Конспект урока литературы «Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Калинина Светлана Андреевна

Конспект урока литературы (10 класс)

«Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»

Цели урока:

- познакомить с нравами семейства Кабановых;

- сопоставить жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Кабанихи.

- совершенствовать навыки системно-комплексного анализа произведения.

Оборудование: текст произведения, доска, раздаточный материал (таблица).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_dlya_10_klassa.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Калинина Светлана

Конспект урока литературы (10 класс)

«Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»

Цели урока:

- познакомить с нравами семейства Кабановых;

- сопоставить жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Кабанихи.

- совершенствовать навыки системно-комплексного анализа произведения.

Оборудование: текст произведения, доска, раздаточный материал (таблица).  

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! На прошлом уроке вы говорили о той среде, в которой развиваются события пьесы А. Н. Островского «Гроза», находили и обсуждали кульминационный момент произведения. Сегодня я предлагаю вам рассмотреть два ключевых женских образа драмы, сопоставить жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Марфы Игнатьевны Кабановой.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

- В каком году была создана пьеса «Гроза»? (1859 г.) Какой император находился у власти в то время в России? (В 1855 году после смерти своего отца Николая I к власти пришел Александр II Освободитель)  Близились ли перемены, реформы, которые изменили бы жизнь всего русского народа, а особенно крестьянства? (Близилась крестьянская реформа 1861 года)

- С 1497 года постепенно шло закрепощение крестьянского населения, которое подтверждается различными юридическими документами того времени (Судебниками, указами, Соборным уложением). Однако с приходом к власти династии Романовых крестьянский вопрос становится острым, требует решения. Какова причина крестьянской реформы в 1861 году?  (Варианты учащихся)  

- Главная причина отмены крепостного права заключается  в том, что крепостничество сдерживало развитие промышленности, научно-технического прогресса. В России медленно шло накопление капитала. Государство могло перейти в разряд второстепенных. Чувствуют ли герои «Грозы» надвигающиеся перемены? (Например, технические эксперименты Кулигина или рассказы Феклуши о поезде, который представляется ей настоящим зверем) Ведь вы помните, что и сама Кабаниха часто говорит о том, что после  смерти ее поколения традиции будут забыты.

- А символичен ли образ грозы в пьесе? (Гроза как божья кара) После сильной грозы с дождем наступает обновление в природе, воздух становится чистым, наполненным свежестью. Грозу можно считать символом надвигающегося прогресса, который неизбежно влечет за собой  изменения, крах старого и возникновение чего-то нового. В своем произведении Островский показывает кризис патриархальных устоев жизни и появление положительного, светлого начала героини из народной среды.

3. Создание мотивации.

- Катерина и Кабаниха живут в одной среде, происходят из купеческих семьей. Но похожи ли героини между собой?  (Ответы учащихся) Как в литературоведении называется прием, способный передать контраст двух женских образов? (Противопоставление, антитеза)

- Действительно, автор использует противопоставление, желая показать два полюса народной жизни. Часто создатели произведений особое внимание уделяют еще и тому, какое имя будет носить герой. Вспомним пьесу «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Какое имя носит главная героиня?  (Софья – греч. «мудрость»). А имя самого Митрофана с греч. -  «явленный матерью».  И Островский подбирает своим героям имена, которые отражают их главные черты. Екатерина –  греч. «чистая, непорочная», а Марфа Игнатьевна – греч. «госпожа, хозяйка» + Игнатьевна (лат. «огонь»). Согласны ли вы с такими характеристиками главных героинь?

Можно схематично записать имена и толкования на доске.

4. Чтение произведения по ролям.

- Давайте обратимся к сцене, в которой мы видим всю семью Кабановых в первый раз. Найдите, пожалуйста.  (1 действие, 5 явление) Я предлагаю фрагмент этой сцены прочитать по ролям (Кабанов, Кабанова, Катерина и Варвара). Мы помним, что 5 явление начинается с того, что Марфа Игнатьевна дает наставления своему сыну перед поездкой, учит его почитать старших.

Начать читать по ролям со следующих слов Кабанова: «Нешто, маменька, кто говорит про вас?» (можно прочитать до конца 5 явления)

5. Анализ произведения.

- Какое слово чаще всего повторяют герои пьесы в прочитанном вами фрагменте?  («воля») А что для вас значит «воля»? Как вы понимаете данное слово? (Ответы учащихся записываются схематически на доске после обсуждения).

Воля:

  1. свобода (для Катерины);
  2. власть (для Кабанихи и Дикого);
  3. независимость (Тихон, Варвара).

- Если мы обратимся к словарю С. И. Ожегова, то найдем там следующее определение: «Воля – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели». Все жители города Калинова лишены воли? (Нет, Дикой и Кабаниха пользуются данной способностью в полной мере) В руках Кабанихи есть власть, она привыкла всех домашних подчинять своей воли. А кем мечтает стать Катерина? С кем она ассоциирует себя, разговаривая с Варварой? Найдите их диалог, прочитайте слова Катерины.  

- Почему именно образ птицы так притягателен для героини? (Птица свободна, она может улететь туда, куда пожелает)

- Какой была Катерина до замужества? Отличалась ли ее жизнь? Какие раньше девушка видела сны?

- Мы понимаем, что жизнь в доме Марфы Кабановой очень сильно отличается от прежней жизни Катерины. Давайте теперь постараемся вспомнить отличительные особенности образа Марфы Игнатьевны Кабановой.

- Как Марфа Игнатьевна ведет себя со своими близкими?

- Мы понимаем, что воли в доме Кабанихи нет. Но кому позволяется в этом доме многое? (Варваре)

- А как Марфа Игнатьевна ведет себя с Диким? (Как с равным)

- Подтвердите свою мысль, обратившись к тексту произведения, к диалогу Кабанихи и Дикого. (Работа с фрагментом произведения)

- Показан ли Островским огненный нрав Кабанихи в полной мере? Подтверждается ли наше предположение, связанное с толкованием имени героини?

- Обратите внимание на глаголы, которые использует героиня во время беседы с Диким. В каком наклонении они представлены? (Повелительное наклонение). О чем это может говорить нам?

- Итак, мы с вами подробно рассмотрели два ярких женских образа в произведении. Скажите, а почему я взяла для обсуждения именно образы Катерины и Кабанихи? Почему я не стала подробно рассматривать образ Варвары? Обратите внимание на тему нашего урока. Что умеет делать Варвара? (Варвара умеет приспосабливаться. Ее образ можно разместить между образами Катерины и Кабанихи)  

- Ребята, давайте теперь вместе заполним  сопоставительную таблицу, сравним Катерину и Марфу Игнатьевну, опираясь на ваше хорошее знание сюжета произведения.

5. Заполнение сопоставительной таблицы.

Ребята заранее получают таблицу, которую им надо будет заполнить.

Женский образ

Катерина

Марфа Кабанова

Какой видят героиню посторонние люди?

Добрая и открытая, способная сопереживать

«Нищих оделяет, а домашних заела совсем»

Какой видят героиню домашние?

«Чудная» и «мудреная» женщина  

Ханжа и домашний тиран

Отношение к религии

Искренне верит в Бога

Молится для порядка

Манера поведения

Милосердие и справедливость в отношениях со всеми героями

Основа поведения – лицемерие

6. Обращение к литературной критике.

- Заполнение таблицы помогает нам еще раз убедиться в том, что жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Кабанихи не совпадают, хотя обе героини происходят из купеческой среды и живут в одной семье. На прошлом занятии вы уже касались критических статей, которые сразу появились после публикации произведения и его постановки на сцене.

На доске можно заранее написать названия данных статей, их авторов.

- Первым откликом на пьесу стала работа Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», опубликованная в 1859 году. Критик считал, что персонажи в драме условно делятся на две группы: «темное царство»  (самодуры, которые своей властью подавляют все человеческое в окружающих, представители «неподвижного» типа мышления)  и жертвы «темного царства». Однако данную схему мы еще обсудим с вами.

На доске по ходу рассказа учителя появляется схема:

«Темное царство»                                  Жертвы «темного царства»

Кабаниха и Дикой                                            

                                                             Катерина, Тихон, Кулигин  и т.д.              

- В критической статье Аполлона Григорьева «После «Грозы» Островского» (1860 г.) говорится о том, что в «Грозе» освещены фундаментальные начала народной жизни. Катерина и Кабаниха показывают два полюса народной жизни. А критик  Д. И. Писарев  («Мотивы русской драмы», 1864 г.)  соглашался с Добролюбовым там, где речь шла о «темном царстве», однако по-иному оценивал личность Катерины. Он считал, что «темное царство» порождает «карликов и вечных детей». «Первые делают зло активное, вторые – пассивное; первые больше мучают других, чем страдают сами, вторые больше страдают сами, чем мучают других».  Поэтому, по мнению Писарева, героиня  - не «луч света», а «вечный ребенок».  

- Скажите, а Катерину можно в полной мере отнести только к жертвам «темного царства»?  (Ответы учащихся)

- Героиня на протяжении всей драмы мечется. Она является верующим человеком, чтит традиции, но хочет быть вольной птицей и все-таки совершает грех, изменяет своему мужу. Катерина боится божьей кары? Какие у нее вообще взаимоотношения с Богом? (Ответы учащихся)

- Она с детства любила ходить в церковь, молиться. Ей кажется, что дети – это ангелы. Героиня ищет Бога на земле. Именно воплощения этой христианской любви Катерине не хватает в жизни. Она любит Тихона? Способен ли этот мужчина подарить настоящее чувство, сделать ее счастливой? (Ответы учащихся)

- Рядом оказывается только Борис. А почему героиня выбирает именно его? (Ответы учащихся)

- Борис отличается от жителей Калинова своими манерами, воспитанием, речью и даже внешним видом. И сначала Катерине кажется, что она нашла истинную любовь. После какого поступка Бориса мы понимаем, что он не достоин любви Катерины? (Ответы учащихся)

- Борис живет одним мигом, мгновением счастья. Он произносит однажды такую фразу: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» А Катерина смотрит вперед, предчувствует гибель, ощущает всю тяжесть своего греха.

7. Рефлексия

- Катерину нельзя назвать лишь жертвой «темного царства», ее личность сложна и противоречива. Она жалеет в финале, что теперь не убивают за предательство. Это роднит ее с Марфой Игнатьевной Кабановой, которая больше всего ценит заведенные в купеческой среде порядки и обычаи. Однако даже после совершенного самоубийства образ Катерины нам кажется светлым. Обращаясь снова к статье Добролюбова, можно сказать, что героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают за ее живую душу».

Женский образ

Катерина

Марфа Кабанова

Какой видят героиню посторонние люди?

Какой видят героиню домашние?

Отношение к религии

Манера поведения

Женские образы

Катерина

Марфа Кабанова

Какой видят героиню посторонние люди?

Какой видят героиню домашние?

Отношение к религии

Манера поведения

Женские образы

Катерина

Марфа Кабанова

Какой видят героиню посторонние люди?

Какой видят героиню домашние?

Отношение к религии

Манера поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Он сердцем пел...": жизнь и творчество В.С.Высоцкого"

Урок проведён в 11 классе. На уроке использованы элементы проектной деятельности с применением ИКТ (презентации, посвящённой В.С.Высоцкому, аудио- и видеофайлов), дополнительных печатных материалов. И...

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

Конспект урока на тему "Не убий" по дисциплине "Нравственные основы семейной жизни"

В данной работе описано использование системно-деятельностного подхода на примере урока по дисциплине "Нравственные основы семейной жизни" на тему "Не убий".На уроке студенты выясняют причины, последс...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...