Методические рекомендации по литературе для учащихся
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

В помощь ученику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_literature.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Анализ лирического произведения.

  1. Рассмотреть историю создания.
  2. Объяснить название (если оно есть).
  3. Определить тему.
  4. Раскрыть идею.
  5. Проследить развитие мысли, чувства, настроения.
  6. Рассмотреть композицию, определить особенности лирического сюжета.
  7. Раскрыть систему художественных образов и охарактеризовать их.
  8. Проанализировать язык:

а) изобразительно – выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и пр.)

б) приёмы поэтического синтаксиса (инверсия, градация, многосоюзие, бессоюзие и пр.)

в) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы и пр.)

г) приемы поэтической фонетики (ассонанс, аллитерация и пр.)

  1. Рассмотреть особенности ритма, определить размер (ямб, хорей, дактиль,  анапест, амфибрахий), вид строфы, способ рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая), вид рифмы (точная, неточная), вид клаузулы мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая).
  2. Раскрыть жанровое своеобразие (ода, гимн, элегия, послание, баллада и пр.).
  3. Определить способ художественного выражения поэтической мысли, а также течение, направление, к которому был близок автор.
  4. Сделать обобщающий вывод об идейном содержании произведения.

Памятка  

Анализ эпического произведения

План анализа художественного произведения

  1. История создания.
  2. Тематика.
  3. Проблематика.
  4. Идейная направленность и его эмоциональный пафос.
  5. Жанровое своеобразие.
  6. Система художественных образов и их внутренние связи.
  7. Центральные персонажи.
  8. Сюжет и особенности построения конфликта.
  9. Пейзаж, портрет, диалог, и монологи персонажей, интерьер.
  10. Речевой строй произведения (рассуждение, повествование, описание, отступления и т.д.).
  11. Общая архитектоника произведения.
  12.  Место произведения в истории русской и мировой литературе.

                               

Памятка

Схема анализа эпизода

  1. Определить границы эпизода.
  2. Проанализировать его содержание: герои, их поступки, авторские размышления.
  3. Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые                    особенности, особенно композиции.
  4. Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найти сходные темы, мотивы, размышления автора.
  5. Указать, какую роль играет анализируемые эпизоды в идейном пространственного произведения, как он помогает понять авторскую концепцию.    

               

Памятка

Характеристика художественного образа или персонажа

Примерный план.

  1. Место персонажа в системе образов произведения.
  2. Характеристика персонажей как определенного социального типа;

а) социальное и материальное положение;

     б) внешность.

     3. Своеобразие его мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей.

      3.1. Характер деятельности и основные жизненные устремления.

      3.2. Влияния на окружающих.

      4. Область чувств:

      а) отношение к окружающим;

      б) особенности внутренних переживаний.

      5. Авторское отношение к персонажу.

      6. Личные черты, которые выявляются в произведении:

      а) с помощью портрета;

      б) в авторской характеристике;

      в) через характеристику других действующих лиц;

      г) предысторией или биографией;

      д) через цель поступков;

      е) в речи;

      ж) окружающей обстановкой;

      7. Какая общественная проблема привела к созданию подобного образа?    

ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТА

Конспект - более или менее развернутое, последовательное изложение содержания книги, статьи, лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но и связки между «узлами» темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.

Как написать конспект лекции

  1. Запишите план лекции. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.
  2. Не старайтесь записывать каждое слово учителя, т. к. при этом можно пропустить главное, потерять нить суждений.
  3. Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.
  4. Не пишите на черновиках – это пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя повторить. Оставьте свободное место или не законченную фразу, которую допишете потом.
  5. В тот же день, пока в памяти свежо содержание конспекта, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.
  6. Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.

ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТА

Как написать конспект по параграфу учебника

  1. Прочитай внимательно текст параграфа, определи главную его мысль.
  2. Начни работу с текстом параграфа сначала устно:

- подчеркни основные понятия, термины, события, даты;

- перечитывая каждый пункт параграфа, на полях книги или в черновике отметь главную идею (возможно формулирование собственного мнения или выбор цитат, отражающих эту идею);

- составь план конспекта, для того чтобы не осталось пропущенного материала;

- выдели вывод.

     3.  Отработанный устно материал, можешь отразить письменно в тетради.

     4.  Проверь свою работу на наличие ошибок, логически правильно

          выстроенного текста параграфа.

                                                                         Памятка

Написания сочинения по литературному произведению

* Пишите сочинение по литературе только по прочитанному Вами  произведению.

*  Вдумывайтесь в название темы. Определите основную мысль, её   предстоит доказать.

* Уточните дату создания произведения, исторические события, во время которых происходит действие.

* Подобрав дополнительную литературу, прочитайте об авторе и этом произведении, отметьте удачные на Ваш взгляд определения и мысли.

* Выразите личное отношение к проблеме и герою.

* Выберете, какой тип речи (повествование, рассуждение, описание) будет у Вашего сочинения.

* Составьте примерный план.

* Не бойтесь коротко пересказывать содержание текста, но выберите такие эпизоды, которые отвечают на вопросы, обозначенные Вами в данном пункте плана.

* Подбирая цитаты, помните, они не должны быть слишком длинными. Если возможно приведите высказывания критиков или известных людей об этом произведении или герое.

* Напишите черновик, прочитайте его в слух, сделайте нужные поправки.

* Проверьте грамотность. Не ленитесь обращаться к словарям. Избегайте оборотов и слов, в написании и значении которых   сомневаетесь.

* Обратите внимание на оформление сочинения. Деления текста на абзацы должно быть логически оправдано.

* Перепишите. Обязательно перечитайте ещё раз, проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок.

ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ

Эссе - мини- сочинение по представленной теме. Эссе должно восприниматься как единое целое, где четко выражена и понятна идея, не содержится ничего лишнего, лишь самая необходимая информация. Эссе показывает, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, собственные мировоззренческие идеи; содержит убедительную аргументацию по заявленной проблеме или позиции.

Структура  ЭССЕ

1.Начало  (актуализация заявленной темы эссе; составляет 20% всего объема работы).

2. Основная часть (начинается с четко сформулируемого учеником тезиса;  приводится 3 аргументированных доказательства или опровержение тезиса, выражающих личную позицию ученика; используется научный подход с необходимым набором научных терминов и понятий; составляет 60% от всего объема работы).

3.Вывод (заключительное суждение, отражающее личную позицию ученика, его взгляд и отношение на заявленную проблему; составляет 20% всего объема работы).

КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ

     Прежде чем приступить к написанию эссе нужно:

  1. Изучите заданный на дом теоретический материал.
  2. Уясните особенности заявленной темы.
  3. Продумайте, в чем заключается актуальность темы, чем это вызвано.
  4. Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему.
  5. Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут

            вам раскрыть суть тезиса и собственные позиции.

  1. Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.    

Требования к написанию эссе:

  1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея ясна и понятна.
  2. Эссе содержит только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
  3. Эссе должно иметь грамотное композиционное  построение, быть четким по структуре.
  4. Каждый абзац содержит только одну основную мысль.
  5. Эссе показывает, что его автор знает и осмысленно использует весь теоретический материал.
  6. Эссе содержит убедительную аргументацию по заявленной проблеме.
  7. Начинаться эссе должно с эпиграфов (ученик должен наизусть знать автора и те строки, чьи строки приводятся в качестве высказывания).

При написании эссе:        

  1. Напишите эссе в черновом варианте по представленной структуре.
  2. Проанализируйте содержание написанного.
  3. Проверьте стиль и грамотность (исправьте ошибки в собственных понятиях;

            композиционное построение эссе; логичность и последовательность).

  1. Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Памятка

Написания изложения, близкому тексту.

1.Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2.Ответьте на вопросы. Данные в пособии или предложенные учителем.        В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.

3.Сформулируйте тему и основную мысль текста.

4.Определите, к какому типу речи относится текст.

5.Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.

6.определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в предложении или пересказе.

7. Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.

8.Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, за тем после проверки и исправления перепишите его.

ПАМЯТКА ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ АРГУМЕНТАЦИИ

Аргумент- довод

Аргументация- доказательство

Событие- явление, повторяющееся в ходе исторического развития  общества.

Факт- явление никогда неповторяющееся в ходе исторического развития общества, единичное.

       Доказательство состоит из аргумента, рассуждения, вывода.

  1. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.

  1. Определи вывод, который будешь доказывать.

  1. Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

  1. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

  1. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводами.

  1. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ ГРУППАХ

Работа в группах подразумевает групповую кратковременную (1урок) или средневременную работу (от 2 до 4 уроков) по представленной учителем, заявленной самими учащимися или  предусмотренной общеобразовательной программой учебной проблемы.

Структура творческой группы:

Для более успешной работы группа должна состоять из 4-5 человек. Роли распределяются в группе следующим образом: в 5-9 классах учитель определяет сам, в 10-11 классах учащиеся самостоятельно определяют роли.

Роли в творческой группе:

       - руководитель группы, обеспечивающий слаженную, продуктивную работу группы;

       - секретарь, обеспечивающий своевременное фиксирование изучаемого материала;

       - выступающий, выражает в краткой, лаконичной, доступной форме наработанный группой материал;

       - оппонент, поддерживает  или опровергает  выступление как представителей своей группы, так и представителей других групп (возможны 2 человека).

 Время работы группы:

       - кратковременная группа работает 1 урок (40 минут);

       - средневременная группа работает 2-4 урока(80-160 минут).

Оформление работы:

       - работа оформляется на листах А4;

       - работа оформляется на листе ватмана;

       - работа оформляется как коллаж;

       - работа оформляется как брошюра или проспект.

Перед началом работы учитель проговаривает, в каком виде должна быть оформлена работа.

                     * Оценивание работы группы:

        - оцениваются все участники группы одинаковой отметкой;

        - оценивается только выступающий;

        - оцениваются толь те участники, которые активно работали в группе.

Перед началом работы учитель проговаривает систему оценивания, чтобы не возникло недоразумения при оценивании в конце работы группы.                              

Памятка

Написания сжатого изложения.

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. В тексте отбирается основное и существенное. ,исключается второстепенный материал и обобщение . При сжатии любого текста опускаются диалоги, описания природы, описания чувств, настроений. При этом сохраняются ключевые слова и обороты речи, а также наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста. Чтобы сжать текст нужно вычленить главную информацию, важно отобрать те действия. которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали  и подробности. Возможно преобразование стиля текста и его типа, так как художественное повествование при сжатии утрачивает многие черты художественного стиля, прежде всего образность и эмоциональность .При сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив подробности .

 Последовательность операций при сжатии текста.

1.Определить стиль исходного текста;

2.Уточнить тему и основную мысль ;при этом особое внимание обратить на заглавие и на подтекст;

3.Определить тип речи;

4.Проанализировать содержание текста (выявить микротемы., составить план.,

уточнить центральную часть )

5.Выполнить черновой вариант;

6.Проверить собственный текст на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

7.Дважды прочитать собственный текст и отредактировать.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ТЕКСТОВ

         

 Работа начинается с фонетического анализа. Предлагаются следующие задания:                                                                                                          

 Выписать из текстов слова, в которых встречается звук (р ), что достигается повторением этого звука? Сделайте вывод о роли звуковых средств, использованных авторами для создания художественных образов.

Выпишите слова, передающие цвет и запах того, что изображается. Сделайте вывод об отборе лексических средств, которые используют авторы для передачи восприятия природного явления.

Выпишите из текстов глаголы. Определите их вид. Сделайте вывод о типе речи текста. Затем можно рассмотреть роль причастий и деепричастий в текстах. Какие типы предложений встречаются в текстах, какова роль односоставных предложений?

Чтобы приблизиться к пониманию этого замысла, надо выполнить следующие действия:

1. Переписать тексты стихотворений.

2. Определить лексическое значение непонятных или ключевых слов, их стилистическую окраску.

3. Найти слова и словосочетания, употребляемые в переносном значении, объяснить их.

4. Объяснить, почему автор выбрал те или иные синонимы, антонимы и т.д.

5. Обратить внимание на композицию стихотворений.

6. Определить типы предложений, сказуемых, чем они выражены.

7. Какими синтаксическими конструкциями осложнены предложения?

8. В чем заключается звуковое своеобразие стихотворных строк?

9. Определить общую тему и основную мысль предложенных текстов.

Для успешного выполнения подобного задания ученикам можно предложить следующие речевые модели :

                          Памятка противопоставления:

- наоборот, напротив…

- однако, а, но…

- если – то….

- но бывает и по-другому…

- иное, чем…

- и в то же время…

- в отличие от...

- как не похоже на…

- как по-разному звучат…

- между тем…

                           Памятка сопоставления:  

- как и у …., в стихотворении (тексте……) тоже есть…

- с одной стороны,…..с другой….

- подобно

- …..тоже играет важную роль, но – другую

- и в том и в другом тексте…

- в синтаксическом строе двух текстов мы можем увидеть и сходство и различие…

- вместе с тем…

- не только ( в поэтическом тексте), но и ( в прозаическом).

Предлагаемые задания:

  1. Определите тему. Какова роль первого предложения: оно указывает на тему или идею текста?
  2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид связи (параллельная или цепная) предложений в тексте

                  Выделите синонимы, антонимы. Какова их роль в тексте?

  1. Определите значения многозначных слов, подберите к ним синонимы.
  2. Определите роль повторяющихся слов.
  3. Найдите речевые модели сопоставления и противопоставления.
  4. Объясните роль средств выразительности.
  5. Прочитайте текст еще раз. Подумайте, как связаны первое и последнее предложения текста. Озаглавьте текст.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».

Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...

Методические рекомендации для учителей и учащихся Как готовиться к ЕГЭ и ГИА

Источники информации при подготовкек ЕГЭ. Рекомендации Учителю при подготовке к итоговой аттестации. Самостоятельная активная подготовка включает: составление опорных конспектов, работа с терминами и ...

Методические рекомендации по оцениванию знаний учащихся в классах коррекционно - развивающего обучения

Даны методические рекомендации по оцениванию знаний учащихся в классах коррекционно - разввающего обучения...

Методические рекомендации "Учебно-исследовательские работы учащихся на уроках русского языка и литературы"

В  рекомендациях даны основные формы и методы  организации проектного обучения.         В качестве приложения представлен дидактический инструментарий...

Методические рекомендации «Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»

В представленных методических рекомендациях рассмотрена актуальная проблема развития коммуникативных компетенций учащихся с точки зрения современного подхода к преподаванию русского языка и литературы...