План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Бурмистрова Анна Сергеевна

План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.fet_.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

Литература

5 класс

Тема урока: Лирика А. А. Фета.  Страницы биографии  А. Фета. Стихотворения «Чудная картина...»

Цель урока: продолжить знакомиться с творчеством А. А. Фета; показать особенности изображения природы и человека в лирике поэта; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве А. Фета; владение элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи; умение выразительно читать стихи.

Ход урока

     1. Организационный момент

2. Работа с темой урока. Объяснение нового материала.

Афанасий Афанасиевич Фет  - один из любимых русских поэтов. Его стихотворения знакомы нам с детства, его творчество по-новому открывается нам по мере взросления. Возможно, дело в необыкновенной эмоциональности поэзии А. А. Фета, в настроении душевного подъёма, которым проникнуты его стихи. Читая их, невольно заражаешься чувствами, настроениями, переживаниями автора. Основные темы поэзии А. А. Фета: природа, любовь, творчество – близкие каждому человеку. А. Фет  одушевляет природу: лирическое чувство поэта словно проникает в окружающий пробуждающий мир, развивается в нем. Познакомимся сегодня со стихотворением «Чудная картина…». Постараемся проникнуть в тайны пейзажной лирики А. А. Фета.

     3. Работа с материалом в  учебнике.

     Ребята,  откройте учебник и прочитайте биографические данные

     А. А. Фета (стр. 244).

4. Работа со стихотворением «Чудная картина…»

Ребята, прочитайте выразительно стихотворение «Чудная картина…»

Комментарии к стихотворению

В стихотворении, вольно или невольно, обыгрывается значение слова картина. Основное значение здесь – то, что можно видеть, представлять себе в конкретных образах, картина природы. Дополнительное значение проявляется в стихотворении в целом. А. Фет как будто рисует картину – произведение живописи, но не  только красками, а словами. Картина, изображенная поэтом, статична: глаголы отсутствуют, поэтому она  воспринимается как четко запечатленное воспоминание.

  Движение же проявляется, но очень своеобразно: это движение взгляда поэта и читателя. Сначала вперед  («белая равнина»), затем вверх («полная луна», «свет небес высоких»), потом вниз («блестящий снег», и наконец, вдаль, где в белой снежной равнине теряются сани. Их движение выражено не глаголом, а существительным – бег. Ведь даже быстрое перемещение предмета издалека кажется едва заметным. Таким образом, словно одним взором охвачена вся «чудная картина». Эпитеты (высоких, далеких)  придают картине объем, широту, ощущение простора.

  Несмотря на то, что изображен вечерний, ночной пейзаж («полная луна»), картина наполнена светом. Это свет от луны, освещающий и небо, и землю, и свет от снега, блестящего под луной.

  Единство изображения пейзажа соответствует единству эмоции, переживания. Восклицательная интонация у А. Фета сглажена продолжением предложения и продолжением картины. Интонация предложения приобретает задушевность, искренность, ностальгический и грустный оттенок. Эпитет (одинокий) вызывает щемящее, тоскливое чувство.

5. Работа с вопросами и заданиями в учебнике 

      Ребята, отвечаем на вопросы 1-4, стр. 245 (устно).

      6. Дополнительное задание  

       Выполните задание (письменно) и пришлите мне в личный или общий      чат.

       Какие художественные средства (тропы)  использует А. Фет для создания картины в стихотворении «Чудная картина…»?

       8.  Домашнее задание

Подготовить выразительное  чтение наизусть стихотворения А. Фета «Чудная картина…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План-конспект группового занятия Студии «Фортепиано» «Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И. Чайковского».

Цели занятия:·        Развитие культуры общения.·        Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в...

План-конспект урока по теме: План местности. Условные знаки. 5 класс.

Планируемые результаты:предметные: Обучающиеся смогут:выявлять особенности плана местности;определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты;читать простейший план местности.мета...