Практико - ориентированный проект "Гуманитарная игра - эффективный способ развития интереса к классической литературе"
проект по литературе (8, 9, 10, 11 класс)

Цель реализации проекта - приобщение детей и подростков к отечественной литературе и истории во взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Практико – ориентированный проект

Гуманитарная игра – эффективный путь пробуждения интереса к классической литературе


Оглавление

1.Тема проекта:        2

2.Актуальность проекта.        3

3. Цели проекта:        3

4. Задачи проекта:        3

5. Ожидаемые результаты:        3

6. Целевая аудитория.        4

7. Механизм реализации проекта.        4

8. Привлечение партнёров для реализации проекта.        5

9. План основных мероприятий проекта:        6

10. Анализ работы по реализации проекта.        9


1.Тема проекта:

«Гуманитарная игра – эффективный путь пробуждения интереса к классической литературе».

2.Актуальность проекта.

В современном мире, насыщенном информационными технологиями,снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка.Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. В молодёжной среде зачастую проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию, происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является классическая литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.

При организации учебно-воспитательной работы с детьми мы стремимся использовать современные педагогические технологии, одной из которых является «метод проектов». На базе школьного методического объединения учителей гуманитарного цикласовместно со школьной и сельской библиотекой с 2014 года реализуется долгосрочный проект «Гуманитарная игра – эффективный путь пробуждения интереса к классической литературе».

Содержание Гуманитарной игры определяет проблема интерпретации классических произведений современным читателем, взаимодействия исторической реальности и её художественного воплощения, специфики отражения эпохи в разных формах культуры.

3. Цели проекта:

  • повышение эффективности работы по приобщению детей и подростков к отечественной литературе и истории во взаимодействии всех участников образовательного процесса;
  • выявление и поддержка одаренных детей, привлечение к разным формам внеучебной деятельности по литературе как средству духовно-нравственного, интеллектуально-творческого развития.

4. Задачи проекта:

  • создать единое читательское пространство на основе взаимодействия: ученик – учитель – родитель- библиотекарь;
  • разработать и реализовать мероприятия проекта;
  • обобщить и распространить опыт, выработанный в ходе реализации

проекта.

5. Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня мотивации к учёбе в школе и чтению в семье;
  • увеличение количества учащихся, посещающих школьную и сельскую  библиотеки;
  • развитие коммуникативных и личностных качеств на примерах героев прочитанных произведений;
  • развитие уровня интеллекта, памяти, речи, кругозора обучающихся;
  • привлечение родителей, читающих вместе с детьми, к работе по реализации проекта;
  • привлечение к работе заинтересованных учащихся, педагогов и библиотечных работников школ района;
  • сотрудничество с творческими коллективами района и области.

6. Целевая аудитория.

Гуманитарная игра как форма внеклассной работы по литературе предназначена для обучающихся 8-11 классов. И это не случайно. Ведь именно в этом возрасте у большинства подростков резко снижается интерес к произведениям классической литературы, которые изначально кажутся скучными и неинтересными уже только потому, что предназначены для обязательного изучения в школе. Такие ребята редко посещают библиотеку, откровенно скучают на уроках литературы, кругозор их оставляет желать лучшего, они затрудняются дать полный и развернутый ответ на уроке, высказать своё мнение по той или иной проблеме, связанной с интерпретацией литературного произведения.

Таким образом, чтобы пробудить интерес к чтению и пониманию того или иного произведения, нами была выбрана Гуманитарная игра как составная часть игровой технологии.

Применение игр в обучении и воспитании обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции.Игра интересна тем, что способна любую информацию (а в нашем случае работу с текстом) оживить и сделать яркой, запоминающейся, способна заменить пассивное слушание или чтение на активную читательскую деятельность, включив каждого ученика в интересную, творческую работу. В процессе игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытывают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности.

7. Механизм реализации проекта.

В ходе реализации проекта используются следующие педагогические технологии:

  • игровая технология;
  • технология «метод проектов»;
  • ИКТ;
  • интерактивная технология «Дебаты»;
  • технология групповой деятельности (модель коллективного творческого решения проблемы).

Гуманитарная игра проводится каждый год в рамках Декады гуманитарных наук. Изначально игра была задумана для учащихся внутри школы, затем мы начали проводить игры с привлечением команд школ Ярковского района. Тематика Гуманитарной игры определяется знаменательными и памятными литературными датами.

Игра проходит в два этапа: заочный и очный. Заочный этап предполагает выполнение различных творческих заданий, проектов, например, создание буктрейлеров по теме игры, рекламных проспектов литературных музеев.   Хотя формы проведения игры различны, но в основе каждого заседания – вопросы, на которые предстоит отвечать командам. Они составляются таким образом, чтобы участники не просто спонтанно отвечали на них во время игры, а проводили большую предварительную работу: внимательно читали произведения, изучали справочную, энциклопедическую и критическую литературу по выбранной теме (перечень вопросов и список литературы дается заранее). Кроме этого, готовясь к очному этапу, команды – участницы выполняют домашнее задание творческого характера: готовятся к конкурсу чтецов, конкурсу рисунков и картин, конкурсу «Страничка читательского дневника», инсценируют отрывки из художественных произведений.

В ходе проведения очного этапа участники или представляют свою школу, или образуют смешанные команды, в которые входят представители различных школ.  

Композиция гуманитарной игры:

  • Приветствие команд.
  • Блиц-опрос (серия вопросов на знание интересных фактов из жизни и творчества писателя, вопросы задаются с использованием ИКТ).                       Ты - мне, я - тебе (учащиеся заранее готовят вопросы командам-соперникам по заданной теме).
  • Точка зрения (монолог учащегося, в котором, аргументировано даются ответы на предложенные вопросы).
  • Открытый микрофон (создание творческого проекта с последующим публичным представлением результата групповой работы)
  • Домашнее задание.

8. Привлечение партнёров для реализации проекта.

Реализуя данный проект, школа сотрудничает с Управлением образования Ярковского муниципального района, коллективами школ района, районным литературным объединением «Лад», сельской библиотекой, родительской общественностью, коллективом детского сада.

9. План основных мероприятий проекта:

2014-2015 учебный год

Дата

Содержание работы

1

сентябрь

Разработка и утверждение проекта «Гуманитарная игра – эффективный путь пробуждения интереса к классической литературе» на заседании школьного методического объединения.

2

октябрь

Обсуждение проекта и Положения о районной гуманитарной игре на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы (приложение 1).

3

октябрь

Проведение литературной Недели, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова:

  • Оформление библиотечных выставок:

«Лермонтов в искусстве»;

«Портреты М.Ю. Лермонтова»;

«Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова».

  • Конкурс чтецов.
  • Заочная экскурсия по лермонтовским местам.
  •  Литературная игра «Ажиотаж».

4

ноябрь

Подготовка к заочному этапу Игры:

  • Создание проекта«Рекламный проспект литературного музея, посвящённого жизни Лермонтова».

5

ноябрь

Подготовка к очному этапу Гуманитарной игры «Юбилей писателя»:

  • Подготовка к конкурсу рисунков по произведениям Лермонтова.
  • Подготовка к конкурсу чтецов.
  • Составление вопросов к конкурсу «Точка зрения».
  • Оформление выставок:

 «Мятежный гений»;

 «Наш вернисаж»;

 «И мир не пощадил его – и Бог не спас…».

  • Создание буклета «Стихи, посвящённые М.Ю. Лермонтову».
  • Подготовка театрализованного представления «А он встаёт над волнами забвенья…»

6

ноябрь

Очный этап Гуманитарной игры «Юбилей писателя» (см. приложение 2, приложение 2.1, приложение 2.2)

  • Театрализованное представление «А он встаёт над волнами забвенья…»
  • Формирование команд для проведения Игры.
  • Проведение конкурсов.
  •  Конкурс чтецов.

8

март

Проведение на базе школы стажировочной площадки ТОГИРРО в рамках работы курсов по повышению квалификации учителей русского языка и литературы.

 Программа работы стажировочной площадки:

  • Урок внеклассного чтения «Уроки милосердия К. Мурашовой» (8 класс).
  • Презентация поэмы «Братья Колчановы» ученицы 11 класса Колчановой Ульяны.
  • Литературная игра семейных команд «Библиококтейль».
  • Обобщение опыта работы школьной библиотеки по формированию и развитию читательского интереса у обучающихся.

9

апрель

Подведение итогов конкурса « Лучший читатель года».

2015-2016 учебный год

1

ноябрь

Творческая встреча с поэтом – земляком, руководителем районного объединения «Лад» Киселёвым А.Н.

2

январь

 Мастер – класс поэтов Киселёва А.Н., Нахратова  В.А. для одарённых детей

3

март

Проведение акции «Книга в подарок» (книги для школьной библиотеки, детского сада).

4

апрель

Проведение гуманитарной игры «Литературный серпантин» ( приложение 3, приложение 3.1).

5

апрель

Подготовка к очному этапу Игры:

  • Конкурс чтецов «Мои любимые стихи».
  • Инсценирование отрывков из классической русской литературы.

6

апрель

Гуманитарная игра «Литературный серпантин»

Этапы ИГРЫ:

1)«Литературный марафон»;

2) «Книжная аллея»;

3) «Читай – город»;

4) «Театральный Арбат».

2016-2017 учебный год

1

октябрь

Творческая встреча с поэтом – бардом, уроженцем Нижнетавдинского района,  Анатолием Буйносовым.

2

ноябрь

Участие в творческой встрече с председателем Союза писателей Тюменской области Л.К. Ивановым. (Презентация книги «Будем жить!»)

3

декабрь

Проведение литературной игры «Что за прелесть эти сказки!» для учащихся 3,4 классов участниками клуба «Вдохновение».

4

январь

Литературно – музыкальная гостиная «Моя Мадонна».

5

февраль

Проведение Гуманитарной игры в форме КВН «Ай да, Пушкин!», посвященной памятной дате (приложение 4, приложение 4.1, приложение 4.2).

6

февраль

Подготовка к очному этапу:

  • Подготовка к конкурсу чтецов «Душой исполненный полёт»
  • Написание эссе «Мой Пушкин»
  • Создание иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина.
  • Страничка читательского дневника «Любимое произведение А. С. Пушкина»
  • Оформление библиотечных выставок, посвященных жизни и творчеству А.С. Пушкина.

7

февраль

КВН «Ай да, Пушкин!»

2017-2018 учебный год

1

ноябрь

Занятие библиотечного кружка совместно с родителями. Тема: «Книги нашего детства».

2

январь

Проведение благотворительной акции «Книжки – малышки для детского сада».

3

февраль

Проведение совместно с сельской библиотекой читательской конференции «Сражающаяся литература».

4

март

Литературно – музыкальная гостиная «Она была поэтом».

5

апрель

Проведение Гуманитарной игры «На тысячу вёрст кругом Россия…», посвященная 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева.

6

март

Подготовка к заочному этапу Игры:

Конкурс литературных сочинений «Родине поклонитесь».

7

март

Подготовка к очному этапу Игры:

  • Оформление библиотечных выставок:

«Певец русской природы»;

«Любовь в жизни Тургенева и героев его книг»

  • Создание буктрейлеров к произведениям И.С. Тургенева.
  • Составление вопросов для конкурса «Точка зрения»

8

апрель

Гуманитарная игра «На тысячу вёрст кругом Россия…», посвященная 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева.

Проведение конкурсов:

  • Литературный квест.
  • «Точка зрения».
  • Творческий конкурс «Литературные дебаты»

10. Анализ работы по реализации проекта.

Проект «Гуманитарная игра – эффективный путь пробуждения интереса к классической литературе» уже в большей своей части успешно реализован. Проект, задуманный как школьный, приобрел статус районного. Каждый год в Игре участвуют команды из других школ района. К нам приезжают одарённые дети, искренне любящие литературу. В ходе подготовки и проведения Гуманитарной игры они в полной мере могут реализовать свои творческие возможности, пообщаться друг с другом, поработать в команде, показать свои знания.

На мой взгляд, творческий подход и такая форма работы как литературная игра способствуют формированию современного читателя, глубоко понимающего смысл текста, авторский замысел, умеющего ценить русскую классическую литературу. Кроме того проект, рассчитанный первоначально только на подготовку и проведение Гуманитарной игры для старшеклассников, постепенно расширяет свои горизонты и объединяет в единое читательское пространство весь коллектив школы, родителей, а также сельскую библиотеку и творческие коллективы района.

Таким образом, Новосёловская школа стала центром проведения всех мероприятий проекта. Мы организуем творческие встречи с поэтами и писателями г. Тюмени, Ярковского и Нижнетавдинского районов. Частыми гостями в нашей школе бывают члены районного литературного объединения «Лад». Совместно с сельской библиотекой проводим различные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие у обучающихся интереса к книге, чтению, привлекаем к работе родителей.

В перспективе мы планируем создать творческую группу из числа одарённых учащихся района, увлекающихся литературой, продолжить сотрудничество со школами №70, № 91,библиотекой им. Чехова г. Тюмени.

Результатом работы по реализации проекта можно считать:

  •  ведение учащимися 4- 9 классов читательских дневников;
  •  активное участие в конкурсах «Самый читающий класс», «Лучший читатель года»;
  •  желание учащихся участвовать в различных мероприятиях, самим создавать творческие работы;
  •  победы в олимпиадах и различных творческих конкурсах.

По результатам анкетирования 67 % учащихся нашей школы регулярно посещают школьную и сельскую библиотеки.  Многие ребята пользуются книгами из домашних библиотек, а также широко используют для чтения художественной литературы электронные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

ОЛИМПИАДА – ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Олимпиада – это своеобразное соревнование на лучшее знание языка. Она прочно вошла в жизнь и учащихся татарских школ. Учащиеся с удовольствием принимают участие в этом массовом мероприятии. Они провер...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Практико-ориентированная деловая игра для педагогов ДОУ "Использование лексико-грамматических игр в работе с дошкольниками"

Педагогам предлагаются игры на развитие лексико-грамматических категорий дошкольников....

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся.

В статье даётся не только общая информация по технологии  проблемного обучения, но и представляется опыт работы по данной технологии на  уроках русского языка и литературы, приводятся пример...

« Технология проблемного обучения на уроках литературы как эффективный способ развития учащихся»

Сегодня  актуально  проблемное обучение, предусматривающее особый вид урока - урок – исследование. Он предусматривает строгую последовательность основных этапов.      Вы...