Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказке-были «Кладовая солнца». Нелёгкая судьба детей войны.
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой1), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Синквейн» как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Литература, 6 класс

УМК, автор программы

 Под редакцией Коровиной В.Я., 6 класс.

Учитель

Балаба Оксана Денисовна, МОАУ «Гимназия №1».

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

«Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказке-были «Кладовая солнца». Нелёгкая судьба детей войны».

Цель урока

Сформировать чувство гордости, памяти перед подвигом народа, осознанность и сопричастность к великой истории своей страны посредством изучения текста художественной литературы.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

уметь отвечать на поставленные вопросы по прочитанному тексту; умение анализировать прочитанный текст; умение применять технику смыслового чтения; умение определять жанр прочитанного текста;  умение принимать авторскую точку зрения и формировать своё отношение к ней; умение формулировать актуальность произведения и осознавать его вневременную ценность.

развивать умение взаимодействовать с другими учащимися; добиваться общей цели; умение вести диалог; формировать и развивать умение использовать информационно-коммуникационные технологии.

формировать представление о человеке в историческом контексте; развивать сочувствие, сопереживание, чувство благодарности, гордость за Отечество и героев страны, отдавших за Родину свою жизнь  в годы Великой Отечественной войны..

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Знать сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Уметь анализировать характеры героев, поступки, особенности речи, противоречивость характеров, взаимоотношения с другими персонажами.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Методическое обоснование урока

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой[1]), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Синквейн»  как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Учебник под редакцией В.Я. Коровиной, рабочий лист.

Презентация, видеофрагмент.

Организационная структура урока

 Название этапа

 

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Представление эпиграфа сегодняшнего урока: «Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету…»

Как вы понимаете это выражение М.М. Пришвина? Согласны ли вы с ним? Давайте порассуждаем на эту тему.

Писатель очень зорок, он с любовью наблюдает за природой, она для него живая. Пришвин создавал  произведения, в которых слились сказка и быль, проза и поэзия, природа и жизнь человеческая... Одно из таких произведений — «Кладовая солнца», которое автор определил как «сказку-быль».

Учащиеся обращаются к эпиграфу, предложенному учителем. Записываю его в тетрадь, осмысливают. Предлагают варианты понимания данной фразы, высказываю своё мнение.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Отразилась ли на жизни Насти и Митраши потеря родителей?

Включаются в диалог, делятся своим мнением с учителем. Формулируют ответ на поставленный вопрос, записывают в тетрадь полученное определение жанра произведения. Обращаются к тексту, находят необходимый эпизод, прочитывают, анализируют.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

Наверняка отразилась, поскольку дети остались одни и были вынуждены выполнять всю работу по хозяйству вместо родителей. Для решения проблемы необходимо обращение к тексту.  

Высказывают предположения, ищут пути решения затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

На партах учащихся лежит небольшой раздаточный материал, содержащий краткие сведения о произведении и вопросы к нему: «Жанр произведения определяется как сказка-быль. Как вы полагаете, с чем связана специфика жанра данного произведения? Что в этом произведении имеет элементы сказки, а что были? Докажите, приводя аргументы из текста, что жанр определён не случайно. В центре произведения находятся два главных героя – Настя и Митраша.  Что же о них рассказывает автор?»

Определяют цель урока. Предлагают примерный план решения проблемы. Обращаются к тексту, ищут возможные пути решения. Включаются в диалог.

5. Этап первой ступени анализа произведения.

Пришвин никогда не относил себя к детским писателям, но так получилось, что большая часть его творчества посвящена рассказам о жизни детей. Не стало исключением и произведение, о котором мы сегодня с вами будет подробно говорить. Автор описывает детей послевоенного периода, которые стали сиротами. Давайте обратимся к тексту. «В районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на войне». Ответьте на вопрос, что значит осиротели? Что же о них рассказывает автор?

В этой сказке-были Пришвин раскрывает те трудности, невзгоды, с которыми пришлось столкнуться детям послевоенного времени. Война – страшное событие, которое уносило огромное количество жизней взрослых и детей, но не меньшее количество детей она оставила без заботы, поддержки и любви родителей.

Подумайте, что позволяло детям выжить в это тяжелейшее время (и нашим героям тоже)? Сплоченность, взаимная помощь друг другу и, конечно же, любовь. Быть вместе, стремиться к тому, чтобы сообща преодолевать труднейшие испытания, - вот ключ к ответу на вопрос о том, что могло помочь детям, которые остались одни.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Ребята, посмотрите на интерактивную доску. На ней представлены иллюстрации к произведению «Кладовая солнца».Какие чувства и эмоции вызывают у вас данные изображения? Схожи ли они с вашими личными представлениями о детях, с той характеристикой, какую даёт им автор в тексте?

Ребята, перед вами лежат рабочие листы, предлагаю вам поработать в парах и заполнить их с помощью текста. Посмотрим, что у вас получилось? На слайде располагаются вопросы к тексту: 1) какое впечатление сложилось у вас при знакомстве с Настей и Митрашей? 2) Каким предстаёт перед нами Митраша? 2) Как описывает внешность Насти писатель? Запишите характеристику героев в рабочие листы.

Работают с интерактивной доской, рассматривают иллюстрации. Затем в парах работают с текстом, на основе которого заполняют рабочие листы, выделяя самые яркие черты главных героев. Ведут записи в рабочих листах.

7. Физминутка.

Учитель читает стихотворение, которое включает в себя ряд небольших физических упражнений, направленных на разгрузку и краткосрочную смену деятельности.

Учащиеся реагируют на физическую минуту, выполняют определённые движения, записанные в форме шутливого стихотворения.

8. Этап второй ступени анализа произведения.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Обратимся к взаимоотношениям между героями. Какими  они были между детьми? Как был устроен их быт? Как получилось, что дети остались без родителей и жили одни? (Война унесла жизнь отца). Что восхищает нас в детях, которые остались без родителей?

9. Работа с видеофрагментом.

Предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Кладовая солнца». Вопросы перед просмотром: каковы ваши впечатления от просмотра? Удалось ли режиссеру отразить всю глубину ситуации, в которой оказались дети послевоенного периода? Какие качества характера детей показывает нам режиссер? Почему дети не просят помощи у взрослых, живущих по соседству?

Смотрят видеоролик, тесно связанный с темой урока. Проводят аналогию с изучаемым произведением, находят общие и отличительные черты между фрагментом фильма и текстом. Ответы учащихся наполнены следующим содержанием: автор показывает детей самостоятельными, потому что война заставила их повзрослеть слишком рано. Дети брали пример со своих родителей: Настя была такой же хозяйственной, старательной и чуткой, как мама, а Митраша решительным и мужественным, как отец.

10. Работа с ранее изученными текстами похожей тематики

Вспомним, в каких ещё произведениях  писатели или поэты показывают детей войны? В стихотворении К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» изображается ребёнок 10 лет, который пережил все тягостные моменты войны. Пожалуйста, вспомните, каким предстаёт перед нами главный герой? Учащиеся получают раздаточный материал с текстом произведения. Удалось ли автору, на ваш взгляд, в полной мере донести до читателей те чувства, которые испытывали дети войны? С помощью каких художественных средств делает это автор? Что объединяет и отличает эти произведения друг от друга?

Работают в группах, обращаются к тексту, применяя технологию  чтения с остановками. Записывают необходимую информацию в рабочие листы. Обращаются к ранее прочитанным произведениям, проводят аналогии, делают вывод.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Учащимся предлагается написать небольшое сочинение-ассоциацию по фразе «Детское лицо войны». Учитель объясняет методические особенности этой работы.

Учащиеся называют ключевые слова ассоциации (основано на впечатлениях от урока), выделяют слово или сочетание слов, наиболее созвучное эмоциональному состоянию ученика. На основе этого пишут 6-7 предложений с этими ключевыми понятиями, далее зачитывают свои сочинения-ассоциации. Учитель работает вместе с учениками и в конце читает своё сочинение- ассоциацию. Идёт обсуждение.

11. Информация о домашнем задании.

Даются разноуровневые задания

Для первой группы: рассмотреть и проанализировать конфликт Насти и Митраши. Для второй группы: проанализировать состояние природы в момент конфликта.

Для обеих групп: подготовить выразительное чтение необходимых эпизодов, доказывающих верность ваших рассуждений.

Записывают информацию о домашнем задании.




Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

ТАРАС

ОСТАП

АНДРИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

Интегрированный урок по произведению Михаила Пришвина "Кладовая солнца" с применением ИКТ....

Презентация к уроку литературы "Особенности жанра сказки - были в "Кладовой солнца" М. Пришвина"

Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца". На уроке  учащиеся должны выяснить,  каковы особенности сказки-были как...