А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».
методическая разработка по литературе (7 класс)

Грудинина Юлия Викторовна

А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_zloumyshlennik.docx46.97 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Грудинина Юлия Викторовна

Предмет: литература

Класс:  

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».

Цели:

Предметные:

  • Познакомить учащихся с рассказом А.П. Чехова "Злоумышленник".
  • Учить давать портретную характеристику литературному герою.
  • Выявить особенности чеховского юмора.
  • Помочь учащимся увидеть, с помощью каких художественных деталей автор показывает смешное и грустное в рассказе.
  • Способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.
  • Развивать навыки и умения анализа художественного произведения.

Познавательные:

  • При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.
  • Выяснить при помощи рассказа А.П. Чехова, каким бывает смех.
  • Выявить авторскую позицию в рассказе.
  • Узнать особенности чеховского юмора.
  • Развивать умение проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов.

           Регулятивные:

  • Развивать умение находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста.
  • Развивать умение ставить пред собой цели и решать их, опираясь на заданный алгоритм.

Коммуникативные:

  • Развивать связную речь, мышление, расширять словарный запас, а также творческие способности учащихся.
  • Учить внимательно слушать.
  •  Создать особый эмоциональный настрой во время сотрудничества учащихся.
  • Активизировать самостоятельную работу учащихся.
  • Развивать умение формировать ситуацию сотрудничества.
  • Учить обосновывать и высказывать собственное мнение.
  • Развивать умения вести диалог, приводить аргументы, строить монологические высказывания.
  • Развивать речь и обогащать словарный запас учащихся с помощью творческого задания (через инсценированное судебное заседание).

Личностные:

  • Воспитывать гражданскую позицию, негативное отношение к преступлениям.
  • Формировать мотивацию познавательного процесса.
  • Воспитывать у учащихся чувство справедливости, сострадания.
  • Формировать юмористическое отношение к некоторым жизненным ситуациям.

Планируемые результаты:

  • Уметь находить смешные и грустные эпизоды в рассказах Чехова.
  • Знать отличительные черты чеховских произведений.
  • Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.
  • Мотивировать учащихся для написания творческой работы и последующего чтения рассказов А.П. Чехова

Основные понятия: приемы комического, речь персонажа, характеристика героя, юмор, сатира, человеческое достоинство.

Межпредметные связи: судебно-правовой системы, русский язык (официально-деловой и разговорный стили).

Технологии: технология критического мышления

Приемы технологии: синквейн, дискуссия

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная, сотрудничество в группах.

Ресурсы: учебник В.Я. Коровиной, доска, класс, портрет А.П. Чехова, «Толковый словарь», канцелярская кнопка, фонохрестоматия с рассказом  А.П. Чехова «Злоумышленник», иллюстрации к рассказу А.П. Чехова (проектор).

Ход урока.

1 Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь.

2 Вступительная беседа. Мотивация.

Цель: 

  • Формировать мотивацию познавательного процесса.
  • Воспитывать гражданскую позицию, негативное отношение к преступлениям.
  • Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Учитель садиться на свой стул и тут же встает.

- Сережа, посмотри, пожалуйста, на мой стул и скажи, что ты там видишь? (Канцелярскую кнопку.)

- Ребята, как вы думаете, как она сюда попала? (Кто-то подложил.)

- А зачем? (Чтобы посмеяться над тем, как вам будет больно.)

- А разве это смешно, когда человеку больно? (Нет.)

- Тогда, какой поступок совершил человек, подложивший мне кнопку? (Скверный, …, злой поступок.)

- А как мы называем людей, которые что-то совершают или планируют со злым умыслом, нарочно, специально? (Злоумышленниками.) 

3 Определение темы и целей урока.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств    ее реализации.  

  • Развивать умение находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста.
  • Развивать умение ставить пред собой цели и решать их, опираясь на заданный алгоритм.
  • Воспитывать у учащихся чувство справедливости, сострадания.

- Прочитайте, пожалуйста, на доске название произведения. (А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».) 

- Как вы думаете, чему или кому мы посвятим сегодняшний урок? (Мы будем говорить о злоумышленниках, то есть людях, которые совершают или совершили преступление по злому умыслу.)

- Верно! Как вы думаете, заслуживает ли такой человек наказания? (Да!)

- Тогда, каким оно должно быть? (Наказание по закону: штраф, тюрьма…)

- А в наше время злоумышленники встречаются? Приведите примеры. (Да, терроризм.)

- Действительно, террористы лишают по злому умыслу жизни многих добропорядочных граждан. Может ли гражданин своей страны стать злоумышленником? Что может стать причиной этому? (Да, может. Причина –законы, по которым человек просто не может жить. Он не живет, а выживает в таких условиях.)

- Можно ли оправдать злоумышленника? (Нет, каждый должен отвечать за свои поступки.)

- А если человек не понимает, что он совершил зло? (Это уже не злоумышленник.)

- Итак, сегодня мы познакомимся с вами еще с одним рассказом            А.П. Чехова «Злоумышленник».  Как вы думаете, о чем будет это произведение? (…)

- Давайте с вами послушаем этот рассказ (по фонохрестоматии).

- Ваша задача во время прочтения будет состоять в следующем:

4 Выбор задач и алгоритм работы.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

  • Развивать умение находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста.
  • Развивать умение ставить пред собой цели и решать их, опираясь на заданный алгоритм.

- Весь класс мы разделим на 3 группы (по рядам). Вам нужно будет дать характеристику главным действующим лицам рассказа по предложенному плану (алгоритм на доске - проектор):

  • Место, занимаемое действующим лицом в произведении;
  • Положение в обществе;
  • Портретная характеристика;
  • Речевая характеристика (речь героев).

- 1 группа характеризует Дениса Григорьева; 2 группа – судебного следователя; 3 – вносит дополнения к ответам 1 и 2 групп. Во время работы можно делать пометки карандашом в тексте (у каждого на столе учебник с текстом).

Дети слушают рассказ, работают с текстом.

5 Коммуникация.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

  • Развивать связную речь, мышление, расширять словарный запас, а также творческие способности учащихся.
  • Учить внимательно слушать.
  •  Создать особый эмоциональный настрой во время сотрудничества учащихся.
  • Развивать умение формировать ситуацию сотрудничества.
  • Учить обосновывать и высказывать собственное мнение.
  • Развивать умения вести диалог, приводить аргументы, строить монологические высказывания.
  • Развивать речь и обогащать словарный запас учащихся с помощью творческого задания (через инсценированное судебное заседание).
  • Развивать навыки и умения анализа художественного произведения.
  • При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.
  • Воспитывать у учащихся чувство справедливости, сострадания.
  • Формировать юмористическое отношение к некоторым жизненным ситуациям.

- Итак, вы послушали рассказ. Какие чувства, эмоции вызвал он у вас и почему? (…)

- Над чем мы смеемся в рассказе? (Смешно то, что говорят герои о разных вещах и никак не поймут друг друга.)

 - От чего нам становиться грустно по прочтению рассказа? (Результата этого непонимания – арест Дениса, который не понимает своей вины. Грусть заключается в дремучей необразованности Дениса, непонимании им очевидных вещей, а также в факте наказания человека, не понимающего, за что его наказывают.)

- Во второй половине 19 века наша страна раскололась на 2 мира. Следователь представляет у Чехова последователем нового европейского пути развития России, на который Россия вступила еще со времен Петра I, а Денис Григорьев – это темный мужик, представитель патриархального прошлого.

- Итак, предоставляется слово 1 и 2 группам. (Учитель и 3 группа слушают и дополняют).

1 группа.

(Денис Григорьев:

а) это главный герой;

б) он крестьянин;

в) этому свидетельствует и его внешний вид, и его манера поведения, и речь.)

- Каков же портрет Дениса Григорьева? (Портрет свидетельствует не только о бедности, сколько о неопрятности.)

- Чехов выступал всегда за уважение в человеке человеческого достоинства. А что такое человеческое достоинство? (…)

- Обратимся за определением к «Толковому словарю»: «Человеческое достоинство –это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе».

- Таким образом, слово «достоинство» синонимично слову «самоуважение». Уважает ли себя Дени Григорьев? Почему вы так думаете? (…)

- г) Речь Дениса Григорьева? (Слов он фактически не произносит, а когда и начинает говорить, сам, подчас, не понимает смысл сказанного.)

2 группа.

(Судебный следователь:

а) б) относится к «власть имущим», он представляет государство и его законы.)

- в) Дает ли автор портрет следователя? (Нет.)

- Называет ли его имя? (Нет.)

- Почему? (Следователь лишен в рассказе человеческих черт (чувств), является лишь олицетворением судебно-правовой системы.)

- г) Речь? (Речь официальна: много слов-термиенов: статья Уложения о наказаниях..., стандартные словосочетания. Она лишена эмоций, личностные слова отвергаются вовсе.)

- Вспомните, в русском языке мы с вами изучали стили. Если посмотреть с этой точки зрения, то Денис и следователь представители каких стилей? (Разговорного и официально-делового.) 

- Получается, что эти люди разговаривают на 2-х совершенно разных языках. Какой же вывод напрашивается? (Они как иностранцы не понимают друг друга. В этом их беда.)

- Давайте теперь немножко отдохнем.

Физминутка:

Быстро дружно встали все!
Вправо-влево наклонились
И друг к другу повернулись!
Поприветствовали дружно!
А теперь работать нужно!

- Продолжим урок. Мы выяснили с вами значение слова «злоумышленник».  Дадим определение еще раз? (Злоумышленник – человек, который совершает или совершил преступление по злому умыслу, нарочно, специально.)

- А теперь, основываясь на это определение, скажем, можно ли так назвать Дениса Григорьева? Почему? (…)

- Считает ли его злоумышленником следователь? Почему? (…)

- Почему же рассказ так называется? (Т. о. достигается комический эффект: высказывание о предмете прямо противоположно действительному содержанию предмета. То, что говорит о Денисе Григорьеве следователь, не соотносится с тем, какой на самом деле Денис Григорьев человек.)

- Основными формами вида комического являются ирония и сарказм. Используя «Толковый словарь», дайте определения этим понятиям. (…)

- Ребята, а могла ли такая история произойти в реальной жизни? (Да.)

- Представьте себе, что мы оказались в зале суда, где идет процесс по разбирательству дела нашего героя. (На доске картинка с изображение заседания суда - проектор). Давайте попробуем с вами выступить в рои участников этого процесса и вынести решение по делу Дениса Давыдова.

- Для этого разделимся на группы:

  1. Группа: 3 человека –защита: защищают, оправдывают обвиняемого;
  2. Группа: 3 человека –обвинение: приводят доказательства, доводы против обвиняемого;
  3. Группа: все остальные –присяжные: выносят приговор обвиняемому. Свой вердикт каждый из присяжных запишет в протокол (небольшие бумажки:

а) ____виновен, мера наказания_______________;

б) ____ не виновен.

Протоколы изучит судья (подсчитав ответы) и вынесет приговор. В конце урока все протоколы будут помещены на доску для всеобщего обозрения);

  1. Группа: судья – учитель: ведет заседание, озвучивает приговор.
  2. Группа: Денис Григорьев: на картинке –проектор.

- Судья: Слушается дело по обвинению крестьянина Дениса Григорьева в краже гайки с железнодорожного полотна. Вердикт будут выносить присяжные заседатели. Слово предоставляется обвинению.

- Обвинение: …

- Судья: Слово предоставляется защите.

- Защита: … 

- Судья: Уважаемые присяжные заседатели, вам предстоит принять решение, виновен ли подсудимый в содеянном?

 Учащиеся, которые наблюдали за процессом, принимают решение. (Как правило, класс делиться на две группы – на тех, кто считает Дениса Григорьева вором, и на тех, кто оправдывает героя «непросвещенностью», незнанием последствий содеянного.) Учитель помогает учащимся сделать вывод, подводя итог.

6 Рефлексия.

Цель: осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

  • Выявить авторскую позицию в рассказе.
  • Узнать особенности чеховского юмора.
  • Развивать умение проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов.

- Итак, ребята, вы сейчас сами обыграли ситуацию, которую изобразил А.П. Чехов в своем произведении.

- Как Чехов представлял себе выход из этой ситуации? На чьей стороне писатель? (Денис Григорьев не принимает суд следователя и обижается, полагая, что следователь судит несправедливо, "зря". Следователь, в свою очередь, не может понять мужика как представителя патриархальной морали и патриархального права и объявляет его виновным. Следователь, как и крестьянин, невольно делается сам преступником, потому что навязывает новые условия жизни, о которых крестьянин никогда не слышал. Денис живет по совести, а следователь по закону. А.П. Чехов сказал, что отпустил бы мужичка).

- Чехов видел выход из сложившейся ситуации в том, чтобы постепенно просвещать народ, пытаться преодолеть пропасть между двумя мирами (просвещенным и непросвещенным), для этого необходимо учитывать рациональные европейские законы с законом «по совести».

- Можете ли вы привести примеры современных «Денисов Григорьевых»? (Те, кто крадет провода, крышки от люков и т.д.)

- Давайте попробуем все вместе составить синквейн. С его помощью мы попытаемся раскрыть образ злоумышленника из рассказа А.П. Чехова.

Пример:

Злоумышленник,

необразованный, забитый,

мычит, заикается, плачет.

Нужно ли его наказать?

Решайте сами!

7 Домашнее задание

Цель: закрепление изученного материала.

- Из каждого рассказа можно вынести какой-то урок для себя и сейчас, в наше время. Я предлагаю вам написать дома одну из работ:

1. Напишите мини-сочинение: «Какой урок я вынес для себя из ситуации, представленной Чеховым?

Начните свои работы так (запись на доске):

  • Я понял (а), что …
  • Мне было трудно …
  • Мне понравилось…

2. Напишите письмо Денису Григорьеву и попробуйте убедить героя, в чем он был не прав и почему.

- Спасибо всем за внимание. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Рассказ А.П.Чехова «О любви» о том , какую  роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни....

А.П.Чехов "Хамелеон", "Злоумышленник"

2 урока по рассказам А.Чехова, 6 класс...

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....

Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"

Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока:  открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.

Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сцену. Но бытовая сцена-...