ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по предмету Литературное чтение. Тема: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Поэма.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича  по предмету Литературное чтение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

                                         педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Гребенькова Олега Михайловича

Предмет: литературное чтение.

                                                                     Тема: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Поэма.

                                                                     Дата: 06. 10. 2020 г.

                                       Интернет ресурсы:  https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-ruslan-i-lyudmila-poema/, http://ilibrary.ru/text/440/p.1/index.html, https://24smi.org/celebrity/3957-aleksandr-pushkin.html 

                                                                  МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Цель урока

  1. Проверить, обобщить и систематизировать знания о творчестве А. С. Пушкина по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

2.Способствовать закреплению изученного материала. 

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

1. Расширение знаний о творчестве А.С. Пушкина.

2. Формирование умения критически оценивать действия персонажей.

3. Формирование навыка составления связного устного предложения.

Коррекционно-развивающие:

1. Коррекция орфоэпического произношения.

2. Коррекция зрительного и слухового восприятия.

3.  Коррекция мышления.

4. Развитие связной устной речи.

5. Развитие творческих способностей, памяти, внимания, воображения.                                                                                    6. Совершенствование внимательного отношения к слову

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание интереса к чтению.

2. Воспитание эмоционально адекватного восприятия сюжета.

3. Воспитание любви к поэзии.

 БУД –  учебные действия

Личностные: Учащийся осознаёт важность последствий своих поступков (через осознание литературного сюжета), понимает свою ответственность за будущий результат, умеет делать правильный выбор.

Предметные: минимальный уровень – доступен для всех обучающихся, достаточный уровень – для обучающихся, способных усваивать учебную программу более быстрыми темпами.

Педагогические технологии

Интегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, игровые, коммуникативные.

Методы, методические приемы

Словесные, наглядные (Портрет А. С. Пушкина; карточки с устаревшими словами – брег, зрит, узда, обитель, старец, брада; карточки с современными словами; картины: лошадь в узде, старик идущий по дороге, берег у моря, дом, старик с длинной бородой, глаз. Диск с нарезкой фильма «Руслан и Людмила» 1972 года. Режиссер Александр Птушко; иллюстрация застолья – за праздничным столом вместе с молодыми сидят три соперника Руслана (Рагдай, Ратмир, Фарлаф). Напечатанный отрывок произведения с закрытыми окончаниями. Красочная книга с иллюстрациями произведения А. С .Пушкина «Руслан и Людмила». Учебник 9 класса для коррекционных школ VIII вида. ), практические.

                                                                                                                      СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Содержание

Введение в урок

Организационный момент. Введение в тему. На доске – портрет А.С. Пушкина и несколько иллюстраций из поэмы.

Основная часть

1.Звучит музыка - у Лукоморья, в исполнениии А.Фрейндлих                                                                                          Сообщение темы урока.                                                                                                                                                        Сегодня мы познакомимся с произведением А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».                                                              В 12 лет родители Александра отправили его учиться в Царскосельский лицей. Будучи еще учеником, 15 летний Пушкин начинает печататься в журналах, пишет большую поэму «Руслан и Людмила». В 1820 году эта поэма выходит в печать. Поэма была основана на сказках Арины Родионовны.                                                                            «Разминка»

1. Каков жанр произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? (поэма)

2. Как сам автор определяет жанр своего произведения?  («… сказку эту поведаю теперь я свету»)

3.Назовите всех сказочных персонажей, которых собрал поэт во вступлении.  (кот ученый, леший, русалка, 30 витязей, царевна и бурый волк, Кащей, богатырь, баба Яга)

4. Какие исторические личности действуют в поэме? (Князь Владимир, «Ясно Солнышко» - отец Людмилы; певец времен князя Владимира - Баян)

В поэме много старых, неизвестных нам слов.

2. Игра «Ох, уж это слово…»

Задание: объяснить значение устаревших слов, которые использовал автор в поэме.

1. Гридница (комната для пиров княжеских воинов)

2. Десница (правая рука)

3. Лукоморье (берег, изогнутый в форме лука; бухта)

4. Яхонты (красные рубины)

5. Карла (карлик)

6. Перси (грудь)

7. Арап (негр)

8. Риза (богатая одежда)

9. Лобзать (целовать)

10. Персты (пальцы)

3. Предлагаю вам просмотреть отрывок из поэмы А. С .Пушкина «Руслан и Людмила».

А) Психологический настрой к чтению поэмы «Руслан и Людмила». Сейчас из мы посмотрели отрывок из поэмы в которой мы узнали – Князь Владимир празднует свадьбу своей дочери Людмилы. Она выходит замуж за храброго молодого князя Руслана. За праздничным столом вместе с молодыми сидят три соперника Руслана, которые тоже сватались к Людмиле, но получили отказ. Это Рогдай, смелый воин, завоевавший для Киева немало земель. Ратмир – молодой хазарский князь. Фарлаф – надменный, крикливый, но трусливый воин. Они завидуют Руслану и ненавидят его. Наконец пир закончен и молодые остаются одни. Вдруг раздается гром, становится темно. В грозной тишине раздается таинственный голос, и Людмила, похищенная неведомой силой, исчезает. Князь Владимир в гневе обвиняет Руслана. Обращаясь к гостям он просит их найти Людмилу. Нашедшему обещает отдать ее в жены и пол царства в придачу. Все четверо – Руслан, Рагдай, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски Людмилы. А вот, что же случилось дальше мы и будем с тобой читать. 
Б) Чтение отрывка поэмы «Руслан и Людмила» педагогом. 

В) Вопросы по произведению:                                                                                                                                                        -Что случилось после свадебного пира?                                                                                                                                        -Как разъезжались соперники, выехав на поиски Людмилы?                                                                                                     -Они знали куда ехали или доверились судьбе и коню выбирать путь? (Прочитай эти строки в поэме).                              -Разве виноват Руслан в похищении Людмилы?                                                                                                                           -Каким увидел Руслан старца?                                                                                                                                                        -Что он узнал от него? ( Прочитай эти строки в поэме).                                                                                                              -Что предсказывает старец Руслану? Прочитай последние слова старца. 

Физминутка.

4. Все встают и повторяют за учителем движения и артикуляцию                                                                                  Ура! Как раз                                                                                                                                                                                Потехе час!                                                                                                                                                                         Расхохотался Дикобраз.                                                                                                                                                                 Хи-хи! – сейчас же подхватил                                                                                                                                               Веселый Нильский Крокодил.                                                                                                                                                        Ха-ха! Хи-хи!-Хе-хе! – откликнулся Жираф,                                                                                                                        Высоко голову задрав.                                                                                                                                                                        –Хи-хи! Хе-хе!-Хо-хо! –                                                                                                                                                         раздался хохот Льва.                                                                                                                                                                            -Уху! – отозвалась сова.                                                                                                                                                                      –Хе-хе! Хо-хо! Уху!                                                                                                                                                                  Смеялись все – и млад и стар.                                                                                                                                                Смеялся Ворон: - Кар-кар-кар!                                                                                                                                               Смеялся Песик – Гав-гав-гав!                                                                                                                                                            Кто веселится, тот и прав!                                                                                                                                                               На небо поднялась луна,                                                                                                                                                 Заулыбалась и она.                                                                                                                                                                           По всей земле:У вас,У нас                                                                                                                                                                   Везде настал потехе час!                                                                                                                                                                 Ха-ха! Хи-хи! Хе-хе! Хо-хо!Уху-ху-ху!                                                                                                                                         Кар-кар! Гав-гав

Основная часть.

5.Работа у доски:                                                                                                                                                                  Выбери из карточек устаревшие слова и поставь их в столбик: брег, зрит, узда, обитель, старец, а теперь замени устаревшие слова современными.                                                                                                                                                 6. Выразительное чтение                                                                                                                                              Прочитайте выразительно первую песнь поэмы, передайте при чтении уныние и растерянность Руслана, горе князя Владимира, спокойную речь старца. 

Мониторинг

Обобщение и систематизация знаний.

-Скажите, какова мораль поэмы?

Рефлексия

- Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?                                                                                   - Что понравилось тебе в этом произведении?                                                                                                                              - Что не понравилось?                                                                                                                                                                      - Что больше запомнилось? 

-А теперь, я вас попрошу выбрать смайлик настроения, с которым вы уйдете с урока (учащиеся выбирают и демонстрируют смайлики)

Заключение

Итог урока. Оценки. Домашнее задание.

                                                                                                       АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Цель и задачи урока выполнены. Урок имеет коррекционно – образовательное, коррекционно – развивающее, коррекционно – воспитательное значение.  На уроке сформированы необходимые знания, умения, навыки, использовались доступные средства обучения (игры), которые позволили достичь положительных результатов в формировании БУД. Осуществлялась работа по активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию навыков разговорной речи учащихся с использованием глаголов и имён существительных. Расширялись и уточнялись представления о поэзии. Знания, полученные на уроке, будут применены учащимися при социализации и адаптации их в обществе. Учащиеся также получили положительный эмоциональный настрой от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» 5 класс (словарь темы)

Использование устаревших слов в русской классике увязывается с изучением этой темы на уроках русского языка и помогает учащимся максимально полно усвоить тему....

Технологическая карта интегрированного урока литературное чтение в 3 классе

Данная технологическая карта разработана для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи....

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ по теме"А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог)

Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ в 5 классе по теме "А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог) содержит в себе скрайбинг, интерак...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, Предмет: литературное чтение. Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». Рассказ. 5 класс (коррекционная школа)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: литературное чтение.Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». ...