Авторская программа факультативного курса для школ при ИУ «Произведения “неволи” в русской и зарубежной литературе»
рабочая программа по литературе (11 класс)

Журбин Андрей Алексеевич

Программа авторского факультативного курса разработана с одной стороны, исходя из современных требований к уровню литературного образования, с другой – с учётом специфики школ при ИУ. Ориентирована программа на учащихся старших классов вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativnogo_kursa.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 10»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО  КУРСА  ДЛЯ ШКОЛ  ПРИ ИУ

«Произведения “неволив русской и зарубежной литературе»

Возраст учащихся: 18 лет и старше

Срок реализации: 1 год

Автор: к.ф.н., учитель

русского языка и литературы

Журбин Андрей Алексеевич

Рецензенты:

д.ф.н., проф., завкафедрой русской

литературы

Астраханского государственного ун-та

Исаев Геннадий Григорьевич

к.ф.н., доц. кафедры зарубежной

литературы

Астраханского государственного ун-та

Донскова Юлия Викторовна

Астрахань, 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая программа авторского факультативного курса разработана с одной стороны, исходя из современных требований к уровню литературного образования, с другой – с учётом специфики школ при ИУ. Ориентирована программа на учащихся старших классов вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительных учреждениях.

        Понятие «произведения “неволи”» в названии курса восходит к фольклорному жанру: песням неволи. Оно шире, нежели распространённое тематическое обозначение «лагерная» (например, проза). Здесь и далее под «произведениями “неволи”» следует понимать тексты, связанные с ограничением свободы архетипически: на уровне темы, мотива, условия, места создания, образа и пр.

Данный курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю); включает введение, 6 разделов («УНТ. От романтизма к реализму» – 3, «Реализм 2-й половины ХIХ века – начала ХХ века» – 4, «Довоенная литература ХХ века» – 5, «Литература ГУЛАГа» – 7, «Личность и государство в послевоенной литературе» – 9, «Из зарубежной литературы» – 6) – всего 34 часа и заключение. Такая временная нагрузка обусловлена факультативной направленностью.

        Актуальность – объясняется недостатком (точнее, почти полным отсутствием) в современной педагогике специальных методических разработок и исследований по преподаванию литературы в школах при ИУ. Состоит актуальность в ориентации на конкретный тип учащихся (осуждённых – как правило, с прерванным обучением, с низким уровнем знаний).

        Новизна состоит в принципе подбора художественных текстов для курса. Проанализировав данные школьной библиотеки по наиболее востребованным учащимися-осуждёнными книгам, были отмечены следующие (не противоречащие морали) особенности интересующей литературы: психологизм, остросюжетность, тематика, связанная с историей, боевыми действиями и неволей. Преимущественно в соответствии с ними отбирались классические произведения для изучения в рамках курса.

        Мы постарались максимально широко представить литературу (создать мини-модель, в первую очередь, отечественной литературы). Таким образом в курс вошли произведения различных литературных направлений (от романтизма до постмодернизма), эпох (от фольклорных песен до лирики ХХI века), родов и жанров, стран (отечественная и зарубежная, в том числе восточная), учтено литературное краеведение (астраханское), история перевода и пр.

        Отдельные тексты, указанные в программе, рассматриваются также на занятиях основного школьного курса. Такое дублирование связано либо с большим объёмом произведения (например, «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына), либо с чрезмерной популярностью автора (к примеру, С.А. Есенина) в среде учащихся-осуждённых. Напротив, ввиду ограниченного количества часов в программу не попали, безусловно, того заслуживающие очерки В.М. Дорошевича, лирика А.А. Барковой, «Одлян, или Воздух свободы» Л.А. Габышева, «Слепящая тьма» А. Кестлера» и др. Впрочем, список произведений, как и предложенную периодизацию, не следует считать каноническими. Они могут корректироваться в соответствии с предъявляемыми задачами аналогичных курсов.

        Цель  –  посредством специального подбора произведений для факультативного курса привести учащихся-осуждённых к более глубокому, целостному осмыслению основного курса литературы.

        Задачи  – мотивировать, заинтересовать, привлечь внимание учащихся-осуждённых к классической литературе;

                       сформировать у учащихся-осуждённых целостное представление о литературном процессе;

                 на материале «интересных» произведений рассмотреть проблемы истории и теории литературы;

                 закрепить полученные ранее на уроках навыки и умения анализа художественного текста;

                 воспитывать у учащихся-осуждённых моральные качества на примере авторов и персонажей литературных произведений.

        Методы и формы обучения. Настоящий факультативный курс разбит на разделы, охватывающие (за исключением «зарубежного») произведения по периодическому (временному) признаку. При выделении общих и частных особенностей разбираемых текстов востребованы индуктивный и дедуктивный методы.

        При ведении курса рекомендуется строить занятия из двух частей. Ввиду того, что на каждом занятии изучаются новые авторы и произведения, удобно первую часть организовывать в виде лекции, сообщения нового материала. Хорошо использовать аудиокниги, видеофильмы, мультимедийные ресурсы: сайты поэтов и писателей, электронные пособия, библиотеки. Таким образом, на данном этапе наиболее оптимальны словесные и наглядные методы, а также различные методы мотивации. Привлечение внимания к материалу – обязательное условие, без которого практически невозможен переход ко второй части урока. Также обязателен на занятиях пересказ содержания произведений учителем или учащимися (репродуктивный метод сообщения готовых знаний), в случаях, когда он сопровождается выводами, реализуется метод продуктивный.

        На втором этапе рекомендуется устраивать обсуждение пройденного материала. Проводить его можно в форме дискуссии. Помимо рассмотрения проблем и вопросов по текущей теме, на занятиях следует проводить повторение и закрепление ранее изученного литературоведческого аппарата (привлечение различных терминов и понятий при анализе произведений). Здесь будет востребован контроль хода и результатов отработки.

        Из других методов контроля (в виду ограниченного количества часов и специфики курса) применяется итоговый контроль. В качестве итога прохождения курса на последнем занятии планируется проведение недифференцированного зачёта в виде конференции, круглого стола или собеседования по вопросам.

        Оборудование: компьютер, DVD-проигрыватель, CD-проигрыватель, телевизор, мультимедиа-проектор, экран, принтер, мультимедийные диски, учебники, распечатки текстов, фотографии литераторов и иллюстрации к произведениям*.

___________

* В оформлении титульного листа программы использован рисунок Юло Соостера «Солнечный день в лагере».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

– основополагающие черты русской литературы;

– литературные направления XIX-XX века, их эстетические особенности;

– важнейшие биографические сведения об изученных авторах;

– характерные стилистические особенности творчества изученных авторов;

– факты взаимосвязи мировоззрения и творчества изученных авторов;

– сюжет рассмотренных художественных произведений;

– основные литературоведческие понятия (тема, идея, композиция, фольклор, литературное направление, течение, род литературы, жанр, мотив, система образов, традиция, стиль, изобразительные средства, поэтический размер и др.).

Учащиеся должны уметь:

– пересказывать содержание художественного произведения;

– выделять основные черты биографии литераторов;

– анализировать художественное произведение, используя элементарный литературоведческий аппарат;

– выделять тему, идею и композиционные особенности художественного произведения;

– определять родово-жанровую принадлежность художественного текста;

– выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении;

– охарактеризовать систему образов и выразительные языковые средства;

– обосновывать свою оценку прочитанного произведения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

факультативного курса для школ при ИУ

«Произведения “неволи” в русской и зарубежной литературе»

(36 часов, 1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных

часов

Форма

контроля

В том числе*

теоретические часы

практические часы

ВВЕДЕНИЕ

1

1

1.

УНТ.  ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ

3

1.1

УНТ. Удалые песни, песни неволи

1.2

Мотив «узничества» в русской поэзии ХIХ века. Стихотворения Ф.Н. Глинки, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета и др.

1.3

«Кавказский пленник» в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и В.С. Маканина

2.

РЕАЛИЗМ 2-Й ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА –

НАЧАЛА ХХ ВЕКА

4

2.1

Поэмы «Дедушка», «Русские женщины» Н.А. Некрасова

2.2

«Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского

2.3

«Пари» и «Остров Сахалин» А.П. Чехова

2.4

«Рассказ о семи повешенных» Л.Н. Андреева

3.

ДОВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

5

3.1

«Одесские рассказы» И.Э. Бабеля

3.2

С.А. Есенин. Цикл стихотворений «Москва кабацкая» и др.

3.3

Педагогическая повесть «Республика Шкид» Л. Пантелеева, Г.Г. Белых

3.4

Повесть «Щепка» В.Я. Зазубрина

3.5

«Мнимые величины» Н.В. Нарокова – послевоенный роман эмигранта о 37-м годе

4.

ЛИТЕРАТУРА ГУЛАГА

7

4.1

Стихотворения «неволи» О.Э. Мандельштама, Н.А. Клюева, П.Н. Васильева,

Н.А. Заболоцкого

4.2

«Колымская» проза В.Т. Шаламова

4.3

Из «Архипелага ГУЛАГа» А.И. Солженицына

4.4

Биография и лирика астраханца В.С. Филина

4.5

Поэзия «звезды ГУЛАГа» В.П. Соколова

4.6

Переводчики в ГУЛАГе. А.А. Штейнберг, А.С. Эфрон, М.П. Кудинов

4.7

«Нагрудный знак ”ОSТ“» В.Н. Сёмина – роман о немецком плене

5

ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО

В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

9

5.1

Поэзия И.А. Бродского

5.2

«Зона. (Записки надзирателя)» С.Д. Довлатова

5.3

Песни В.С. Высоцкого

5.4

Поэзия Л.Г. Губанова

5.5

Повесть «Верный Руслан» Г.Н. Владимова

5.6

Роман «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина

5.7

Трагедия «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Вен.В. Ерофеева

5.8

Рассказ «Онтология детства» В.О. Пелевина

5.9

Лирика Б.Б. Рыжего

6.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6

6.1

Поэзия Ф. Вийона

6.2

Поэмы «Корсар» и «Шильонский узник» Дж.Г. Байрона

6.3

Детективы. Рассказы Э. По

6.4

Новелла «В исправительной колонии» Ф. Кафки

6.5

Роман «Полёт над гнездом кукушки» К. Кизи

6.6

Роман «Женщина в песках» К. Абэ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1

Недифференцированный зачёт в виде конференции, круглого стола или собеседования по вопросам

1

Итого часов:

36

___________

* Ввиду оговорённой выше организации занятий, а также уплотнённости программы теоретические и практические часы (за исключением урока-введения и заключения-зачёта) не обозначаются. На каждом занятии рассматривается новое литературное произведение, теория и практика при этом сочетаются. Их соотношение обычно зависит от жанра рассматриваемого текста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Раздел I (3 часа)

УНТ. ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ

Народные песни «Не шуми, мати зелёная дубровушка…», «Сирота ли, сирота ты, сиротинушка…», «Соловей мой смутный – да смутён, невесёл…», «Иркутские края ли да заборы...» и др.

        Выразительные средства, традиционные образы народных песен. Жанровые особенности песен удалых, неволи. Использование названных произведений литераторами, стилизованные тексты.

        Стихотворения «Песнь узника» Ф.Н. Глинки, «Узник» А.С. Пушкина, «Узник» М.Ю.  Лермонтова,  «Узник» А.А.  Фета и др.

Мотив узничества, характерный для русского романтизма XIX века. Заключение и свобода – вариация двоемирия. «Сквозные» описания. Трансформация мотива в более поздних произведениях.

Одноимённые поэмы «Кавказский пленник» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, рассказы Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», В.С. Маканина «Кавказский пленный»

Распространённая антитеза в мотиве «кавказского пленения»: край свободы и неволя. Образы главных героев, пейзажные зарисовки. Черты романтизма в поэмах и реализма – в рассказах. Трансформация классического мотива в рассказе Маканина.

Раздел II (4 часа)

РЕАЛИЗМ 2-Й ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА – НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка», «Русские женщины»

Декабристская тема в русской литературе. Элементы романтического стиля и черты реализма в поэмах Некрасова. Композиция. Гражданский пафос и историзм. Родственность персонажей-революционеров 1820-х и 1870-х гг. Женские образы.

Роман «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского

Достоевский – основоположник реалистичной лагерной прозы. История создания «Записок из Мёртвого дома». Тема преступления и наказания. Смысл названия, проблематика, стилистические и жанровые особенности. Галерея персонажей. Традиции, заложенные в повести.

Рассказ «Пари» и книга очерков «Остров Сахалин» А.П. Чехова

«Пари» и «Остров Сахалин» в творчестве Чехова. Замысловатость сюжета рассказа, перечень книг, сформировавших мировоззрение главного героя. Натуралистичность и публицистичность книги очерков.

«Рассказ о семи повешенных» Л.Н. Андреева

Экспрессионизм андреевского творчества. Тема и проблематика «Рассказа о семи повешенных». Мотивы ожидания смерти, надежды, безысходности и страха. Система образов.

Раздел III (5 часов)

ДОВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Рассказы И.Э. Бабеля «Король», «Как это делалось в Одессе» и др.

Романтизация бандитов как неотъемлемой составляющей дореволюционной одесской жизни. Противопоставление преступной удали провинциальному мещанскому быту. Образы главных героев. Стилистика рассказов Бабеля.

Стихотворения С.А. Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…», «Пой же, пой. На проклятой гитаре…», «Мне осталась одна забава…», «Письмо к матери», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» и др.

Есенин – «самый русский» поэт отечественной литературы. Образ хулигана – одна из есенинских ипостасей. Мотивы уходящей молодости, обманутых надежд, мучительного обрывания связей с прошлым. Значение табуированной лексики для лирики Есенина.

Повесть Л. Пантелеева, Г.Г. Белых «Республика Шкид»

Детская литература. Псевдоним и соавторство. Черты художественно-педагогических жанров в «Республике Шкид». Автобиографический материал и непрофессионализм как составляющие успеха юношеской повести.

Повесть В.Я. Зазубрина «Щепка»

Кровавая цена революции и обесценивание человеческой жизни в повести Зазубрина. Идея и проблематика «Щепки». Мотивы выбора, человеческого достоинства и встречи смерти. Образы расстрельщиков.

Роман Н.В. Нарокова «Мнимые величины»

Биография Нарокова, освещение запретной темы эмигрантом. Авантюрная линия, система образов «Мнимых величин». Смысл названия и эпиграфа. Мотивы «Преступления и наказания» в романе-бестселлере. Изображение «самопожирания» системы.

Раздел IV (7 часов)

ЛИТЕРАТУРА ГУЛАГА

Стихотворения «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…» О.Э. Мандельштама, «Есть две страны; одна – Больница…» Н.А. Клюева, «Прощание с друзьями» П.Н. Васильева, «Где-то в поле, возле Магадана» Н.А. Заболоцкого

Трагические судьбы поэтов разных поколений в ХХ веке. Жизнь вразрез с законами самосохранения. Слияние личной беды с народной, предчувствие непоправимого в стихах. Стилистика, образность и ритмика текстов.

Рассказ В.Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачёва» и др.

Картины иррационального мира Колымы в прозе Шаламова. Отрицание автором гуманистических основ русской литературной традиции. Проблема выбора в рассказе «Последний бой майора Пугачёва». Тема борьбы за свободу как высшую ценность существования.

«Сорок дней Кенгира» – глава из книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

«Архипелаг ГУЛАГ» – «опыт художественного исследования». Художественно-документальный и научно-популярный жанр. Композиция книги. Стилистические особенности. Традиции Достоевского, Чехова, Толстого в творчестве Солженицына.

Стихотворения В.С. Филина «В Мичуринске», «Расстрел в Тайшете», «Растрёпанные годы отлетают, как листья…», «Жизнь  –  в толкотне и суете вокзалов…» и др.

Филин – герой документальной повести А.В. Жигулина «Чёрные камни». Основные мотивы лирики, их традиционность для лагерной поэзии. Астраханские мотивы и образы в стихотворениях.

Стихотворения В.П. Соколова «В эту ночь серебром размерцались снега…», «Вьюга балериной-баловницей…», «В каждом слове – собор…», «Золотая лампада луны…», «Я остров надежды в море уныния…» и др.

Соколов (Валентин З\К) – лучший поэт, «звезда ГУЛАГа». Богатая образность, звуковой строй, причудливость графики стихотворений. Умение увидеть красоту вокруг себя. Характерная «неозлобленность», зоркое запечатление деталей, верность этическим принципам.

Переводы А.А. Штейнберга (из Ю. Тувима), А.С. Эфрон (из Ш. Бодлера), М.П. Кудинова (из Г. Аполлинера)

Работа переводчика как способ выживания «несоветских» литераторов в СССР. Судьбы переводчиков, попавших в лагеря. Зарубежные авторы, выбранные для переводов – их биографии, особенности творчества.

Роман В.Н. Сёмина «Нагрудный знак ”ОSТ“»

«Нагрудный знак ”ОSТ“» – роман, построенный на автобиографическом материале. Черты соцреализма. Образ рассказчика-подростка, его «взросление». Сопоставление картин немецкого плена и советских лагерей (на материале ранее пройденных произведений).

Раздел V (9 часов)

ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Стихотворения И.А. Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Речь о пролитом молоке», «В деревне Бог живёт не по углам…», «Север крошит металл, но щадит стекло…» и др.

Многоликий Бродский – поэт «ленинградской школы», переводчик, эссеист. Осуждённый, эмигрант, преподаватель. Награждение Нобелевской премией. Космополитизм поэзии. Тема времени. Традиции Цветаевой, Ахматовой, Пастернака и др.

Повесть С.Д. Довлатова «Зона. (Записки надзирателя)»

Биография Довлатова. Стилистические особенности довлатовской прозы, её герои. Хемингуэевские мотивы. Незлобивость повествователя, юмор и абсурд «Зоны. Записок надзирателя». Зона как уменьшенная модель советского государства.

Песни В.С. Высоцкого «Банька по-белому», «Баллада о детстве», «Тот, который не стрелял», «Охота на волков», «Штрафные батальоны» и др.

Поэт-бард, актёр. Манера исполнения. Мужское начало лирики. Литературные перевоплощения Высоцкого. Героика песен. Военная тема, отображение послевоенной жизни в творчестве.

Поэма и стихотворения Л.Г. Губанова «Полина», «Палитра скорби», «Дуэль с родиной», «Благодарю», «М. Ю. Лермонтову» и др.

Гражданская и творческая деятельность объединения «СМОГ». Губанов – поэт «московской школы». Необходимость свободы творчества для существования поэта. Новаторство и интертекстуальность. Мотив трагической судьбы мастера. Образы Родины, поэтов-классиков.

Повесть Г.Н. Владимова «Верный Руслан»

История создания и публикации повести Владимова. Мир людей глазами собаки. Тема дрессировки, изменения сознания, природы. Утрата смысла существования. Двойственный образ пса Руслана: палач или жертва?

Роман А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Биография Приставкина. «Ночевала тучка золотая» – роман-прозрение. Тема выселения чеченского народа. Мотивы сиротства, мечты, милосердия и мести. Противопоставление искреннего мира детей миру условностей взрослых.

Трагедия Вен.В. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора»

Биография Вен.В. Ерофеева – писателя, филолога, эрудита. Элементы классического жанра в пьесе «Вальпургиева ночь, или Шаги командора». Сумасшедший дом – метафора советского государства. Смысл финала пьесы.

Рассказ В.О. Пелевина «Онтология детства»

Пелевин – писатель-постмодернист. Реальное и ирреальное отражение прошлого и современности в пелевинской прозе, черты массовой литературы. Мир глазами взрослеющего ребёнка в рассказе «Онтология детства».

Стихотворения Б.Б. Рыжего «Киндзмараули», «Что махновцы, вошли красиво…», «Кальян», «Я уеду в какой-нибудь северный город…», «В России расстаются навсегда…» и др.

Рыжий – поэт-современник. Литературная маска. Образ поэта-хулигана. Самодраматизация. Изображение России периода 1990-х в лирике Рыжего. Классические традиции в творчестве. Мотив раннего ухода.

Раздел VI (6 часов)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Стихотворения Ф. Вийона «Разговор души и тела Вийона» (пер. Ю.А. Кожевникова), «Баллада повешенных» (пер. А.В. Парина), «Четверостишие, сложенное Вийоном, когда он был приговорён к смерти» (пер. И.Г. Эренбурга), «Баллада III» (пер. Е.Л. Кассировой)

Вийон – последний поэт Средневековья и первый поэт Возрождения. Гуманизм, идея милосердия в творчестве Вийона. Образ поэта-проходимца, жизнелюбие, искренность и самоирония. Стилистика и виртуозность «жёлтых» баллад.

Поэмы Дж. Г. Байрона «Корсар» (пер. Г.А. Шенгели) и «Шильонский узник» (пер. В.А. Жуковского)

Байрон – «властитель дум» XIX века. Черты романтизма в поэмах Байрона. Образы главных героев. Образы моря и тюрьмы. Смысл финалов поэм. Соотнесение биографии Жуковского и темы переведённой им поэмы.

Детективная новелла Э. По «Убийство на улице Морг» (пер. Р.М. Гальпериной)

Детектив как жанр. Элементы классического детектива: композиция, система образов, остросюжетность. По – загадка литературы, предтеча символизма, основоположник детектива. Образ Дюпена, сыщика-любителя.

Новелла Ф. Кафки «В исправительной колонии» (пер. С.К. Апта)

Предсказание Кафкой тоталитарного государства и бюрократизма, обличение их губительности для человека. Идея объективной справедливости. Преступление и наказание. Гротеск и абсурд в новелле. Образ преступника-сотрудника правопорядка.

Роман К. Кизи «Полёт над гнездом кукушки» (пер. В.П. Голышева)

«Полёт над гнездом кукушки» – антиутопия и протест «контркультуры» против ханжества «общества потребления». Образы главного героя и рассказчика. Психушка – аллегорический портрет Америки второй половины ХХ века. Смысл названия, эпиграфа и посвящения.

Роман К. Абэ «Женщина в песках» (пер. В.С. Гривнина)

Особенности японской литературы. Тема свободы и смирения. Главный герой – энтомолог и пленник. Двойственный образ женщины: преграда на пути к освобождению или спасение от одиночества. Экзистенциальный образ песка в романе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-справочная литература

  1. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей: В 2 т. Т. 1. / предисл. В. Крейда – М. : ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. – 304 с.
  2. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей: В 2 т. Т. 2. – М. : ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. – 288 с.
  3. Ерёмин В. Н. Сто великих поэтов. – М. : Вече, 2007. – 480 с.
  4. Грудкина Т. В., Кубарева Н. П., Мещеряков В. П. и др. Сто великих мастеров прозы. – М. : Вече, 2007. – 480 с.
  5. Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка: Лит.-библиогр. справочник / Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит. – СПб. : Азбука; М. : ТЕРРА, 1997. – 608 с.
  6. Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа. Америка. Австралия: Лит.-библиогр. справочник / Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит. – СПб. : Азбука; М. : ТЕРРА, 1997. – 688 с.
  7. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века / гл. ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта +, 2002. – 672 с.
  8. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век / гл. ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта +, 2002. – 688 с.
  9. Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / гл. ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта +, 2002. – 672 с.
  10. Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / гл. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта +, 2002. – 656 с.
  11. Энциклопедия мировой литературы / сост. и науч. ред. С. В. Стахорский. – СПб. : Невская книга, 2000. – 656 с.
  12. Хозиева С. И. Русские писатели и поэты. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – 576 с.

Методическая литература

  1. Браже Т. Г. Вопросы преподавания литературы в V-VIII вечерней (сменной) школы. – М. : Просвещение. – 1965. – 200 с.
  2. Вечерняя школа. Методическое руководство для работников вечерней (сменной) школы / под ред. А. В. Даргинского. – М. : Просвещение. – 1978. – 232 с.
  3. Дифференциация и индивидуализация обучения в вечерней школе. Из опыта работы вечерней (сменной) школы № 195 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга / под ред. Л. Л. Горбуновой. – СПб. : МФИН, 2005. – 167 с.
  4. Кириллова Г. Д. Организация учебной деятельности учащихся вечерней школы на уроке. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 35 с.
  5. Межпредметные связи истории с литературой и способы развития мыслительных умений учащихся. Методические рекомендации для учителей и студентов. – Самара. – 1992. – 16 с.
  6. Мягченков С. В. Воспитательная работа в вечерней школе. Пособие для работников вечерней (сменной) школы. – М. : Просвещение. – 1979. – 192 с.
  7. Свечникова И. Н. Развитие читательского самосознания старшеклассников на уроках по изучению русской классики. – Астрахань. – 2005. – 28 с.

Художественная литература

  1. Абе К. Женщина в песках. – М. : Рипол Классик, 2004. – 288 с.
  2. Андреев Л. Н. Проза. – М. : АСТ, 2007. – 240 с.
  3. Бабель И. Э. Избранное. – М. : Олимп, ООО «Издательство АСТ», 2001. – 592 с. – («Школа классики» – ученику и учителю).
  4. Байрон Дж. Г. Избранное. – М. : Рипол Классик, 1998. – 832 с.
  5. Белых Г. Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. – М. : Детская литература, 2005. – 222 с.
  6. Губанов Л. Г. «Я сослан к Музе на галеры...» / сост. И. С. Губанова. – М. : Время, 2003. – 736 с.
  7. Довлатов С. Д. Зона. (Записки надзирателя). – М. : Азбука-классика, 2007. – 224 с.
  8. ЕСТЬ ВСЮДУ СВЕТ... Человек в тоталитарном обществе: Хрестоматия для старшеклассников / сост. С.С. Виленский. – М. : Возвращение, 2000. – 480 с.
  9. Кафка Ф. Процесс. Замок. Превращение. В исправительной колонии. – М. : АСТ, 2006. – 640 с.
  10. Кизи К. Пролетая над гнездом кукушки. – М. : Азбука-классика, 2002. – 384 с.
  11. Нароков Н. В. Мнимые величины. – М. : Гудьял-Пресс, 2000. – 366 с.
  12. Пелевин В. О. Все рассказы. – М. : Эксмо, 2008. – 512 с.
  13. По Э. Рассказы. – М. : Художественная литература, 1980. – 352 с.
  14. Повести временных лет: 1917 – 1940. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 896 с.
  15. Поэзия узников ГУЛАГа: Антология / сост. С.С. Виленский. – М. : МФД; Материк, 2005. – 992 с.
  16. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия: Сборник / сост., подгот. текста, предисл. к разделам, коммент. Ал. Горелова. – Л. : Худож. лит., 1984. – 584 с.
  17. Русская поэзия XIX века: В 2 т. Т. 1. / сост. Е. Винокуров, В. Коровин. – М. : Художественная литература, 1974. – 703 с.
  18. Русская поэзия XIX века: В 2 т. Т. 2. / сост. Е. Винокуров, В. Коровин. – М. : Художественная литература, 1974. – 735 с.
  19. Рыжий Б. Б. Оправдание жизни. – Екатеринбург: У-Фактория, – 2004. – 832 с.
  20. Сёмин В. Н. Семьсот шестьдесят третий. – М. : Молодая гвардия, – 1976. – 528 с.
  21. Современная русская литература – Хрестоматия для средней и высшей школы / сост. В. Н. Гвоздей, М. Ю. Звягина, Г. Г. Исаев и др. : вступ. ст. Г. Г. Исаева, Астрахань: изд-во Астраханского пед. ин-та, 1995. – 647 с.
  22. Соколов В. П. Тени на закате: Стихотворения и поэмы, 1945 – 1982 – М. : Лира, 1999. – 400 с.
  23. Строфы века. Антология русской поэзии / сост. Е. А. Евтушенко. – М. : Полифакт. Итоги века, 1999. – 1104 с.
  24. Строфы века – 2. Антология мировой поэзии в русских переводах ХХ века / сост. Е. В. Витковский. – М. : Полифакт. Итоги века, 1998. – 1192 с.
  25. Филин В. С. Лихолетье: Стихи; [вступ. ст. А. В. Жигулина]. – М. : Современник, 1990. – 126 с.

Электронные ресурсы

  1. Высоцкий: время, наследие, судьба – http://otblesk.com/vysotsky
  2. Губанов Леонид Георгиевич – http://gubanov.yarus.aspu
  3. Достоевский Федор Михайлович – http://www.dostoevskiy.net.ru/
  4. Иосиф Бродский – http://www.bz.spb.su/brodsky
  5. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО – http://ruslit.ioso.ru/
  6. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала – http://litera.edu.ru/
  7. Лермонтов Михаил Юрьевич – http://www.lermontow.org.ru/
  8. Некрасов Николай Алексеевич – http://www.nekrasow.org.ru/
  9. Пушкин Александр Сергеевич – http://www.aleksandrpushkin.net.ru/
  10. Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия [Мультимедийный диск]. – М. – 2007.
  11. Русская поэзия XIX и XX веков – http://www.fplib.ru/
  12. Слова: поэзия Серебряного века – http://slova.org.ru/
  13. Стихия: классическая русская / советская поэзия – http://litera.ru/stixiya/
  14. Толстой Лев Николаевич – http://www.levtolstoy.org.ru/
  15. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 класс [Мультимедийный диск]. – М. – 2005.
  16. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс [Мультимедийный диск]. – М. – 2005.
  17. Чехов Антон Павлович – http://www.antonchehov.org.ru/

Фильмография

  1. Баллада о семи повешенных. – Реж. : М. Голлы, Чехословакия/ Словакия – 1968.
  2. В исправительной колонии (La Colonia Penal). – Реж. : Р. Руис, Франция – 1971.
  3. Женщина в песках (Woman In The Dunes). – Реж. : Х. Тэсигахара, Япония – 1964.
  4. Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад. – Реж. : В. Мотыль, СССР – 1984.
  5. Ночевала тучка золотая. – Реж. : С. Мамилов, СССР – 1989.
  6. Одесские рассказы Исаака Бабеля. – Реж. : Н. Тягунов, СССР – 1984.
  7.  Полёт над гнездом кукушки (One Flew Over the Cuckoo's Nest). – Реж. : М. Форман, США – 1975.
  8. Республика ШКИД. – Реж. : Г. Полока, СССР – 1966.
  9. Чекист. – Реж. : А. Рогожкин, Россия, Франция – 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса по ОБЖ "Займёмся собой".

В структурном соотношении программа факультатива "Займемся собой" состоит из 4 разделов. Каждый раздел учит понимать важность здоровья людей. Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья, ...

Авторская программа факультативного курса «Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растительной популяции»

Факультативный курс предназначен для учащихся 7 класса. Программа рассчитана на 34 часа. Перед современной биологической наукой стоит задача колоссальной значимости - найти условия равновесия в ...

Авторская программа факультативного курса "Лексика и фразеология русского языка"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Факультатив спланирован для уч-ся 7-8 классов....

Авторская программа факультативного курса "Вокруг тебя- мир.."

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методические ресурсы. Факультатив разработан для уч-ся 5-8 классов....

Авторская программа факультативного курса "Тексты разных стилей речи"

Данный курс помогает подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, в которых одним из компонентов экзамена являются изложение, сочинение.  Изучая тексты, способы его восприятия, ученик накапли...