Презентация по литературе на тему "Анализ стихотворения С. Есенина" Закружилась листва золотая " (9класс)
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Кастерина Татьяна Ивановна
В презентации размещено стихотворение и задания, развивающие языковую компетентность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Есенин358.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ « Кулеватовская СОШ» Анализ стихотворения С.Есенина «Закружилась листва золотая» Подготовила: учитель русского языка и литературы, Кастерина Т.И. 2020-2021 учебный год

Слайд 2

Цель: умение выполнять анализ поэтического текста. Задачи: Формировать умение поисковой работы с художественным текстом, с толковым словарем. Развивать языковую компетентность. Воспитывать самостоятельность, сотрудничество, коммуникативность.

Слайд 3

Есенинский пейзаж Поэзия Есенина — это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин — великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина — Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Все стихи Есенина пропитаны любовью к Родине, к родным лесам, лугам, к родной земле. Сколько гордости и восхищения слышится в его произведениях! Ведь главной любовью его жизни, ее смыслом была Россия. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине», – именно так сам Есенин определял основной мотив своего творчества. Поэту самому трудно объяснить, почему и за что он любит её: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу». Это чувство ёмкое, многогранное и разностороннее: здесь и «думы несметные», и «песни заветные», и «хижины хилые», и «борозды милые», и «весёлый покос», и «берёзка русская», и многое-многое другое, из чего складывается неповторимый облик отчего края. Есенинские пейзажи насыщены сквозными образами – образами русских деревьев: берёза, клён, тополь, липа, ива, черёмуха, верба… Поэт упомянул в своих пейзажных зарисовках более 20 пород деревьев, причём деревья у него не безликие и абстрактные, а конкретные, с индивидуальными чертами характера. «Как метель, черёмуха машет рукавом», «берёзы стоят, как большие свечки», «пригорюнились девушки-ели», «звонно чахнут тополя», «слухают ракиты посвист ветряной», «старый клён на одной ноге» и т.д.

Слайд 4

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол. И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец. Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод. Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость — Все любя, ничего не желать? 1918 г.

Слайд 5

Анализ стихотворения « Закружилась листва золотая» 1) Прочитайте стихотворение « Закружилась листва золотая». 2) Определите лексическое значение следующих слов: стая, дол, отрок, стог, плоть. 3) Выпишите из текста слово, употребленное в переносном смысле, характеризующее окрас листвы. Подберите к данному прилагательному нейтральный синоним. 4) Выпишите олицетворения, встретившиеся в тексте. 5) Словесно нарисуйте состояние души лирического героя. 6) Перечислите оттенки цветов, которые бы вы использовали при написании картины после прочтения данного стихотворения. 7) Какова стилевая отнесенность текста? Докажите. 8) Запишите конструкцию слова по составу: розовость. 9) Какие породы деревьев упоминаются поэтом? 10) С чем сравнивается листва в стихотворении? 11) В каком значении употреблено слово бережливо , подберите синоним и антоним к данной лексической единице.

Слайд 6

Источники: pixabay.com.ru/images/search/ осень / rustih.ru.esenin.listva-zolotaya/ litfest.ru/stihi-o-prirode.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по литературе "Золотой век русской литературы. К.Д.Батюшков"

Урок литературы. 9 класс. Презентация.Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта 19 века К.Д.Батюшкова....

Разработка конспекта урока литературы по теме "Особенности пейзажа в стихотворении Б.Л.Пастернака "Золотая осень"

урок разработан с целью научить детей видеть в стихотворении изобразительно-выразительные средства, анализировать лирическое произведение,развивать творческие их способности ....

Урок-презентация по литературе в 6 классе "Анализ стихотворения Н.Некрасова "Железная дорога"

Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха...

Презентация по литературе "Судьба Прекрасной Дамы в стихотворении А.Блока "Незнакомка" 11 класс

В презентации есть повторение литературного материала 19 века, анализ стихотворения "Незнакомка"....

Презентация по литературе на тему:"Пушкин и Тукай. Диалог культур"(9класс)

Данная презентация подготовлена для урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе....

Конспект и презентация по литературе 5 класс. Некрасов. Стихотворение "На Волге"

Конспект урока литературы. 5 класс. Некрасов. Стихотворение "На Волге"...

"Закружилась листва золотая..."

quot;Закружилась листва золотая..." - так назывались творческие уроки литературы в 6 и 8 классах, посвящённые 125 годовщине со дня рождения С. А. Есенина, которые провела учитель русского языка ...