Технологическая карта урока «Чудные картины» А.А. Фета»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Технологическая карта урока "Чудные картины А.А.Фета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.doc353.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Ф.И. О. учителя: Храпцова Ю.Н.

Предмет: Литература

Класс: 5                                      Дата посещения: 14.12.2015

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема урока

        «Чудные картины» А.А. Фета»

        Цели урока

Личностная

Метапредметные

Предметные

Готовность и способность учащихся к саморазвитию.

Познавательные: обучение анализу текста; формулировка и обоснование выводов  на основе проведенного анализа.

Коммуникативные: умение строить рассуждение, ставить вопросы; формулировать свои затруднения; договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную цель; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; определить качество и уровень усвоения; развивать умения давать оценку своим товарищам и группе.

Умение находить изобразительно-выразительные средства; выявление приемов музыкальности в поэзии А.А. Фета; понимать значение звукописи художественной речи.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель:

осознанное вхождение в пространство учебной деятельности.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вступительное слово (создание ситуации критического мышления)

- Сядьте удобно. Давайте попробуем изложить правила поведения на уроке в стихах:

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и… (внимательным).
Все пиши, не отставая,
Слушай не… (перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все… (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку… (поднимать).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не… (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши его…(перебивать).
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно… (руку).

- Во время урока мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;

обобщение ЗУН;

организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании

Подготовка к восприятию информации, объяснение действий учащихся.

Учитель задает вопросы учащимся.

Фронтальная работа (повторяют изученный на предыдущих уроках материал, устанавливают его связь с уроком)

- Что такое рифма? (Созвучие окончаний стихотворных строк)

- Какие виды рифмовки вы знаете? (Парная, перекрестная, кольцевая)

- Что такое ритм? (Чередование элементов(звуковых, речевых), происходящее с определенной частотой)

- Как называется лирика, посвященная природе?

- Что вызвало у вас затруднение? Знакомы ли вы с этим понятием?

Регулятивные:

учатся отличать верные высказывания от неверных; осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить.

Познавательные:

формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь учащихся.

Постановка проблемы

Цель: выявление и фиксация причины затруднения.

Сегодня тему урока вы сформулируете сами, а для этого посмотрите на экран.

- Что объединяет эти картины?

- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Правильно, сегодня мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях. Многие поэты и в XIX, и в XX веке в своих стихах создавали картины природы. Ребята, это и называется пейзажной лирикой.

- Ребята, а какие поэты писали о природе?

Сегодня в центре нашего внимания стихотворения только одного поэта XIX века. Его портрет перед вами на экране. Вы узнали, кто это? Правильно, А.А.Фет.

-Что вы знаете о нем?

А для того, чтобы вы сформулировали тему урока, я зачитаю строчки из стихотворения:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна…

-Какие картины предстают перед вами?

 - Итак, сформулируйте тему урока. - Запишите ее в тетрадях (на экране): «Чудные картины А.А.Фета».

Просматривают видеоролик.

Формулируют тему и цели урока.

Картины родной природы.

Об изображении природы в произведениях русской литературы.

А.А.Фет

«Чудные картины А.А.Фета».

Регулятивные:

волевая саморегуляция; учатся определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные:

 учатся определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь учащихся.

Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

– Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние. Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить себе эту картину.

— Итак, зима, ночь, полнолуние. Коротко опишите картину, которую вы представили себе (с помощью трёх-четырёх предложений).

На зарисовку-ассоциацию отводится около трёх минут. После этого ученики читают свои зарисовки, которые учитель прокомментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение Фета.

- Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

Учащиеся выполняют задание, зачитывают полученные ассоциации.

Зарисовка-ассоциация.

Ученики высказывают свои мнения.

Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Познавательные:

умение находить и выделять нужную информацию. 

Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Реализация построенного проекта

Цель: построение и фиксация нового знания.

Представление стихотворения учителем

– Теперь давайте откроем учебник и прочитаем короткое — всего восемь строк — стихотворение Фета.

Работа в парах.

- Какие вопросы вы можете задать друг другу, познакомившись с этим стихотворением?

-Как вы думаете, почему эта картина так дорога автору? Можно ли сказать, что эта картина – воспоминание?)

-Какие художественные средства использует А.А. Фет, чтобы передать «чудную картину» зимнего вечера? (Эпитеты)

-В стихотворениях Фета всегда можно найти краски, звуки, запахи.

Какие краски вы встретили в этом стихотворении? (белый, блестящий)

- Какую иллюстрацию к этому стихотворению вы бы нарисовали?

Минутка отдыха. Интеллектуальная разминка.

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Трава зеленая, а небо…

У человека две ноги, а у собаки…

Птицы живут в гнездах, а люди …

Певец поет, а строитель…

Учащиеся слушают стихотворение, настраиваются на работу с текстом

Просмотр презентации, чтение текста, анализ, восприятие.

Регулятивные:

оценка, контроль, коррекция.

Познавательные:

умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Итак, в зиме мы побывали, теперь попробуем перенестись в весенний день.

Этап вызова

Вопросы эвристической беседы.

– Что вы знаете о дожде как о явлении?

– Попадали ли вы под дождь?

– Где это было?

– Когда это было?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

– А как пахнет дождь?

– Похож ли шум дождя на музыку?

Я предлагаю вам посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.

(1-8 слайды)

Групповая работа. Составление кластера.

– Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.

Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение.

Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).

Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.

Поэт создал свой дождь – весенний.

Беседа по вопросам

– Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)

Сколько строк?

Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать

Динамику. Движение.

– Обратите внимание на начало 2– го четверостишия.

– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишия.

Словарная работа. (Слайд 9-10)

– Как вы понимаете слово завеса?

– Подберите слова синонимы.

Запись в тетрадь: Завеса.

Прочитаем и запомним значение этого слова.

– Какое художественно – изобразительное средство применил автор во 2 строфе 2-го четверостишья? (метафора)

Запись в тетрадь “Качаясь, движется завеса” – это метафора.

Что такое метафора?

Вспомним определение

– Есть ли у нас ещё во втором четверостишье сравнение?

(Будто в золотой пыли)

Запись в тетрадь: будто в золотой пыли – сравнение

– Какое слово указывает на сравнение? Подчеркните его.

Вспомним определение. (Слайд 12)

– Прочитайте выразительно стихотворение про себя.

Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения.

Прочитайте их еще раз:
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит.

– Что подошло к саду?

– Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя.

Вспомним определение.

Отвечают на вопросы, работают с текстом.

Дождевая капля – дождевая нота.

Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

(Слайд 11)

Олицетворение – это один из тропов, стилистическая фигура, которая описывает свойства предмета или явления путем сравнения его с живым существом.

(Слайд 13)

Чтение текста, анализ, восприятие.

Составление кластера.

        


Завеса - Большое полотнище, служащее для завешивания, загораживания чего-л.; занавес. // То, что закрывает собою, скрывает что-л.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Познавательные:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

умение четко выражать свои мысли.

Домашнее задание

Цель: закрепление полученных ЗУН.

Выучить одно из стихотворений А.А.Фета наизусть.

(Слайд 14)

Записывают задание в дневник.

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

(Слайд 15)

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

  1. Я понял, что…            
  2. Я для себя открыл…
  3. Мне понравилось…    
  4. На уроке мне было…

А закончить наш урок я хотела бы стихотворением одного из своих любимых поэтов. Омара Хайяма.

Как хочется сказать хорошие слова... 
Пусть снег идет, а с ним и обновленье. 
Что жизнь прекрасна и добра! 
Цени все эти милые мгновенья! 
Ведь из таких мгновений наша жизнь. 
И если верим мы в такое чудо... 
Душа поет, и сердце рвется ввысь... 
И не страшна нам злая вьюга! 
Не существует зависти и лжи. 
А лишь покой, тепло и вдохновенье. 
Мы на земле для счастья и любви! 
Так пусть продлится этот миг свеченья.
Омар Хайям

(Слайд 16)

Оценки за урок

Учащиеся оценивают свою работу, отвечают на вопросы.

 Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Установите, сколько предложений в стихотворении.

Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их.

Определите, что необычного в этом стихотворении. Какая часть речи отсутствует в стихотворении?

Одно предложение.

8 существительных.

8 прилагательных.

В стихотворении отсутствуют глаголы.

        Распределение по группам для работы с текстом. На экране появляется таблица заданий.

- Определите круг ваших наблюдений:

1 группа

Установите, сколько предложений в стихотворении. (Одно)

2 группа

Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их.

8 существительных. 8 прилагательных.

3 группа

Определите, что необычного в этом стихотворении. Какая часть речи отсутствует в стихотворении?

(Глаголы)

23.09.2015, 19:21

I. «Чудная картина…»: живописность, лёгкость звучания стихотворения

Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнём занятие с зарисовки-ассоциации.

— Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние. Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить себе эту картину.

— Итак, зима, ночь, полнолуние. Коротко опишите картину, которую вы представили себе (с помощью трёх-четырёх предложений).

На зарисовку-ассоциацию отводится около трёх минут. После этого ученики читают свои зарисовки, которые учитель тактично прокомментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение Фета.

— Теперь давайте откроем учебник и прочитаем короткое — всего восемь строк — стихотворение Фета.

Если учитель приготовил ксерокопии текстов, то в этот момент их следует раздать. Учебник в таком случае пока не нужен.

Стихотворение читает учитель, лучше два раза, чтобы дети успели вчувствоваться в текст. Затем можно сравнить зарисовки-ассоциации учеников и картину, нарисованную Фетом.

При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике-хрестоматии (с. 246).

— Какие чувства у вас вызвала "чудная картина”, нарисованная Фетом?

«Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, лёгкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.

— Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?

Прежде чем задавать детям конкретные вопросы и давать чёткие задания, предложим им самостоятельно всмотреться в текст. Дальше можно идти, отталкиваясь от их наблюдений.

— Сколько предложений в стихотворении?

— Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберём его по составу. Есть ли в предложении глаголы?

Грамматические основы подчёркиваем прямо в тексте (если перед детьми ксерокопии).

Всё стихотворение представляет собой одно предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части сложного предложения подлежащее выражено местоимением "ты”, сказуемое — кратким прилагательным "родна”. Во второй части — однородные подлежащие "равнина”, "луна”, "свет”, "снег”, "бег”, но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатлённая поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, постоянна.

— Какие элементы пейзажа описывает поэт?

Поэт передаёт величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, всё крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льётся свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.

— Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?

Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина "белая”, луна "полная”, небеса "высокие”, сани "далёкие”, бег "одинокий”. Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты — единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.

— Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.

Стихотворение написано трёхстопным хореем: это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрёстная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.

— Обратим внимание на звукопись. Как "работает” в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]?

Особую лёгкость звучанию придаёт то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передаёт ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается лёгкости стиха.

— В последней строке поэт говорит об одиноком беге далёких саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?

Если учителю удалось найти нужную интонацию при чтении стихотворения вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия "чудной картины” как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.

Предложим прочитать это стихотворение нескольким детям, причём некоторые из них смогут прочитать его уже наизусть.

— В зиме мы побывали, а теперь попробуем перенестись в весенний день.

II. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия

Стихотворение читает учитель, затем два-три раза по строфе читают несколько учеников.

— Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.

— Стихотворение «Чудная картина…» действительно словно картина в раме. Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»?

По этому стихотворению можно снять фильм, распределить то, что описывает поэт, по кадрам. Попробуем сделать это коллективно. (Дети нумеруют кадры в тексте ксерокопии.)

1. Окно, за окном — свет.

2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).

3. Воробей купается в песке (крупный план).

4. Надвигается дождевая туча, из которой льёт дождь, видны струи (общий план).

5. Вдали, освещённая солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение "в золотой пыли” заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).

6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).

7. Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.

— Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?

Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам ("блещет”, "трепещет”, "движется”, "брызнули”, "тянет”, "барабанит”) мы чувствуем движение, видим изменения в природе.

— Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?

Поэт насыщает картину запахами ("От лип душистым мёдом тянет”), цветом ("солнце блещет”, "в золотой пыли”), звуками (капли "брызнули в стекло”, дождь по листьям "барабанит”). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его "что-то”, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

К следующему уроку предложим детям нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворениям: к «Чудной картине…» — одну иллюстрацию, к «Весеннему дождю» — семь (по числу описанных нами кадров). Распределим задания так, чтобы одну и ту же иллюстрацию рисовали два-три ребёнка. На следующем уроке дети представят свои рисунки; выстроенные в последовательности, они помогут запомнить стихотворение наизусть.

Если остаётся время, прочитаем последнее из данных в учебнике стихотворений.

III. «Задрожали листы, облетая…»: стихотворение-метафора

Стихотворение ученики могут прочитать самостоятельно, потом два-три ученика представят свои варианты звучания этого текста.

— Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывают конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке-невеличке говорит он?

Подведём детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. "Тёплое гнёздышко” и "милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в "тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления.

Домашнее задание

  • Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Чудная картина…» и «Весенний дождь» (или одно из них по усмотрению учителя — в зависимости от уровня литературного развития класса).
  • Сделать иллюстрации к этим стихотворениям.

        Цели, направленные на формирование УУД:

развитию учащихся и создаёт условия для внутренней дифференциации: 

Название предмета: Литература

Класс: 5

Урок №

Дата:

Тема:

 «Чудные картины А.А.Фета»

Образовательные цели:

Предоставить учащимся возможность получения разнообразной информации по теме  урока.

Способствовать глубокому и осознанному запоминанию материала

Развивающие цели:

Содействовать формированию умения работать с различными текстами и дополнительной литературой; структурировать предложенный текст; делать выводы; составлять планы и обобщения; продолжить формирование познавательного интереса учащихся

Воспитательные цели:

Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;

формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца

Место урока в системе уроков данного раздела:

Урок изучения нового материала

Тип урока:

лекция - гипертекст 

Основные термины и понятия:

Литературное произведение, лирическое стихотворение, композиция произведения, ритм, рифма. Лирический герой. Выразительные средства языка. 

Межпредметные связи:

Литература, изобразительное искусство, музыка 

Познавательные УУД:

Совершенствуют технику смыслового чтения; извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи между объектами; осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; структурируют знания 

Коммуникативные УУД:

Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации; тактично управляют поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку его действий, осуществляют сознательное сотрудничество; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций; формируют умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществляют и совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка 

Регулятивные УУД:

Овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию; определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; вносят необходимые дополнения и коррективы в совместную деятельность

Личностные УУД:

Осуществляют ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с общепринятыми правилами поведения; осознают важность хорошо исполненного дела; осуществляют личностную саморефлексию, способность к саморазвитию (оценивают собственную учебную деятельности: успешность, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач)

Личностные УУД

Цель

Форма выполнения

Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.

Групповая работа учащихся под руководством учителя.

Ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического характера; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.

Групповая работа учащихся.

Выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при общении с окружающими.

Индивидуальная и групповая работа.

Коммуникативные УУД

Цель

Форма выполнения

Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Работа в парах или группах по 3-4 человека.

Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Работа в двух группах.

Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.

Групповая работа учащихся.

Познавательные УУД

Цель

Форма выполнения

Формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов).

Группа 4-5 ч.

Формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.

Группа 4-5 ч.

Формирование умения проводить эмпирическое исследование.

Группа 4-5 ч.

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом»

Работа индивиду-альная и в группах

Формирование умения задавать вопросы к художественному тексту.

Работа в парах и группах.

Развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге, овладение приёмом антиципации.

Работа в группах.

Регулятивные УУД

Цель

Форма выполнения

Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся.

Индивидуальная работа

Освоение критериев оценки письменной работы.

Индивидуальная

Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Технологическая карта урока.

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюр...

технологическая карта урока А.К.Лядов сказочная картина «Музыкальная табакерка».

Знакомство  с жанром сказочная картина   в музыке на примере произведения «Музыкальная табакерка» А.К.Лядова....

Технологическая карта урока по картинам Леонардо да Винчи в Эрмитаже .

По этому материалу можно провести урок в музее  и сразу оценить всех участников  Для оценивания знаний ученика - раздаточный материал В соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему "Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»."

Данный материал представляет собой разработку урока литературы в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока в 6 классе "Краски и звуки в пейзажной лирике А. А. Фета"

Технологическая карта урока урока литературы в 6 классе....

Урок развития речи. Сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь" (технологическая карта урока)

Тип урока. Урок развития речиДидактическая цель урока: создать условия для развития речи учащихся средствами личностно - деятельностно - коммуникативной технологии и ИКТ.Цели урока по содержаниюОбразо...

Чудные картины А.А. Фета

Урок литературы в 5 классе. Пейзажная лирика А.А. Фета. Стихотворение "Чудная картина"...