Преподавание древнерусской литературы в школе
статья по литературе

Клюева Наталья Витальевна

В данном выступлении речь идёт о необходимости и особенностях изучения древнерусской литературы в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподавание древнерусской литературы в школе.

Литература Древней Руси необходима сегодняшней школе

Выступление на Лихачевских чтениях                                                                                      

                                                                                       Клюева Наталья Витальевна,

                                                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                                           МОУ Б-Барандатской средней

                                                                                       школы Тисульского района

                                                   

     Есть достаточно много причин для того, чтобы поговорить сегодня о преподавании древнерусской литературы в школе, и есть достаточно оснований для того, чтобы её преподавание считать необходимостью.

      В то же время литературе Древней Руси в школьной программе уделено весьма скромное место. Раздел древнерусской литературы в школьных учебниках занимает всего десять – двенадцать страниц. Изучается одно лишь «Слово о полку Игореве». Несколько строк уделено «Повести временных лет», «Повести о разорении Рязани Батыем», «Задонщине», «Поучению» Владимира Мономаха. Семь – восемь произведений, да и то вскользь, на семь веков истории литературы. В своё время этот список несколько увеличил и разнообразил Д.С.Лихачёв, добавив к перечисленным произведениям «Сказание о Мамаевом побоище», «Житие» протопопа Аввакума и др. Но об этих памятниках, исключая «Слово о полку Игореве», приводятся минимально краткие справки.

       Академик Д.С.Лихачёв писал по этому поводу: «Меня удивляет, как мало времени уделяется в школе на изучение древнерусской культуры».  «Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодёжи распространено мнение, что всё русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно. Планомерное преподавание литературы и призвано разрушить это неверное представление».

     Сегодня я хочу обратить внимание на то, что, по моему мнению, является   основанием для серьёзного изучения   древнерусской литературы. Прежде всего в школе используется богатейший потенциал произведений древнерусской литературы, позволяющий воспитывать нравственные качества юного человека, формировать национальную гордость, национальное достоинство и толерантное отношение к другим народам, к другим культурам.  Но древнерусская литература — это и замечательный материал для обучения наших школьников теории литературы, основам анализа текста.  

      Я попробую остановиться на нескольких вопросах, которые могут оказаться весьма актуальными в практической работе учителя – на уроках или в беседах на общекультурные темы со своими учениками.

      Сначала мы должны задать вопрос: как и когда возникла литература в Древней Руси.

      И, отвечая на этот вопрос, мы придём к выводу о том, что древнерусская литература изначально была нравственной, гуманной, высокодуховной, так как   возникла она как следствие принятия христианства.  

      Письменность была известна на Руси и до принятия христианства, но использовалась исключительно в деловых целях (договоры, грамоты, завещания), возможно и в личной переписке. Записывать тексты, известные каждому и неоднократно звучащие в быту, на дорогом пергамене казалось совершенно неуместным. Записи фольклора начинаются лишь в XVII веке.

      Но вот после принятия христианства для функционирования церкви потребовались книги с текстами Священного писания, молитвами, гимнами в честь святых или торжественными словами, произносимыми в дни церковных праздников и т.д.

       Книги для домашнего чтения также содержали тексты Священного писания, богословские сочинения, нравственные проповеди, изложение всемирной истории и истории церкви, жития святых. Литература первых десятилетий своего существования была переводной. Нас это не должно удивлять: христианство пришло на Русь со своей литературой. Но уже через несколько десятилетий после христианизации Русь обладала не просто «суммой книг», рассредоточенных по церквям, монастырям, княжеским и боярским хоромам; родилась литература, представляющая собой систему жанров, каждый из которых был воплощён во многих десятках произведений, разошедшихся по Руси в десятках и сотнях списков. Светские памятники – переводные и оригинальные – появятся позднее. Первоначально литература служила исключительно целям религиозного воспитания и просвещения. Переводная литература принесла на Русь высокую (для своего времени) культуру Византии, в свою очередь впитавшую в себя богатейшие традиции и достижения античной науки, философии, риторского искусства. Итак, отвечая на вопрос о возникновении литературы на Руси, мы придём к выводу о неразрывной связи русской литературы с европейской, об истоках нравственности (литература рождалась как инструмент воспитания, а не развлечения) и высоком качестве литературных памятников Древней Руси (литература воспитывающая, духовная не могла быть низкопробной).

     Огромную роль в книжной культуре Древней Руси играли библейские тексты. Но в середине XI века появляются оригинальные произведения древнерусских авторов – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, а позднее первые русские жития (Антония Печерского, Феодосия Печерского, Бориса и Глеба), поучения на нравственные темы. Однако наиболее интересным и значительным произведением первых веков русской литературы, безусловно, является русская летопись.

      Летопись – то есть изложение событий по годам – специфически русская форма исторического повествования. Именно благодаря летописи мы знаем свою историю порой в мельчайших подробностях. При этом летопись не была сухим перечнем событий – она была одновременно и высокохудожественным литературным произведением. Именно о летописи говорил Д.С.Лихачёв, развивая свою мысль о значении преподавания в школе древнерусской литературы: «Древнерусская литература в отличие от литературы XIX века обладает как бы детским сознанием… И эта её способность как бы сродни юному школьному сознанию».

       Отточенные в процессе многократного устного воспроизведения народные предания о первых русских князьях – Олеге, Игоре, Святославе, княгине Ольге, включённые летописцем в свой текст, удивительно образны и поэтичны. Недаром А.С. Пушкин использовал сюжет одного из таких рассказов в своей «Песни о вещем Олеге». А если мы обратимся ещё и к другим летописным историям, какую благодатную пищу для воспитания любви к своей стране и её прошлому, для воспитания патриотизма и нравственности найдём мы здесь! Перед нами пройдут воины и политики, герои битв и герои духа, перед нами развернутся драматические страницы отечественной истории… Но главное – о событиях и людях летописец говорит ярким языком образов, нередко прибегая к стилистике и образной системе устных эпических сказаний. Поэтому познакомить ученика с летописью с равными основаниями должны и словесник и историк. Д.С. Лихачёв подходил к летописи не только как историк, но и как литературовед. Он изучал рост и изменение самих способов летописания, их обусловленность своеобразием русского исторического процесса. («История русской литературы» - 1945г., «Русские летописи и их культурно-историческое значение» - 1947г.) По-новому представил он связь летописи XI – XII веков с народной поэзией и живым русским языком; в составе летописей он вскрывает особый жанр «повестей о феодальных преступлениях»; показывает взаимосвязь отдельных сфер русской культуры XV – XVI вв. с исторической обстановкой того времени и с борьбой за построение централизованного Русского государства.  Цикл работ Д.С.Лихачёва, посвящённых русскому летописанию, представляет ценность прежде всего тем, что они дали верное направление исследованиям художественных элементов летописания на разных этапах его развития; они окончательно утвердили за летописями почётное место среди литературных памятников исторического жанра. Кроме того, тщательное изучение особенностей   летописного повествования позволило Дмитрию Сергеевичу разработать вопрос о пограничных с литературой формах творчества - о воинских речах, о деловых формах письменности, о символике этикета, который возникает в быту, но существенно влияет на литературу.

     Не менее интересен и другой жанр древнерусской литературы, на первый взгляд весьма далёкий от мира интересов современного   школьника, – жития святых. Предваряя публикацию ряда русских житий в еженедельнике «Семья» в 1988 – 1989гг., Д.С.Лихачёв пишет: «Ни один урок житийной литературы не может быть воспринят  нами прямо, но если учесть, что нравственность в конечном счёте едина на все века и для всех людей, то читая об устаревшем в деталях,  мы можем найти для себя многое в общем». И далее учёный перечисляет те нравственные качества, которые прославляли жития и которые так нужны нам сегодня: честность, добросовестность в труде, любовь к родине, равнодушие к материальным благам и забота об общественном хозяйстве. Однако вводить памятники древнерусской литературы в круг чтения современного читателя лучше всего в школе, т.к. необходимо сопровождать их научным комментарием: пояснять художественные образы и символы, растолковывать архаичные понятия и незнакомые термины и уж конечно давать необходимые исторические справки.

     Исторический комментарий особенно необходим при текстах, в которых изображены сложные межнациональные конфликты. Приходится иногда специально отмечать, что татары – жители соседних сёл, да и нашего села, жители Татарстана (казанские татары) – ничего общего не имеют с монголо-татарами, напавшими на Русь в XIII веке, что это потомки волжских булгар, также завоёванных монголо-татарами.

      Д.С.Лихачёв обращался и к изучению древнерусской «смеховой культуры». В книге «Смеховой мир» Древней Руси» (1976г.) он впервые поставил и разработал проблему специфики смеховой культуры Древней Руси, рассмотрел роль смеха в общественной жизни того времени, особенности сатирических литературных произведений и их влияние на поведение людей.

      Итак, изучая произведения древнерусской литературы, ученики знакомятся с исконно русскими жанрами литературы и имеют возможность проследить их дальнейшее развитие или влияние на литературу последующих эпох. Наши ученики должны уяснить на уроках по древнерусской литературе, что этот пласт нашей отечественной словесности и самоценен, имеет свои законы развития, и в то же время является основой для   всей русской литературы XIX – XX веков. Нам необходимо обращать внимание на связь  произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, многих авторов  XX века с древнерусской литературой.  Эту связь мы наблюдаем в поэме А.Блока «Двенадцать», в произведениях С.Есенина, М.Цветаевой, М.Булгакова, в некоторых стихах В.Маяковского, поэтому для эффективной работы по литературе просто необходимо, чтобы у учащихся к 9 классу было довольно глубокое представление о литературе Древней Руси.  Многие традиционные национальные образы, символы, приёмы и средства выразительности берут своё начало в древней литературе и фольклоре, претерпевают изменения, развиваются, получают новое значение.  Понимание смысла и поэтики великих произведений будет несомненно глубже, если учащиеся будут прослеживать неразрывную связь и преемственность в формировании творческих стилей, направлений, систем. Д.С.Лихачёв много занимался проблемой жанровой системы древнерусской литературы.  Он исследовал во всей сложности разнообразие жанров, иерархию жанров, тесную взаимообусловленность жанров и стилистических приёмов в древней русской литературе. Дмитрий Сергеевич пишет о том, что изучать надо не только отдельные жанры, но и те принципы, на основе которых происходит жанровое деление, взаимоотношения литературных жанров с фольклорными, связи литературы с другими видами искусств.

      Изучая древнерусскую литературу, необходимо говорить о своеобразном «художественном методе» и его последующем развитии.  В художественном методе древнерусских писателей Д.С.Лихачёв прежде всего отмечал способы изображения человека – его характера и внутреннего мира.  Этот признак учёный особо выделял и говорил о дальнейшем его развитии в литературе XVIII века. В своих работах «Проблема характера в исторических произведениях начала XVII в.» (1951 г.) и «Человек в литературе Древней Руси» (1958г.) он отразил историческое развитие таких основных понятий, как характер, тип, литературный вымысел. Он наглядно показал, какой трудный путь прошла русская литература, прежде чем обратилась к изображению внутреннего мира человека, его характера, т.е. к художественному обобщению, ведущему от идеализации к типизации.  Не будучи знакомы  с развитием  отечественной словесности, наши ученики не могут в полной мере охватить тот путь, что прошла  великая русская литература, оценить те достижения и открытия, что сделаны русскими писателями, часто остаются равнодушными к тем отрывочным сведениям,  которые даёт им школьная программа, в представлении  учащихся  русская литература появляется ниоткуда: там, на западе, был Данте, был Шекспир, а у нас до XVIII века – пустота, и только где-то там, во тьме веков чуть светится «Слово о полку Игореве».

    Литература Древней Руси необходима в школе, чтобы мы наконец осознали свою полноценность.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход к преподаванию литературы в школе

Процесс интеграции в преподавании дисциплин гуманитарного цикла выдвигает требования гармонизировать профессиональную сторону деятельности учителя и его личностные особенности. Создание подлинно...

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Древнерусская литература. О древнерусском летописании. «Повесть временных лет»

Данная презентация поможет в подготовке к уроку в  7  классе по теме ,, Древнерусская литература. О древнерусском летописании. Повесть ,, Временных лет,,...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...