«Поучение» Владимира Мономаха: Нравственные заветы Древней Руси
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тумакова Елена Алексеевна

 Цели:

Формирование у участников проекта эмпатической культуры, чувства сопереживания, сострадания к окружающим, близким людям посредством изучения древнерусской православной литературы, 

расширить знания учащихся о древнерусской литературе;

сформировать представление о нравственных заветах наших предков и уважительное к ним отношение.

 

Задачи:

развить понятие о летописи;

сформировать представление о поучении как жанре древнерусской литературы;

расширить словарный запас;

развить устную и письменную речь;

научить составлять текст в жанре поучения для самого себя.

 

Предварительная работа: дифференцированные задания учащимся (индивидуальные - сообщение по словарю литературоведческих терминов (толкование понятия «поучение»), подготовка биографической справки о Владимире Мономахе (создание презентации) и выразительного чтения «Поучения» Владимира Мономаха; создание постера «поучение» для самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока литературы 19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39» г. Чебоксары

Конспект урока литературы

«Поучение» Владимира Мономаха:

Нравственные заветы Древней Руси


Цели:

Формирование у участников проекта эмпатической культуры, чувства сопереживания, сострадания к окружающим, близким людям посредством изучения древнерусской православной литературы, 

расширить знания учащихся о древнерусской литературе;

сформировать представление о нравственных заветах наших предков и уважительное к ним отношение.

Задачи:

развить понятие о летописи;

сформировать представление о поучении как жанре древнерусской литературы;

расширить словарный запас;

развить устную и письменную речь;

научить составлять текст в жанре поучения для самого себя.

Предварительная работа: дифференцированные задания учащимся (индивидуальные - сообщение по словарю литературоведческих терминов (толкование понятия «поучение»), подготовка биографической справки о Владимире Мономахе (создание презентации) и выразительного чтения «Поучения» Владимира Мономаха; создание постера «поучение» для самого себя.

Эпиграфы:                                                                            

Уклонись от зла, сотвори добро,

найди мир и отгони зло, и живи во веки

веков.

Владимир Мономах

Словарная работа: поучение

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Формулирование целей и задач урока.

2. Подготовка к восприятию новой темы.

1) Фронтальный опрос в форме викторины с демонстрацией слайд-презентации «Русские летописи и  их  авторы»:

- В каком веке появилась древнерусская литература?

- Назовите, каких исследователей древнерусской литературы вы знаете?

- Как назывались мастера, которые создавали древнерусские книги, а именно:

- Кто воспроизводил основной текст?

- Кто делал вязь киноварью?

- Кто выполнял заставки и буквицы?

- Кто писал миниатюры?

- Кто покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр?

- Кто оформлял оклад?

Укажите на иллюстрации древней книги ее элементы:

- вязь

- заставки

- буквицы

- миниатюры

- скань

- оклад

- Как назывался самый ранний сборник «Повести временных лет»?

2) Сообщение учителя: «Книги на Руси создавались очень долго, писались медленно, читателей у них было немного – в основном князья и монахи. Первые русские книги появились на Руси только в ХI веке, будучи основаны на христианских традициях. Часто это был сборник произведений разных жанров. Он включал послания, сказания, жития, хождения, поучения, летописи».

3. Изучение новой темы.

Что вы знаете о Владимире Мономахе?

1)Сообщение учащегося о Владимире Мономахе (1053-1125)

2) Словарная работа: изучение литературоведческого термина «поучение». Как вы понимаете значение этого слова?

3)Индивидуальное сообщение учащегося по итогам работы со словарем литературоведческих терминов.

4)Выразительное чтение специально подготовленным учащимся текста «Поучения».

        4. Первичное усвоение новых знаний

Беседа по содержанию прочитанного (Работа с книгой).

-В чем смысл поучений Владимира Мономаха?

-Какие советы дает автор? Как вы их понимаете? (Учащиеся приводят цитаты в подтверждение своих мыслей: «…Не ленитесь, но за всем наблюдайте…усердно трудитесь… лжи остерегайтесь и пьянства, от него душа погибает и тело… напоите и накормите просящего… убогих не забывайте и подавайте сироте… ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его… соблюдайте слово свое… не уклоняйтесь учить увлекающихся властью…» и т.д.)

-Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам? Аргументируйте свой ответ. (Примерный ответ: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети  и внуки будут относиться к нам и т.д.)

-Каким советам, по вашему мнению, необходимо следовать и сегодня? Почему?

«Поучение» Владимира Мономаха пронизано светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир. Князь побуждает читателя к доброй деятельности. Любовь и милость для него – начала христианской жизни, любого дела. Нравственное завещание нашего великого предка своим детям поучительно и для нас, оно не утратило своего значения до сих пор, ибо автор призывает следовать вечным человеческим ценностям.

        5. Творческое применение знаний.

Совместная работа над составлением плана поучения, обращенного к самому себе. Записывается план «поучения» для самого себя и создается словарь наиболее употребляемых слов и выражений в тетради.

Каждый из вас уже имеет некоторый жизненный опыт в отношениях с окружающими. Подумайте, что хотелось бы вам посоветовать самому себе, от чего уберечь, что внушить?

Как можно назвать свою работу?

С чего, как вы считаете, нужно начать поучение?

На что можно указать далее?

Что нужно включить в основную часть «поучения»?

Как можно закончить поучение?

        6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обобщение, систематизация изученного.

Беседа:

Какую тему вы сегодня изучали?

Что узнали нового, полезного для себя?

К чему призывает Владимир Мономах в своем произведении?

Почему заветы великого князя не утратили своего значения и поныне?

Словесный комментарий деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.

7. Комментарий домашнего задания: написать поучение самому себе, оформив в форме постора (как в электронном, так и в бумажном варианте, по выбору), используя при этом составленный в классе план и опорные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Поучение Владимира Мономаха" - нравственное завещание потомкам.

Данный урок литературы в 7 классе даёт понятие о жанре поучение в древнерусской литературе,  развивает  логику, умение анализировать,  воспитывает  самостоятельность и ответственно...

"Нравственные заветы Древней Руси" (7 класс)

Конспект урока литературы (7 класс), проведенного в школьном музее "Берега"...

«Поучения Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков. Класс: 7 Урок литературы

Цель урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе.. (понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»);Задачи:развитие логи...

Урок по литературе «Поучения Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков.

Цели урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе..2)    понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»;3)    развит...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...