Рабочая программа по литературе 6 класс (базовый уровень)
рабочая программа по литературе (6 класс)

Егорова С. Н.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. Целью данной программы по предмету является  – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной  литературы. В 6 классах расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная, справочная литература. Программа расчитана на 105 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_6_kl.egorova_2020.doc472 КБ

Предварительный просмотр:

                           Методическое объединение учителей русского языка и литературы, 2020-2021  учебный год

 

РАССМОТРЕНО

на МО учителей русского языка

и  литературы

протокол № 1                                                                          

от «   » августа  2020 г.                                                                                                                  

УТВЕРЖДАЮ

        Директор МБОУ «Лицей № 34»

        ________________  

           С.М. Мальцев

        приказ № 

        от «   »  августа  2020 г.

Рабочая программа

по литературе

6  класс

(базовый уровень)

Составитель программы:

Егорова С. Н.

учитель русского языка и литературы

Новокузнецкий городской округ,

2020 г.

 

Пояснительная записка

                Рабочая программа   по литературе для 6 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей № 34», примерной программы основного общего образования по литературе. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011. учебного плана МБОУ «Лицей № 34» и программы по литературе для 6 класса под редакцией В. Я. Коровиной из сборника Литература. Рабочие программы.  2-е издание, М., Просвещение, 2015, УМК по русскому языку 5-9 под редакцией В. Я. Коровиной

       

                Целью настоящего курса является изучение литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной  литературы. В 6 классах расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная, справочная литература.

              Задачи данного курса:

1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4.Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Особенности классов, в которых будет реализован данный учебный курс:

             В 6 В классе 28 человек, почти все имеют хорошую успеваемость. На уроках дети активны, умеют работать и в парах и в группах. Шесть человек имеют ослабленное зрение. Учитель организует учебную деятельность с учетом данного факта. Детей-инвалидов в классе нет, все находятся на очной форме обучения.

Тематическое планирование учебного материала

по литературе

 для 6 В класса на 2020-2021 учебный год

                                                        6 класс (105 часов)

Содержание курса

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение

1 час

Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника. Характеристика форм выражения авторской позиции. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос.

Устное народное творчество

4 часа

Объяснение своеобразия основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Участие в коллективном диалоге.

Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос» Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей?»

Проект. Театрализованный праздник календарно-обрядовых песен.

Практическая работа. Сочинение загадок, толкование прямого и переносного смысла загадок.

Из древнерусской литературы.

1 час

Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника. Чтение летописного сказания, характеристика его героев.

Практическая работа. Составление таблицы «Особенности древнерусской литературы».

Из литературы 18 века.

1 час

Составление плана статьи, выявление тем, образов и приемов изображения человека в басне. Характеристика героев басни.

Самостоятельная работа. Подготовка сообщения о баснописце, чтение басни наизусть.

Из литературы 19 века

50 часов

Выразительное чтение статей учебника, басен, рассказов, стихотворений. Сообщения учеников, устное рецензирование, иллюстрирование. Работа со словарем литературоведческих терминов. Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Различные виды пересказов,  устные и письменные ответы на вопросы учебника и практикума. Защита проектов, поиск в Интернете иллюстраций к произведениям и подбор подписей к ним. Театрализованное представление басен. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Составление плана анализа стихотворений, плана сравнительной характеристики героев. Определение видов рифм, стихотворных размеров стиха. Составление групповой характеристики, цитатной таблицы. Анализ форм выражения авторской позиции. Нравственная оценка героев. Различные виды пересказов.

Практическая работа. Выделение этапов развития сюжета повести. Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Определение   стихотворных размеров стиха. Составление  цитатной таблицы. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта.

Самостоятельная работа. Составление викторины по роману «Дубровский», создание письменной характеристики.

Из русской литературы

20 века

26 часов

 Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, определение нравственной позиции писателя. Характеристика образов. Сообщения учеников, устное рецензирование, иллюстрирование. Работа со словарем литературоведческих терминов. Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Различные виды пересказов,  устные и письменные ответы на вопросы учебника и практикума. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта. Конкурс на лучшее стихотворение.

Практическая работа. Составление цитатной таблицы. Поиск цитат, иллюстрирующих определенные  выразительные средства. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев». Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Из литературы народов России

2 часа

 Работа со словарем литературоведческих терминов. Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, определение нравственной позиции писателя. Практическая работа. Подбор ключевых цитат к теме «Образ  родины в стихах Тукая»

Из зарубежной литературы

17 часов

Сообщения учеников, устное рецензирование, иллюстрирование. Работа со словарем литературоведческих терминов. Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Различные виды пересказов,  устные и письменные ответы на вопросы учебника и практикума. 

Практическая работа. Составление плана характеристики Геракла, таблицы «12 подвигов Геракла».

Самостоятельная работа. Подбор живописных и скульптурных произведений на мифологические сюжеты. Комментирование крылатых выражений. Пришедших из мифологии. Написание сочинения – миниатюры. Поиск материалов о писателе ( Шиллер Ю Сервантес, Мериме)

Итого

102+3 резерв= 105

 

Календарно – тематическое планирование учебного материала

по  литературе для

6 В класса на 2020-2021 учебный год.

№ п/п

Тема урока

часы

т/р

к/р

Дата проведения

6 В

Введение(1ч)

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.

1

Устное народное творчество (4ч)

2

 Малые жанры фольклора. Обрядовые песни.

1

3

Урок-концерт. Исполнение обрядовых песен.

1

4

Пословицы

1

5

Поговорки и загадки

1

Из древнерусской литературы (1ч)

6

Особенности жанра летописи. «Сказание о белгородском киселе».  Историческая основа и патриотизм.

1

Из литературы 18 века (1ч)

7

Русские басни. Противопоставление труда и безделья в басне И.И. Дмитриева «Муха».

1

Из литературы 19 века (50ч)

8

И. А. Крылов. Биография баснописца. Суд над отношением к искусству в басне «Осел и Соловей».

1

9

Участие власти и народа в достижении общественного блага в басне «Листы и корни».

1

10

И. А. Крылов «Ларчик». Определение морали.

1

11

Конкурс чтецов. Выразительное чтение наизусть басен И.А. Крылова.

1

12

 А.С. Пушкин, общая характеристика жизни и творчества. Лицейские годы.

13

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. «И.И. Пущину».

 1

14

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых  устремлений поэта.

1

15

Единение природы и человека в  стихотворении«Зимнее утро».

1

16

А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха.

1

17

А. С. Пушкин «Дубровский». Изображение русского барства.

1

18

Протест Дубровского против беззакония и несправедливости

1

19

Тема любви в романе «Дубровский».

1

20

«Дубровский»: Духовный путь Владимира Дубровского.

1

21

Р/р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1

22

Р/р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский». (Защита чести и независимости личности)

1

23

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня- крестьянка» : сюжет и герои.

1

24

«Барышня- крестьянка»: особенности композиции повести.

1

25

«Барышня- крестьянка»: проблемы и герои (урок внеклассного чтения).

1

26

Конференция по теме «Повести Белкина» (Читательские отзывы о прочитанных произведениях)

1

27

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Любовь к Родине в стихотворении «Тучи».

1

28

Сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении «Три пальмы».

1

29

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Листок»

1

30

М. Ю. Лермонтов. Тема красоты и гармонии в стихотворениях «Утес», «На севере диком…»

1

31

 Конкурс чтецов стихотворений М.Ю. Лермонтова.

1

32

И. С. Тургенев. О писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». Пейзаж в эпическом произведении.

1

33

И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика.

1

34

И.С. Тургенев.  «Бежин луг». Портрет как приём создания образа.

1

35

И.С. Тургенев.  «Бежин луг»: картины природы.

1

36

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника»

1

37

Ф.И. Тютчев. Биография поэта. Пять картин в стихотворении «Неохотно  и несмело…».

1

38

Ф.И. Тютчев. Судьба человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»

1

39

Ф. И. Тютчев. Разные взгляды на жизнь в стихотворении «Листья».

1

40

А. А. Фет. Биография поэта. Жизнеутверждающее начало в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила…».

1

41

А. А. Фет. Гармония и музыкальность поэтической речи в стихотворении «Еще майская ночь».

1

42

А. А. Фет. Природа – образец для подражания в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы…».

1

43

Конкурс чтецов стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

1

44

Н. А. Некрасов. Биография поэта. «Железная дорога»: ». Композиция стихотворения.

1

45

Н. А. Некрасов. «Железная дорога» Идея произведения.

1

46

Н.А. Некрасов.  «Дедушка» как историческая поэма.

1

47

Трехсложные размеры стиха

1

48

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе.

1

49

Н.С. Лесков. «Левша». Тема патриотизма в сказе.

1

50

Н.С. Лесков. «Левша». Левша как герой-праведник.

1

51

Н.С. Лесков. «Человек на часах». Борьба чувства и долга.

1

52

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Мастерство юмористических рассказов.

1

53

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Художественная деталь как способ создания комического

1

54

Вн /чт. А. П. Чехов. Рассказы «Пересолил», «Лошадиная фамилия» (урок внеклассного чтения). «Смех сквозь слезы» в прозе А.П. Чехова.

1

55

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи..», «Посмотри – какая мгла…»

1

56

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Е. А. Баратынский «Весна, весна!», «Чудный град…». А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…»

1

57

Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкина «Зимний вечер», М. Ю. Лермонтова «Парус», Ф. И. Тютчев «Еще в полях белеет снег..».

1

Из русской литературы 20 века (26 часов)

58

А. И. Куприн. О писателе. «Чудесный доктор»: герой и прототип.

1

59

А. И. Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ.

1

60

А. С. Грин. О писателе. «Алые паруса»: Художественный мир повести. Образ Артура Грея.

1

61

А. С. Грин «Алые паруса». Ассоль и жители Каперны.

1

62

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. Вн/чт. А. П. Платонов. Рассказ «Корова»

1

63

К. М. Симонов. Стихи русских поэтов о войне «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»

1

64

Д. С. Самойлов «Сороковые»

1

65

В.П. Астафьев.«Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.

1

66

В.П. Астафьев.«Конь с розовой гривой». Изображение быта сибирской деревни.

1

67

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Образ бабушки. Нравственные проблемы рассказа

1

68

 Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева «Последний поклон».

 

1

69

В. Г. Распутин. О писателе. Отражение в повести  трудностей военного времени.

1

70

В. Г. Распутин.«Уроки французского». Образ главного героя.

1

71

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Образ Лидии Михайловны. Понятие о доброте

1

72

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Мои «уроки французского».

1

73

В. М. Шукшин. Образ «странного героя в литературе». Особенности героев –чудиков в рассказах «Критики», «Срезал».

1

74

Ф. И. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.

1

75

 М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Особенности жанра. Сказка и быль в произведении.

1

76

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Образы Митраши и Насти.

1

77

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Образ природы. Смысл названия.

1

78

Подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1

79

Родная природа в русской поэзии 20 века. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

1

80

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

1

81

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

1

82

Н. М. Рубцов.«Звезда полей»: родина, страна, Вселенная. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа

1

83

Урок-праздник Родная природа в лирике русских поэтов 19 и 20 веков.

1

Из литературы народов России (2часа)

84

Общечеловеческое и национальное в литературе народов России. Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга».

1

85

Чувство Родины в стихотворениях К. Кулиева  «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…».

1

Из зарубежной литературы (17+3 часов)

86

Мифы народов мира. Мифы  Древней Греции.

1

87

Подвиги Геракла. Геракл как герой древнегреческих мифов.

1

88

Героическое восприятие жизни.

1

89

Геродот. «Легенда об Арионе».

1

90

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

1

91

Гомер. «Одиссея». Одиссей-легендарный герой Греции.

1

92

Вн./чт. Гомер. «Одиссея»

1

93

М. Сервантес-Сааведра «Дон-Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире.

1

94

«Дон-Кихот»: пародия на рыцарские романы.

1

95

 «Дон-Кихот»: нравственный смысл романа.

1

96

«Дон-Кихот»:» вечные образы в искусстве».

1

97

Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести.

1

98

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация.

1

99

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства.

1

100

А. де Сент –Экзюпери. «Маленький принц»: взрослые и дети.

1

101

«Маленький принц» как философская сказка-притча.

1

102

Вн./чт. «Маленький принц»: вечные истины в сказке. Тема детства в сказке-притче

1

103

Современная русская литература. Военное детство в рассказе Л. Улицкой «Капуста».

1

104

Викторина «Знатоки литературы».

1

105

Итоги года. Литература на лето.

1

Итого

105

(8)

(3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6класс по Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа с контрольно- измерительным материалом на весь учебный год 6 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» базовый уровень основное образование 8 класс

Программа  может быть использована при работе по УМК Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана в 8 классе....

Рабочая программа 11 класс Семакин базовый уровень

Рабочая программа 11 класс Семакин (базовый уровень)...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Базовый уровень, основное общее образование, 6класс 204 часов

                Рабочая программа по математике составлена на основе   сборника  рабочих программ. 5-6 классы, пособие для учителей общеоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 11 класс уровень базовый

Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Миноб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...