Уроки литературы 11 класс Горький
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Шошина Ирина Александровна

Эти материалы могут помочь учителю разработать индивидуальный конспект уроков по изучению творчества М. Горького в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

1.Тема урока: герои ранний романтический рассказов М. Горького.

2. УМК: Литература. 11 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Журавлева В. П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 415 с.

3. 7 Класс.

4. Открытие новых знаний.

5. Урок-беседа.

6. Цели урока:

Деятельностная цель: познакомиться с жизнью и творчеством М. Горького, углубить представление о романтизме как направлении в литературе и романтическом герое;

Содержательная цель: проанализировать рассказы М. Горького «Челкаш» и «Макар Чудра».

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: с русским языком, с историей.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, мультимедийная доска, проектор.

ХОД УРОКА

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

- Тогда вперед!

(Приветствуют учителя)

Да!

Личностные,

коммуникативные

2. Проверка выполнения д/з

(1-2мин)

- Вашим домашним заданием было  прочтение рассказов «Челкаш» и «Макар Чудра» Максима Горького. Все ли справились с этим заданием?

- Молодцы, ну а насколько хорошо вы читали,  мы выясним в ходе нашего урока.

-Да, мы  прочитали рассказы.

Личностные, коммуникативные

3. Подготовка учащихся к работе  на основном

этапе урока

(3-5мин)

-  Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок?

- Верно. На основе этого сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

- Правильно, а еще сегодня на уроке мы углубим представление о романтизме как направлении в литературе и романтическом герое. Давайте приступим к работе.

- Мы сегодня будем изучать рассказы «Челкаш» и «Макар Чудра».

- Цель нашего занятия – познакомиться с жизнью и творчеством М. Горького.

Личностные, регулятивные, коммуникативные

4. Усвоение новых знаний и способов действия

(5-7мин)

- Ребята, внимательно послушайте мой рассказ о жизни и творчестве писателя и сформулируйте 2-3 вопроса, которые вы сможете задать любому ученику из класса.

- Горький Максим, настоящие фамилия и имя Пешков Алексей Максимович, родился 16 марта 1868 в Нижнем Новгороде. Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) – сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) – из мещанской семьи. Большая семья Кашириных не была дружной, отношения Максима Савватиевича с новой родней не ладились, и в первой половине 1871 года Пешковы уехали из Нижнего в Астрахань.

Своего доброго, неистощимого на выдумки и веселого отца Алексей почти не помнил: он умер 31 года, заразившись холерой от четырехлетнего Алеши, за которым самоотверженно ухаживал. После смерти мужа Варвара с сыном вернулась к отцу в Нижний.

Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения. К Кашириным мальчик попал в то время, когда их "дело" клонилось к упадку. Кустарный красильный промысел вытесняло фабричное крашение, и надвигающаяся бедность многое определила в жизни большой семьи. Дядья Алеши любили выпить, а выпив – били друг друга или своих жен. Попадало и детям. Взаимная вражда, жадность, постоянные ссоры делали жизнь невыносимой. Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания и одно из самых ярких – о бабушке Акулине Ивановне, «изумительно доброй и самоотверженной старухе», которую писатель всю жизнь вспоминал с чувством любви и уважения.

Семи лет Алеша пошел в школу, но проучился всего месяц: заболел оспой и чуть не умер. В январе 1877 года его определили школу для городской бедноты. 5 августа 1879 года от скоротечной чахотки (туберкулеза легких) умерла мать, а через несколько дней после похорон дед сказал: - Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди...

Алеше минуло одиннадцать лет. Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.

В 1896 году Горький женился на Екатерине Волжиной, которая работала корректором в «Самарской газете» и была на 10 лет моложе Горького. У них родился сын Максим, а позднее и дочь Екатерина.

В 1900 году Горький вступил в издательское товарищество «Знание» и десять лет был его идейным руководителем, объединив вокруг себя писателей, которых считал «передовыми». С его подачи здесь вышли книги Серафимовича, Леонида Андреева, Бунина, Скитальца, Гарина-Михайловского, Вересаева, Мамина-Сибиряка, Куприна и др.

В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». И писателям, и читателям понравилось, что в литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных, слоёв, а «снизу», из народа.

1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936).

В 1928 Горький возвратился на родину, организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Максим Горький скончался 18 июля 1936 года от болезни легких.

- Теперь приступим к вопросам, которые вы сформулировали.

(Слушают рассказ учителя)

(ученики задают вопросы одноклассникам)

регулятивные, познавательные,

коммуникативные

5.Первичная проверка понимания изученного.

(7-10мин)

Романтизм – особый тип творчества, характерным  признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

  В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

  Назовите отличительные черты романтических образов Горького.

 

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического мира: принцип романтического двоемирия. Какие миры представлены в романтизме?

Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.

– Гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира – коренная черта этого литературного направления.

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

6. Закрепление новых знаний  и способов действия.

(10-12)

7. Применение знаний и способов действия

(5-7мин)

  Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это.

 

  В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». И темной ночью: «по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мечты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

  Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.

  Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

- Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

- Какова мотивировка характеров героев?

  Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели – наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

- Как раскрываются в композиции образы героев?

  В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Рады дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. (Описание Рады.) Гордая Рада отвергала и деньги, и предложение идти в жены к  магнату. Гордость и красота равновелики в этой героине. Зато портрет Лойко нарисован подробно. (Описание Лойко.)  

- В чем конфликт произведения и как он разрешается?

- Какова позиция автора и как она выражена?

- Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

- Как композиция раскрывает образ романтического героя в рассказе «Челкаш»?

- Какова роль портрета героев в рассказе?

- Каково значение слова «хищник»? Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам – орлу, соколу, ястребу.

- Какова роль Гаврилы в рассказе?

- Когда происходит развязка рассказа «Челкаш»?

 Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море». Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». 

Рада, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально.

Композиция «Макара Чудры» - рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают координат, по которой можно судить и о них.

Рассказывая о любви Рады и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих –

покориться любимому человеку ни один не захотел.

Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.

Автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890 – х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.

Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.

Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кисти, обтянутые коричневой кожей»; «всклоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».

Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его волчьи лапы, к этому примешивается и отеческое чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».

В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

8.  Обобщение и систематизация знаний

(5мин)

  1. Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького?
  2. Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?
  3. Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
  4. Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко?
  5. С какими литературным персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
  6. Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
  7. В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького – Челкаша и Гаврилы?
  8. В чем вы видите особенности романтизма Горького?

(отвечают на вопросы учителя)

коммуникативные, регулятивные

9. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

(3-5мин)

10. Коррекция знаний и способов действий

(3-5мин)

- Итак, какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

- Верно. Достигли ли мы цели?

- Цель нашего занятия – познакомиться с жизнью и творчеством М. Горького, углубить представление о романтизме и романтическом герое и проанализировать рассказы М. Горького «Челкаш» и «Макар Чудра».

- Да.

Коммуникативные,

регулятивные

11. Информация о д/з

(1-2мин)

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник: 1. Прочитать рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». 2. Подготовить на выбор пересказ «легенда о Ларре» или «легенда о Данко».

(Записывают домашнее задание в дневник)

Регулятивные

12. Подведение итогов занятия, рефлексия

(1-2мин)

- Ребята, на мой взгляд, мы все сегодня хорошо поработали. А как думаете вы? Всё ли получилось у вас на уроке? Всем ли вы остались довольны?  

(Проводят рефлексию – отвечают на вопросы учителя)

Личностные



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

1.Тема урока: М. Горький «НА ДНЕ». (1 урок)

2. УМК: Литература. 11 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Журавлева В. П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 415 с.

3. 11 Класс.

4. Открытие новых знаний.

5. Урок-беседа.

6. Цели урока:

  1. Деятельностная цель: познакомиться с творчеством М. Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении;
  2. Содержательная цель: Проанализировать пьесу и характеры главных героев пьесы.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: с русским языком, с историей.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, мультимедийная доска, проектор.

ХОД УРОКА

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

- Тогда вперед!

(Приветствуют учителя)

Да!

Личностные,

коммуникативные

2. Проверка выполнения д/з

(1-2мин)

- Вашим домашним заданием было  прочтение пьесы «На дне» Максима Горького. Все ли справились с этим заданием?

- Молодцы, ну а насколько хорошо вы читали,  мы выясним в ходе нашего урока.

-Да, мы  прочитали пьесу.

Личностные, коммуникативные

3. Подготовка учащихся к работе  на основном

этапе урока

(3-5мин)

К какому роду литературы относится изучаемое нами произведение?

В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев - все герои должны быть включены в конфликт.

Прежде чем приступить к изучению пьесы объясните вашу ассоциацию на слово «дно».

А что значит оказаться на «дне»?

Верно.

Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно за другим отклонил такие названия, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «Дно жизни» (последнее стояло на афише премьерного спектакля).

Как бы вы объяснили, почему драматург остановил свой выбор на нынешнем названии?

- Изучаемое нами произведение относится к драме.

Драма - самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

Дно – это мусор, яма, отбросы общества, падение, банкротство, безысходность.

Быть бесправным, ничего не делать, не работать, стать нищим.

«Ночлежка» - слишком конкретное заглавие, «Без солнца» - слишком абстрактное. Название же «На дне» - предельно обобщенное (более обобщенное, чем «На дне жизни»), ёмкое, философски заостренное (существование вне нормы, дно души), и в отличие от варианта «Дно» показывает процесс скатывания «на дно», а не констатирует факт.

Личностные, регулятивные, коммуникативные

4. Усвоение новых знаний и способов действия

(5-7мин)

А сейчас давайте прослушаем сообщение вашего одноклассника об истории создания пьесы «На дне».

Перечитайте афишу пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи, какие характеристики дает автор действующим лицам? Какие еще сведения посчитал нужным сообщить до начала действия?

Что вы узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы?

Наименованию своих героев Горький уделял особое внимание. Как правило, имена его персонажей не только называют, но и обозначают, раскрывают в них нечто существенное.

Исходная цель его номинации – выделить героя, индивидуализировать его, показать, о ком идет речь. 

Пьесу «На дне» Горький писал в течение 1901-1902 годов. 18 декабря 1902 года она была поставлена в Художественном театре в Москве и сразу же вызвала яростные споры. Для одних она была «буревестником», и они встретили ее с восторгом. Другие тоже расслышали в ней «приговор обществу», тоже были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совершенно противоположные: «Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!»

Причины столь обостренной реакции – в историческом и социальном контексте, в котором создавалась и в который вмешивалась пьеса «На дне». Во – первых, экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба. Во – вторых, резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.

Первым постановку пьесы «На дне» осуществил Московский художественный общедоступный театр, который возглавляли К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко. Премьера состоялась 18 декабря 1902 года. Этот спектакль вошел в число тех постановок, которые вывели МХТ в лидеры русского театра.

Сразу же после первых постановок Леонид Андреев писал Горькому: «Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ширине и глубине; всякий раз остается что – то неуловленное, какой – то остаток, в котором и заключена самая суть».

М. Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии, у других – имена и фамилии, у третьих – лишь фамилии. Однако большинство героев имеют лишь имена или прозвища. Такая система наименований во многом объясняется тем, что М.Горький изображает особый мир, мир людей «без пачпортов», силой различных обстоятельств оказавшихся на «обочине» жизни.

регулятивные, познавательные,

коммуникативные

5.Первичная проверка понимания изученного.

(7-10мин)

 Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому. Поговорим об именах, фамилиях. Какие ассоциации возникают у вас в связи с именем Лука?

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин?

О чём говорит род занятий действующих лиц?

Клещ - слесарь, Квашня - торговка пельменями, Алёшка - сапожник, Кривой Зоб и Татарин - ключники.

Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

Прежде чем приступить к чтению по ролям 1-го действия, попрошу дать краткую информацию о героях.

- один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)

- Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").

- В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.

Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт.

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.

Клещ.

Всего полгода находится в ночлежке. Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда. Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность. В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой. Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»

Актёр.

В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив. Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников. В данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись". У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов.

Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью. Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха». Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала»,-говорит он. Когда-то имел мастерскую...пропил. «Ленив я. Страсть как работать не люблю». С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.

Барон.

Потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества. Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» - и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст». «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.

Васька Пепел.

Богатырь по своей силе и душевной щедрости. Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором. Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна. Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.

Настя.

В 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.) Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.

Квашня.

Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению. Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки. Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь: «Квашни крышкой не удержать» (В.Даль). Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет» С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»

Сатин.

Появляется не со словами, а с рычанием.  Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Оказался  здесь потому, что убил негодяя. Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками. В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни. Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит...гордо!»

Лука.

Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий...странствующий». Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири. В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет. Для каждого находит ласковое слово, утешение.

Костылев.

Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают». Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум. Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

6. Закрепление новых знаний  и способов действия.

(10-12)

7. Применение знаний и способов действия

(5-7мин)

После знакомства с героями давайте прочитаем первое действие, чтобы лучше представить персонажей. (чтение по ролям) 

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. "Озяб", - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.

В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своём.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, "сонное". Развитие конфликта начинается с появления Луки.

(чтение по ролям)

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

8.  Обобщение и систематизация знаний

(5мин)

Как перед читателем престает ночлежка Костылева? Какие люди в ней живут?

Итак, ночлежка Костылева – это, прежде всего, символ бездомности, бесприютности, символ ненормальной жизни.

В образах ночлежников автор нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумевшие реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Однако их всех объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке.

коммуникативные, регулятивные

9. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

(3-5мин)

10. Коррекция знаний и способов действий

(3-5мин)

Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к сложной системе наименований.

Что вы можете сказать про имена героев?

Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев не только называют, но и раскрывают в них нечто важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу.

Коммуникативные,

регулятивные

11. Информация о д/з

(1-2мин)

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник: заполнить таблицу в тетради.

Предыстория героя

(как попал на «дно»?)

Чем занимается в ночлежке?

К чему стремится, о чем мечтает?

Особенности речи, афоризмы

Чего достиг?

Вывод

(Записывают домашнее задание в дневник)

Регулятивные

12. Подведение итогов занятия, рефлексия

(1-2мин)

- Ребята, на мой взгляд, мы все сегодня хорошо поработали. А как думаете вы? Всё ли получилось у вас на уроке? Всем ли вы остались довольны?  

(Проводят рефлексию – отвечают на вопросы учителя)

Личностные



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

1.Тема урока: М. Горький «Старуха Изергиль».

2. УМК: Литература. 11 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Журавлева В. П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 415 с.

3. 11 Класс.

4. Открытие новых знаний.

5. Урок-беседа.

6. Цели урока:

  1. Деятельностная цель: познакомиться Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького; углубить представление о романтизме как направлении в литературе и романтическом герое;
  2. Содержательная цель: Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко; рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: с русским языком, с историей.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, мультимедийная доска, проектор.

ХОД УРОКА

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

- Тогда вперед!

(Приветствуют учителя)

Да!

Личностные,

коммуникативные

2. Проверка выполнения д/з

(1-2мин)

- Вашим домашним заданием было  прочтение рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького. Все ли справились с этим заданием?

- Молодцы, ну а насколько хорошо вы читали,  мы выясним в ходе нашего урока.

-Да, мы  прочитали рассказ.

Личностные, коммуникативные

3. Подготовка учащихся к работе  на основном

этапе урока

(3-5мин)

-  Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок?

- Верно. На основе этого сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

- Правильно, а еще сегодня на уроке мы углубим представление о романтизме как направлении в литературе и романтическом герое. Давайте приступим к работе.

- Мы сегодня будем изучать рассказ «Старуха Изергиль» Максима Горького.

- Цель нашего занятия – познакомиться с жизнью и творчеством М. Горького.

Личностные, регулятивные, коммуникативные

4. Усвоение новых знаний и способов действия

(5-7мин)

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

регулятивные, познавательные,

коммуникативные

5.Первичная проверка понимания изученного.

(7-10мин)

 Романтизмом окутано всё произведение. Романтические герои  предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это.

В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?

Какие природные образы вы могли бы выделить?

Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?

Почему именно таким показан пейзаж в рассказе?

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

Каково композиционное решение рассказа? В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией?

Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе?

Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?

Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток.

Море, небо, ветер, тучи, луна.

Эпитеты, олицетворение, метафору.

Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

Рассказ в рассказе. “Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький.

В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа.

Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко.

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

6. Закрепление новых знаний  и способов действия.

(10-12)

7. Применение знаний и способов действия

(5-7мин)

  1.  Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)

  1. Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?
  2. Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?

  1. В чем суть конфликта людей и Ларры?

  1. «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
  2. В чем трагедия бессмертия Ларры?
  3. Портретная характеристика Данко, детали и их функции.

  1. Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?

  1. Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном  и том же значении употреблен эпитет или нет?  

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?

Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?

 Ларра был красив и силен. У него были холодные и гордые глаза, как у орла: "...красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад." "Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц."

Ларра был гордым юношей: "...стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, – не опустил своей головы..." "Ты, гордый, слушай!" Сын орла, Ларра был ловким, хищным, сильным и жестоким человеком: "Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу."
Живя среди людей, Ларра вел себя гордо, вызывающе и оскорбительно: "И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их..." Гордый Ларра считал, что таких, как он, больше нет.

Он считал себя первым на земле и не видел ничего, кроме себя:: "А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше..." "...наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего."

Да так как орел – это гордая свободная птица.

Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и

 играли с девушками.

Ларра не хотел принимать законы, по которым живут люди, а племя не могла принять гордого и эгоистичного Ларру.

Понятие гордости подразумевает под собой чувство собственного достоинства, способность человека относится уважительно как к себе, так и к другим людям. Гордыня возникает в результате чрезмерной гордости индивида по поводу себя. Такие люди обычно обладают такими отрицательными качествами, как высокомерие и эгоизм. Такими качествами обладал и Ларра.

Племя жестоко наказало его вечным одиночеством.

Данко был красивым, молодым и смелым человеком: "Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы.""...его смелое сердце."

Данко сильный тем, что не побоялся повести за собой людей и вывел их из дремучего леса, а Ларра сильный и гордый, но он не приносит пользы людям.

Нет, Данко обладает гордостью, а Ларра гордыней.

Любовь к людям, желание помочь им.

Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.

Главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным.

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

8.  Обобщение и систематизация знаний

(5мин)

После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь.

Критерии

Данко

Ларра

  1. Отношение к толпе

  1. Отличительная черта характера

  1. Отношение к жизни

  1. Легенда и современность

  1. Поступки, совершаемые героями

  1. Отношение писателя к героям

  1. Толпа - герой

Критерии

Данко

Ларра

  1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание помочь им

Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними

  1. Толпа - герой

конфликт

конфликт

  1. Отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость

  1. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен

  1. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма, холод)

  1. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Зло, преступление

  1. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям

Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность

коммуникативные, регулятивные

9. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

(3-5мин)

10. Коррекция знаний и способов действий

(3-5мин)

- Итак, какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

- Верно. Достигли ли мы цели?

- Цель нашего занятия – познакомиться с жизнью и творчеством М. Горького, углубить представление о романтизме и романтическом герое и проанализировать рассказ «Старуха Изергиль».

- Да.

Коммуникативные,

регулятивные

11. Информация о д/з

(1-2мин)

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник: прочитать пьесу М. Горького «На дне».

(Записывают домашнее задание в дневник)

Регулятивные

12. Подведение итогов занятия, рефлексия

(1-2мин)

- Ребята, на мой взгляд, мы все сегодня хорошо поработали. А как думаете вы? Всё ли получилось у вас на уроке? Всем ли вы остались довольны?  

(Проводят рефлексию – отвечают на вопросы учителя)

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7-м классе М. Горький. Слово о писателе. «Детство»

google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Задачи: Образовательная - отработка т...

Урок литературы в 11 классе по пьесе М.Горького "На дне"

Изучать литературу нео­бходимо для того, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, найти себя, определить свой путь. Поэтому у тех, кто берет в руки книгу, есть возможность не просто соприкос­нут...

Урок литературы в 11 классе"Раннее творчество М.Горького"

В материале представлена разработка метапредметного урока по рассказу Горького" Старуха Изергиль", на материале рассказа рассматривается понятие"гордость",вводится понятие"гордыня"; предлагается самос...

Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс

Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс. Материалы содержат : конспект-сценарий урока, мультимедийную презентацию, фотографии эпизодов открытого урока по теме....

Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"

Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: М.Горький "Заветы отца"

Продолжить знакомство с творчеством М. Горького; формировать навыки выразительного  чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения;  развивать умение проводить пои...

Конспект урока литературы "М.Горький. "Легенда о Данко"

Данный урок является заключительным при изучении творчества М.Горького в 7 классе....