"Тарас Бульба. Дом казака и его путь"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Анашкина Анна Ивановна
Тарас Бульба. Анализ первой главы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taras_bulba.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

"Тарас Бульба". Дом казака и его путь.  (7 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: продолжение знакомства семиклассников с творчеством Н. В. Гоголя; обучение анализу произведения «вслед за автором»

 Задачи урока:

Образовательные:

-развить умение формулировать определение понятий; расширение знаний учащихся о творчестве Н.В.Гоголя;

-углубить представление об особенностях жанра повесть;

-развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать технику чтения.

Развивающие:

-осуществление системно-деятельностного подхода;

-развитие критического мышления;

-развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся;

-формирование логических умений;

-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

-развитие умения формулировать проблему;

-развитие умения работы в парах.

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к литературе;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-развитие коммуникативных УУД:

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Физ. минутка.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Попробуем более подробно рассмотреть особенности повести.

Во-первых, в «Тарасе Бульбе» сравнительно мало событий, причем события эти занимают небольшой отрезок времени. Не слишком много также мест действия и персонажей (если не считать описания битвы, где упоминается множество ее участников).

Главных персонажей всего три, и они члены одной семьи. Кроме того, для развития сюжета важны еще два персонажа – Янкель и прекрасная полячка. С этой точки зрения «Тарас Бульба» больше похож на произведения Марка Твена «Принц и нищий» и Р. Стивенсона «Черная стрела», чем на произведения Вальтера Скотта и Дюма.

Во-вторых, в центре сюжета у Гоголя оказывается совершенно непривычный для нас как для читателей авантюрно-исторического романа тип персонажа. Мы привыкли к тому, что движение событий связано с судьбой молодого человека, вступающего в жизнь и определяющего свое место в столкновении общественных сил или лагерей. Сложность жизненной задачи героя была связана с тем, что он, вольно или невольно, оказывался то на той, то на другой стороне. Есть такой персонаж и в «Тарасе Бульбе» – Андрий. Но в повести два равноправных молодых героя, которым предстоит решить одну и ту же жизненную задачу, и они решают ее по-разному. В классическом историческом романе, обычно в самом начале, бывает изображен отец главного героя (или другой родственник), который представляет родовую традицию: наставляет, напутствует или, наоборот, изгоняет из дома и лишает наследства. У Гоголя персонаж этого типа, то есть Тарас Бульба, неожиданно оказывается главным героем, чьим именем и названа повесть. Развертывание событий подчинено задаче изображения его судьбы. Только по отношению к ней приобретают свой смысл и значение судьбы Остапа и Андрия.

В-третьих, центральное событие классического исторического романа, которое обычно связано с историческими фактами, - это война. Войны, о которых идет речь, как правило, гражданские: столкновение народа с представителями власти, политические междуусобицы (как война Алой и Белой роз), этнические и религиозные конфликты (норманны и саксы у Вальтера Скотта, католики и гугеноты у Александра Дюма).

Ясно, что в «Тарасе Бульбе» изображена война, возникающая на почве межнационального и религиозного конфликтов. Но в этом произведении совершенно не показано участие в основных событиях высшей государственной власти. Об этом заходит речь только в конце последней, двенадцатой части. В результате оказывается, что основные события повести нельзя назвать ни историческими, ни событиями частной жизни в отдельности. Они и то, и другое вместе.

Все эти особенности повести Н. В. Гоголя означают, что нам придется проделать путь от начала текста к его концу, поставив в центр нашего внимания одну главную проблему: как соотносятся друг с другом точки зрения и «кругозоры» героев и повествователя.

«Главами» для удобства мы будем называть двенадцать фрагментов, обозначенных цифрами. В то же время следует помнить, что термин «глава» автору не принадлежит и применительно к повести является неточным.

Дальнейший путь рассмотрения текста строится следующим образом. К каждой главе (фрагменту) предлагается ряд вопросов и заголовок к ним, с целью обозначить ту единую проблему, на разрешение которой эти вопросы направлены. Некоторые заголовки указывают на связь глав друг с другом или на некоторое их соотношение.

1.

Дом казака и его путь

Выделите основные части в главе 1, пользуясь следующими критериями: где преобладает изображение поступков, диалогов персонажей и их переживаний, а где повествователь как бы отходит в сторону и вступает в прямое общение с читателем. Для начала стоит выделить крупные составные части.

По-видимому, у вас получилось три основных части, причем в центре оказался фрагмент, посвященный Тарасу Бульбе. Полностью отходит от действия повествователь, начиная от слов: «Тарас был упрям страшно…», и возвращается к нему только от слов: «Теперь он тешил себя мыслью…» Таким образом, получается, что отступление повествователя, посвященное Тарасу, помещено между изображением двух событий: сначала встречи сыновей, а потом подготовки к отъезду и прощания.

Между центральной частью и заключительной есть переход - описание ночи и переживаний матери со слов: «Одна бедная мать не спала» до слов: «Бульба вдруг вскочил…». Наблюдая эти факты, можно заключить, что глава строится на двойном сопоставлении. Сопоставляются два события (встреча-прощание) и поведение в этих событиях главных персонажей. В тех фрагментах, которые не включены в действие, сопоставлены отец и мать.

Теперь вы видите, что текст устроен таким образом, что в центр выдвинуты два персонажа – Тарас и его жена. Остап и Андрий показаны в большей мере с их точки зрения. Поэтому, прежде всего, нужно рассмотреть, как изображены те персонажи, на которых сосредоточено внимание повествователя.

1. К какому типу высказываний повествователя относится фрагмент, посвященный Тарасу Бульбе? Можно ли считать его исторической справкой или перед нами характеристика? В исторической справке должны быть показаны события и обстоятельства, которые не входят в сюжет, а в характеристике названы особенности персонажа, которые позволяют отнести его к определенному типу человека. Если это характеристика – то можно ли считать, что автор имеет в виду особенности характера именно Тараса, или, скорее, он имеет в виду национальный характер? Найдите в тексте такие детали, которые определенно отнесены либо к Тарасу, либо к русскому человеку вообще. Как связаны для повествователя вопросы о русском характере и о казачестве?

2. Рассмотрите, как построена фраза: «Это был один из тех характеров…» В этой фразе много повторов. Обратите внимание на то, сколько раз повторяется «когда… когда…», а также «и…и…». Фразы, построенные таким образом, принято называть периодами. Они хорошо известны в ораторском искусстве разных народов с древности до современности. Как вы думаете, почему повествователь становится здесь оратором? Попробуйте обнаружить ораторские приемы в других местах этого фрагмента, а также за его пределами. С какими темами постоянно сочетается повышенная эмоциональность и напряженность тона, а также использование высокой торжественной лексики типа «бранное пламя», «огниво бед» и т. д.? Иначе говоря, что здесь вызывает патетику? (Найдите в словаре значение этого слова).

Заметьте теперь, какие значащие слова – определения, существительные – повторяются в этом фрагменте. Выделите те из них, которые либо сами необычны, либо говорят о необычных явлениях (в частности, сколько раз повторяется слово «необыкновенный»).

Как соотносятся в этой «исторической характеристике» точки зрения повествователя и изображенных персонажей: народа и Тараса? Укажите в ней такие места, которые целиком выражают мнения персонажей.

3. Выделите во фрагменте, посвященном жене Тараса, сначала те фразы, которые передают только точку зрения повествователя. Затем рассмотрите те, которые, несмотря на отсутствие кавычек, передают переживания матери с ее собственной точки зрения и теми словами, которые она могла бы произнести. Можно ли обнаружить в речи повествователя те приемы повторов, нагнетающих напряжение, которые мы находили в предшествующем фрагменте? Нужно ли здесь говорить о патетике или вернее отметить поэзию материнской любви?

4. Как вы думаете, с какой целью буквально на первых страницах повести сравниваются два персонажа, каждый из которых принадлежит к важнейшему для эпохи типу человека?

Понятно, что Тарас и его жена представляют или воплощают «дух времени», причем какие-то различные и даже противоположные начала. Считает ли повествователь одно из этих начал более важным или он придает им равное значение?

5. Как связано с рассмотренным нами противопоставлением двух типов человека изображение в первой главе Остапа и Андрия – их внешнего облика и поведения? Случайно ли то, что внешность сыновей описывается дважды и довольно подробно, в то время как о матери мы узнаем лишь то, что она «бледная, худощавая», а Тарас «чрезвычайно тяжел и толст»?

6.

Ответы на вопросы предшествующего пункта могли вызвать у вас впечатление, что в первой главе сыновья Тараса показаны исключительно со стороны, с внешней точки зрения. Так ли это? Попробуйте обнаружить в тексте такое место, где они показаны изнутри, т. е. передается их восприятие окружающего.

Домашнее задание

Как и в работе над текстом главы I, выделите в главе II основные части. При этом обратите внимание на два обстоятельства. Во-первых, в этой главе изображено путешествие. Следовательно, нужно учесть смену мест и указания на ход времени. Во-вторых, нужно учесть еще и смену точек зрения: попробуйте определить, где преобладает взгляд повествователя, а где в большей степени мы смотрим на события настоящего или прошлого глазами персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

«Подвиг Тараса Бульбы» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Подвиг Тараса Бульбы» (6 класс)...