«Эти стены так много слыхали Мудрых истин великих умов»
статья по литературе

ДАМБАЕВА НИМА-ХАНДА БАБАСАНОВНА

ФЕСТИВАЛЬ УЧИТЕЛЕЙ

«Инновационные педагогические практики: обобщение, распространение опыта»

План-конспект  мастер-класса

«Эти стены так много слыхали

Мудрых истин великих умов»

 К 100-летию МАОУ Иволгинская СОШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eti_steny_tak_mnogo_slyhali.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

Иволгинская средняя общеобразовательная школа

ФЕСТИВАЛЬ УЧИТЕЛЕЙ

«Инновационные педагогические практики: обобщение, распространение опыта»

План-конспект  мастер-класса

«Эти стены так много слыхали

Мудрых истин великих умов»

 К 100-летию МАОУ Иволгинская СОШ

Учитель русского языка и литературы Дамбаева Н-Х. Б., учитель высшей категории.

Кабинет №6, зав.каб. Т.Н.Иванова, учитель русского языка и литературы.

Дата проведения : 17.11.17.

Цель мастер – класса: поделиться опытом работы с педагогами школы и района в подготовке учащихся к конкурсу чтецов. 


Задачи мастер-класса:

1. Обобщить теоретический материал по данной теме; 
2. Познакомить с практическим материалом по теме – анализ и чтение стихотворения «Юбилейное»(1997) Ильи Бримова;

3. Предложить памятку Что значит «красиво читать»?

(Из опыта работы по анализу и выразительному чтению наизусть)

Оборудование:

- презентация по теме из 17 слайдов;

- выставка книг, брошюр, монографий, статей из личной библиотеки;

- буклеты с текстом стихотворения «Юбилейное» И. Бримова и Программой юбилейного праздника «Школа всем нам близкая – школа Иволгинская» на 24 ноября 2017 г.

Вступление. Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию мастер – класс по теме: «Эти стены так много слыхали мудрых истин великих умов» к 100-летию нашей школы.
2. Предлагаю систему работы при подготовке к конкурсу чтецов.

В течение многих лет мои ученики активно участвуют в конкурсе чтецов, как в школьном, так и в районном и республиканском. Ребята занимают призовые места, что, безусловно, стимулирует их для дальнейшей работы, вызывает желание добиваться высоких результатов в будущем. 

3. Защита презентации из 17 слайдов.

Вначале расскажу об авторе темы мастер-класса.

4. Уважаемые гости! Давайте представим себя школьниками, а я буду в роли Вашего учителя. И давайте прикоснёмся к тексту данного стихотворения.

/Раздаю каждому текст, даю время на самостоятельное прочтение, затем предлагаю чтение по цепочке по одному четверостишию./
Можем ли определить:

- Какой жанр(ода, эпическая поэма

- Какой размер стихосложения(анапест)

-  Какова тема текста? (ТТ)

- Какова главная мысль текста(ГМТ или ОМТ)

5. на память о сегодняшней встрече отдаю в дар каждому моему гостю небольшой буклет по данной теме.

Благодарю за внимание и активное участие. До новых встреч!

Что значит «красиво читать»?

(Из опыта работы по анализу и выразительному чтению наизусть)

Конкурсы чтецов уже давно стали доброй школьной традицией. Ребята с удовольствием принимают в них участие. Особенность таких конкурсов в том, что далеко не всегда побеждает самый прилежный ученик. Дело в том, что есть ряд хитростей, на которые нужно обратить внимание при подготовке как учителю, так и ученику. Сейчас я поделюсь своими знаниями и опытом работы в области подготовки ученика к конкурсу чтецов.
Все рекомендации являются именно рекомендациями, а не правилами. Разумеется, в первую очередь следует обратить внимание на критерии и требования конкретного конкурса (что читается: поэзия или проза, можно ли использовать музыкальное сопровождение или нет, сколько времени отводится на чтение и т.п.). Свой опыт представляю в виде следующих рекомендаций:

  1. Выбор материала. Первое, с чем приходится сталкиваться, - это что читать? Текст типа описание читать очень трудно. Остановитесь на повествовании или рассуждении. Выбирайте сюжетное произведение, наполненное диалогами, риторическими обращениями, восклицаниями. Это позволит продемонстрировать элементы актерской игры, мимику, эмоции. Если рассматривается проза, можно обратить внимание на фрагменты с внутренним монологом героя. При выборе эпизода обращайте внимание на его место в произведении. Обычно наиболее драматичной частью является кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии художественного произведения). Старайтесь выбрать не очень известное произведение, отрывок (комментировать, думаю, не нужно). Особое внимание уделите объему произведения. Он должен быть не слишком большой и не слишком маленький. Желательно, чтобы чтение произведения занимало не меньше трех, но и не более пяти минут. Меньше трех - рискуете не запомниться, более пяти - утомить слушателей.
  2. Анализ произведения. После того как произведение выбрано, уделите внимание анализу произведения. Чтец должен понимать, о чем произведение, должен понимать каждое слово, знать историко-культурный подтекст, время написания, кому посвящено и т.п. Каждая подобная мелочь может оказаться очень значимой. На этом этапе следует обратить внимание на соблюдении норм произношения слов. Иногда даже самое прекрасное чтение может испортить неверное произношение какого-либо одного слова. Предлагаю частичный анализ стихотворения «Юбилейное»(1997) Ильи Бримова.
  3. Погружение в художественный образ. Анализ произведения должен помочь погрузиться в художественные образы, созданные автором в произведении. Очень важно, чтобы читающий ощутил чувства, эмоции героев. На этом этапе продумываются жесты, мимика. Обращайте внимание на слова-помощники: глаголы (удивилась, прошептал, закричал, улыбнулась), слова, предающие признаки действия, - наречия (громко, тихо, быстро, торопливо, медленно, недовольно, стремглав) и все те слова, которые вам помогают подобрать правильный темп. Отработайте каждое мимическое движение. Продумайте, как выразить мимикой и жестами удивление, гнев, радость и прочие чувства. Следите за тем, чтобы чувства выходили естественными. Читающий должен целиком и полностью вжиться в художественный образ, не допускать проявления собственных эмоций.
  4. Как заучивать стихотворение? На этом этапе важно сосредоточиться именно не на заучивании, а на отработке правильности речи, интонации. Перед чтецом должна стоять цель: научиться как можно выразительней читать текст. Переходить к заучиванию можно непосредственно после того, как отработана интонация, мимика, жестикуляция. Ведь очень важно сразу правильно заучить произведение. Переучиться будет гораздо сложнее. Кроме этого, после кропотливой работы с текстом, отработки выразительности читающий часто осознает, что он уже почти выучил текст. Полное запоминание произойдет во время репетиций.
  5. Внешний вид и реквизиты. Образ чтеца должен соответствовать содержанию произведения, однако не стоит перегибать палку. Иногда более выигрышно смотрится классический "белый верх - черный низ", чем профессиональный актерский костюм. Первый вариант, как минимум, позволит сосредоточиться на самом чтеце, а второй вариант рискует перетянуть на себя внимание. Часто возникает эффект "раздвоения": костюм существует отдельно от чтеца. По опыту советую остановиться на чем-то среднем: классический внешний вид можно совместить с элементами-атрибутами, помогающими раскрыть художественный образ. Например, круглый стол, свечи, фото автора в овальной рамке, брошюра и т.п.
  6. *Видеоряд и звуковое сопровождение. Для музыкального и видеоряда правило одно: они должны дополнять общую картину, не перетягивать внимание на себя, не мешать восприятию текста, художественного образа. С видеорядом нужно быть наиболее осторожным. Лучше, если он будет представлять собой фоновые изображения-декорации. Звуковой ряд не обязательно должен быть музыкальным. Это может быть нарезка отдельных звуков (скрип двери, шум дождя, ветра, города). Несколько мелодий, подобранных под определенные фрагменты читаемого текста, также можно успешно соединить вместе.
  7. Естественность. После многочисленных репетиций и выступлений читающий, сам того не замечая, рискует лишить речь, жесты, мимику естественности. Такое чтение выглядит отрепетированным, лживым, потому что под отрепетированной мимикой радости проглядывают собственные эмоции чтеца, например, усталость, отчужденность и другие. Это сразу бросается в глаза, поэтому при любом чтении важно быть полностью погруженным в художественный образ, не прятаться под маской автоматических движений, жестов, мимики, интонации. Все должно выглядеть естественным даже при очень частом прочтении произведения.

Помните о том, что вам должны поверить и если есть хоть малейшее сомнение в том, что тот или иной фрагмент текста прочитан не очень естественно, то есть смысл более детально отработать именно этот фрагмент. 


Анализ стихотворения «Юбилейное»(1997)

Со слов Марии Николаевны Алемасовой, жены Брянского И.М. и ветеранов педагогического труда, которым посчастливилось быть коллегами Ильи Михайловича, эти стихи написаны к 80-летнему юбилею Иволгинской средней школы.

В 1917 году иволгинцы ходатайствуют об открытии начальной школы в Селенгинскую аймачную управу. А год-то исторический: год Октябрьской революции - 1917-ый.

Родилась ты, с годами мужая,

Под высокой октябрьской звездой.

На общем сходе села Иволга было принято решение арендовать дом Базаржапа Бадмацыренова под здание школы.

Поначалу в убогой хатёнке

Набирались ума малыши,

И горели ребячьи глазёнки

На занятьях почтенных багши.

Самым первым учителем и директором начальной школы в нашем селе был назначен Цыденов Бадмацыбик Базаржапович (1897-1971)

Раздвигались учебные стены,

Нарастали твои этажи...

Здесь, утверждает М.Н.Алемасова, Илья Михайлович имеет ввиду 1958 год, когда он сам будучи директором школы(1955-1962) возглавил строительство второго этажа типовой деревянной одноэтажной школы(1959). Строили народным способом: силами родителей и старшеклассников.

Далее автор стихотворения И.Бримов пишет об уроках, школьных делах советской эпохи. С особой гордостью упоминается о туристской славе Иволгинской школы.

Школа славой туризма отмечена

В отдалённых, приветных годах.

На просторах России замечена,

А не только лишь в здешних краях.

Истоки самого любимого мероприятия учащихся нашей школы заложены Гаськовым Афанасием Александровичем (1924-1991), человеком-легендой всей Иволги и Республики Бурятия. Сегодня школа по праву гордится высокими достижениями туристов-краеведов 60-70-ых годов своей школы. На 14 Республиканских слётах юных туристов из года в год занимали призовые места и успешно защищали честь родного края на Всероссийских туристских слётах. Это было в Кемерово (1962), Москве (1964), В Ялте (пионерский лагерь «Артек»), на озере Селигер (1965).

С особым трепетом учитель-поэт благодарит своих доблестных коллег-учителей.

Скажем дружно с поклоном нижайшим:

«Мы вас ценим, мы любим вас!»

Самым добрым словом отзывается автор-директор школы о родителях.

И родителей вспомним честных,

Кто учить, пестовать помогал,

Кто вину за проступок нелестный

Не на школу одну возлагал...

Данное стихотворение написано анапестом (трёхсложным размером с ударением на третий слог).

Илья Бримов своё «Юбилейное» завершает на оптимистической ноте.

Пусть же школа растит и будит

Чувства лучшие в людях. В том суть!

Наше сердце тебя не забудет,

Ты питомцев своих не забудь!

Словами Гимна нашей Иволгинской школы исторически стали слова из бримовского стихотворения «Юбилейное». По инициативе выпускников 1978 года школы музыку сочинил тогда ещё только начинающий композитор и учитель русского языка и литературы СШ№9 г.Улан-Удэ Виктор Малдаев.

/Гимн – древнегреческое слово – 1.торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо.2.торжественная песня, принятая как символ государственного и социального единства.3. вообще хвалебная песня, музыкальное произведение./

Интервью у Забановой Людмилы Сергеевны, директора Краснояровской основной школы Иволгинского района /12.04.2016./

Марина: Расскажите, пожалуйста, что Вы знаете о гимне Иволгинской школы и как это связано с Виктором Малдаевым?

Л.С.Забанова: Началось с того, что к Юбилею школы (к 90-летию) мы думали, что именно и какой же подарок сделать родной школе. Моя одноклассница Эржена Дылыкова предложила заказать гимн школы и познакомила меня с Виктором Малдаевым, потому что они друзья. К сожалению, после этого она уехала срочно в Москву, поэтому по ее просьбе я нашла стихотворение нашего Ильи Брянского «Юбилейное» Откуда я знаю его сборник «Гуси лебеди»? Наталья Ивановна Калаганская дала мне этот сборник для подготовки к республиканскому конкурсу «Профсоюзный лидер». Первый республиканский конкурс проводился, и я в нем участвовала, так вот  там я увидела эти стихи. Затем я снова сходила к Наталье Ивановне ,чтобы взять сборник и поехала со стихами Ильи Бримова к В.Ю. Малдаеву. Он переписал это стихотворение и сразу же взялся писать музыку. За неделю он написал музыку гимна. Я съездила к нему, он дал мне диск (плюсовку и минусовку). От всего нашего 78 выпуска мы подарили школе гимн. На 95-летие школы мы приглашали Виктора, я лично ездила к нему для приглашения на Юбилей школы, чтобы он приехал и сам исполнил гимн, он согласился, но потом он по каким-то обстоятельствам не смог приехать к нам на юбилей школы.

Марина: Значит, это Вы, Людмила Сергеевна, зародили мысль, чтобы в нашей школе появился гимн?

Л.С.Забанова: Да, инициативу подали вместе с Эрженой, именно от нашего класса (10 А), от всего выпуска родной школе преподнесли такой подарок.

Марина: А как же отнесся к вашей просьбе написать гимн нашей школы Виктор Малдаев?

Л.С.Забанова: Очень хорошо, потому что он же композитор и написал не только наш гимн, а еще много других песен.

Марина: Большое спасибо Вам, уважаемая Людмила Сергеевна.

Марина Тыхеева, 10А класс.


Илья Бримов

«Юбилейное» (1997)

Здравствуй, школа, нам всем нечужая,

Юбилей сердцу радостен твой!

Родилась ты, с годами мужая,
Под высокой октябрьской звездой.

Поначалу в убогой хатёнке

Набирались ума малыши,

И горели ребячьи глазёнки

На занятьях почтенных багши.

Но ряды подрастающей смены

Всё росли – знай, учись и дружи!

Раздвигались учебные стены,

Нарастали твои этажи...

Эти стены так много слыхали

Мудрых истин великих умов,

И тачанки средь них громыхали,

И «Катюш» нёсся пламенный рёв.

Стих поэта-трибуна врубался,

Гений Пушкина вольно парил.

Пионер здесь торжественно клялся,

Здесь с народом Ильич говорил...

Не бывают без малых большие

Величины. Как капля волны,

Наша школа в масштабах России,

Но влияет на поступь страны.

Школа с нею трудилась немало,

Чтоб толкова была детвора.

С нею трудности переживала,

В торжества с ней кричала «Ура!»

Волей школы заложен немалый

Именитых сограждан круг:

И полковников, и генералов,

Докторов, кандидатов наук.

Школа славой туризма отмечена

В отдалённых, приветных годах.

На просторах России замечена,

А не только лишь в здешних краях.

Педагогам искусным, дражайшим

И живым, и почившим в свой час

Скажем дружно с поклоном нижайшим

«Мы вас  ценим, мы любим вас!»

И родителей вспомним честных,

Кто учить, пестовать помогал,

Кто вину за за проступок нелестный

Не на школу одну возлагал...

Ныне ввергнуты в новый порядок –

Реформаторский смутный курс...

Школы многие (путь их несладок)

Превратились в подобие бурс.

Брошен в Лету всеобуч невольно,

И программы недобро трещат.

Дети голодны, видеть их больно,

Люди трудятся без зарплат...

Дай-то, бог, чтобы солнце проглянуло

И пророчества не сбылись.

Дай-то, бог. чтоб Россия воспрянула

И наладилась добрая жизнь!

Пусть же школа растит и будит

Чувства лучшие в душах. В том суть!

Наше сердце тебя не забудет,

Ты питомцев своих не забудь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Китайская стена

Китайская стена, пожалуй, одно из чудес старого света, которое дожило до наших дней.  Нет на свете страны  более загадочной и удивительной  как Китай.Окунемся в историю создания с...

Умей сквозь стену сердцем видеть...

Умей сквозь стену сердцем видеть...Классный час в 8 классе Цель: 1) создать условия для усвоения понятий: такт, тактичность и их роль в общении;  2) показать с помощью различных ситуаци...

Азбучные истины великого старца

Библиотечный час в форме беседы, посвященный 185 - летию со Дня Рождения Льва Николаевича Толстого, рассчитан на обучающихся 5-9 классов...

«Как много сказано, как мудро………»

«Как много сказано, как мудро………»Цель: Дать возможность ребенку иначе посмотреть на свои способности в мире фантазии.Задачи:способствовать раскрытию творческих способностей детей.способствовать сплоче...

Методическая разработка - урок - презентация для 2 классов по теме - "Я умею делать много вещей"

Данный урок, с помощью примеров наглядности, направлен на ознакомление учащихся с НЛЕ и последующую их отработку и развитие навыков НЛГ материала у учащихся....

Исаак Ньютон был вечно стремящимся к истине Учителем, настоящим Учителем и для меня, и для многих других.

Исаак Ньютон был вечно стремящимся к истине Учителем, настоящим Учителем и для меня, и для многих других. г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" ....

Только первым быть непросто. Очень сложно первым стать. Надо вырасти достойным, всё уметь и много знать.

Только первым быть непросто. Очень сложно первым стать. Надо вырасти достойным, всё уметь и много знать....