Как школьникам осилить список литературы на лето.
статья по литературе

Елисеева Елена Кузьминична

Как школьникам осилить список литературы на лето.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_shkolnikam_osilit_spisok_literatury_na_leto.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Как школьникам осилить список литературы на лето.

 У кого-то листок со списком рекомендованной литературы так и лежит одиноко на рабочем столе, оставаясь все лето без пометок "прочитано". А кто-то не только осваивает все пункты, но и дополняет список книгами, которые прочитал по собственному желанию.

О том, как заинтересовать ребенка на каникулах брать в руки книгу и какие приемы помогут замотивировать школьника осилить список литературы на лето рассказано в данной статье.

Никогда не сравнивайте

Частой ошибкой родителей, которые хотят замотивировать ребенка читать, становится сравнение: "Вот твой старший брат уже успел прочитать две книги из списка, а ты еще ни одну книгу в руки не взял!" или "Твои одноклассники уже половину списка вычеркнули, а ты?". Такие сравнения обесценивают личный опыт ребенка и показывают, что этот список для него будет бесконечным, а лето, о котором он так долго мечтал, придется провести с книгой в руках.

А вот сравнение ребенка с его личным опытом будет только на пользу. Фразы по типу "Смотри, в этом году ты за неделю прочел уже целую книгу, а в прошлом на это ушел почти месяц" или "Ты стал читать намного выразительнее, чем месяц назад" покажут ребенку положительную динамику и пробудят в нем желание развиваться и самосовершенствоваться.

Не заставляйте читать вслух

В школах скорость чтения проверяют чтением вслух. Поэтому многие родители в погоне за хорошей оценкой тренируют ребенка читать вслух, что многие дети не любят. Читая про себя, ребенок не только делает это быстрее, но и более глубоко погружается в смысл книги. Поэтому если вашему школьнику удобнее "немое" чтение, позвольте ему это. А чтобы тренировать дикцию, просто просите его почитать вам или младшему братику-сестричке наиболее интересный, по его мнению, абзац.

Выбирайте книгу по обложке

Современные дети — визуалы, и далеко не всех из них привлекает запах старых книжных страниц и переклеенный несколько раз переплет. Такую книгу не хочется брать в руки. А вот только что купленная красочная книга с хрустящими мелованными страницами и необычными иллюстрациями — это совсем другое дело. Тем более сегодня есть книги от разных издательств с разным оформлением. Пусть ребенок сам выберет ту книгу, которая ему больше придется по душе. В этом случае у него сложится ощущение, что покупка книги — это его личный выбор и осознанное решение, а не навязанное родителями скучное занятие. Свое решение наиболее ценное, а значит, такую книгу ребенок прочтет куда с большим удовольствием.

Устройте буккроссинг

Этот прием основан на двух особенностях детей. Первая — у них очень сильный социальный интерес и они легко берут пример со сверстников. Вторая — они обожают быть полезными. Поэтому предложите ребенку обмениваться своими прочитанными книгами с одноклассниками. Чтобы запустить буккроссинг, предложите ребенку в группе класса оставить объявление-предложение о том, что тот, кто первым прочитает свою книгу, должен предложить ее одноклассникам, а те взамен дать свою. Так у детей появится дух соперничества, и они быстрее освоят школьный список, старясь оказаться первыми, даже в таком, на первый взгляд, не модном деле, как чтение книг.

Разрешите рисовать

Мы с детства учим ребенка тому, что в книгах нельзя черкать. Но как оказывается, некоторым детям для продуктивной работы мозга необходимо дублировать умственную работу мышечными движениями: рисовать на полях, грызть ручку или мять бумагу. Во время чтения у ребенка в голове формируется определенный образ, а когда он делает пометки в книге, то как будто соединяет написанное с той моделью, которая возникла у него в голове. Кроме того, собственные пометки становятся для ребенка некими опорными точками, по которым в будущем он легко вспомнит не только смысл написанного, но и воссоздаст свои мысли и эмоции, возникшие в его голове во время чтения.Поначалу попросите ребенка просто подчеркивать наиболее значимые для него фрагменты и мысли, а в будущем пусть он сам делает на полях пометки со своими мыслями и выводами. Такие проработанные книги на всю жизнь останутся у него в памяти.Но при этом не забывайте напоминать ребенку, что делать заметки можно только в своей личной книге, но никак не в библиотечной или взятой напрокат у одноклассника.

Исключите перфекционизм

Часто родители, боясь, что их ребенок будет единственным, кто не прочитал то или иное произведение, становятся перфекционистами. Они старательно отмечают в школьном списке прочитанные книги, старясь как можно раньше отстреляться и закрыть все пункты.Но вспомните себя в школьные годы, все ли книги из рекомендованного списка литературы были вам интересны. Наверняка нет. Для каждого ребенка есть книги, которые читать ему сложно и неинтересно. Зная свое чадо, каждый родитель может определить, какая из книг будет увлекательная для него, а какая окажется непосильным талмудом.  Замените знакомство с такими книгами альтернативным вариантом. Возможно, это будет аудиоформат, экранизация или спектакль. В конце концов, никто не отменял книги с кратким содержанием. В случае с летним чтением действует правило: лучше меньше, но лучше.

Найдите доступные аргументы

Пытаясь убедить ребенка в необходимости летнего чтения, родители зачастую делают ошибки, подбирая для убеждения аргументы, которые, на их взгляд, оказываются наиболее весомыми. Но то, что для взрослых важно, для детей может казаться совершенно бессмысленным. Поэтому в разговоре с детьми нужно оперировать доступными им категориями. Например, вместо "Эту книгу задали в школе" расскажите ребенку о том, как вы читали ее в детстве и обязательно добавьте парочку живых историй, связанных с каким-то отрывком из книги. Так ребенок будет хотеть быстрее дочитать до момента, о котором вы говорили, чтобы почувствовать, какие же эмоции вызовет он у него. Или вместо аргумента "Как это не хочешь читать? Это же классика!", сделайте акцент на том, что это любимая книга его кумира или любимого персонажа из фильма. 

Проработайте список сами

Получив задание на лето, ребенок наверняка поначалу испугается, ведь может показаться, что 10–15 книг займут все свободное время каникул. Чтобы избавить его от страха, сядьте вместе с ним, возьмите ручку и вычеркивайте. Вычеркивайте все, что, на ваш взгляд, не нужно ребенку, будет для него неинтересным и утомительным. Возможно, там есть книги, которые он раньше уже читал или, как вам кажется, им существует более интересная альтернатива.Пожертвовав несколькими пунктами, вы покажете ребенку, что он волен в принятии своих решений, а летнее чтение — это вовсе не отработка повинности.Когда ребенок перестанет бояться этого списка, знакомство с книгами будет проходить не из-под палки, а самостоятельно и ответственно.

Составьте свой список

Иногда школьные списки с рекомендованной литературой не совпадают с индивидуальным развитием ребенка. Например, в пятом классе рекомендуют прочитать несколько книг из серии "Муми-Тролли". Но некоторые дети понятия не имеют, что это за книги, и не читали даже первую главу, а есть те, которые давно освоили их и переросли. Поэтому корректируйте список летней литературы под индивидуальные особенности вашего ребенка.  Заменяйте неинтересные пункты другими произведениями этого автора или аналогичными по жанру. Пусть ребенок сам выбирает книги по вашей аннотации и заносит их в собственный список прочитанного.

Не заставляйте пересказывать

 Чтобы проверить, не схитрил ли ребенок и прочитал ли обязательное число страниц, родители просят его пересказать смысл прочитанного. Такое поведение может заставить ребенка ощущать недоверие к себе со стороны взрослых. И читая книгу для пересказа, он будет думать не над смыслом прочитанного и поведением героев, а искать опорные фразы, по которым станет в будущем пересказывать смысл прочитанного. Таким образом чтение превращается из мыслительного процесса в чисто механический, и уже через несколько дней ребенок забудет то, о чем он читал.Чтобы проверить ребенка, насколько он понял произведение, задавайте наводящие вопросы: "А как ты думаешь, что будет дальше?", "А как бы поступил ты на месте главного героя?", "Какой момент в сегодняшнем чтении тебе понравился больше всего?". Так вы поможете ему научиться формировать и высказывать свое собственное мнение, давать характеристику героям и не просто бездумно "отчитывать" количество страниц, а понимать то, что хотел донести до читателя автор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список литературы на лето для 9 класса

Список предполагает изучаемые произведения политературе за курс 9 класса,а также произведения или отрывки из них для заучивания наизусть....

Список литературы на лето 2012 для 8а класса.

Список литературы на лето 2012 по программе Коровиной В.Я.Древнерусская литература: Повесть о Горе и Злосчастии. Повесть о Шемякином суде. Повесть о Ерше Ершовиче. Русская литература 19 века: ...

Список литературы на лето (8-11 классы по программе Т.Курдюмовой)

Сисок произведений для чтения учащимся на лето по литературе по программе Т.Ф. Курдюмовой. Для учеников 8,9,10 и 11 классов....

список литературы на лето для пятиклассников.

Список литературы соответсвует возрастным особенностям пятиклассников....

Список литературы на лето для шестиклассников

Список литературы соответствует возрастным особенностям шестиклассников....

Список литературы на лето для семиклассников

Список литературы соответствует возрастным особенностям семиклассников...