Игровые электронные образовательные ресурсы как средство развития мотивации к изучению русского языка и литературы.
статья по литературе

Иванова Елена Олеговна

Электронные ресурсы, опубликованные в компьютерной сети Интернет, сегодня используются практически во всех сферах деятельности человека, XXI век предоставляет невиданные ранее возможности по насыщению предметного содержания обучения – объем фактологического и иллюстративного материала, доступного в любой момент времени, огромен. Ни для кого не секрет, что использование сети Интернет возможно и при обучении школьников, и при организации внеучебной и научно-исследовательской работы. Не случайно с каждым годом все большее число педагогов и обучаемых осваивают телекоммуникационные системы, начинают использовать их в своей деятельности. В этом контексте новую жизнь получает и тысячелетняя идея игрофикации образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tsifrovye_resursy.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые электронные образовательные ресурсы как средство развития мотивации к изучению русского языка и литературы.

Иванова Елена Олеговна, педагог дополнительного образования ГБОУ гимназия № 116, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по ВР.

XXI век предоставляет невиданные ранее возможности по насыщению предметного содержания обучения – объем фактологического и иллюстративного материала, доступного в любой момент времени, превышает все мыслимые пределы; глобальные сети опоясали всю планету, позволяя поддерживать связь людям в разных частях света; новую жизнь получает и тысячелетняя идея игрофикации образования.

В гимназии № 116 принят на вооружение самый широкий арсенал современных средств обучения русскому языку и литературе, который служит основой для ряда долгосрочных проектов:

  1. Прежде всего мы можем рекомендовать сайт «Arzamas» (https://arzamas.academy/) - проект, посвященный истории культуры, рассказывающий самыми разными способами о литературе, искусстве, истории и других гуманитарных науках, то есть о самом интересном в мире.
  2. Отличный ресурс для изучения истории  литературы, а также погружения в тексты мировой и отечественной классики литературы - мобильное приложение «Живые Страницы» для смартфонов и планшетов. Мобильное приложение - пример объединения инновационных технологий и гуманитарного знания для популяризации чтения среди пользователей мобильных устройств. Цель проекта «Живые Страницы» – преподнести классику русской литературы по-новому, в современном интерактивном формате, созданном благодаря уникальной подаче информации и дополнительному контенту. Приложение буквально оживит классическую русскую литературу в смартфоне или планшете. Это путешествие по классическому произведению, интерактивная литературная энциклопедия, наполненная большим объемом дополнительной информации из разных областей: история, лингвистика, география. Пользователи социальной сети «В контакте» также найдут для себя много полезной информации в сообществе «Живые страницы» (https://vk.com/livepagesapp ).
  3. Wordwall (https://wordwall.net/ru) – учебный ресурс, построенный на игровых формах. Wordwall можно использовать для создания как интерактивных, так и печатных материалов, учебные задания созданы с помощью системы шаблонов, которые включают в себя знакомую классику, например, «Викторина» и «Кроссворд», а также есть аркадные игры, например, «Погоня в лабиринте» и «Самолет». Интерактивные задания можно представить в различных темах. Каждая тема меняет внешний вид за счет различной графики, шрифтов и звука. Вы также найдете дополнительные варианты, чтобы установить таймер или изменить ход игры.
  4. LearningApps (https://learningapps.org/ ) – полностью бесплатный онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний. LearningApps — это 20 интерактивных упражнений в игровом формате. Например, задания вроде «Скачки» или «Найди пару» явно заимствованы из детских игр, задания вреде игры «Кто хочет стать миллионером» интересны ребятам старшего возраста.  Пользователи могут использовать имеющиеся модули, модифицировать их и создавать новые модули с использованием предлагаемого конструктора и шаблонов. Интерактивные задания скомпонованы по предметным категориям. Имеются версии сайта и задания (модули) на русском, английском, немецком, французском, испанском, итальянском и других языках.
  5. Формирование коллекций интерактивных заданий (по биографии и творческому пути русских и зарубежных писателей, географии России, экономической и социальной географии мира), разработанных самими учащимися.
  6. Использование популярной музыки как средства повышения учебной мотивации и раскрытия предметного содержания на уроках географии.

Актуальность описанной методической системы обоснована необходимостью привести методику обучения русскому языку и литературе в соответствие с требованиями ФГОС ООО, акцентирующими внимание учителя на использовании системно-деятельностного подхода, а также – с требованиями современной информационной среды, в которой предстоит жить и работать выпускникам российской школы. Все названные ресурсы объединяет стремление научить ребят работать с информацией, заключенной в самых разных формах, текстовых, визуальных, аудиальных.

Новизна педагогического опыта состоит в применении новейших электронных образовательных ресурсов, как педагогических, так и – что особенно важно для формирования информационной компетентности обучающихся – культурных. Многие из успешно используемых в гимназии ЭОР остаются малоизвестными в отечественном учительском сообществе.

При этом можно говорить о высокой результативности методической системы. Данные внешнего и внутреннего мониторинга свидетельствуют о повышении качества знаний. Формирование навыков и умений подтверждается результатами проектной и исследовательской деятельности школьников. Приобретенный опыт творческой деятельности высоко оценивается самими учениками. Подтверждением формирования эмоционально-ценностного отношения ребят к миру, филологической среде и ее компонентам служит популярность предметных олимпиад, конкурсов и турниров и других мероприятий, проведение которых вынесено за рамки собственно учебного процесса.

Воспроизводимость педагогического опыта также не поддается сомнению, в том числе в условиях, являющихся обычными для петербургской школы (кабинет с одним персональным компьютером, медиапроектором и экраном).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет ресурсы как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка и самообразования

В статье говорится об использовании сетевых ресурсов для повышения мотивации к изучению иностранного языка и самообразования. Рассматриваются возможности, которые предоставляют  сайты издательств...

Театрализация на уроках как средство интеллектуального развития и повышения мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)

В соответствии с требованиями ФГОС ООО в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Театрализации на уроках и подгото...

Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы...

Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».

Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...

Создание гипермедиасочинений как средство мотивации к изучению русского языка и литературы

Сочинение — это вид работы, хорошо знакомый каждому, особенно учителям русского языка и литературы. Которые знают, как ученики относятся к написанию сочинения: дети не любят этот вид работы. Пер...

Диалоговое обучение как средство повышения мотивации к изучению русского языка и литературы

Приёмы формирования навыка грамотного учебного диалога и аргументирования своего мнения через повышение мотивации учащихся 5 - 11 классов к изучению русского языка и литературы....

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы.

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы....