Интегрированный урок внеклассного чтения в 9 классе по повести Б. Васильева «В списках не значился»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Цель: развитие интереса учащихся к истории нашей страны, к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся.

            Задачи:

  • познакомить обучающихся с историческими событиями начала Великой Отечественной войны;
  • проанализировать повесть Б.Л.Васильева «В списках не значился».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9_klass_1.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для героев Бреста смерти нет!

(Интегрированный урок внеклассного чтения в 9 классе

по повести Б. Васильева «В списках не значился»)

                                                        Если б камни могли говорить

                                                        Под летящими вдаль облаками,

                                                        Рассказали б о мужестве камни,

                                                        Если б камни могли говорить.

                                                                                Р.Рождественский

        Цель: развитие интереса учащихся к истории нашей страны, к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся.

        Задачи:

  • познакомить обучающихся с историческими событиями начала Великой Отечественной войны;
  • проанализировать повесть Б.Л.Васильева «В списках не значился».

        Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

-способствовать формированию гражданской позиции учащихся, воспитанию патриотизма и любви к семье;

-совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

-формировать внутреннюю позицию школьника на основе поступков положительных и отрицательных героев.

        Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

-способствовать развитию умения анализировать, сравнивать явления и события, делать умозаключения и доказывать свою точку зрения;

-способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;

-организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

        Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

-выявлять авторскую позицию, подкреплять собственное мнение примерами из текста,

-давать    собственную    интерпретацию    литературного произведения;

-давать характеристику литературным героям.

        Методы и приёмы: информационный, беседа, проблемно-поисковый, ассоциативный ряд, «Ромашка Блума», синквейн.

        

        1.Звучит песня Булата Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая…»

в исполнении учащихся 9 класса. (Мальчики в военной форме и девочки в лёгких платьицах.)

Девочки:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Мальчики:
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,

Девочки:

Постарайтесь вернуться назад!

        2.Целеполагание

        -Добрый день, ребята. Итак, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Действительно, о войне. Мы сегодня поговорим о том, насколько трагичной была одна из страниц Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

        -А теперь, пожалуйста, внимательно посмотрите видеоролик.

        Просмотр видеоролика о Брестской крепости (https://www.youtube.com/watch?v=xkdQNEspOns)

        -О чём он?

        -Почему именно о Брестской крепости?

        -Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

-        -А какие цели и задачи вы бы поставили перед собой?

        -Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф нашего урока. Прочитайте его вслух.. Подумайте, о чём говорит Р.Рождественский.        

        3.Историческая экскурсия в Брестскую крепость. (Рассказ учителя истории о Брестской крепости и её защитниках с презентацией.)

        -Ребята, скажите, пожалуйста, где находится Брест?

        Оборона Брестской крепости — один из первых и самых драматичных эпизодов начального периода Великой Отечественной войны. Цитадель первой приняла на себя удар немецких войск. Ее защитники, воины более 30 национальностей СССР, без воды, продовольствия и связи, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов сопротивлялись как минимум месяц, оставаясь в глубоком тылу вермахта, наступавшего на Москву.

        1 слайд

        В феврале 1942 года на одном из участков фронта в районе Орла наши войска разгромили 45-ю пехотную дивизию фашистов. При этом был захвачен архив штаба дивизии. Разбирая документы, захваченные в немецком архиве, наши офицеры обратили внимание на одну весьма любопытную бумагу. Этот документ назывался «Боевое донесение о занятии Брест-Литовска», и в нем день за днем гитлеровцы рассказывали о ходе боев за Брестскую крепость.

        Это «Боевое донесение о занятии Брест-Литовска» было переведено на русский язык, и выдержки из него опубликованы в 1942 году в газете «Красная звезда». Так, фактически из уст нашего врага, советские люди впервые узнали некоторые подробности замечательного подвига героев Брестской крепости. Легенда стала былью.

        2слайд

        «Ошеломляющее наступление на крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови, — писали штабные офицеры противника. — Эта простая истина еще раз доказана при взятии Брестской крепости. Русские в Брест-Литовске дрались исключительно настойчиво и упорно, они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к сопротивлению». Таково было признание врага. Притом против гарнизона противником применялись зажигательные боеприпасы и слезоточивый газ.

        

3 слайд

        Построенная почти за столетие до начала Великой Отечественной войны (возведение основных укреплений было завершено к 1842 г.), крепость давно утратила в глазах военных стратегическое значение, поскольку не считалась способной выдержать натиск современной артиллерии. На момент начала Великой Отечественной войны гарнизон крепости состоял в основном из подразделений 6-й и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса РККА. Но он существенно сократился ввиду участия многих военнослужащих в плановых учебных мероприятиях.

        4 слайд

        Операция немцев по захвату крепости была начата мощной артиллерийской подготовкой, разрушившей значительную часть строений, уничтожившей большое число бойцов гарнизона и поначалу заметно деморализовавшей уцелевших. Противник быстро закрепился на Южном и Западном островах, а штурмовые отряды появились на Центральном острове, однако не сумели занять казармы в Цитадели. В районе Тереспольских ворот немцы встретили отчаянную контратаку советских бойцов под общим командованием полкового комиссара Е.М. Фомина. Авангардные подразделения 45-й дивизии вермахта понесли при этом серьезные потери.        

        5 слайд

За 22 июня силам вермахта удалось взять всю крепость в кольцо блокады. С учетом потерь за первый день обороны крепость защищали порядка 3,5 тыс. чел., блокированных в разных ее частях. Командование объединенными силами защитников было возложено на капитана И.Н. Зубачева, заместителем которого стал полковой комиссар Фомин.

Только 24 июня немцам удалось окончательно занять Тереспольское и Волынское укрепления на Западном и Южном островах. Артиллерийские обстрелы Цитадели чередовались с налетами авиации, в ходе одного из которых винтовочным огнем был сбит немецкий истребитель. Защитниками крепости также были подбиты не менее четырех вражеских танков.

        6 слайд

        Уже после войны в казематах Брестской крепости была найдена выцарапанная кем-то из советских защитников надпись «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина. 20 июля 1941 г.»

        4.Слово учителя о писателе Б.Васильеве, его творчестве и истории создания повести «В списках не значился».

Начинается с беседы (обращение к прошлому опыту учащихся):

-Знакомы мы с Б.Л.Васильевым?

-Какие его произведения мы читали? («Экспонат№…», «Вам привет от бабы Леры»?

-Что вы можете сказать об этом писателе?

-Какой известный всем фильм о девушках-зенитчицах часто показывают по телевидению?

        -К теме войны Борис Васильев обращается в большинстве своих произведений. Повести «В списках не значился», «Завтра была война», рассказы «Ветеран», «Великолепная шестёрка», «Вы чьё, старичьё?», «Неопалимая купина» -это все Великая Отечественная война.

         -Когда Борис Васильев закончил девятый класс, началась война.

На фронт Борис Васильев попал в 17 лет, ушёл добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. 3 июля 1941 года батальон направлен под Смоленск, где попал в окружение. Васильев самостоятельно вышел из окружения в начале октября 1941 года. «Это [окружение] – голод, голод и еще раз – голод, потому что ты без снабжения, без связи, без поддержки, без медицинской помощи, наконец, и любая рана может оказаться для тебя смертельной. А еще это усталость и чувство обреченности, это – сон урывками, когда спишь-то вполуха и вполглаза. А дороги патрулируются немцами, и наш путь должен проходить через непроходимое. Тогда есть шанс уцелеть. Крохотный, но – есть»..         Получил направление в полковую кавалерийскую школу, а затем — в пулемётную школу, после окончания которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта под Вязьмой 16 марта 1943 года он попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. После этого ранения Васильев демобилизован из действующей армии и осенью 1943 года направлен на учёбу в Военную академию.

.           -О героях Бреста написано немало. «В свое время на меня, как и на многих других, произвела огромное впечатление работа Сергея Сергеевича Смирнова. Я понял тогда, что не могу не написать о Брестской крепости, должен написать о ее защитниках. Создана эта книга почти на документальной основе» – признавался Б. Васильев.

        -«В списках не значился» –повесть, основанная на исторических событиях, о которых Васильев узнал в Бресте. Он заметил женщину, которая стояла перед табличкой с надписью о неизвестном Николае. Борис Васильев расспросил ее и узнал, что во время войны был такой солдат, который пал героем. Писатель попытался поискать о нем что-либо в документах и архивах, но ничего не нашел. Потому что солдат в списках не значился. Работа над повестью оказалась сложной и долгой. Васильев перечитывал все, что имелось на эту тему, записывал все, что удавалось услышать. В 1970 году поехал в Брест и прожил в крепости два месяца, ходил в музей, как на работу. Однажды Васильеву показали список лейтенантов, прибывших в крепость 21 июня 1941 года для прохождения службы, их судьба осталась неизвестной. Сохранился только этот документ, если его вообще можно так назвать: список из шести фамилий на клочке бумаги. И тогда Васильев понял, что главным героем в романе будет лейтенант, который явился в крепость именно в ту последнюю мирную субботу.

        5.Составление кластера «Николай Плужников» 

-Скажите, пожалуйста, кто является главным героем повести?

-Давайте составим кластер с этим именем.

        6.Работа над текстом повести. Приём технологии развития критического мышления «Ромашка Блума». (Работа в парах (детей мало). Вопросы составляют и задают классу сами обучающиеся. Чтение фрагментов текста.)

1 пара работает над составлением простых вопросов.

Например:

Назовите, пожалуйста, где происходят события повести(романа)?

Когда родился Николай Плужников?

Где он учился?

Как он оказался в Брестской крепости?

Как герой познакомился с Миррой?

Что случилось с Миррой?

Как долго сражался Николай Плужников в Брестской крепости?

Что такое костёл?

Что особенно тебе запомнилось в повести?

Как вёл себя Коля в бою в костёле?

Как погибла Христя?

Что отдал Семишный перед смертью Николаю?

2 пара составляет уточняющие вопросы.

Например:

Если я правильно понял, Николай был влюблён в Валю?

Если я правильно понял, Вася Волков потерял рассудок?

Если я правильно понял, Николай Плужников оказался свидетелем посещения фюрера Германии Адольфа Гитлера и дуче итальянских фашистов Бенито Муссолини в Брестскую крепость?

3 пара составляет интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Например:

Почему Николай Плужников не согласился остаться служить в военном училище?

Почему он убил Федорчука?

Почему Плужников не расстрелял пленного немца?

Почему все фашисты, даже генерал, давали почести Николаю Плужникову?

4 пара придумывает творческие вопросы.

Например:

Придумай, что было бы, если Николай Плужников остался служить в училище?

Что изменилось бы, если бы Мирра осталась жива?

Что изменилось бы, если бы война началась намного позже, когда приехал Плужников?

5 пара работает над составлением практических вопросов.

Например:

Как бы вы поступили на месте главного героя?

Где вы в обычной жизни можете наблюдать подвиги людей?

6 пара составляет оценочные вопросы.

Например:

Хорошо, что Плужников не узнал о смерти Мирры?

Хорошо, что старшина Семишный поддержал Плужникова, давал ему приказания?

Поделись, пожалуйста, как ты относишься к поступкам героев?(Федорчука, женщин…)

7.Анализ произведения

-Какой исторический документ был нарушен Германией, начавшей Великую Отечественную войну?

-Кто об этом упоминает в повести несколько раз?

-О чем думал Николай Плужников, когда выходил к фашистам, в последний момент?

-Как может измениться человек, попав в трудную жизненную ситуацию?

-Что значит быть человеком?

-Каким характером должен обладать человек, чтобы преодолеть физические и нравственные испытания, посланные судьбой?

-Каково отношение к милосердию и жестокости, к предательству и патриотизму, чести, совести, к человеческому достоинству в наше время?

-Что хотел сказать автор данным произведением? (основная мысль произведения)

-Какие проблемы затронул автор в своём произведении?

-Как вы думаете, ребята, нужно ли изучать произведения о войне?

8.Составление синквейна.

Николай Плужников

Бесстрашный, сильный духом

Защищает, мстит, любит

Выдержал все военные испытания

Русский солдат

Старшина Семишный

Строгий, честный

Служит, болеет, охраняет

Выполнил долг до конца

Герой

Мирра

Сильная, смелая

Любит, заботится, поддерживает…

9.Давайте прочитаем эпиграф нашего урока ещё раз.

-Так о чём рассказали бы камни?

10.Рефлексия

Сегодня я узнал...

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

11.Домашняя работа (на выбор)

1.Написать небольшое письмо в прошлое - защитникам Брестской крепости.

2.Подготовить сообщение «Произведения Б.Васильева на сцене и не экране»

Использованные Интернет-ресурсы:

        1.Автор и герой в творчестве Б.Л.Васильева: «В списках не значился» и « Не стреляйте в белых лебедей»: http://elibrary.sgu.ru/VKR/2016/42-03-02_030.pdf

        2.Брестская крепость. Когда сооружения становятся легендами: https://pikabu.ru/story/brestskaya_krepost_kogda_sooruzheniya_stanovyatsya_legendami_4431851

        3.«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-9675

        4.Читательская конференция «Надо учиться любить и учиться ненавидеть»: https://docplayer.ru/60456751-Chitatelskaya-konferenciya-nado-uchitsya-lyubit-i-uchitsya-nenavidet.html

        5. https://www.youtube.com/watch?v=xkdQNEspOns

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.

На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Работа с тестом. Выпекание жаворонков.

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБОТема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки....

Письменная работа по повести Бориса Васильева "В списках не значился"

Вопросы составлены по повести Б.Васильева "В списках не значился". Письменная работа дается учащимся 11 класса на уроке литературы и рассчитана на урок....

Урок внеклассного чтения на тему "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя.

Урок литературы рассчитан не только на знание текста произведения, но и развивает  мыслительную деятельность учащихся....

Методическая разработка урока по повести Бориса Васильева "В списках не значилася"

Урок построен по технологии творческой мастерской с презентацией и использованием маршрутного листа...

Разработка внеклассного мероприятие "Читатель года" по повести Б.Васильева "В списках не значился" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятие "Читатель года" по повести Б.Васильева "В списках не значился" (10-11 класс)...