных принципов героев Грибоедова и Пушкина.  Выявление психологических принципов изображения жизни и человека.

Задачи урока.

1.Познакомится с новым героем литературного произведения, провести ассоциации с другим героем другого литературного произведения.

2.Развивать технику выразительного чтения, отрабатывать элементы устного сочинения под музыку.

3.Учиться писать творческие работы небольшого формата.

4. Оценивать поступки героев.

5.Отрабатыввать навыки работы с толковым словарем

6.Привлекать для анализа образа героя психологию как науку.

Структура урока:

I этап. Организация класса (орг. момент)

Психологический настрой на урок.

Приветствие

Звучит вальс Грибоедова ми минор

II этап. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

От знаменитого автора "Горя от ума" осталось два фортепианных вальса. Ми минор и ля бемоль мажор. Первый был написан во время работы над "Горем от ума" и считается одним из первых русских вальсов вообще Современница вспоминала так:

В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию “Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле...

Учитель:

Какие картины при прослушивании вам представляются?

(Процесс живого общения с детьми).

Варианты ответов: бал в доме Фамусова, диалоги гостей, монологи Чацкого…

Учитель:

Предсказуемо, что в этой праздничной, летящей музыке никто не «увидел» и «не услышал» того героя, что «на цыпочках, и не богат словами» …

А ведь не только образ Чацкого и образ Софьи вызывал и вызывает различные споры и дискуссии.

III этап. Актуализация знаний

Именно ему, Алексею Степановичу Молчалину, посвящен сегодняшний разговор.

Давайте вспомним, что формирует личность человека?

(Процесс живого общения с детьми).

Подводим к выводу, что воспитание в семье, в первую очередь.

СОПУТСТВУЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

Учитель:

А кто еще из родителей литературных героев и кому давал жизненный урок, наставление?

Подводим к выводу, что в повести Пушкина «Капитанская дочка» есть наставление отца Гринева Петруше.

Отправляя Петрушу в Оренбург, родители благословляют юношу, а отец говорит ему:

Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.

Эта же пословица русского народа стала эпиграфом ко всему историческому роману (повести): "Береги честь смолоду". Отец Петра Андреевича Гринёва дает наставление, которое повлияет на всю будущую жизнь молодого человека: он останется верен присяге, данной императрице, и не переметнётся, подобно Швабрину, на сторону Пугачёва, даже чтобы спасти свою жизнь, заступится за честь Маши Мироновой, отблагодарит Вожатого (Пугачёва) заячьим тулупом

IV этап. Открытие новых знаний

А отец Молчалина?

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.»

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ.

УГОЖДАТЬ-? ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Угождать

- сделать так, как другому любо, угодно, приятно или нужно.

  Он рад всякому угодить.

  На всех не угодишь; на всех и солнышко не угождает, не сноровит.

  На всех угодить - себя истомить. На людей угодить - себя уморить.

  Правду говорить - никому не угодить.

  Искательный, льстивый, пролазчивый.

  Всем угодлив, так никому непригодлив.

  В угодливости знай меру.

Угождать

Удовлетворять кого-л., делая что-л. приятное, нужное, желаемое.

Выслуживаться перед кем-л., стараясь снискать себе милость, расположение

   Учитель:

  То есть труд весьма неблагодарный, согласитесь.

   Что же заставляет человека угодничать?

(ПРОЦЕСС ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ).

А что говорит об этом наука психология?

В чем выражается данная привычка – угождать?

- Человеку дискомфортно, страшно, неприятно говорить свое мнение, отличающееся от мнения другого или других. 

- Неумение сказать нет.

- Страх высказать свое мнение, привлечь к себе внимание.

- Страх быть не таким, как окружение.

Более глубинный, более подсознательный страх - страх отвергнутости, одиночества.

Чем вредна привычка угождать?

Только страданием для самого носителя данной привычки и его не реализацией, его потенциал спит, даже не тронут. Так как привычка угождать - имеет своей основной целью нравиться другим, а, следовательно, и цели (желания, мечты) других наиболее важны. То есть человек всегда отказывает себе жить своей жизнью, питаясь одобрением и оценкой других.

Учитель:

Обратимся к статье Н.Гуровой «В защиту Молчалина».

Отдельные тезисы статьи.

1.Молчалин вышел сухим из воды. Ловко подставил Чацкого. Зато у него теперь есть повод больше не встречаться с Софьей. Он-то не пропадет. Он в состоянии сам оплачивать жилье. Но возможно, его ещё кто-нибудь приютит. Например, графиня Хлёстова. Не зря же её привечают в доме Фамусова – знать, надеются на большое наследство. А она старушка вздорная. Возьмет и оставит все Молчалину. Со стариками непросто общаться, Молчалин это умеет.

 2.Создается впечатление, что умный Молчалин разыграл эту сцену ухаживания за Лизой в расчете на то, что Софья застанет их, как и Софья устраивала свидания с Молчалиным в расчете на то, что их застанет папенька.  Он признается Лизе;

«… Да что? Открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай Бог ей век прожить богато.

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его…»

 

            Он и правда, присмотрел себе кого-то побогаче и познатней. Например, княжны Тугоуховские, их шестеро, и все замуж хотят. Да, скорее всего, он женится на богатстве и на знатности, принеся в жертву личное счастье

3. И тысячу раз не прав Белинский, написавший: «Не говорите: вот человек, который подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному влечению души, — скажите: вот Молчалин!». Что же подлого сделал Молчалин? Никого не убил, никого не ограбил, даже не обидел. Всем старается угодить. Да, он таким образом  просто делает карьеру. Кто-то может подсказать другой способ добиться чего-то в жизни, не имея ни родственных связей, ни богатства?  

 (ПРОЦЕСС ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ)

V этап. Рефлексия. Итог урока

Методика шести шляп. (работа в группах)

Красная шляпа. Какие чувства и эмоции у вас вызвал герой? (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ)

Желтая. (ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ)

 Какие положительные черты характеризуют героя комедии?

Черная (НЕГАТИВНЫЕ ЧЕРТЫ) 

Каким не надо быть (Урок от Молчалина)

Зеленая. (ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) 

Послушайте стихотворение Феликса Кривина

МОЛЧАЛИН.
Молчалину невмоготу молчать,
Лакействовать, чужих собачек гладить.
Невмоготу с начальниками ладить,
На подчиненных кулаком стучать.

В нём тайно совершается процесс,
Невидимый, но тайный и упорный.
Сейчас он встанет, выразит протест,
Оспорит всё, что почитал бесспорным.

Куда там Чацкому, герою громких фраз,
Которые достаточно звучали.
Но трепещите – настанет час!
Придёт пора!! Заговорит … Молчалин!!!

Но не придёт. Он знает их тщету,
Всех этих фраз, геройства и бравады.
Молчалину молчать невмоготу,
Но он смолчит, минуя все преграды.

И будет завтра, так же как вчера,
Держать своё бунтарство под запретом.
…Когда со сцены уходить пора,
Молчалиным не подают кареты.

 

Ответьте на проблемный вопрос. 

«Настанет ли час, когда «заговорит Молчалин?»

Аргументируйте.

Мне было интересно…

Я узнал…

Я затруднялся….

На этапе интерпретации и рефлексии учащиеся, помимо оценки своего эмоционального состояния, осмысливают собственную деятельность на занятии и ее результаты с точки зрения достижения учебной цели. Определяют положительные моменты и трудности, оценивают свою работу и работу своих товарищей, выдвигают предположения о дальнейшей работе с произведением (темой), выбирают для себя наиболее интересные творческие задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе"Смысл названия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Урок разработан с использованием современной технологии "Педагогические мастерские"...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Презентация по литературе 8 класс Образ Мцыри

В презентации содержится материал о формировании  понятия об основной цели в жизни Мцыри. Рассмотрены способы раскрытия образа главного героя;Презентация способствует формированию  акти...

Урок литературы в 7 классе «По страницам комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

В комплект входит рабочий конспект урока и презентация....

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...


 

Комментарии

Ладошина Ирина Борисовна

Замечательный урок. Возьму на заметку