Контрольная работа по литературе. I полугодие.10 класс.
методическая разработка по литературе (10 класс)

Полугодовая контрольная работа  по литературе для учащихся 10 класса составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с действующей программой по литературе.

Цель работы – оценить общеобразовательную подготовку учащихся по литературе за первое полугодие 10 класса, занимавшихся по учебнику :

Литература: учебник для 10 класса : среднее (полное)общее образование (базовый уровень) : в 2 ч. /И.Н. Сухих.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr.lit_.10._1polugodie._1variant.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

  Контрольная работа по литературе

за I полугодие.

10 класс.

I вариант.

Полугодовая контрольная работа  по литературе для учащихся 10 класса составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с действующей программой по литературе.

Цель работы – оценить общеобразовательную подготовку учащихся по литературе за первое полугодие 10 класса, занимавшихся по учебнику :

Литература: учебник для 10 класса : среднее (полное)общее образование (базовый уровень) : в 2 ч. /И.Н. Сухих.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Контрольная работа рассчитана на 60 минут.

Работа состоит из  двух частей : 1 часть - тест из 32 заданий, 2 часть – сочинение.

Часть 1 содержит   32 задания.  К каждому заданию даны  варианты ответов. Каждое правильно выполненное задание  оценивается в 1 балл.

Часть 2 содержит задание, требующее    развернутого ( 13-15 предложений)  ответа на вопрос,  – написание сочинения. Оценивается сочинение  в соответствии  с  критериями ОГЭ по литературе в 9 классе..

  1. Шкала перевода баллов, полученных за решение тестов, в оценки:

Оценка

Оценка «2»;  

Оценка «3»;

Оценка «4»;

Оценка «5»;

0-7  балла

8-18  баллов

19-29  баллов

30-32 балл

  1. Критерии оценивания сочинения. 

Баллы.

Критерии.

                    1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне.

2

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне.

1

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно.

0

Тема не раскрыта.

                2. Привлечение текста произведения для аргументации.

3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,  авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.

2

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,  авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки

1

Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

 ИЛИ

 аргументация подменяется пересказом текста,  авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущено три фактические ошибки.

0

Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),

ИЛИ

 при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено четыре или более фактические ошибки,

И/ИЛИ

авторская позиция искажена.

                   3. Опора на теоретико-литературные понятия.

2

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.

1

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

0

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий.

                     4. Композиционная цельность и логичность.

3

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

2

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

 НО

 внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы.

1

В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, 

И/ИЛИ

мысль повторяется и не развивается.

0

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.

                              5. Соблюдение речевых норм.

2

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок.

1

Допущено три-четыре речевые ошибки.

0

Допущено пять или более речевых ошибок.

                                                     Максимальный балл за сочинение – 13.

Критерий №1 – главный !! Если по этому критерию 0 баллов, работа не оценивается!!!

  1. Шкала перевода баллов, полученных за написание сочинения, в оценки:

Оценка

Оценка «2»;  

Оценка «3»;

Оценка «4»;

Оценка «5»;

0-4  балла

5-8  баллов

9-11  баллов

12-13 балл

Распределение заданий по основным темам :

Тема

Количество заданий

Уровень сложности

1

Знание биграфии писателей

1

1

-

-

2

Знание программных художественных произведений

17

3

8

6

3

Теория литературы

14

3

7

4

Задания контрольной работы  соответствуют кодификатору , включающему следующие элементы содержания:

Художественная литература как искусство слова. Авторский замысел и его воплощение. Историко-литературный процесс.Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Авторская позиция. Тема. Идея. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия. Лирическое отступление. Конфликт. Лирический герой. Система образов.Портрет. Ремарка. Говорящие фамилии. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Сюжет и фабула. Язык художественногопроизведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора ( включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись : ассонанс, аллитерация. Проза и поэзия. Стихотворные размеры : ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

«Слово о полку Игореве».

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Лирика. Роман «Евгений Онегин».Роман «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Роман «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Повесть «Невский проспект».

Ф.И. Тютчев. Лирика.

А.А. Фет. Лирика.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

А.Н. Островский . Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Повесть «Ася». Роман «Отцы и дети».

                                                         Часть 1

1.Соотнесите фамилии с  полными именами писателей и поэтов.

  1. Островский       А. Афанасий Афанасьевич
  2. Тютчев               Б. Федор Иванович
  3. Фет                     В. Иван Сергеевич
  4. Гончаров            Г. Александр Николаевич
  5. Тургенев            Д. Иван Александрович

2.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

а) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм

б) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

в) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм

г) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм

3. Заполните таблицу. Соотнесите роды литературы, характеристики родов,  жанры  и названия произведений, укажите авторов данных произведений.

ЭПОС

ЛИРИКА

ДРАМА

Общая характеристика

Жанры

Произведения. Авторы!!

«Светлана», «Герой нашего времени», «Гроза», «Капитанская дочка», «Silentium»,

 « Преступление и наказание»,  «Ревизор», «Пророк», «Отцы и дети», «Обломов»,                                                          

 «Мертвые души»,  «Шепот, робкое дыханье…»,  «Луч света в темном царстве»,

 «Анчар», «Родина», «Горе от ума», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Бедная                    

 Лиза»,  «Нищий» /

4. Соотнесите имена героев и названия произведений .

1. Петр Андреевич                       А. «Отцы и дети»

2. Ольга Дмитриевна                   Б. . «Гроза»

3. Марфа Игнатьевна                   В. «Капитанская дочка»

4.  Павел Петрович                       Г. «Обломов»

5.  Илья Ильич                              Д. « Евгений Онегин»

5. В каких  произведениях конфликт поколений является основным, ведущим.

А. «Капитанская дочка»

Б. «Обломов»

В. «Гроза»

Г. «Отцы и дети»

Д. «Евгений Онегин»

6. Определите, в каких произведениях герой проходит испытание любовью.

А. «Герой нашего времени»

Б. «Обломов»

В. «Отцы и дети»

Г. «Ася»

Д. «Медный всадник»

7. Сопоставьте героев произведений и заветы, которые они получили  от родителей. Укажите фамилии героев, названия произведений, авторов.

1.  «Смотри, сынок, ...коли хочешь жизнью                                    А.  Павел Иванович

       жуировать, так гляди в оба!»                                                      Б. Премудрый пескарь

2.«Служи верно, кому присягнешь; слушайся                                 В. Петр Андреевич

     начальников; за их лаской не гоняйся; на                                    Г. Алексей Степанович

     службу не напрашивайся; от службы не

     отговаривайся; и помни пословицу:

     береги платье снову, а честь смолоду».

3.«...Учись, не дури и не повесничай, а больше всего

 угождай учителям и начальникам...С товарищами

не водись, они тебя добру не научат...

А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее

 всего на свете...Все сделаешь и все прошибешь копейкой».

4.«...Угождать всем людям без изъятия: хозяину, где

 доведется жить, начальнику, с кем буду я служить,

слуге его, который чистит платья, швейцару,

 дворнику, для избежанья зла, собаке дворника,

 чтоб ласкова была.»                                            

8.Где происходит действие пьесы «Гроза»?

А.   в Москве на берегу Яузы;

 Б.   в Санкт-Петербурге на берегу Невы;

 В.   в Калинове на берегу Волги.

 9. Высказывание «А судьи кто? – За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима...» принадлежит:

а) Стародуму из «Недоросля»

б) Чацкому из «Горя от ума»

в) Ленскому из «Евгения Онегина»

г) Вернеру из  «Героя нашего времени»

10. Укажите, кому из героев пьесы А.Н. Островского  «Гроза» принадлежат следующие слова.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбраться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать!»

а) Тихон

б) Борис

в) Кудряш

г) Кулигин

11. Сопоставьте названия и эпиграфы к произведениям. Укажите авторов.

1.) «Береги честь смолоду» .                                              А. «Путешествие из Петербурга в Москву»

       Русская пословица.                                                      Б. «Ревизор»

2.) «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю»            В. «Капитанская дочка»

         Библия. 1-я Книга Царств.                                         Г. «Мцыри»

3.) « На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

          Народная пословица.

4.) « Чудище обло (т.е круглое),озорно, огромно, стозевно и лаяй».

          Из поэмы В.К. Тредиаковского «Телемахида».

12. Соотнесите названия произведений и художественные детали.

                                                                                                         А. «Мертвые души»

     1.  Разрушенная церковь с уцелевшей                                    Б.  «Гроза»

           фреской ,на которой изображена                                       В. «Капитанская дочка»

           гиена огненная;                                                                    Г. «Герой нашего времени»

2.  Перстень с изображением сфинкса;                                  Д. «Обломов»

3.  Адский камень.                                                                    Е. «Отцы и дети»

4.  Гороховая улица в Петербурге .                                        

      5. Лягушки, чтобы «посмотреть, что у них внутри делается»

6.  Халат из персидской материи;

7.  Заячий тулуп;

8. Милитриса Кирбитьевна.

9. Ревизская сказка

13. Чей это портрет?

  1. Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета», оно «оживлялось спокойной улыбкой  и выражало самоуверенность и ум».
  2. « На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, жёлчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».
  3. Человек «среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».
  4. Он «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

                          А. Обломов

                          Б. Базаров

                          В. КирсановП.П.

                          Г. Штольц

             14. Кому из литературных героев принадлежат фразы?

  1. «Мы, люди старого века, мы полагаем , что без принсипов… принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя».
  2. « А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
  3. « Труд- образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».
  4.   « Природа не храм, а мастерская,,,»
  5.   « Отчего люди не летают? Я спрашиваю- отчего люди не летают так , как птицы…»
  6.   «А это что за фигура на других баб не похожая ?»
  7.   «..А где же здесь душа ?»

А. Обломов; Б. Штольц; В. Базаров; Г. Кирсанов; Д. Катерина; Е. Варвара

15.Рассказывая историю двух друзей, И.А.Гончаров в романе  «Обломов» использует тот же литературный прием, что и А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

А. Гипербола

Б. Ирония

В. Антитеза

16. Кому посвящен роман «Отцы и дети» ?

а) памяти Н.В. Гоголя;

б) памятиН.А. Добролюбова;

в) памяти В.Г. Белинского;

г) памяти Н.Г. Чернышевского

17. Действия каких произведений происходят в Петербурге?

а) «Мертвые души»      Н. В. Гоголя

б) «Медный всадник»   А.С. Пушкин

в) «Обломов»                  И.А.Гончаров

г) «Гроза»                        А.Н. Островский

д) «Отцы и дети»            И.С. Тургенев

18. К какому типу литературных героев можно отнести  И. Обломова.

а) «маленький человек»

б) «лишний человек»

в) «новый человек»

19. В каком произведении автор  использует  «двойников»  главного героя?

А.  «Обломов»

Б.  «Гроза»

В.  «Отцы и дети»

20. Кто из литературных героев принимал  участие в дуэли?

А. Ленский

Б. Грушницкий

В. Штольц

Г. Базаров

21. Укажите, в каких литературных произведениях звучат эти музыкальные композиции.

1. Ария «Casta Diva» Беллини                    А. «Отцы и дети»

     2. Среди долины ровныя.                             Б. «Герой нашего времени»

          На гладкой высоте...                                В. «Обломов»

        (народная песня)                                         Г. «Гроза»

       

22. У кого из литературных героев есть дети ?

а) Тихон Кабанов; б) Илья Обломов; в) Евгений Базаров; г) Евгений Онегин.

23. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.

«Комната... с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека  с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них...»

а) Штольц

б) Кирсанов П.П.

в) Кабаниха

г) Обломов

24. Укажите,   какое  произведение литературы XIX века заканчивается следующими строчками.  

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам (...)  К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем… Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

а) «Герой нашего времени»

б) «Обломов»

в) «Гроза»

г) «Отцы и дети»

25. Критическая статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена размышлениям над... ?

а) «Обломов»

б) «Гроза»

в) «Отцы и дети»

г) «Бесприданница»»

26. Кого из русских литераторов называли «Колумбом купеческого Замоскворечья»?

а) Ф.И. Тютчева

б) А.А. Фета

в) И.А. Гончарова

г) А.Н. Островского

27. Анализу какого произведения посвящена статья М.А. Антоновича  « Асмодей нашего времени»?

а) И.А.Гончаров «Обломов»

б) И.С. Тургенев «Отцы и дети»

в) Н.В. Гоголь «Мертвые души»

г) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

28. Стихотворение «К.Б.» («Я встретил вас...») Ф.И. Тютчева  посвящено:

а) Амалия фон Крюденер

б) Элеонора Петерсон

в) Эрнестина Дернберг

г) Елена Денисьева

29. Какие художественные приемы использованы автором в следующем отрывке?

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он,

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

 а) олицетворение

 б) антитеза

 в) ирония

 г) анафора

30. Какое стихотворение А.А. Фета можно отнести к философскому размышлению ?

а) «Шепот, робкое дыханье...»

б) «На заре ты ее не буди...»

в) «Учись у них – у дуба, у березы...»

г) «Сияла ночь. Луной был полон сад.»

31. Укажите, какие художественные приемы использовал автор .

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

                 а) олицетворение

   б) повтор

      в) эпифора

   г) эпитет

32. Определите стихотворный размер следующего отрывка.

Умом Россию не понять,

 Аршином общим не измерить:

 У ней особенная стать —

 В Россию можно только верить.

а) ямб

       б) дактиль

              в) амфибрахий

      г) анапест

Часть 2

Для выполнения задания части 2 необходимо выбрать только ОДНУ из предложенных тем сочинений. Напишите сочинение (150-200слов), опираясь на авторскую позицию, формулируя свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы , опираясь на литературные произведения, используя теоретико-литературные  понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

  1. О чем может рассказать выбранное автором имя героя? (Приведите 3-4 примера из разных произведений.)
  2. Слово какого поэта XIX века , на Ваш взгляд, звучит современно и почему?
  3. Какие способы раскрытия авторской позиции могут применяться в литературном произведении ( на примере 1-2 произведений по Вашему выбору)?
  4. Если бы Вы составляли сборник избранных стихотворений поэтов XIX века, то какие бы стихотворения и каких поэтов  туда обязательно вошли и почему ( на примере 2-3 стихотворений)?
  5. Какая книга из прочитанных в последнее время вспоминается Вам чаще всего и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе для 11 класса за 1 полугодие (тест)

Контрольная работа представлена в двух вариантах с ответами....

Контрольная работа по литературе (1 полугодие) 11 класс

Контрольная работа рекомендована в качестве срезовой работы за 1 полугодие на уроках литературы в 11 классе. Работа разбита на 3 уровня: задания первого уровня с выбором ответа, задания второго уровня...

Контрольная работа по литературе в 9 классе за I полугодие

Тестовые задания по литературе в 9 классе по материалу, пройденному в I полугодии...

Контрольная работа по литературе в 5 классе (I полугодие)

Контрольная работа по литературе в 5 классе (I полугодие): фамилия, имя, отчество автора произведения, жанр и название, А.Погорельский, А.С. Пушкин, М.В.Ломоносов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, кр...

Контрольная работа по литературе для 5 класса за 1 полугодие

Контрольная работа по литературе для 5 класса по произведениям, изученным в 1 полугодии учебного года, с ответами....

Контрольная работа по литературе в 7 классе за 1 полугодие

Контрольная работа по литературе в 7 классе за 1 полугодие...

Контрольная работа по литературе в 5 классе за 1 полугодие

Контрольная работа по литературе в 5 классе за первое полугодие в форме тестирования предполагает проверку знаний, умений и навыков учащихся, а также направлена на проведение рубежного контроля...