Культура общения при изучении литературы в средней школы
статья по литературе (7 класс)

Сергеева Галина Алексеевна

Обращаем внимание на изучение литературы, как искусство слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kultura_obshcheniya.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                              СТАТЬЯ                        

«ВОСПИТАНИЕ  КУЛЬТУРЫ  ОБЩЕНИЯ  У  ПОДРОСТКОВ ПРИ  ИЗУЧЕНИИ  ЛИТЕРАТУРЫ».

    Занимаясь изучением литературы  в средних классах, учитель-словесник должен ориентироваться на мудрое суждение Л.Н. Толстого, который говорил, что искусство «есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах».

   В современной школе  при изучении литературы в среднем звене , к счастью,  словесники не только детально обсуждают на уроках перипетии сюжета изучаемых  произведений, дают развернутые  нравственные  характеристики литературным героям, беседы, проводимые на уроках литературы, содействуют нравственному и эмоциональному росту учащихся, формируют идеалы, ценностные ориентации в определенной степени,  но и предпринимаются попытки изучать произведение как искусство слова. Зачастую вне поля внимания словесника находятся огромные богатства литературы, которые , как айсберг, лишь своей поверхностной частью доступны самим подросткам.  Стоит ли углубляться в тонкости и постигать тайны художественного мастерства?  Ведь большинство ребят не собираются посвятить себя искусству. Но в том то и дело, что в «литературоведческих» знаниях  ощущается  жизненная  необходимость. Мы должны это понимать.

     Современный подросток чрезвычайно изменился. Тревогу вызывает эгоистичность детей, замкнутость, неумение общаться с окружающими, находить друзей, самим быть верными товарищами, эмоциональная глухота, равнодущие  даже к самым близким, жестокость, сквернословие, нежелание трудиться, учиться.  С годами эти качества не исчезают, а закрепляются, становятся устойчивыми свойствами личности. Таким человек приходит в коллектив, нетрудно предугадать , как сложатся его отношения с людьми. Суть проблемы в том, что такой человек не обладает коммуникативными навыками, т.е. не умеет общаться с людьми. Наши познания в науке общения крайне бедны. Но мы располагаем богатейшими возможностями открыть учащимся, детям неиссякаемый источник, который позволил бы постоянно обогащать себя познаниями о людях, о том, как складывается общение, почему существует непонимание , а то и неприязнь; что такое муки совести, т.е. те вопросы, которые волнуют подростков, но не находят ответов. И таким источником является литература, художественное произведение. Но в том-то и дело, что художественное произведение, подобно» синюшкину» колодцу у П. Бажова, «не дается» каждому без особого, целенаправленного труда. Произведение раскрывается тому, кто стремится заглянуть в его глубину, понять замысел творца, освоить тот особый, свойственный лишь ему тайный язык, с помощью которого он передает своему читателю самые сокровенные чувства, свое выстраданное видение мира. Это не просто, но интересно!

  Но ведь рядом всегда присутствует и создатель этого мира, этих людей, сам удивительно интересный человек, который рисует знакомую и в то же время незнакомую нам жизнь, обогащает новым взглядом на мир и человека, яркими эмоциями, звуками, красками, запахами. Мало того, он стремится поделиться с читателем   своим отношением к изображенному, рассчитывая на то, что углубит наш жизненный опыт, наполнит его  духовностью.  Учащиеся средних классов так же ,как старшеклассники, должны иметь «литературоведческие» знания об авторе как творце, как мастере.. Учащиеся должны овладеть опорными знаниями об авторе, которые помогут ему в дальнейшем при встрече с любым произведением  видеть не только занимательный сюжет, но и его создателя, понимать, что хотел писатель сказать своему читателю.

Так,  анализируя в произведении ситуации, в которых представлены социально-нравственные конфликты, характерные типы  людей, важно обратиться к  ремаркам, которыми сопровождаются поступки персонажей, и на этом основании судить , не только об особенностях поведения персонажей, но и об отношении автора к  изображенному.

   Постижение авторского присутствия, оценочной позиции писателя на деле обогащает опыт жизни, взаимоотношений с людьми, так как помогает ученику умом и душою прожить ряд ситуаций, с которыми ,несомненно, его столкнет жизнь.

Вот почему на уроках литературы в средних классах важен коммуникативный  подход к  художественному произведению, т.е. обращение к нему как к особому общению между писателем и читателем.

Психологи считают необходимым в преподавании литературы формирование  эстетически чуткого читателя. Только при этом условии может быть постигнута та величайшая духовность, которая заложена в литературе. Среди важнейших способностей идеального читателя следует выделить активность воображения. При таком воображении воссозданные образы выступают носителями «высших смыслов» писателя, а анализ включается система художественной изобразительности, без которой они не могут быть переданы.

Психологи говорят и о необходимости развивать у читателей отзывчивость не только на события, характеры, взаимоотношения героев, но и на авторское мироощущение, на пафос в оценке изображаемого.   Так, при изучении «Муму» И.С. Тургенева важно, чтобы проявилось и авторское отношение, где есть место не только состраданию, но и гневу, презрению. В поле зрения учеников – авторское отношение, которое проявляется в описании внешности героев, в прямых авторских характеристиках, в стилистических особенностях речи.

     Учащиеся средних классов должны осмыслить, что текст эпического произведения – это повествование, которое вбирает  и  описание, и рассказ о событиях, и рассуждение и диалог. Этому подчиняется и выбор автором того, кто ведет повествование: автор- повествователь или рассказчик, а потому важно, чтобы учащиеся понимали, каково отношение автора к избранному им рассказчику, которому доверено повествование.

 Нет необходимости доказывать ценность литературы в жизни подростков. Через общение с писателем, его творениями они могут овладеть культурой общения.    Она же является жизненной необходимостью, т.к в этот период происходит выработка личностных смыслов жизни, формируется самосознание, а без этого невозможен духовный рост.

      Особенность искусства заключается в том, что оно способно обогащать опытом, лично нами не пережитым, но благодаря которому мы можем прикоснуться к богатому миру человеческого общения.  Общение охватывает все многообразие жизни человека, выступает как одна из важнейших потребностей человека.  Способность к общению ,естественно, не дается с рождения. Она приобретается в процессе усвоения социального опыта, традиций и норм данного общества и основана на воспитании отношения к другим  людям как социальной ценности, а также на приобретении  специальных психологических и этических знаний и умений.

  В процессе работы с художественным произведением мы имеем  широкие возможности одновременно формировать у учащихся ряд жизненно необходимых им коммуникативных умений, таких, как умение « устанавливать контакт», с личностью, с которой общаешься, умение полноценно участвовать в обмене информацией ( что требует развития способности слушать другого, участвовать в разговоре, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией общения), наконец умение определять значение общения. ( человек, оставшись наедине, задает себе вопросы: что дал мне этот разговор? Правильно ли я себя вел? Почему не уступил в споре? Как буду действовать впредь? И т.д.)

Общение как вид человеческой деятельности – сложный процесс. , который предполагает три этапа постижения науки общения: установление контакта с собеседником; непосредственный процесс общения (обмен мнениями, мыслями, чувствами, переживаниями) ; послеречевой анализ ситуации общения.

      В этой системе первейшей задачей выступает развитие у школьников умения устанавливать контакты с окружающими, т.е. психологические контакты – стремление  понять другого человека, увидеть, каким разным  он бывает. Учитель должен научить подростков видеть проявление чувств  героев по внешним  приметам . « Литература является «школой « чувств, средством воспитания в людях широкой палитры  чувств нравственных, эстетических, гражданских – патриотизма, чувства долга перед обществом, чувства ответственности. Учитель литературы ,как никто, может активно просвещать подростков в этом направлении, формировать у них умение видеть, слышать  и понимать мир.  Учитель обращает внимание учащихся на психологически значимые  детали, учит видеть во внешних приметах душевное состояние другого человека. Формировать у подростков умение видеть внешние приметы как сигналы внутреннего состояния чрезвычайно трудно, но необходимо.

Не менее активно обнаруживается эмоциональное состояние  человека и в его речи Так в диалоге важно добиться понимания того, Каково коммуникативное намерение писателя  по отношению к читателю : что читатель должен услышать, помимо прямо сказанных персонажами слов. В диалогах всегда присутствуют авторские ремарки, в которых характеризуются интонация и особенности поведения в момент речи – все то, что формирует у читателя точку зрения.

Важным является анализ эпизодов непосредственного общения персонажей (взаимоотношений), именно они составляют основу произведений. Естественно, ученики постоянно находятся в орбите нравственных коллизий произведения. И произведения Л.Н. Толстого, и А.С. Пушкина, и Н.В. Гоголя, и В.Г.  Короленко дают огромный материал для работы с эпизодами произведений. И в этой работе важно не только выяснить особенности поведения героев, осмыслить их нравственные качества, но и проанализировать непосредственное общение героев

  Прежде всего важно понять, каков социально-нравственный мир, где взаимодействуют герои, в какую систему связей включает их писатель ( Приятельское или дружеское общение, семейное, социальное. Понимание направленности общения станет точкой отсчета  при анализе. Вторым важным моментом в работе с эпизодами непосредственного общения героев представляется выявления характера общения ( социальный, моральный психологический); цели общения (обмениваться взглядами на окружающую жизнь, выясняют отношения, убеждают в сем-либо, делятся опытом, передают эмоции, чувствами т.д.); духовной сущности общения; формы общения, результата общения. Третий момент работы с эпизодами – внимание к особенностям общения конкретного персонажа.

Вся эта работа, ориентированная на глубокий подход к пониманию взаимоотношений литературных героев, теснейшим образом связана с формированием  самосознания школьников. Без понимания себя как личности, осознания того, что успех общения зависит от таких нравственно – психологических качеств человека, как дружелюбие деликатность, способность к сопереживанию ( а не черствость, унижение чужого достоинства, зазнайство, некритичность в самооценке) общение  может быть неполноценным. Способность учащихся к самооценке – важная часть в работе учителя. Важно, чтобы подростки понимали не только окружающих, но и видели и оценивали себя. Поэтому важным является внимание к внутренним монологам героям уже в среднем звене. Литература помогает взглянуть на себя со стороны, учит властвовать собой, выстрадать решение, быть убежденным в его правильности, не судить поспешно о других, критически оценивать свою человеческую сущность.  Занятия  литературой должны способствовать развитию стремления подростка к правильному взаимодействию с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационных компьютерных технологий в процессе изучения физики в средней школе.

Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а...

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

Система работы по внедрению основ православной культуры на уроках русской литературы в средней школе.

На уроках литературы достаточно часто мы обращаемся к библейским притчам, которые являются   ступенькой к реализации учебной задачи на уроке. Одним из направлений работы по внедрению основ п...

Изучение сказок А.С. Пушкина на уроках литературы в средней школе (статья)

В статье подробно рассматриваются источники «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и предлагается вариант урока изучения этого текста методом сравнительного анализа....

Формирование экологической культуры на уроках литературы в средней школе

Статья рассказывает о возможности формирования экологической культуры на уроках литературы...

Проблемы формирования речевой культуры на уроках русского языка и литературы в средней школе

Постоянно изучая речевую среду, в которой находятся ученики, фиксируются ее особенности, учитывается весь «положительный» и «отрицательный» материал для того, чтобы более эффективно строить рабо...