Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Романова Алена Сергеевна

Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека" с использованием здоровьесберегающей технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_robinzon_kruzo_1.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Романова Алена Сергеевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ Лицей № 393 Кировского района Санкт-Петербурга

Предмет: литература

Класс: 5 класс

Программа по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы», под редакцией В.Я. Коровиной (М.: Планета, 2011).

Краткая аннотация: Программа направлена на воспитание духовно-нравственной личности, развитие познавательных интересов, освоение знаний о русской литературе, овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений.

Учебник: «Литература. 5 кл.». В 2 ч./Под ред. В.Я.Коровиной. Авторы составители: В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: «Просвещение», 2009.

Тема урока: Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

Цель:

знакомство с некоторыми фактами биографии Д. Дефо, обзорное изучение романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Задачи:

формирование интереса к творчеству Д. Дефо;

выявление главных черт характера Робинзона Крузо через анализ избранных эпизодов романа;

формирование представлений о прототипе, приключенческом романе.

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с еще одним представителем зарубежной литературы, его творчеством; обратить их внимание на интерес Д. Дефо к человеческой личности, подчиняющей себе природу; донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни; проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать биографию и творчество Д. Дефо, современное значение слов «робинзон» и «робинзонада»; уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказывать, что роман Д. Дефо «Робинзо Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, пересказывать эпизоды произведения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (3 мин.)

II. Знакомство со статьей в учебнике о жизни и творчестве Д. Дефо (учебник, с. 199- 200) (4 мин.)

Слово учителя: Ребята, посмотрите на изображение писателя. Вспомните, какое произведение этого автора вы читали летом?

Вопросы: (ребятам, правильно ответившим на вопросы, выдаются цветные стикеры)

1. Кто такой Даниель Дефо?

2. Назовите даты жизни писателя.

3. Что вы знаете о родителях знаменитого романиста?

4. В каких странах побывал Дефо, с чем это связано?

5. В каком возрасте писатель взялся за создание всемирно известного романа «Робинзон Крузо»? В каком году было написано это произведение? (1719.)

6. Имя Робинзон стало нарицательным. Кого теперь называют «робинзонами»?

(4 мин)

III. Теоретический блок

Слово учителя:
Роман вызвал множество подражаний, получивших название «робинзонад». В них изображалась жизнь людей, оказавшихся по каким-то причинам вне человеческого общества. Сюжетный стержень робинзонады – борьба человека и природы.

Жанр «робинзонады» получил развитие и в литературе XIX–XX веков. Наиболее талантливой «робинзонадой» XIX века стал роман Жюля Верна «Таинственный остров». Среди «робинзонад» XX века можно назвать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро».

Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой определяет слово «робинзонада» как «путешествие или жизнь в одиночестве, вдали от цивилизации, обычно сопровождающиеся различного рода приключениями».

Слово «робинзон» сегодня тоже стало нарицательным. Так называют человека, вынужденного жить вдали от людей и добывать все необходимое для жизни своим трудом.

Деятельность учеников: записываем в тетрадь значение слов «робинзон», «робинзонада».

(5 мин)

IV. Мини-тест:

Какое название дал Робинзон необитаемому острову, на который забросила его судьба?

Варианты ответов:

Остров:

Невезения

Отчаяния

Одиночества

Забвения

Искупления

Прозрения

Размышления

Правильный ответ – остров Отчаяния.

Вопрос: Почему Робинзон даёт такое название острову?

Правильный ответ: поняв, что абсолютно одинок, что нет надежды на быстрое спасение, герой отчаялся; первый день на острове он провёл в слезах и жалобах на судьбу, поэтому и название острову дал такое – остров Отчаяния.

Впишите пропущенные слова.

Когда Робинзон Крузо на тонущем корабле находит деньги, он произносит: «____________».

Варианты ответов:

Вот удача!

Я богат!

Какая находка!

Негодный мусор.

Правильный ответ: «Негодный мусор».

Почему герой так говорит о деньгах?

Ответ: Робинзон Крузо понимает, что в условиях необитаемого острова деньги ему не нужны, «всю кучу золота» он «охотно отдал бы за любой из <…> грошовых ножей». Зато ящик с плотницкими инструментами Крузо считает «драгоценной находкой». Поразмыслив немного, он всё же прихватил деньги с собой. Это говорит о том, что герой не теряет надежды на спасение.

(5 мин)

V. Динамическая пауза

Игра «Бинокль» - гимнастика для глаз.

Ребята, давайте представим себя Робинзонами, которые оказались на острове. Что мы будем делать первым делом? (осмотрим местность, поищем источники пресной воды). Сложите руки перед глазами в виде бинокля, посмотрите влево, право, вверх, вниз, вдаль, на соседа.

(2 мин)

VI. Работа в группах

Разделимся на команды по 4-5 человек. Задание: подготовить пересказ эпизода (учащимся предлагаются заранее подготовленные карточки с названиями эпизодов). В ответе группы участвуют все ученики.

(10 мин)

VII. Аналитическая беседа по вопросам (анализ эпизода):

1. Что больше восхитило вас в действиях героя?

2. Какими чертами характера обладал герой?

3. Как ведет себя Робинзон в первые дни пребывания на острове?

4. Вспомните, как Робинзон спасал уцелевшие в крушении вещи. Расскажите.

5. Что заставило человека выстроить для себя надежное убежище-дом?

6. Подумайте, что изменилось в характере Робинзона за время его испытаний?

7. Какие еще «робинзонады» вы знаете? (Ж. Верн «Таинственный остров», В. Астафьев «Васюткино озеро»)

 (9 мин)

VIII. Рефлексия.

Напишите на маленьких листочках ваши впечатления об уроке, передайте мне.

(2 мин)

XIX. Подведём итоги: учащиеся, получившие 3 и более стикеров, получают хорошие оценки.

Домашнее задание: прочитать сказку Х.-К. Андерсена «Снежная королева».

(1 мин)

Литература:

  1. Полухина В.П.Читаем, думаем, спорим… / Дидактические материалы: 5 кл. — М.: Просвещение, 2018. — 240 с.
  2. Романчук Л. Особенности повествовательной структуры в «Робинзоне Крузо» Дефо. http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-eng/romanchuk-osobennosti-kruzo.htm (дата обращения 07.05.2021).
  3. Российская электронная школа / Урок 46. Д. Дефо «Робинзон Крузо». https://resh.edu.ru/subject/lesson/7414/start/307642/ (дата обращения 09.05.2021)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: "В чем сила и слабость человека?" (по повести Е. В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич») предназначена для учителей русского языка и литера...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Сатирические произведения М.Зощенко. Анализ рассказа "Аристократка"

Первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с други...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Дистанционный урок литературы. Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо" - удивительная книга об удивительных приключениях. 5 класс

Предложен материал для самостоятельного изучения пятиклассниками  темы в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок литературы. Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо" - книга о силе человеческого духа. Характер главного героя и его поступки. 5 класс

Материал для самоподготовки пятиклассников по теме в условиях дистанционного обучения. Определен объем необходимой информации для обзорного или углубленного знакомства с романом....