Сценарий литературного вечера, посвященный ___ – летию со дня рождения С. А. Есенина: «Я очень люблю мою Россию».
методическая разработка по литературе

Халбанова Эльвира Михайловна

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.

Задачи:

  • Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;
  • Развивать навыки выразительного чтения;
  • Расширять кругозор младших школьников;
  • Развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
  • Формировать глубокое уважение к родной природе и Родине;
  • Совершенствовать культуру школьников;
  • Воспитывать у учащихся эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnogo_vechera.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного вечера, посвященный ___ – летию со дня рождения С. А. Есенина: «Я очень люблю мою Россию».

Открытие, вальс (7 класс)

Ведущий 2:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою!»

Ведущий  1. Добрый день, уважаемые гости. Сегодня мы с вами собрались в этом замечательном зале для того, чтобы поговорить о творчестве известного русского поэта С.А.Есенина.

Ведущий 2

Сергей Есенин!  Это имя –

В лесах родной моей России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин!

Ведущий 1.

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Ведущий 1. Родился Сергей Есенин в рязанском селе Константинове, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери.

Ведущий 2. Я рос, - рассказывал Сергей Есенин – в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня баловала, была набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Еще большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них».

Ведущий 1.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали..

Ведущий 2.

Есенинская поэзия очень мелодична, поэтому рассказ о ней начнется с песни «Не жалею, не зову, не плачу…» исполняет ансамбль «Мое тепло».

Ведущий 2. Отец Александр Никитич на самом деле не крестьянствовал, а большей частью жил в Москве. Работая у замоскворецкого купца, дослужился до приказчика.

Ведущий 1. Мать Татьяна Федоровна Титова в юности считалась лучшей песенницей на селе. Ей поэт посвятил замечательные стихи: «Письмо матери», «Разбуди меня завтра рано».

“Письмо матери” читает учитель начальных классов Бухатиева Вера Сергеевна

Ведущий 1. Стихи Есенин начал писать рано. Первое его стихотворение:

Ведущий 2.

Вот уж вечор. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Ведущий 1. А первое стихотворение, которое прочитала страна, было напечатано в 1914 г. В детском журнале «Мирок» - «Береза». На сцену приглашается учитель начальных классов ____________со стихотворением «Береза».

Ведущий 2. Стихи Есенина переведены на многие языки мира и изданы за рубежом.

Ведущий 1. Переводчица Лола Кинел вспоминала слова поэта: « Сколько миллионов людей  узнают обо мне, если мои стихи появятся на английском».

Ведущий 2. Стихотворение «Береза» на английском языке читает учитель английского языка ___________________.

Ведущий 1. Как выяснилось позже, стихи Есенина были переведены на 150 языков мира. Но известность уже готова прийти к поэту.

Ведущий 2. Под Рождество 1915 г. Сергей идет в Царское Село с номером “Биржевых новостей” для Гумилева и Ахматовой, где рядом с произведениями Андреева, Мережковского, Бальмонта, Бунина напечатано и его стихотворение «Ветер», читает заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________.

Ведущий 1. Тема родины стала основной в творчестве поэта, который признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине”.

Ведущий 2. Есенин не смыслил себя и своей жизни без России,

Но и тогда, когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет мощь и грусть,-

я буду воспевать

всем существом в поэте шестую часть земли

с названьем кратким Русь!

Ведущий 1. ___________. Ученица 7 класса. Выступит со стихотворением «Гой ты, Русь моя родная»

Ведущий 1. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.

Стихотворение «Ночь» читает ______________, ученик 9 класса.

Ведущий 1. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей родины и тогда, когда

Ведущий 2.

 Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось…

Ведущий 1. И тогда, когда она превращается в:

Ведущий 2.

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз…

Ведущий 1.  С родиной у Есенина связана и лучшая метафора – «страна березового ситца». Стихотворение «Спит ковыль» читают ________, ученица 6 класса и учитель бурятского языка _______________.

Ведущий 2. Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке…», «Словно белою косынкой подвязалася сосна»

Ведущий 1. Романс «Отговорила роща золотая березовым веселым языком…» исполняет ______________________

Ведущий 2. Есенин знал многих, со многими расставался. На родине Сергея Есенина, селе Константиново, есть дом с мезанином. Когда-то в нем жила помещица Лидия Кашина, с которой, по мнению исследователей, великий лирик писал свою Анну Снегину – героиню одноименной поэмы.

Ведущий 1. Отрывок из поэмы инсцинируют ученики 6 класса ____________________

Ведущий 2. Сам Есенин говорил, что любил по-настоящему только двух женщин: Зинаиду Райх, мать своих двоих детей, и Айседору Дункан.

Ведущий 1. Есенин и Дункан познакомились в ноябре 1921года. Ему – 26, ей – за 40. Несмотря на возраст, Айседора сохранила обаяние и привлекательность. Поэт и танцовщица стали мужем и женой.

Ведущий 2. В есенинских стихах, навеянных страстью к Айседоре Дункан, много отчаяния и грусти.

Ведущий 1.

« Пой же, пой. На проклятой гитаре» читает учитель химии и биологии ______________________

Ведущий 2. В 1922-1923 годах, находясь с Айседорой Дункан в Европе и Америке, Есенин написал немного стихотворений, но в каждом из них – тоска, одиночество, желание быть понятым людьми, оправдаться перед ними, стремление оказаться ближе к родным местам.

Ведущий 1. Романс на стихи Есенина «Обманывать себя не стану» поют юноши из 8 и 9 классов.

Ведущий 1. . В 1924-25 годах на Кавказе Есенин создал изумительный цикл

лирических стихотворений « Шаганэ ты моя, Шаганэ!», который прочитает директор школы _____________

Ведущий 2. В продолжение темы любви выступит ансамбль «Мое тепло» с песней «Околдована, очарована»

Ведущий 2. Возвращение на Родину не спасло от внутреннего отчаяния и одиночества: Русь стала для Сергея Есенина “бесприютной”, Москва – “кабацкой”, а сам поэт казался себе опавшим кленом.

Ведущий 1. Клен ты мой опавший, клен заледенелый, расскажут девочки 9 класса.

Ведущий 2. Стихотворение из сборника «Москва кабацкая» «Мне одна осталась забава» читает ученик 6 класса ___________.

Ведущий 1. Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 г., и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем:

Ведущий 2.

Учусь постигнуть в каждом миге

коммуной вздыбленную Русь.

Пускай о многом неумело

Шептал бумаге карандаш,

Душа спросонок хрипло пела,

Не понимая праздник наш.

Ведущий 1. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но, не принимая разрушения и разорения русской земли, поэт всю жизнь мучился этим противоречием.

Ведущий  1. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в 1925 г. Главное здесь – воспоминания поэта о своей жизни.

Ведущий 2.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

Ведущий 1.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Ведущий 2. Этот «зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который окончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем немного.

Ведущий 1. На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Одинок и неприкаян был поэт в последние месяцы перед гибелью.

Ведущий 1. И в этот период рождается стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» представит ___________, ученик 6 класса.

Ведущий 2. Ослабленный болезнью, издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии: в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря Есенин ушел из жизни.

Ведущий 1. Отрывок из рассказа Виктора  Астафьева «Есенина поют»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»

Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой ч...

Сценарий литературного вечера, посвященного 120-летию С. Есенина

Литературная гостиная. Вечер, посвященный 120-летию С. Есенина...

« В стране ненависти и любви Владимира Высоцкого»: план-сценарий литературного вечера, посвященного дню рождения поэта

Цели: познакомить с жизнью и творчеством поэта-барда В. Высоцкого; сформировать представление  у учащихся  о трудном становлении творческой личности в 70-80 годы  20 века; приобщить...

Сценарий литературного вечера, посвященного 130-летию Н.С. Гумилева "Рыцарь Мечты"

Материал отражает основные этапы жизни и творчества поэта. Звучат стихи и романсы на слова Н.С. Гумилева...

Сценарий литературного вечера, посвященный 105-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!»

Сценарий литературного вечера, посвященный 105-летию со дня рождения С.В. Михалкова«Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!»...

Сценарий литературного вечера посвященного 200-летию А.С. Пушкина

Сценарий литературного вечера посвященного 200-летию А.С. Пушкина...