Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

  1. Цели урока.
  • Содержательная.  Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  • Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст  сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать  навыки анализа художественного произведения

Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx51.12 КБ
Файл skazka_o_myortv_tsarevne.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Литвинова Надежда Юрьевна

Место работы

МОУ «СОШ №12г. Зеленокумска»

Должность

Учитель  русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

Тема и номер урока в теме

 «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Базовый учебник

Литература. 5 класс: учебник В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина

  1.  Цели урока.
  • Содержательная.  Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  • Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст  сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать  навыки анализа художественного произведения

Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

  1. Задачи:

Для обозначения видов универсальных учебных действий   используются следующие условные обозначения:

Л. – личностные качества (положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся);

Р. – регулятивные УУД (принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану);

П. – познавательные (понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач);

К. – коммуникативные УУД (строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач).

Формулировки УУД адаптированы с учётом этапа обучения.

  • Образовательные  ( формирование познавательных УУД):  

Совершенствовать понятие о литературной сказке

Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке

  • Развивающие задачи

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Развивать навыки критического мышления

Сопоставлять произведения разных видов искусства

  • Воспитательные задачи

Видеть красоту внутреннюю и внешнюю

Ценить человека по поступкам, совершаемым им

  1.     Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

11.   Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, ИКТ.

12.  Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал

13.   Технологическая карта  урока   (см. ниже) 

14.   Планируемые результаты.

Знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.


Лишь добро одно бессмертно. 
2Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Этап урока

Вид деятельности

УУД

Слайд

Учитель

Ученики

1

Введение в тему урока с повторением изученного

Л. проявление желания осваивать новые виды деятельности

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

1

-Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

2

Знакомство с материалом

 Мотивация к дальнейшей деятельности

Л.: хотят участвовать в творческом процессе

Р.: планируют необходимые действия

П: понимают информацию

К.: осуществляют совместную деятельность.

1

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ответы детей

3

Работа со словарем

К.: Учатся работать в коллективе, учитывать мнение других

П.: учатся использовать средства обучения для решения различных учебных задач

К.: строят небольшие монологические  высказывания

2

3

4

5

- Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое добро и зло?

 

А теперь …… прочитают, как трактуются понятия «добро»  и «зло» в различных словарях. (Зачитывает статьи из толкового словаря, на слайдах статьи из школьного философского словаря и словаря В.И.Даля).    

Работа в парах

4

Определение целей  и задачи урока

Л.: участвуют  в  процессе

Р.: действуют по плану

П.: используют  средства для решения учебных задач

 К.: осуществляют совместную деятельность

6

7

Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А поможет  нам в этом сказка А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

- Как вы думаете, какова цель нашей работы сегодня на уроке?

Эпиграфом нашего урока будут слова Шота Руставели

Лишь добро одно бессмертно. 
Зло подолгу не живет.

В конце урока мы вернемся к нему.

- Сравнить добрых и злых героев, раскрыть понятия «добро» и «зло»

5

Осмысление изученного и активное использование полученной информации

Л.: осознает себя как индивид. и как член общества

Р.: планирует необходимые действия

П : принимает информацию.

П.: учатся строить текст по плану, знать основные  нормы литературного языка, уметь создавать письменное  высказывание

8

9

Вы уже прочитали эту сказку дома.

 - Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

- Назовите героев сказки.

Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои.

Кого отнесём к  положительным героям?  Обоснуйте свой ответ.

 - Кого к отрицательным героям?

 - Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

 - Найдите в тексте описание царицы и царевны и выполните задание по плану.

 - Давайте проверим вашу работу и сравним со слайдом.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

(Ответы детей).

- Царевна, Елисей,  Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце, царица, богатыри

- царевна , Елисей, богатыри, Соколко и т.д

- Царицу – мачеху

- Царевны и царицы

(работа в парах по плану Приложение 1)

6

Этап проверки знаний

Л.: участвуют в  процессе

Р.: действуют по плану

П.: используют средства для решения учебных задач

 К.: осуществляют совместную. деятельность.

К.: Учатся работать в коллективе, учитывать мнение других

10

- Почему царица решила погубить царевну?  Какие чувства ей присущи?

Докажите свой ответ

 

 

- А что можно сказать о царевне? Что мы о ней узнали? (красивая, добрая)

-Каково ее отношение ко всем окружающим ее людям?

Можно ли встретить таких людей? Что движет царевной? Почему  молодая царевна не держит зла на царицу?

 - И царица, и царевна – красивы. Почему красота царицы  не радует окружающих?

О какой красоте идет речь?

Что означает красота внутренняя? Внешняя?

  Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

- Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

 

- Ненависть, зависть.

 - Эти чувства характерны для злых людей.

- Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

- Царица красивая, но злая, никого не любит.

Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

7

Физминутка

11

 К «Сказке о мёртвой царевне…» художник А.Куркин создал целый комплект открыток с цветными иллюстрациями-рисунками.  Режиссёр-постановщик И.Иванов-Вано снял по сказке мультипликационный фильм, а музыку к нему написал Юрий Никольский.

Мы с вами немного отдохнем и посмотрим фрагменты этой сказки

8

Просмотр эпизода мультфильма и обсуждения

1. “Царица и зеркало”

2. “Но царевна молодая

Тихомолком расцветая»

Л.: участвуют  в  процессе

Р.: планирует необходимые действия

П.: учатся использовать средства обучения для решения различных учебных задач

К.: строят небольшие монологические  высказывания

 - С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

 - Как вы считаете, правильно ли представил режиссер образы Царицы и Царевны?

 - С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

 (Учащиеся сравнивают свои представления об образах героинь с представлением режиссера фильма)

9

Выразительное чтение. Анализ эпизодов

Л.: участвуют в  процессе

Р.: действуют по плану

П.: используют средства для решения учебных задач

 К.: осуществляют совместную. деятельность.

К.: Учатся работать в коллективе, учитывать мнение других

12

13

14

15

Анализ эпизода “Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

 - Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

 

-Как автор характеризует царевну в данном эпизоде?

 

 - Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

 

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая…”

 - Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

 - На чьей стороне Соколко? Почему?

 - Царица торжествует, устранив соперницу. Как вы отнеслись к тому, что зло победило.

 -  В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней.

Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

А сейчас вернемся к  эпиграфу нашего урока.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет”?

- Есть иконы, в горнице чисто, светло.

 - Зажгла свечу, затопила печь.

 

- Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

 

- Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

 

- Царица, переодетая монахиней.

 - Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

 - Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”

Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает.  Значит добро победило.

10

Контроль над степенью освоенности материала.

Л.: осознает себя как индивид. и как член общества

Р.: планирует необходимые действия

П : принимает информацию.

П.: учится строить текст по плану, знать основные  нормы литературного языка, уметь создавать письменное  высказывание

16

В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом.

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим. Это часто встречается в повседневной жизни. Мы должны всегда стремиться к идеалу и сказки А. С. Пушкина учат нас добру и любви ко всему прекрасному: к своим родителям и близким нам людям, к своей родине, к поэзии Пушкина.

Ответы детей.

11

Рефлексия.

 Л: Осознание себя в процессе деятельности.

17

Наш урок подходит к концу. Мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. У вас на столе лежит оценочный лист, в котором записаны фразеологизмы, соответствующие вашей работе на уроке,  выберите нужный, поставив напротив галочку:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Какие личностные качества вы сегодня у себя сформировали?

С помощью смайликов оцените  наш урок.

Выбирают фразеологизм (Приложение 2)

С помощью магнитов крепят смайлики (Приложение 3) на доску с иллюстрациями

12

Домашнее задание

18

Д/З

на выбор:

1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

2. Выучить понравившийся отрывок наизусть.

3. Написать сочинение-миниатюру «Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Приложение 1

 

Царица

Царевна

Внешность

Поведение характер

Цвет

 

Приложение 2

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

 

Приложение 3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. Шота Руставели

Слайд 2

«В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло ?

Слайд 3

Добро -это то, что хорошо, полезно , нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Школьный философский словарь

Слайд 4

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое , влекущее за собой беды , страдания , горе , несчастье . Школьный философский словарь

Слайд 5

“ Добро – в духовном значении благо , что честно и полезно , все чего требует от нас долг человека Зло – худое , лихое . Злой человек – причиняющий зло другим: вредный , пагубный ” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

Слайд 6

А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Слайд 7

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов « добро » и « зло » на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 8

Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. Шота Руставели

Слайд 9

ЦАРИЦА КАКАЯ? ЦАРЕВНА

Слайд 10

Царица Царевна Внешность Высока Стройна Бела Белолица Черноброва Поведение, характер Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая Красавица-душа Милая Приветливая Цветовая гамма Черны (зависть) Белый Красный Румяный

Слайд 11

Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. Шота Руставели

Слайд 16

Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. Шота Руставели

Слайд 18

Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами

Слайд 19

Домашнее задание: На выбор: Написать поздравление Королевичу и Царевне . 2. Выучить понравившийся отрывок наизусть . 3. Написать сочинение-миниатюру « «Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе на тему "Добро и зло, красота внешняя и внутренняя в сказкеА.С.Пушкина " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

На этом уроке даётся понимание добра и зла, красоты внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"...

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...

Разработка урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Самоанализ открытого урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»....

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...

Конспект урока литературы Для 5 класса По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов».

Конспект урока литературы  Для 5 класса  По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов»....