Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Рабочая программа по литературе 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_6_klass.docx60.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по литературе 6 класс

Пояснительная записка

 

          Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы     по литературе для 5-9 классов (базовый уровень): В.Ф.Чертов, М.: «Просвещение»,  

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программы выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

      Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленного в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования второго поколения. В программе учитывается преемственная связь программы с начальным образованием. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном.

 

 

 

              Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для  общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного общего образования в объёме:  , в 6 классе — 102 ч,    

 

 Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

           Метапредметными результатами изучения курса «Литературы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

            Предметными результатами изучения курса «Литературы» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.

 

 

                         

 Содержание учебного предмета «Литература. 6 класс».

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ

      Виды деятельности:
      
а) чтение
      • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
      • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений или фрагментов эпических произведений.
      • Внеклассное чтение произведений одного автора.
      
б) анализ
      • Разграничение главных и второстепенных (эпизодических) персонажей.
      • Общая характеристика системы персонажей в произведении и отношений между ними.
      • Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа, в том числе портрета, поступков, речевой характеристики, «говорящей» фамилии, художественной детали.
      • Сопоставительная характеристика персонажей и средств создания их образов.
      • Выявление нравственного содержания в образе персонажа.
      • Соотнесение образа персонажа и прототипа, образа автора и биографического автора, лирического героя и поэта.
      • Анализ портрета персонажа и объяснение его художественной функции.
      • Определение черт национального характера в образе персонажа.
      • Выявление признаков отдельных жанров (баллады, повести) в литературном произведении.
      • Наблюдения над особенностями ритма в стихотворном произведении, различение тонической и силлабо-тонической системы стихосложения.
      • Определение типа строфы (двустишие, катрен, октава).
      
в) развитие устной и письменной речи
      • Написание изложения с элементами сочинения-характеристики литературного персонажа.
      • Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
      • Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.
      • Сочинение-описание портрета литературного героя с использованием цитат.
      • Диалог о литературном герое, нравственном содержании образа персонажа с выражением собственного отношения к нему.
      • Сочинение о литературном герое (на материале изученного или самостоятельно прочитанного прозаического произведения).
      
Термины:
      • Персонаж. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи.
      • Система персонажей.
      • Герой и антигерой.
      • Тип.
      • Характер.
      • Лирический герой. Лирический адресат.
      • Прототип.
      • Портрет.
      • Речевая характеристика.
      • «Говорящая» фамилия.
      • Художественная деталь.
      • Образ предмета.
      • «Вечные» образы.
      • Автор.
      • Сюжет. Композиция. Лирический сюжет.
      • Идейное содержание литературного произведения.
      • Фольклорные жанры (сказка, легенда, песня, былина).
      • Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, притча, баллада, сказание, житие, сказ).
      • Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, антитеза).
      • Нонсенс. Абсурд. Алогизм.
      • Строфа (двустишие, катрен, октава).
      • Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Белый стих. Вольный стих.


         . 

«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ» 
(вводный урок)


      Литература как художественная картина жизни человека. Связь литературы с историей, философией, психологией. Художественная литература как «человековедение». Образ человека в литературном произведении. Начальные представления о литературном герое и антигерое, характере и типе, персонаже и отдельных средствах создания образа персонажа. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении.

МИФОЛОГИЯ

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (мифы о подвигах Геракла), «Прометей», «Поединок Ахилла с Гектором».
      Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах народных представлений о героических характерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой мифологии.
      
Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Герой. Героический характер.
      
Развитие речи. Устный рассказ об одном из героев мифов. Объяснение отдельных крылатых слов и выражений, восходящих к греческой мифологии, с помощью словарей и справочной литературы. Составление словаря героев античной мифологии.
      
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
      
Внеклассное чтение. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГОМЕР

      Слово о поэте.
      
«Илиада» (эпизод «Смерть Гектора»).
      
«Одиссея» (эпизод «Одиссей у Циклопа»).
      Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны. Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения. Средства создания образа. Обобщенное значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».
      
Теория литературы. Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе.
      
Развитие речи. Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера.
      
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
      
Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада» (эпизод «Троянский конь»), «Одиссея» (эпизод «Возвращение Одиссея на Итаку»).

«ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА»
(обзор)


      «Калевала» (фрагменты).
      
«Песнь о Роланде» (фрагменты).
      
«Песнь о нибелунгах» (фрагменты).
      Изображение народной жизни, традиций. Обобщенное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя.
      
Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.
      
Связь с другими видами искусства. Героический эпос народов мира в изобразительном искусстве и музыке.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об одном из героев народного эпоса.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР


      Песни
«Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...».
      Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование и распространение. Повествовательное и лирическое начало в народной песне.
      
Теория литературы. Народная песня.
      
Развитие речи. Коллективное составление сборника колыбельных песен.
      Былина
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
      Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств человека. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
      
Теория литературы. Былина. Гипербола.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов былины.
      
Связь с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская симфония» А. П. Бородина.
      
Внеклассное чтение. Былина «Садко». А. К. Толстой. «Илья Муромец».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

      «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
      Герои произведений древнерусской литературы. Идеал человека и человеческих отношений в «Повести...». Фольклорные традиции в создании образов персонажей. Образ справедливого правителя и идеальный образ русской женщины, верной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной, бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования. Понимание любви к Богу и к человеку в Средневековье. Изображение борьбы за власть, отражение исторических реалий в повести.
      
Теория литературы. Житие. Легенда. Предание. Сказание. Идеальный образ.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести. Письменный рассказ об одном из героев.
      
Связь с другими видами искусства. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Образы Муромских чудотворцев в иконописи. Архитектурный ансамбль деревянных церквей Петра и Февронии и Михаила в Муромском кремле XVII века. Легенда о Китеже в изобразительном искусстве (Н. К. Рерих, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. С. Глазунов и др.).
      
Внеклассное чтение. «Повесть о житии Александра Невского». «Повесть о Тверском Отроче монастыре».

«ЖАНР БАЛЛАДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» 
(обзор)


      
И.-В. Гёте
      «Лесной царь».
      
Ф. Шиллер
      «Перчатка».
      
В. Скотт
      «Клятва Мойны».
      
Р. Л. Стивенсон
      «Вересковый мед».
      Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Народная и литературная баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой баллады.
      
Теория литературы. Баллада. Сюжет.
      
Развитие речи. Выразительное чтение баллады.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

В. А. ЖУКОВСКИЙ

      Слово о поэте.
      Баллада
«Светлана».
      Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, темного и лирического, светлого. Образ Светланы и средства его создания («говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Средства выражения авторской позиции.
      
Теория литературы. Баллада. Авторская позиция.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента баллады наизусть. Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как национальный тип русской девушки.
      
Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Людмила».

«ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СПОСОБ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ»
      (практикум)


      Обобщение сведений об основных умениях, обеспечивающих выразительность чтения (владение голосом, дикция, тембр, темп и др.) и способы их развития. Интонационный рисунок произнесения фразы. Роль паузы в выразительном чтении. Осмысление идейного содержания и особенностей художественной формы произведения в процессе подготовки его выразительного чтения. Советы тем, кто готовится выразительно читать басню, народную песню, былину, балладу.

А. С. ПУШКИН


      Слово о поэте.
      Стихотворение
«Песнь о вещем Олеге».
      Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. Признаки баллады в произведении. Нравственно-философская проблематика стихотворения. Тема неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства его создания. Образ кудесника, «любимца богов». Символические образы в стихотворении.
      
Теория литературы. Баллада. Символический образ.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление стихотворения с фрагментом «Повести временных лет».
      
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Ворон к ворону летит...»
      Роман
«Дубровский».
      История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их создания. Нравственная проблематика романа. Осуждение беззакония и несправедливости. Образы крестьян. Тема бунта в романе. Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского. Защита чести и достоинства. Романтическая история любви Дубровского и Маши. Традиции авантюрно-приключенческого романа в произведении. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
      
Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция. Главные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая характеристика. Тип.
      
Развитие речи. Восстановление хронологической последовательности в развитии событий. Краткое изложение эпизода с ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов персонажей.
      Повесть
«Выстрел».
      Своеобразие характера Сильвио. Сочетание в герое благородства и эгоизма. Особенности композиции повести. Роль повторяющихся эпизодов. Смена рассказчиков как художественный прием. Смысл финала произведения. Авторское отношение к главному герою. Смысл названия.
      
Теория литературы. Цикл. Повесть. Повествователь.
      
Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики образа Сильвио.
      
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель».

«ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» 
(практикум)


      Особенности словесного портрета. Портрет как одно из средств характеристики образа персонажа. Портретные детали. Примерный план анализа портрета персонажа. Сопоставление портретных описаний двух персонажей. Сопоставление словесного портрета героя литературного произведения и его живописной (или графической) интерпретации.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения
«Парус», «Листок».
      Картины природы как средство выражения эмоционального состояния лирического героя и его мировосприятия, жизненной позиции. Своеобразие лирического героя Лермонтова. Поиски смысла жизни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символическое значение образов природы. Особенности ритмики и строфики.
      
Теория литературы. Лирический герой. Лирический сюжет. Символические образы. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Строфа.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Подбор или подготовка иллюстраций к стихотворениям.
      
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Беглец».

А. В. КОЛЬЦОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения
«Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...».
      Поэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты народной песни в стихотворениях. Образ лирического героя.
      
Теория литературы. Лирический герой. Фольклорные образы в литературном произведении. Белый стих.
      
Развитие речи. Рассказ о биографии поэта с использованием художественных образов из его стихотворений.
      
Внеклассное чтение. А. В. Кольцов. «Лес» («О чем шумит сосновый лес?..»).

И. С. ТУРГЕНЕВ

      Слово о писателе.
      Рассказ
«Бежин луг».
      Картины народной жизни и авторские раздумья о судьбах крестьянских детей. Черты русского национального характера в юных героях рассказа. Портрет, описания поступков героев, речевая характеристика и пейзаж как средства создания образов мальчиков, изображения их внутреннего мира и способы выражения авторского отношения. Особенности детского восприятия окружающего мира. Символическое значение пейзажа.
      
Теория литературы. Портрет. Пейзаж. Речевая характеристика.
      
Развитие речи. Письменная характеристика персонажа с использованием цитат (описаний портрета, поступков героя, его речи и пейзажа).
      
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Певцы».

Ф. И. ТЮТЧЕВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения
«Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...».
      Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Символическое значение нарисованных в стихотворениях картин.
      
Теория литературы. Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А. А. ФЕТ

      Слово о поэте.
      Стихотворение
«Учись у них — у дуба, у березы...».
      Нравственная проблематика стихотворения. Параллелизм картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры в преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение авторской позиции.
      
Теория литературы. Лирический герой. Лирический адресат. Рифма.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Характеристика способа рифмовки в стихотворении.
      
Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»

А. К. ТОЛСТОЙ

      Слово о поэте.
      Баллада
«Василий Шибанов».
      Историческая основа баллады. Образ главного героя. Национальные черты в характере Василия Шибанова. Патриотическая тема. Противопоставление Шибанова и князя Курбского. Образ Иоанна Грозного. Нравственная проблематика. Тема преданности и тема предательства. Авторская позиция и способы ее выражения. Своеобразие поэтического языка баллады.
      
Теория литературы. Баллада. Характер.
      
Развитие речи. Рассказ о биографии поэта и о его оценке событий русской истории с использованием фрагментов баллады.
      
Внеклассное чтение. А. К. Толстой. «Курган», «Князь Михайло Репнин».

Н. А. НЕКРАСОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворение
«Железная дорога».
      Картины народной жизни в стихотворении. Образ русской природы. Собирательный образ народа-труженика и народа-страдальца. Своеобразное выражение веры поэта в русский народ. Особенности лирического повествования в стихотворении. Образы Вани и «доброго папаши», их художественная функция в произведении. Смысл названия.
      
Теория литературы. Собирательный образ. Лирический герой. Лирический адресат. Контраст.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Характеристика собирательного образа русского народа с использованием цитат.
      
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Школьник».

Н. С. ЛЕСКОВ

      Слово о писателе.
      Рассказ
«Левша».
      Изображение особенностей русского национального характера. Образы талантливых русских умельцев. Образ левши и средства его создания. Фольклорные традиции в рассказе. Смысл названия. Проблема народа и власти. Комическое и трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира произведения. Образ повествователя. Особенности сказовой манеры повествования у Лескова. Словотворчество.
      
Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ предмета.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказа. Устные ответы на вопросы о художественной функции отдельных образов предметов в произведении. Составление плана характеристики литературного героя.
      
Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах».

«СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ»
(практикум)


      Биография как литературный жанр. Художественные, научные, популярные биографии, биографические очерки. Особенности содержания, композиции и речевого оформления сообщения о биографии писателя. Подготовка сообщения о биографии писателя на основе справочной литературы.

Л. Н. ТОЛСТОЙ

      Слово о писателе.
      Повесть
«Детство» (избранные главы).
      Образ Николеньки. Жизнь в восприятии ребенка. Изображение внутреннего мира юного героя, сложности его переживаний. Нравственные проблемы в повести. Тема семьи. Образы родителей. Картины русской жизни. Образы крестьян, слуг. Роль внутренних монологов Николеньки в раскрытии характера героя. Особенности повествования от первого лица (герой-повествователь). Роль художественной детали в создании образов персонажей.
      
Теория литературы. Автобиографическое произведение. Повествование от первого лица. Художественная деталь. Внутренний монолог.
      
Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики одного из персонажей повести. Устный психологический портрет главного героя повести с использованием цитат.
      
Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Отрочество».

«СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» 
(практикум)


      Развитие представлений о сочинении на литературную тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ темы и составление развернутого плана сочинения. Подбор цитат, необходимых для характеристики персонажа (описаний портрета, поступков героя и др.).

А. П. ЧЕХОВ

      Слово о писателе.
      Рассказы
«Толстый и тонкий», «Хамелеон».
      Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские комментарии, речь героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества. Использование приема антитезы в построении системы персонажей. Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.
      
Теория литературы. Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая характеристика.
      
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы о роли художественной детали в произведении.
      
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев».

«НОНСЕНС И АБСУРД В ЛИТЕРАТУРЕ» 
(обзор)


      
Л. Кэрролл
      «Алиса в Стране чудес» (фрагменты).
      «Верлиока» (из «Алисы в Зазеркалье»).
      
Э. Лир
      Лимерики.
      
Г. К. Честертон
      «Единение философа с природой».
      
А. П. Чехов
      «Задачи сумасшедшего математика».
      
Д. Хармс
      «День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная кошка».
      Особенности литературы нонсенса и абсурда. Необычные образы. Авторская позиция. Языковые средства создания комического. Приемы языковой игры.
      
Теория литературы. Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Комическое.
      
Развитие речи. Сочинение лимериков.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

М. ГОРЬКИЙ

      Слово о писателе.
      Повесть
«Детство» (избранные главы).
      Образ Алеши. Факторы становления личности героя. Образы бабушки и деда Каширина. Роль второстепенных персонажей в повести. Неоднозначность характеров персонажей. Развитие традиций Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира ребенка. Авторская позиция в повести.
      
Теория литературы. Автобиографическое произведение. Главные и второстепенные персонажи.
      
Развитие речи. Цитатный план характеристики одного из второстепенных персонажей повести. Выявление черт автобиографического произведения в ранее изученном и самостоятельно прочитанном.
      
Внеклассное чтение. М. Горький. «В людях».

А. И. КУПРИН

      Слово о писателе.
      Рассказ
«Чудесный доктор».
      Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Социальная и нравственная проблематика произведения, его гуманистическая направленность. Развитие традиции жанра святочного рассказа.
      
Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ.
      
Развитие речи. Сочинение о герое литературного произведения с выражением собственного отношения к нему.

В. В. МАЯКОВСКИЙ


      Слово о поэте.
      Стихотворение
«Хорошее отношение к лошадям».
      Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Образ толпы. Особенности решения темы одиночества человека. Образ лошади. Использование развернутой метафоры в стихотворении. Гуманистическое звучание произведения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие системы стихосложения, ритмики и строфики. Художественная функция словотворчества и звукописи.
      
Теория литературы. Лирический герой. Метафора. Тоническая система стихосложения. Словотворчество. Звукопись.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Беседа о нравственном содержании центрального образа. Устная характеристика лирического героя стихотворения.

«ТОНИЧЕСКАЯ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ» 
(практикум)


      Обобщение сведений о знакомых учащимся системах стихосложения. Сопоставление тонического стиха народной поэзии и лирики В. В. Маяковского. Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведений.

А. П. ПЛАТОНОВ

      Слово о писателе.
      Рассказ
«В прекрасном и яростном мире».
      Проблема выбора человеком жизненного пути, осознания своего места в мире. Тема творческого труда. Образ героя-рассказчика. Смысл имени персонажа. Символический образ железной дороги. Смысл названия рассказа. Своеобразие языка платоновской прозы.
      
Теория литературы. Образ героя-рассказчика. Символический образ.
      
Развитие речи. Устный ответ на вопрос, связанный с нравственной оценкой содержания образа персонажа.
      
Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «Корова».

М. М. ПРИШВИН

      Слово о писателе.
      Сказка-быль
«Кладовая солнца».
      Взаимодействие мира человека и мира природы. Образы Насти и Митраши, средства их создания. Роль портретной детали в описании характера. Проблема становления личности. Нравственная проблематика. Авторская позиция в произведении. Вера писателя в человека, его природную доброту и мудрость. Художественная функция истории Травки и Антипыча, рассказа о ели и сосне. Смысл названия и жанрового определения произведения.
      
Теория литературы. Сказка-быль. Символический образ. Портретная деталь.
      
Развитие речи. Выбор заглавий для основных частей (глав) произведения. Письменная сопоставительная характеристика портретов Насти и Митраши.
      
Внеклассное чтение. М. М. Пришвин. «Золотой луг».

«СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ» 
(практикум)


      Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей (портрет, поступки, характер, привычки, отношение к окружающим и к природе, отношение к герою других персонажей, авторское отношение и др.). Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике Насти и Митраши (или персонажей других, ранее изученных произведений).

Н. М. РУБЦОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения
«Звезда полей», «Листья осенние».
      Изображение родной природы в стихотворениях. Фольклорные традиции. Лирический герой и особенности его мировосприятия.
      
Теория литературы. Лирический герой. Тема. Идея.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      
Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «В горнице».

В. Г. РАСПУТИН

Слово о писателе.
      Рассказ
«Уроки французского».
      Изображение в рассказе трудностей послевоенного времени. Образ главного героя. Нравственная проблематика произведения. Образ учительницы. Смысл названия рассказа. Авторская позиция и способы ее выражения.
      
Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения.
      
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании образа персонажа.
 

«ЖАНР ПЕСНИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
(обзор)

      А. Ф. Мерзляков
      «Среди долины ровныя...».
      
А. А. Дельвиг 
      «Русская песня» («Соловей, мой соловей...»).
      
П. А. Вяземский 
      «Еще тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»).
      
Ф. Н. Глинка 
      «Узник» («Не слышно шуму городского...»).
      
И. И. Козлов
      «Вечерний звон».
      
А. А. Григорьев
      «О, говори хоть ты со мной...».
      
Б. Ш. Окуджава
      «Арбатский романс».
      
В. С. Высоцкий
      «Кони привередливые».
      Традиции народной поэзии в песенной лирике русских поэтов. Романс как разновидность лирических произведений.
      
Теория литературы. Народная песня. Романс.
      
Развитие речи. Подготовка устных сообщений о русском романсе

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

      Слово о писателе.
      Повесть-сказка
«Маленький принц».
      Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца.
      
Теория литературы. Философская сказка. Притча. Метафора. Аллегория. Символ.
      
Развитие речи. Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в литературе. Устное описание маленького принца. Сочинение-миниатюра, раскрывающее содержание цитаты из повести.
      
Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».

«ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» 
(обзор)


      
А. А. Бестужев-Марлинский
      «Испытание».
      
Н. В. Гоголь
      «Вий».
      
А. П. Чехов
      «Степь».
      
А. Н. Толстой
      «Детство Никиты».
      Жанровые признаки повести как среднего эпического жанра. Отличие повести от рассказа. Особая роль повествователя и его точки зрения в повести. Отдельные жанровые разновидности повести по характеру тематики (социально-бытовые, психологические, автобиографические, юмористические, научно-фантастические, детективные и др.).
      
Теория литературы. Эпос. Повесть. Повествователь.
      
Развитие речи. Письменные отзывы о самостоятельно прочитанных повестях. Взаимные рекомендации повестей разной тематики для самостоятельного чтения.

  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

1.Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 52 – 77 %;

«2»- менее 51 %. 

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс  литературы 6 класса

В результате изучения литературы ученик

должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  •  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....