Открытый урок в рамках муниципального учебно- методического семинара «Роль семьи в формировании личности главного героя в рассказе А.Платонова «Никита»
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Вялых Элеонора Леонидовна

Цели урока :

Образовательные:

• Повышать качество чтения.

• Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел.

• Добиться понимания сюжета и проблематики рассказа.

Развивающие:

• Развивать умение выразительно читать и слышать автора.

• Развивать умение пересказывать текст. • Развивать творческое и логическое мышление.

Воспитательные:

•     Пробудить чувство удивления миром природы.

• Воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир.

•    Формировать у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается трудом и с помощью семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_moy.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Технологическая карта урока 

Описание урока/занятия

Предмет

Литература

Класс

5 «Б»

Тема

«Роль семьи в формировании личности главного героя в рассказе А.Платонова «Никита»

Автор урока (ФИО, должность)

Вялых Элеонора Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МКОУ «СОШ №1 п.Пристень» Пристенского района

Район

Пристенский

Город/поселение

п.Пристень

Тип урока (мероприятия, занятия)

Изучение новых знаний

Время реализации урока (мероприятия, занятия) - 45 минут

Цели урока:

Образовательные:

• Повышать качество чтения.

• Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел.

• Добиться понимания сюжета и проблематики рассказа.

Развивающие:

• Развивать умение выразительно читать и слышать автора.

• Развивать умение пересказывать текст. • Развивать творческое и логическое мышление.

Воспитательные:

•     Пробудить чувство удивления миром природы.

• Воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир.

•    Формировать у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается трудом и с помощью семьи.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

Дидактическая структура урока.

Каким образом данный урок (занятие, мероприятия) будет содействовать реализации новых ФГОС?

  • Организация начала занятия
  • Мотивация к учебной деятельности
  • Актуализация знаний
  • Постановка цели (целеполагание)
  • Организация деятельности по восприятию
    рассказа
  • Обсуждение прочитанного и просмотренного
  • Интерпретация рассказа
  • Парная работа
  • Рефлексия

Размер мультимедиа компонента

1,51 МБ

Вид мультимедиа компонента(презентация, видео, электронная таблица, др.)

  • презентация

Ресурсы, оборудование и материалы: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, презентация

Список учебной и дополнительной литературы: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г

Ссылки на использованные интернет-ресурсы: Литературные имена (http://www.library.ru)

2. Сайт жизни и творчества А. П. Платонова (http://forum.template-cms.ru)

3. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:  частично – поисковый,  словесный метод, подводящий диалог; практический метод,  здоровьесберегающие технологии.

                Ход урока

Сиротства человек не терпит, и оно –               величайшее горе.
А. Платонов 

1.Организационный момент

Посмотрим, друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

2.Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были познакомиться с биографией, сейчас я проверю, как вы справились с этим заданием. (Прием «Чистая доска)

-Назовите настоящую фамилию Платонова?

-В каком городе он родился?

-В какой семье вырос?

-Как называется его первый сборник стихов? («Голубая глубина»)

-Ребята, действительно, память о Платонове жива и сегодня. Андрей Платонович Платонов – великий писатель, который на протяжении всей свой жизни написал большое количество произведений, внес свой огромный вклад в развитие литературы. Его произведения находятся на золотой полке нашей России. Перед вами выставка его произведений, с некоторыми вы уже знакомы, но есть и такие, которых вам предстоит изучать. Среди них рассказ «Никита», который вы были должны дома прочитать.

        Блиц-опрос. СЛАЙД 1

Откройте тетради. Сейчас мы с вами проверим знания текста. А в этом нам поможет блиц-опрос. Я буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставите +, если нет , то -.

1.  Главный герой рассказа Никита.

2. Мальчику 7 лет.

3. Мама работала в магазине.

4.Мама оставляла ему на обед молоко с хлебом.

5. Папа был на войне.

6. Никита представлял, что солнце – это бабушка.

7. По мнению Никиты, в колодце жили змеи.

8. Никита предлагает папе «все трудом добывать, чтобы все было живым»

б) Взаимопроверка СЛАЙД 2

Ключи к блиц-опросу: 1+, 2-, 3-, 4+, 5+, 6-, 7-, 8+. Каждый правильный ответ- это 1 балл.

8+ - «5»

6-7 + - «4»

4-5 + - «3»

0-3 + - «2»

Поднимите солнышко, у кого оценка «5», солнышко и тучку -«4», тучку - «3», «2». Рада, что сегодня у нас на уроке очень солнечно. Молодцы, хорошо подготовились.

3.Подготовка к работе с текстом, опираясь на жизненный опыт.

1.Ребята, а есть ли у вас семья?

3.А как вы понимаете значение слова «семья»? Давайте, обратимся к Толковому словарю по редакцией Ожегова. (По Ожегову СЕМЬЯ- это объединение людей, сплоченных общими интересами)

4. Ребята, на классных часах мы не раз говорили о семейных ценностях. Давайте вспомним, на каких семейных ценностях держится семья?

5.Расскажите нам о своей семье. (Знакомят с проектом «Моя семья»)

6.Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о семье)

7.оттакиваясь от темы урока, какую цель мы перед собой поставим? (Проследить, как семья влияет на становление личности маленького мальчика)

8. Обратите внимание на эпиграф урока. СЛАЙД 3

Сиротства человек не терпит, и оно – величайшее горе.
А. Платонов 

Как вы его понимаете?

Молодцы, ребята, в конце урока мы еще вернемся к эпиграфу.

4.Работа с художественным текстом. СЛАЙД 4

На прошлом уроке мы с вами в рассказе выделили 3 части, но не успели их озаглавить. Сейчас вам предстоит поработать в парах и составить в тетрадях план рассказа.

А. Мама уходит на работу. (От начало рассказа до слов «…и его облако закроет».)

Б.Никита «живет» один (От слов «оставшись один…» до слов «…и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)

В.Возвращение отца.  (От слов «Дома Никита увидел мать…» до конца рассказа)

А.Анализ 1 части рассказа  (Мама уходит на работу)

1. Где родители Никиты? (они трудятся)

2. Какие поручения давала мальчику мама?

Чему научила мама мальчика?

3.Кто определит ключевую фразу первой части? («Ты живи смирно один»)

4 Какие чувства здесь испытывает Никита? (страх, одиночество)

5.Какую проблему поднимает автор? (проблема одиночества)

        

Физминутка.

-А теперь, ребята, встать.

Руки медленно поднять!

Как Никита пальцы сжать,

И по дворику бежать!

Наклонитесь вправо, влево,

И беретесь вновь за дело!

Молодцы, продолжаем работать!

Б. Анализ 2 части рассказа (Никита «живет» один)

        1. Почему Никите кажется, что все вокруг живое? (Богатое воображение)

2.С кем из тайных жителей Никита разговаривает? О чем? Прочтите!

(Выборочное чтение с пояснением словарных словтрудодень, просо)

3.Ребята, обратите внимание на иллюстрацию к рассказу, и скажите какой эпизод из рассказа вы увидели?

4.А почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку? (Доброе солнце)

5.Какую здесь проблему поднимает Платонов? (Проблема добра и зла)

Индивидуальная работа – объяснить «платоновские выражения». СЛАЙД 5

«Живи смирно один»- живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.

«Век вековать»- жить всю жизнь

«От солдата пахло теплом, хлебом, землей»- пахло родным, добрым

Таким образом, ребята, именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Он все время ищет заступничества у взрослого близкого человека. Поэтому и обращается к дедушке, которого он очень любил.

В.Анализ 3 части рассказа. 

Чтение по ролям: автор, Никита, отец, мать.

1. Как характеризует Платонов образ отца ? (Портрета отца нет, потому что внешность здесь не играет значения, главное запах, который идет от отца «от солдата пахло теплом, чем-то добрыми смирным хлебом и землей»)

2.Ребята, обратите внимание на выразительные средства- символы, которые встречаются нам в тексте (СЛАЙД 6): Старый солдат - мудрый,

        Ясные пуговицы- символ ясных, светлых дней

        Хлеб- символ воссоединения семьи, достаток, тепло, уют, спокойствие.

3 Как вы понимаете его слова: «Врага- неприятеля погубили, пора о тебе с матерью подумать»

Подберите слова синонимы к слову, погубили: победили. То есть на этой войне была победа советского народа над фашизмом, над врагами! Какой юбилей будет отмечать наша Россия в этом году? (В этом году мы отмечаем 73 года со дня этой Великой Победы!)

4 Что первым делом делает отец, вернувшись с войны? (работает)

5 Ребята, а когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир? Зачитайте! (Во дворе все молчали….с.115)

6.  Как вы думаете, почему мальчик теперь ничего не боится?

7.От чего зависит, каким будет человек? (от труда и от семьи)

8.Какая проблема выдвинута в 3 части рассказа? (Каким быть?)

Итог. Итак, мальчик защищен любовью родителей. Каким станет ребенок: со знаком + или со знаком – зависит от того на сколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от сиротства и одиночества.

Итог урока. СЛАЙД 7

Ребята, мы с вами подробно проанализировали рассказ «Никита» Платонова.  Скажите мне, пожалуйста, как вы сейчас понимаете эпиграф к уроку.

Рефлексия. СЛАЙД 8

Перед вами облако «Тегов». Выберете  1 предложение и его закончите.

Сегодня я убедился…

Сегодня я узнал…

Сегодня я учился…

Я задумался о том…

На мой взгляд, произведение А.Платонова «Никита»…

Домашняя работа. СЛАЙД 9

1.Выполнить рисунки к рассказу и их озаглавить.

2.ответить письменно на вопрос № 4, стр.121

Оценивание.

Ребята, а давайте создадим погоду нашего урока. Если вы считаете, что на уроке вам было комфортно, все понятно, вы ставите солнышко на доске, а если вы чувствовали дискомфорт, или что-то вам было непонятно, то тучку. Это для того, чтобы я учла ваши пожелания для дальнейших уроков.

До свидания! Спасибо за отличную работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности»

«Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья» Но как писал Макаренко «семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться ...

Роль семьи в формировании личности

Презентация на тему "Роль семьи в формировании личности"...

Роль семьи в формировании личности

От вас,уважаемые родители, зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа—что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки—вот что формирует поведение ребенка, а не слова и  н...

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья - это институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребност...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Материал можно  использовать  для бесед с родителями.  Речь идёт о том,  какой разной может  быть  родительская  любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...

Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"

  Презентация является приложением  к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....