Задание для повышения читательской грамотности "По следам басен" (5 класс)
методическая разработка по литературе (5, 6 класс)

Тунина Лада Сергеевна

Задания разработаны в формате PISA для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_tunina_l.s.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тунина Лада Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА для учащихся 5 классов

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

«ПО СЛЕДАМ БАСЕН»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Возраст школьников

11-13 лет

Компетенция

Читательская

Проверяемые умения универсального характера

  1. Поиск информации и понимание текста.
  2. Преобразование и интерпретация информации.
  3. Критический анализ и оценка информации.

Контекст

Сказка, басня, словарная статья

Когнитивный уровень

6 уровень. Ученик делает сложные выводы, противопоставляет. Полностью понимает детали, незнакомые идеи, противоречия и абстрактную информацию. Интегрирует тексты и критически оценивает их и т.д.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

№ вопроса

Критерии оценивания и формулировки ответов

Балл

Вопрос 1

Дан правильный ответ на вопрос (Б).

1

Дан неправильный ответ на вопрос.

0

Вопрос 2

Дан правильный ответ на вопрос (трудолюбивый, мудрый, самоотверженный)

2

Дан правильный, но неполный ответ на вопрос.

1

Дан неправильный ответ на вопрос.

0

Вопрос 3

Дан правильный ответ на вопрос (Б,В)

2

Дан неправильный или неполный ответ на вопрос.

0

Вопрос 4

 Дан правильный ответ на вопрос:

1)Ползет муравей, волокет соломину;

2) «Не оставь меня, кум милый!

   Дай ты мне собраться с силой

   И до вешних только дней

   Прокорми и обогрей!»;

3) «Ты всё пела? Это дело:

   Так пойди же, попляши!»;

 4) Муравей –  символ  прилежания, скромности и бережливости;

5) Недаром существует поговорка: трудится, как муравей».

Не менее трех подтверждений. 

3

Дан правильный, но неполный ответ на вопрос. Приведены два утверждения.

2

Дан правильный, но неполный ответ на вопрос. Приведено одно утверждение.

1

Дан неправильный ответ на вопрос.

0

Вопрос 5

Дан правильный ответ на вопрос. Приведены три примера.  Например:

Труд человека кормит, а лень - портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

3

Дан правильный, но неполный ответ на вопрос. Приведены два примера.

Например: Век живи — век трудись, а трудясь, век учись. Кончил дело - гуляй смело.

2

Дан правильный, но неполный ответ на вопрос. Приведено один пример.

Например: Делу -  время,  потехе -  час.

1

Дан неправильный ответ на вопрос.

0

Вопрос 6

Дан правильный ответ на вопрос. Басня – это литературный жанр, который характеризуется иносказательностью, моралью (нравоучением). В сказке А. Толстого делается вывод о том, что человек, не помогший в беде, сам может попасть в затруднительное положение. Неуместное веселье становится причиной трагедии. Сказка учит проявлять сострадание, милосердие, благоразумие.

3

Дан правильный, но неполный ответ на вопрос. Отсутствует доказательство, приведен лишь тезис.

1

Дан неправильный ответ на вопрос.

0

Вопрос 7

Дан правильный ответ на вопрос.

Например: Муравей – это насекомое. Расцветка тоже разнообразна и зависит от вида насекомого — желтые, красные, коричневые, черные и даже зеленые и синеватые. Живут огромными семьями в муравейниках, которые могут строить в почве, под камнями, в древесине. Основной пищей насекомого муравья является сок растений, сладкая жидкость, которая выделяется тлей, а также мелкие насекомые. Муравьи — труженики. Они всегда заняты делом, постоянно снуют везде, тащат в муравейник всё, что считают нужным. Лентяями их не назовёшь, точно, чего стоит только тлю переносить с растения на растение. Например, в сказке А. Толстого «Муравей» показано, как насекомое  готово на труд и даже если на его пути препятствия: грязь, топь, мохнатые кочки. Муравей – мудрец. Он дает советы окружающим (басня Крылова «Стрекоза и Муравей»):

 «Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»

4

Дан правильный, но неполный ответ на вопрос. Приведено описание муравья, но нет иллюстративного материала.

2

Дан неправильный ответ на вопрос.

0

Вопрос 8

Дан правильный ответ на вопрос. Написано сочинение, отражающее идею задания.

5

Дан правильный ответ на вопрос. Написано сочинение, отражающее идею задания. Допущена одна орфографическая или одна пунктуационная ошибка.

4

Дан правильный ответ на вопрос. Написано сочинение, отражающее идею задания. Но допущена одна орфографическая и одна пунктуационная ошибка.

3

Дан правильный ответ на вопрос. Написано сочинение, отражающее идею задания. Но допущены две-три орфографических и/или пунктуационных ошибок.

2

Дан правильный ответ на вопрос. Написано сочинение, отражающее идею задания. Но допущено более трех орфографических и/или пунктуационных ошибок.

1

Дан неправильный ответ на вопрос. Написано сочинение, не отражающее идею задания.

0

Прочитайте тексты «Муравей», «Стрекоза и Муравей», «Муравей» и выполните задания к ним.

Текст 1

МУРАВЕЙ

Сказка

Ползет муравей, волокет соломину. А ползти муравью через грязь, топь да мохнатые кочки; где вброд, где соломину с края на край переметнет да по ней и переберется.

Устал муравей, на ногах грязища – пудовики, усы измочил. А над болотом туман стелется, густой, непролазный – зги не видно. Сбился муравей с дороги и стал из стороны в сторону метаться – светляка искать.

– Светлячок, светлячок, зажги фонарик.

А светлячку самому впору ложись – помирай, – ног-то нет, на брюхе ползти не спорно.

– Не поспею я за тобой, – охает светлячок, – мне бы в колокольчик залезть, ты уж без меня обойдись.

Нашел колокольчик, заполз в него светлячок, зажег фонарик, колокольчик просвечивает, светлячок очень доволен.

Рассердился муравей, стал у колокольчика стебель грызть. А светлячок перегнулся через край, посмотрел и принялся звонить в колокольчик. И сбежались на звон да на свет звери: жуки водяные, ужишки, комары да мышки, бабочки-полуночницы. Повели топить муравья в непролазные грязи.

Муравей плачет, упрашивает:

– Не топите меня, я вам муравьиного вина дам.

– Ладно, ладно.

Достали звери сухой лист, нацедил муравей туда вина; пьют звери, похваливают. Охмелели, вприсядку пустились. А муравей – бежать.

Подняли звери пискотню, шум да звон и разбудили старую летучую мышь. Спала она под балконной крышей, кверху ногами. Вытянула ухо, сорвалась, нырнула из темени к светлому колокольчику, прикрыла зверей крыльями, да всех и съела.

Вот что случилось темною ночью, после дождя, в топучих болотах, посреди клумбы, около балкона.

 (По А. Толстому)

Текст 2

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Басня

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»-

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»-

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас —

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило».-

«А, так ты…» — «Я без души

Лето целое всё пела».-

____________

«Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»

 (По И.А. Крылову)

Текст 3

МУРАВЕЙ

Словарная статья

МУРАВЕЙ — символ прилежания, скромности и бережливости. Недаром существует поговорка: трудится, как муравей». У христиан считалось, что муравей питается зернами пшеницы, отделяя их «от плевел», и поэтому он символизировал образ мудреца, который достигает мудрости, отделяя истинное учение от ложного. Муравей является любимым героем японских сказок. А у африканского племени бете божественный муравей Кпакпаньинидьепо воплощает человеческую совесть. 

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005.

Выполните задания к прочитанным текстам.

1.Определите, каков образ муравья в текстах № 1, № 2, №3. Обведите номер правильного ответа.

А) Лентяй;

Б) Труженик,

В) Силач;

Г) Танцор

2. Из ряда предложенных слов подберите к слову «муравей» соответствующий эпитет:

«Муравей» -  _____________________________________________________________              

Злой, трудолюбивый, мудрый, безумный, незабывемый, беспомощный, самоотверженный, агрессивный, непослушный.

3. Прочитайте приведенные утверждения и, опираясь на содержание словарной статьи «Муравей» (текст 3), найдите ВЕРНУЮ информацию. Обведите правильные ответы.

А) Муравей – любимый герой русских сказок.

Б) В христианстве муравей ассоциировался с мудрецом.

В) Муравей – символ скромности, бережливости.

Г) У африканского племени муравей воплощал эгоизм.

4. Найдите в текстах № 1 и № 2 подтверждение поговорки «Трудится как муравей». Выпишите получившиеся словосочетания и предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Вспомните и запишите пословицы и поговорки, которые Вы знаете о труде. Запишите не менее трех примеров.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Многие литературоведы и критики утверждают, что сказка А. Толстого (текст №1) – это басня в прозе. Докажите, что перед нами басня. Письменно обоснуйте Ваш ответ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Представьте, что Вы составитель словаря. Вам необходимо написать словарную статью «Муравей», опираясь на текст № 3. Не забудьте добавить иллюстративный материал из текстов № 1 и №2.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. На кого из басен И.А. Крылова Вы хотели бы быть похожими и почему? Напишите мини-сочинение на эту тему.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления как средство повышения читательской грамотности

Технология развития критического мышления помогает организовать, осуществоять, достигать поставленной цели. Ведущий аспект, характеризующий критически мысящую личность,- это творчество, самореализация...

Образовательный проект «Школа юного журналиста как ресурс повышения читательской грамотности школьников»

Актуальность проблемы и темы проекта состоит в том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, о чем свидетельствует   падение уровня общей культуры, искажение ценностных ориен...

Задания, способствующие формированию читательской грамотности (5 класс)

Задания на формирование читательской грамотности (5 класс)...

Задание по читательской грамотности для 6-7 классов

Задание по читательской грамотности для 6-7 классов...

Примеры заданий по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 8-9 классах

1) Разработанное задание направлено на формирование читательской грамотности, а именно на формирование читательской стратегии изучающего, аналитического чтения;2) Задание составлено на основе текстов ...

Задания для оценки читательской грамотности учащихся 5–6-х классов

В статье представлены задания, которые направлены на формирование читатетельской грамотности обучающихся 5-6 классов. Тексты объединены темой "Вселенная"...