Урок литературы в 7 классе по теме «Проблема чести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Жемчужина Нина Александровна

Цель урока: привлечь внимание обучающихся к главным проблемам повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;

образовательные:

-          рассуждение о долге, чести;

-          обучение сравнительной характеристике героев.

развивающие:

  • развивать умение учащихся анализировать текст;
  • развивать способности к умозаключениям;

воспитывающие:

  • воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
  • воспитывать любовь к художественным произведениям.
  • разработка законов чести, которыми должны руководствоваться люди нашего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_v_7_kl.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы  в 7 классе по теме «Проблема чести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Сравнительная характеристика  Гринева и Швабрина».

Цель урока: привлечь внимание обучающихся к главным проблемам повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;

образовательные:

-        рассуждение о долге, чести;

-        обучение сравнительной характеристике героев.

развивающие:

  • развивать умение учащихся анализировать текст;

- развивать способности к умозаключениям;

воспитывающие:

  • воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;

- воспитывать любовь к художественным произведениям.

- разработка законов чести, которыми должны руководствоваться люди нашего времени.

 Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

- наглядный (слайды);

- проблемно-поисковый;

- метод самостоятельной работы.

Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение  анализ эпизодов.

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация , раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина», словарные статьи слова «честь» по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и по толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.

 Используемые технологии: технология проблемно – диалогического обучения, информационно- коммуникационная.

Оформление:

- портрет А.С. Пушкина;

- иллюстрации, слайды к повести "Капитанская дочка".

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организация начала урока.

Приветствие обучающихся.

- Здравствуйте, ребята!

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

 В них любовь свою вложите,

 Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

Обучающиеся приветствуют учителя и друг друга.

II.Целевые установки урока. Постановка проблемы.

Учитель читает притчу.

Притча “Честь”

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами.

При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга.

Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш.

Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья.

Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму.

Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится»

http://prichi.ru/

 - Как вы понимает смысл фразы: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится»?

- Что такое честь?

- В. И Даль в своем словаре так определяет слово «честь»:

«Честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть)

- Значение слова «Честь» в словаре С.И. Ожегова: «Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы».

А что же такое «долг»?

Долг – то же, что обязанность. Человек долга – честно выполняющий свои обязанности .

-Работа с пословицами.

Не давши слова - крепись, а давши - держись!

Хороши и честь и гроза.

Береги платье снову, а честь смолоду!

Безмерная хвала чести вредит.

Чем труднее дело, тем выше честь.

Бесчестье хуже смерти.

Где честь, там и правда.

Честное дело не таится.

Встречай не лестью, а с честью!

Всякому своя честь дорога.

В тайном деле чести нет.

- Запишем определение.

- Как вы думаете, о какой проблеме может пойти сегодня на уроке речь? (о чести и бесчестии)

- Какое произведение возьмём для анализа? ( повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

- Какие цели мы поставим перед собой?

Обучающиеся слушают учителя и отвечают на вопросы, высказывают свои точки зрения.

Подготовленный ученик читает определения. Обучающиеся записывают понравившееся определение.

Работа в парах.

Дети из слов собирают пословицы.

Ответы детей.

III.Анализ.

Слово учителя.

- Граф де Монфор, обедневший дворянин, гувернёр Пушкина, нарисовал в тетради воспитанника свой герб и написал девиз: «Главное в жизни – честь и только потом счастье». Этому завету поэт следовал всю жизнь.

- Какие образы сравниваются в повести? Чем похожи Гринёв и Швабрин? (Оба представители дворянства, любят Машу, оба офицеры, молоды.)

-Что значит для дворянина честь?

Ответы обучающихся.

Обучающиеся начинают сравнивать два образа.

Сообщение о чести.

- Я предлагаю посмотреть отрывок и фильма. Обратите внимание на то, как ведут себя Гринёв и Швабрин.

- Расскажите о героях диалога.

- Как ведёт себя Швабрин?

- Как ведёт себя Гринёв?

- Что стало причиной дуэли?

Даёт ли этот поступок представление о «кодексе чести» Гринёва?

Верно ли он поступил?

(Заполнение таблицы)

Выпишите качества героев.

Гринёв: проявление чести, благородство, смелость;

Швабрин: зависть, ревность, злость.

(Причиной дуэли Гринёва и Швабрина были ревность и зависть. Злой и завистливый Швабрин видел не только внешнюю привлекательность своего соперника, но и открытость его нрава, и явную доброжелательность. Он понимал, что эти качества привлекают Машу. Этого было вполне достаточно, чтобы без оговорок вступить с Гринёвым в поединок, тем более что Швабрин

 был умелым фехтовальщиком и надеялся убить соперника).

− Как ведёт себя Гринёв во время дуэли? (Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.)

− Как поступает Швабрин?  (Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.)  

. http://perova.jimdo.com/ 

Физминутка «Почтальон»

 Дети сморят фрагмент из фильма.

Обучающиеся заполняют таблицу.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

 Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

Ответы обучающихся

IV. Анализ главы «Приступ»

Работа с учебником.

- Какие чувства испытывают и как себя ведут перед боем с пугачёвцами герои: Гринёв, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша?

- Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели? (Бескорыстие, честность, верность присяге, государыне –императрице проявил капитан Миронов. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил достойно).

- Как описан Швабрин в сцене казни? Какова роль этого описания? (Он успел переметнуться на сторону Пугачёва, обстричься «в кружок и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что – то шепнуть Пугачёву, после чего Гринёва поволокли на виселицу).

- В чём причина чудесного спасения Гринёва?

 - Заполните таблицу.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.

Обучающиеся анализируют главу.

Обучающаяся представляет выставку своих рисунков к повести «Капитанская дочка».

V. Работа с эпиграфом.

 - Как вы понимаете смысл эпиграфа к повести?

- Пушкин в качестве эпиграфа взял главную часть пословицы «Береги честь смолоду!». Он выбрал побудительное по цели высказывания предложение, потому что хотел побудить КАЖДОГО СВОЕГО читателя беречь свою честь (потому и выбирает определённо-личное предложение «Береги! (Ты) береги!»).

Для Пушкина правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе «гуманность», человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.

Честь и бесчестье, верность долгу и его нарушение, прямота и изворотливость, душевное благородство и низость – таковы качества героев, один из которых вызывает наши симпатии. А другой – презрение.

За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям».

Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное – не важно.

Хотели бы вы быть похожи на главного героя?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

VI. Итог урока

- Ребята, я предлагаю вам написать Законы чести.

 Обучающиеся работают в группе. Читают написанное.

- Что понял каждый из вас?

- Актуально ли понятие «чести» сегодня?

- Общенародное представление о чести, любви, доброте, милосердии соединили в повести людей, противостоят вражде, ненависти, смерти.

   Человек в конфликте может выступать не только жертвой, а и героем, возвышаясь до величия тех сил, которые ему противостоят.

   Жизнь пушкинских героев – это подвиг сохранения себя как личности под натиском стихии природы и истории, под прицелом смерти. «Капитанская дочка» - это своего рода завещание Пушкина, открывающее читателям выстраданную правду о русском народе.

Домашнее задание.

 Ответ на вопрос : «Изменилось ли ваше отношение к героям повести? Если изменилось, то в чём?»

Самоанализ урока

Самоанализ урока

 Класс:  7 «Б»

Тема урока:  «Проблема чести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Сравнительная характеристика  Гринева и Швабрина».

Тип урока и его структура:  комбинированный.

1.        В классе обучается 22 человека. Все дети с разным уровнем подготовки. При планировании урока я учитывала возрастные и психологические особенности обучающихся.

Цель урока: привлечь внимание обучающихся к главным проблемам повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;

образовательные:

-        рассуждение о долге, чести;

-        обучение сравнительной характеристике героев.

развивающие:

-        развивать умение учащихся анализировать текст;

- развивать способности к умозаключениям;

воспитывающие:

-        воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;

- воспитывать любовь к художественным произведениям.

- разработка законов чести, которыми должны руководствоваться люди нашего времени.

На своём уроке я применила технологию проблемно – диалогического обучения, информационно- коммуникационную., здоровье-сберегающую.

Обучающиеся сами ставили цели урока, отвечали на проблемные вопросы, поддерживали диалог.

Ребята работали индивидуально с таблицами, в парах, группах.

Любой процесс познания начинался с импульса, побуждающего к действию, присутствовала мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

На уроке по изучению повести А.С. Пушкина представлено использование различных электронных образовательных ресурсов....

Мастер-класс на тему: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Одной из заключительных, обобщающих тем при прохождении повести А.С. Пушкина я беру тему: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На примере  героев этого произведения я стар...

Презентация к открытому уроку по литературе для 6 класса на тему «Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока  – обобщение знанийФорма урока – литературная игра                    по повести ...

Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...

Проблема милосердия в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Филология (литература).

Работа на районный конкурс реферативно0исследовательских работ "Умники и умницы"....

Кодекс дворянской чести в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Обобщение материала по произведению А. С. Пушкина...