Материал для проведения диагностики читательских компетенций
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кузьмина Светлана Анатольевна

Представлен материал по теме "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_dlya_provedeniya_diagnostiki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

Методика изучения уровня коммуникативного контроля.

Инструкция:

Прочитайте  предложения, реагируя на ситуации общения. Оцените: верное (В) или неверное (Н)

Опросник.

Мне кажется трудным подражать другим людям.

Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто  бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

Я не всегда такой, каким кажусь

 Обработка и интерпретация 

По 1 баллу - ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные  вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая  импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение  мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении  непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в  эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением  окружающих людей.

7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за  собой, управляет выражением своих эмоций.

 

 «Диагностика сформированности коммуникативной компетенции» (по Л. Торлину) 

Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т. к. об эффективности работы можно судить только по результату. Любой результат предполагает оценку. Для оценки используются таблицы № 1–4.                                                                                                                                                

Таблица № 1

Оценка проявления коммуникативной компетенции

 

Информационно-предметная

п/п

Знает источник информации

Знает способы преобразования информации

Знает стили подачи информации

Знает содержание раздела

Общее кол-во ком-ых проявл

%

Уровень проявления

1

 

 

 

 

 

   Факт единичного проявления фиксируется знаком “+”. Общее количество коммуникативных проявлений определяется в %. Затем определяется уровень проявления коммуникативной компетенции. До 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.

Таблица № 2

Оценка сформированности коммуникативной компетенции

(деятельностно-коммуникативная)

Умения

Вид речевой деятельности (комплекс операций)

Проявление видов коммуникативных действий

Зона ближайшего развития

% реалии

зации

Уровень реализа

ции

 

 

действия

всего

с помощью учителя

сам

 

 

1. Владеть продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи

– делать устное сообщение на лингвистическую тему;  – писать изложения  – писать сочинения   – вести диалог

 

 

 

 

 

 

    Факт единичного действия фиксируется знаком “+”. Общий результат переводится в % и определяется уровень коммуникативной компетенции каждого учащегося. 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.

Таблица № 3

Проявление коммуникативной компетентности

Ценностно-ориентационная

Ответственность (как способность делать свое высказывание понятным)

Культура общения

Умение проявлять личную гражданскую позицию в общении

Умение принимать общечеловеческие ценности

Умение мыслить критически

Оценка

 

 

 

 

 

 

%

уровень

      Факт единичного проявления учащимися вида коммуникативного действия фиксируется знаком +. Подсчитывается общий результат, переводится в %, определяется уровень сформированности ценностно-ориентационной составляющей у каждого учащегося. 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–l00 % – высокий.

       Индивидуальное показатели оценки по каждой таблице: таблице № 1, таблице № 2, таблице № 3 заносятся в сводную таблицу № 4, которая помогает определить уровень сформированности коммуникативной компетенции у каждого ученика по двум составляющим: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной.

     Окончательный результат (уровень сформированности коммуникативной компетенции) находим путем сложения двух показателей, отмеченных в таблице в процентах по каждой составляющей: предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной, делим на количество составляющих (их две). Получаем результат в процентном отношении. Затем по специальной шкале, где 50% обозначает низкий уровень сформированности 50–70% средний, 70–100% – высокий, оцениваем уровень сформированности коммуникативной компетенции каждого ученика в процентном отношении.

     Ценностно-ориентационная составляющая в таблицу № 4 не входит, так как только количественно ее оценить невозможно. Уровень оценки ценностно-ориентационной составляющей представляет особую трудность. Поэтому в оценке данной составляющей используются результаты самодиагностики учащихся, анкетирования учащихся, наблюдения педагогов. И в результате экспертного заключения педагогов, работающих в данном классе, делаются выводы по наличию или отсутствию необходимых качеств личности, которые в дальнейшей работе постоянно корректируются.

Таблица № 4

Уровни сформированности коммуникативной компетенции учащихся

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Уровень сформированности

 

 

 

 

Определение уровня сформированности коммуникативной компетенции помогает более объективно подойти к результату обученности учащихся по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Выступление на курсах повышения квалификации, обобщение опыта работы...

Методические рекомендации для проведения диагностики начитанности и читательских интересов обучающихся.

Каждый учитель литературы очень хорошо знает, что в методике преподавания литературы доказана необходимость «регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся&raqu...

Диагностика читательской грамотности в 8 классе

Диагностика читательской грамотности в 8 классе...

Диагностика читательской грамотности в 9 классе

Данная работа была составлена на основе заданий по проверке сформированности читательской компетенции в 9 классе от Департамента образования г. Москвы...

Диагностика читательской грамотности школьников в контексте международного исследования PISA

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...

Сборник текстов для диагностики читательской грамотности

Читательская грамотность-способность человека читать, понимать, использовать письменные тексты и понимать их....

Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"

В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...