Морозова С. И. и Бубликова С.С. Религиозные представления поэта В.Д. Фёдорова
статья по литературе (9 класс)

Морозова Светлана Ивановна

Несмотря на то что советский поэт В.Д. Фёдоров был коммунистом, он относился к религии неоднозначно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морозова С. И. и Бубликова С.С.

Религиозные представления поэта В.Д. Фёдорова

                                                            Яя, 2010                                                                                                                                              

                                                     Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Значение творчества В.Д.Фёдорова в русской литературе…………..3

Глава 2. Анализ творчества поэта с религиозной точки зрения…………….....4

2.1. А.П.Казаркин о религиозности поэта…………………………….......4

2.2. Отношение к религии в семье поэта в очерке «О себе и близких»...4

2.3. Религиозные представления поэта в его стихотворениях………......4

2.3.1. Принятие православия поэтом……………………………………...4

2.3.2. Богоборчество в стихотворениях поэта……………………………5

2.4. Анализ поэмы «Аввакум»………………………………………….....5

2.5. Религиозные атрибуты в поэмах «Седьмое небо» и «Женитьба                        Дон - Жуана»…………………………………………………….……….....5

2.6. Религиозная тематика новелл сборника «Сны поэта»: «Чёртово         молоко», «Мои   метаморфозы», «Жар - птица», «Лошадиный эмбрион»…………………………………………….………………….......7

Заключение……………………………………………………………..................8

Список источников и литературы

Приложения.

Приложение 1. Страница из серого дневника В.Д. Фёдорова

Приложение 2. Список изученных стихотворений

Приложение 3. К главе 2.3.1

Приложение 4. К главе 2.3.2                                                                      

                                                             

                                                   

                                                                                                                                               

                                                         

Введение

      В настоящее время ведущей проблемой для общества становится обретение                                                                                                                                                                                                                                         духовного стержня, национальной идеи. Долгое время, строя «новое общество», в нашей стране делали вид, что можно обойтись без прошлого. Более70 лет в нашем государстве православная церковь, православная культура подвергались не только жесточайшей критике, гонениям, запретам, но и искоренению. Сегодня, когда ценности молодого поколения испытываются на прочность, особенно важно обратиться к православию.

     Знакомясь с биографией поэта В.Д.Фёдорова, бывшего ученика нашей школы, мы узнали, что он был «членом КПСС с 1945 года» [8, с721]. Член КПСС был обязан «работать над повышением своей сознательности, над усвоением основ марксизма – ленинизма» [3, с. 396]. Поэт был награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени и орденом Октябрьской революции. Он избирался секретарём Правления Союза  писателей РСФСР.

      Все вышеперечисленные факты биографии поэта не могли иметь места в СССР в случае его религиозности. В доперестроечной России членом КПСС мог стать только атеист, поскольку построение коммунистического общества с точки зрения марксизма – ленинизма невозможно было без установления диктатуры пролетариата. А религия и диктатура пролетариата несовместимы. Мы, знакомясь с творчеством поэта, обнаружили, что его лирический герой вовсе не антирелигиозен, что отношение поэта к религии неоднозначно.

       Известнейший литературовед, знаток творчества В.Д.Фёдорова, Ю.Л.Прокушев ставит поэта в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Блоком, Есениным, Твардовским. И если православные традиции в творчестве многих из них исследованы, то религиозные представления В.Д.Фёдорова не изучены. Так появилась тема нашего исследования: религиозные представления поэта В.Д.Фёдорова.

      Цель исследования - выявить отношение В.Д.Фёдорова к религии в его творчестве.

 Мы поставили следующие задачи:

  1. Найти в автобиографическом материале информацию о религиозности родных и  близких В.Д.Фёдорова.
  2. Найти стихотворения,в которых поэт использует религиозную лексику,  имена            библейских персонажей, православные атрибуты, символы.
  3. Обозначить отношение лирического героя к православной вере.
  4. Найти в сборнике «Сны поэта» новеллы с религиозной тематикой и выявить в них отношение поэта к религии.
  5. Изучить критические статьи Ю.Л. Прокушева и А.П. Казаркина о творчестве поэта.

        Предметом нашего исследования являются религиозные представления поэта. Объектом исследования является автобиография и творчество поэта. Мы выдвинули гипотезу: несмотря на то что В.Д. Фёдоров был коммунистом, он относился к религии неоднозначно. Для достижения цели были использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, системный анализ, синтез.  Источником для написания работы послужила страница из записной книжки поэта (прил. 1).  

                                                                                                                                                   

       

2

 Глава 1. Значение творчества В.Д.Фёдорова в русской литературе    

       В августе 2010 года исполнилось 25 лет с начала проведения Фёдоровских чтений. Все эти годы почитатели творчества поэта собираются в селе Марьевка, на Назаркиной горе.

       Многочисленные исследователи творчества поэта, такие как Ю.Прокушев, Б.Леонов, И.Денисова, И.Шевцов, В.Ерёмин, сходятся в оценке вклада В.Д.Фёдорова в русскую литературу.

       А.П.Казаркин пишет о том, что поэт был первым, кто стал «гордиться тем, что он из безвестной деревни. А это был манифест целого направления в поэзии: говорить о возвращении домой, к истокам, к корням» [6, с 34]. Василий Дмитриевич пишет: «…я часто смотрю и не могу насмотреться на знакомые с детства картины природы. Они для меня как простой хлеб, не сдобренный излишними пряностями…Марьевка с её людьми и природой мне никогда не надоедает. Она возвращает мне чувства первичности» [6, с 34].

       «Смирение перед малым, родным рождает покаянную исповедь» [6, с 35]. На грани 50-60-х годов вызовом звучали слова В.Д. Фёдорова: «Не надо пугаться грустных, а порой трагических стихов. Трагедия – удел лучших, передовых. Она не помешает нашему оптимизму». «Для того времени это было «еретическое» высказывание» [6, с 36].

       В.Д.Фёдоров, «человек своей, советской, эпохи», вполне в духе позднего Достоевского убеждён, что человечество спасается красотой. «Испытания красотой» становится сюжетом «большей части стихов» поэта [6, с 37].

       Василий Дмитриевич был первым, кто в советской поэзии заговорил «об одной из острейших и злободневнейших проблем нашего века», об экологии. Тогда ещё наше государство не приняло исторические законы об охране природы, а «дальновидные умы человечества» не объединяли свои усилия, «чтобы сохранить природу нашей планеты» [10, с 139].

       В 1977 году «родилась ироническая, в семи песнях» поэма В.Д.Фёдорова «Женитьба Дон – Жуана». В ней поэт «новаторски – смело приумножает, обогащает» тему любви [10. с 153].

        Авторы учебника «Литература 11 класс» В.А.Чалмаев, С.А.Зинин называют поэта «моральной опорой, неофициальным лидером русской гражданственной поэзии, противостоявшей и «эстрадной» поэзии, и отчасти внесоциальной «тихой» лирике» [17, с 411].

       В.Д.Фёдоров, по мнению Ю.Прокушева, – «крупнейший поэт нашего времени», звезда первой величины русской литературы XX века, по мнению И.Шевцова.

       В 1968 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 декабря поэту была присуждена Государственная премия РСФСР имени Максима Горького за книгу стихов «Третьи петухи» и поэму «Седьмое небо». А в 1979 году Постановлением Центральной комиссии КПСС и Совета Министров СССР В.Д. Фёдорову была присуждена Государственная премия СССР за произведения последних лет (лирические стихи и поэмы). В 1994 году появилась Литературная премия имени В.Д.Фёдорова. В 2003 году поэт был награждён посмертно орденом Кемеровской области «Доблесть Кузбасса». Произведения В.Д.Фёдорова переведены на 14-ать языков.

3                                                                                                                                                  

 

Глава 2. Анализ творчества с религиозной точки зрения

   2.1. А.П.Казаркин о религиозности поэта.

           Впервые о религиозности поэта заговорил профессор А.П.Казаркин. Он обратил внимание на некое двойственное отношение поэта к религии в статье «Поэты о земле Кузнецкой». Литературовед отмечает, что в поэзии В.Д. Фёдорова «спасается человечество» «красотой» [6, с 37]. И это «вполне в духе позднего Достоевского». При этом критик не верит в то, «что поэт – сибиряк… проникнут христианским чувством», поскольку «он – человек своей, советской, эпохи». Однако, критику кажется «вполне христианским… его чувство смирения перед земным, перед жизнью».

   2.2. Отношение к религии в семье поэта в очерке «О себе и близких».

           Познакомившись с автобиографическим очерком «О себе и близких», мы узнали, что В.Д.Фёдоров чтил память своих прабабушек. В очерке он пишет: «Одна предстала неистовой ревнительницей официального православия, дважды ходившей из Сибири в знаменитую Киевскую лавру…; вторая оказалась дремучей раскольницей с характером пророчицы…Церковь и попов она ненавидела лютой ненавистью…» [15].

        «От православной богомолки» родилась бабушка поэта Анна. Поэт помнил рассказы мамы и дяди Василия о походах «Богомолки» Марии в Киев: «Уходила она с лёгкой котомочкой ранней весной и, питаясь тем, что бог пошлёт, приходила в Киев осенью. Там, помолившись каким-то святым мощам, она зимовала, а весной отправлялась обратно и приходила домой к новому урожаю» [15].

        Дочь Марии, Анна, вышла замуж за сына прабабки Раскольницы, Наума Осиповича. Соединение православной веры и раскольничества мужа Анне давалось нелегко. Мать поэта, Ульяна Наумовна, была глубоко религиозной женщиной и при этом всегда с уважением вспоминала свою бабушку - раскольницу.

        Мы убеждены, что вера предков не могла не повлиять на формирование личности поэта.

            2.3. Религиозные представления поэта в стихотворениях.

            2.3.1. Принятие православия поэтом

           

            Поэт в своём творчестве очень осторожно шёл к запретной в те годы теме Бога и его проявлении в человеческой жизни.                                                            

            В стихотворении «Анна, мне снится…» лирический герой намекает о влиянии на него Бога, при этом не называет его этим словом: «И кто-то ещё …взглянул на меня и движением резким метнул с высоты метеорным арканом» [12, с. 56].

          В стихотворении «Если б богом я был» герой вспоминает сотворение Богом женщины, соглашается с ним, прославляя её [12, с. 58].

          А вот герой стихотворения «Вспоминается детство…» молился с детства, при этом использовал иконы в качестве тайника. Герой решает проверить, есть ли Бог или нет. Для этого он взбегает на самое высокое место в деревне и бросает вызов ему: «Если есть ты - ударь!» После чего он увидел и услышал троекратное подтверждение существования Бога: «И ударило. Молния трижды сверкала…» Для героя этот день стал днём его второго рождения: «Был этот день для меня днём второго рожденья…» [12, с. 145].  

          Подробный анализ 19 – и стихотворений представлен в приложении 3.   

4

                                                                                                                                                   

         2.3.2. Богоборчество в стихотворениях поэта.       

        Из 32 стихотворений в 2 – ух («Я атеист и поэт…», « - Что молчишь?..») мы обнаруживаем прямые заявления поэта: «бога нет». При внимательнейшем же рассмотрении категоричность этих вырванных из контекста слов исчезает.  

      Лирический герой стихотворения «Я атеист и поэт…» жалеет, «…что бога нет». Большое количество бед в его жизни не случилось бы, по его собственному

признанию, если бы был Бог. Герой мечтает о возможной встрече с ним, о Божьем

благословении на поэтическое творчество: «…и сказал бы боже: «Пиши…Хороши!..» [12, с. 268]. Присутствие в жизни поэта цензора Щипачёва мешает герою верить в Бога. Присутствие в жизни неугодных нам людей поэт объясняет отсутствием Бога. Мы полагаем, что это стихотворение – шутка.    

        В замете «Что молчишь?..» поэт объясняет своё творческое молчание тем, что он  «разговаривать учился с богом…» [12,с. 425]. Но, не услышав ответа, пришёл к выводу, что «бога нет». Лирический герой прекращает творить, когда не находит ответа на вопрос, обращённый к Богу.    

     Поэт в стихотворении «Это как же так?..» представляет героя – бунтаря, который не согласен с существованием мрака в вечном покое, не согласен с существованием ада. Кульминацией бунта героя становится его решение утопить или заколоть виновника, придумавшего «мрак вечного покоя» [13, с. 326]. Мы предполагаем, что это

стихотворение -  попытка обшутить свой страх перед адом.

       Подробный анализ 6-и   стихотворений представлен в приложении 4.      

       2.4. Анализ поэмы «Аввакум»

       В основу поэмы «Аввакум» легла религиозная реформа 1654 года. В поэме В.Д.Фёдоров изображает конфликт между протопопом Аввакумом и реформатором православия владыкой Никоном. Протопоп Аввакум не соглашается с изменениями церковных правил, исправлениями церковных текстов, не подчиняется ни владыке Никону, ни царю, прозванному «Тишайшим», за что его и ссылают к «Тобольску». Аввакума, сразившегося с медведем скоморохов, поддерживает «Стенька Разин», донской казак. Однако Аввакум, услышав предложение Стеньки использовать его силу на «князей – дворян», признаёт в Стеньке сатану. Поэт признаёт личности                  

Аввакума и Степана героическими, поскольку говорит: «Дать стране дорогу только им по силе». Аввакума он называет бедным горемыкой, «в службе богу» верным. Авторская оценка личности Аввакума неоднозначна: так он может позабыть «святость», отбиваясь цепями от Никона, крестящего его. Звучит авторская ирония в адрес Аввакума: «после служб истошных» «мастерить ребяток втайне почитал также за святое божеское дело» [13с.222]. Поэт не изображает раскольника идеальным, он убеждён, что человек с такой верой влиял на судьбу России.

    Поэма «Аввакум» - свидетельство уважения поэта к протопопу - раскольнику. Таким образом, В.Д.Фёдорова интересовала история православия, в которой он  хорошо разбирался.

 2.5.  Религиозные атрибуты в поэмах «Седьмое небо» и «Женитьба Дон - Жуана»

      Автор поэмы «Седьмое небо» оперирует словами: грех, душа. Герой даёт совет другу Борису: «…живи как можется, но в цельности не погреши. Храни шагреневую кожицу своей податливой души» [14, с.27].

5

        В поэме мы читаем: «Дрожит трава аэродромная под нимбом авиавинта» [14, с.29].                                            

                                                                                                                                                                             

       Поэт сравнивает себя с Адамом, а возлюбленную - с Евой: «Шёл снег. Настроенные грустно, мы по задворкам и дворам из рая вечного искусства брели, как Ева и Адам». [14, с.36]  

         Герой неоднократно сравнивает комнату общежития с кельей.

         Врачи аэроклуба дают разрешение герою на полёт, при этом шутят:

« - Лети, - сказали, -на лету увидишь бога всемогущего и ангельскую мелкоту». [14, с.11].

         Героиня Марьяна сияет «тихой грешностью» [14, с.24].

         Поэт использует религиозные понятия, описывая историю появления пианино у друга: «Бетховен, Моцарт вновь сошлись…Нет, не по воле вдохновенья – они товарищу дались ценой его грехопаденья. И знай, что путь к нему греховен… [14, с.26]                                                                                      

        Лирический герой поэмы «Седьмое небо», восхищаясь красотой земли, вспоминает библейскую историю сотворения мира. «Всё вставшее передо мной, как после мира сотворенья, ошеломило новизной» [14, с.17].

         Автор вспоминает Данте, спустившегося в «Ад» за любимой [14, с.43]

         С «вестником всех божьих кар» сравнивает автор комиссара [14, с.122].

         Героям поэмы видится «пейзаж…сумраке библейском» [14, с.125]

         Главный герой собрал взрывчатку, которую называет адским взваром, клеймённым «чёртовой печатью» [14, с.127]. Он задумывается над тем, «признает ли» «уже в раю» «потомок дальний» в комиссаре «кровь свою» [14,с.135].

         Ангелами войны называет автор «Лаги» и «Яки». Он признаёт, что эти самолёты нельзя считать богами войны [14, с.139].

         Герой считает, что «мир старый нам готовит ад». Автор сравнивает человеческую фантазию с соучастницей «творца» [14, с.146].

         В поэме «Женитьба Дон – Жуана» поэт признаётся в своей греховности: «А нынче у безбожного поэта такого всё же нет авторитета» [14, с.204].

          По мнению автора, лишь одна из ста красавиц, справившаяся со своей гордыней,

 вспоминает Христа, словно библейская Магдалина [14, с.204].

          Автор убеждён, что «и в наше время» «не для подлеца» «трагедия тернового венца» [14, с.237].

          Поэт цитирует Библию: «Воистину, как говорит Писанье: от больших знаний

большее страданье» [14, с.188]. Вспоминая Библию, он исподволь знакомит современников с нею.

          В каждом из сводников, по мнению поэта, есть «что – то от нечистой силы». Так он вспоминает Мефистофеля, который «свёл Фауста с невинной Маргаритой» [14, с.195].

         Поэт верит в связь «между дьяволом и богом» [14, с.257].

         Одну из своих героинь он характеризует как простоту святую [14, с.263].

         Над головой главного героя поэмы, Жуана, светится рябиновая гроздь «вроде

нимба» [14, с.306]. В герое он видит черты святого.

         Старинный дом тёщи Жуан сравнивает с древней иконой. Мерилом красоты  главного героя поэмы «Женитьба Дон – Жуана» является икона [14,с.307].

          6

Поэт мыслит православными понятиями.                                                                  

  2.6. Религиозная тематика новелл сборника «Сны поэта»: «Чёртово молоко», «Мои метаморфозы», «Жар – птица», «Лошадиный эмбрион».

         Познакомившись с 13-ю новеллами сборника «Сны поэта», мы остановили своё внимание на 4-ёх, в которых поэт в большей или меньшей степени затрагивает

религиозную тематику.

         Так в самой 1-ой новелле «Чёртово молоко» В.Д.Фёдоров вспоминает детский сон, предопределивший его судьбу. Чёрт, «в образе чёрной тигрицы с отвислым животом и острыми сосцами кормящей матери», проглотил поэта. Проснувшийся  Василий успокаивал себя тем, что не увидел у чёрта рожек, что из сосцов тигрицы «капало белое молоко». Уже тогда он знал, что «если приснился чёрт – это плохо», а «увидеть во сне молоко – это к хорошему» [16]. Для поэта этот сон стал знаковым, потому что именно тогда и появилось 1-ое стихотворение, написанное им на полатях под дерюгой.

         В новелле «Мои метаморфозы» юный поэт, по прозвищу Батя Кемеровский и Седой Бык, завидует черноте кудрей А.С.Пушкина, приписывая им все чудеса его таланта. И вот однажды Василий, уже сочинивший к тому времени несколько стихотворений, рисует Пушкина, которого потом ставит «рядом с иконами в посеребренных и позолоченных окладах» [16].

        В.Д. Фёдоров в новелле «Жар – птица» рассказывает о том, как он в детстве копил деньги на сайку. Для воплощения своей мечты он шёл на обман матери, платившей ему по полкопейке за найденное им куриное яйцо. Потеряв однажды накопленный обманом пятачок, он даёт обещание мышке, что в случае возврата пятачка он исправит свою ошибку: - вернёт назад яйца. Однако, получив желаемое, он не сдерживает обещание, данное мышке, оправдывает себя тем, что «бабушка Афимья самому богу обещания даёт, а не выполняет» [16]. Сознание своей греховности не покидает Василия и во сне: жар – птица бьёт клювом в его сердце. Удар жар - птицы, по признанию поэта, оказался смертельным. Юный Василий осознал, что наказание за грехи обязательно приходит.

         Герой новеллы «Лошадиный эмбрион» видит своё сердце, лежащее на низком алтаре готического храма. Каясь, герой вспоминает обиды, которые он нанёс людям «в горячке жизни». После его покаяния храм наполняется обиженными им. Процесс покаяния повлиял и на сердце героя, которое «стало похожим на сморщенный лошадиный эмбрион…» [16]. Слова покаяния героя вызывают облегчение у обиженных им. Покаяние возрождает сердце героя, а значит, и его самого.

       Таким образом, мы полагаем, что новелла «Лошадиный эмбрион» поднимает тему покаяния, «Мои метаморфозы» - тему святости, «Жар – птица» - тему греха, а «Чёрто -во молоко» - тему судьбы.    

                                                 

 

7

Заключение.

     С поставленными задачами мы справились следующим образом:

1. Мы узнали из автобиографического очерка «О себе и близких», что одна прабабушка поэта по материнской линии была богомолкой, а другая – раскольницей. В 46 лет поэт написал поэму «Аввакум» о протопопе, не поддержавшем религиозную реформу 1654 года. Мы убеждены, что заказ на

создание поэмы о раскольнике поэту вряд ли мог поступить в эпоху строительства социализма. И потому поэма стала данью уважения своим предкам. Глубокое  знание поэтом истории православия свидетельствует об уважительном отношении к религии.

2. Из двух томов собрания сочинений поэта нами были найдены 32 стихотворения, в которых он использует религиозную лексику, библейских персонажей, православные атрибуты. Выявили 23 стихотворения, в которых прослеживается положительное отношение героя к православию, и 9 стихотворений, в которых присутствует богоборчество.

3. Познакомившись с13 новеллами сборника «Сны поэта», мы нашли 4 произведения с религиозной тематикой: в новелле «Лошадиный эмбрион» поэт поднимает тему покаяния, в новелле «Мои метаморфозы» - тему святости, в новелле «Жар – птица» - тему греха, в новелле «Чёртово молоко» - тему судьбы.

4. О новом, что сделал В.Д.Фёдоров для русской поэзии, рассказали нам статьи Ю.Л.Прокушева «Дыхание правды. Дыхание времени» и А.П. Казаркина «Литературное краеведение Кузбасса».  

5. Мы выяснили, что лирический герой в произведениях поэта – православный человек.

     По нашему мнению, выдвинутая гипотеза нашла подтверждение в работе: несмотря на то что В.Д. Фёдоров был коммунистом, он относился к религии неоднозначно. Таким образом, поставленной цели мы достигли: отношение к религии было выявлено.

     Сотрудники литературно – мемориального музея В.Д.Фёдорова заинтересовались темой нашего исследования, и потому результаты нашей работы были им предложены в качестве дополнительного материала к экспозиции, посвящённой творчеству поэта. Литературно – мемориальный музей В.Д. Фёдорова отметил работу «Религиозные представления поэта В.Д. Фёдорова» Благодарственным письмом. С результатами нашего исследования были ознакомлены учащиеся 8, 9, 11 классов на уроках, посвящённых творчеству поэта. Результаты исследования были опубликованы  в районной газете «Наше время». Тезисы доклада опубликованы на школьном сайте: http://www.school1_yaya.narod.ru/p21aa1.html . Нами были использованы 1,2 и 3 тома собрания сочинений, из 4 тома был взят автобиографический очерк, из 5 тома – сборник новелл «Сны поэта».

     В нашей работе не были охвачены критические и литературоведческие размышления поэта о классиках русской и зарубежной литературы и о современниках поэта, литературные портреты.

8

                                                     Источники

1.Серый дневник// Фонд литературно – мемориального музея В.Д.Фёдорова.

                                               

                                                      Литература 

2. Большая Советская энциклопедия. Т. 26 [Текст] / Главный редактор Б.А.Введенский. – М.: Большая Советская энциклопедия, 1954. – С. 323 – 355

3. Большая Советская энциклопедия. Т. 44 [Текст]/ Главный редактор Б.А. Введенский. – М.: Большая Советская энциклопедия, 1956. – С. 394 – 397

4. Детская Библия. [Текст]. – М.: Российское Библейское общество, 1993. – 542 с.

5. Закон Божий. [Текст]. – М.: Советский писатель, 1990. – 274с.

6.Казаркин, А.П. Литературное краеведение в Кузбассе [Текст]: учебное пособие /А.П.Казаркин. – Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1993. –С. 3 – 41

7.Карпов, И.П. Человек творящий. Православные традиции в русской литературе 19 века. Часть 1 [Текст]: методическое пособие / И.П.Карпов. – М.: Дрофа, 2007. – С. 9 – 16, 60 – 66.

8. Литературный энциклопедический словарь. [Текст] / Под общей редакцией В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 721

9. Преображенский, А.А. История Отечества [Текст]: учебник для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений / А.А.Преображенский. – М.: Просвещение, 2001. – С. 171 – 173.

10.Прокушев, Ю. И неподкупный голос мой. Поэты России [Текст] / Ю. Прокушев. – М.: Современник, 1989. – С. 128 – 164

11. Прокушев, Ю. Пророческое прозрение [Текст] / Ю. Прокушев // В.Д.Фёдоров Судьба мне подарила Русь… - Кемерово: Сибирский писатель, 1998. – С. 572 – 573.

12.Фёдоров, В. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1  [Текст] / В.Фёдоров. – М.: Современник, 1989. –С.51 – 468                                                                                                           13. Фёдоров, В. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2 [Текст] / В.Фёдоров. – М.: Современник, 1989. – С. 5 – 409

14.Фёдоров, В. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 3[Текст] / В.Фёдоров. – М.: Современник, 1989. – С. 5 - 332

15.Фёдоров, В. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 4 [Текст] / В.Фёдоров. – М.: Современник, 1989. – С. 6 - 47

16. Фёдоров, В.Д. Судьба мне подарила Русь [Текст]: стихотворения, поэмы, терцины, новеллы, статьи / В.Д.Фёдоров. – Кемерово: Сибирский писатель, 1998. – С. 374 – 485

17. Чалмаев.В.А Литература [Текст]: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений /В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. – М.: Русское слово, 2008. – С. 410 - 412

18. Шевцов.И. Фёдоров Василий Дмитриевич(23.02.1918 – 19.04.1984), поэт  [Электронный ресурс] //URL:http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=5280&abc=1 

19. Школьная энциклопедия. История России. 20 век. [Текст]. – М.: Олма – Пресс Образование, 2003. – С. 187

                                                                                                                                             

               9                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Приложение 1

                   Страница из серого дневника В.Д.Фёдорова

     21.05.71г.

Пришёл дядя Василий…У меня то в памяти сидела только одна прабабушка – та,…дважды ходила в Киев, в Лавру, а оказывается была и вторая – раскольница, по рассказам умная, многонаслышанная, пророчившая гибель царю  и его генералам.

 –Будут свои мундиры менять на солдатские шинели, чтобы не узнали, царь – отречётся. Попов не любила. Смягчилась только к старости, потому что вокруг уже не было единомышленников. Раскольница – мать дедушки Наума. О бабушках с отцовой стороны нет даже воспоминаний, хотя по обрывкам фраз они тоже были с характерами. Др?зниха была родной сестрой дяди Харитона

Приложение 2

                                Список изученных стихотворений

                                  Том 1.

  1. «Анна, мне снится…»………………………...………………………........с.56
  2. «Если б богом я был…»………………………………………………..…..с.58
  3. «Кто б жизнь мою…»………………………………………………………с.62
  4. «Вспоминается детство…»………………………………………….........с.145
  5. «И бог – и чёрт – они всё время в паре…»…………………….…..........с.194
  6. Улица……………………………………………………………..……......с.196
  7. «Где глухие своды нависали…»………………………………….............с.211
  8.  «Уйти? Уйду!..»……………………………………………………..…....с.214
  9. «Ёлки – палки…»…………………………………………………............с.239
  10. «Мой знакомый, захмелевши, тужит…»………………………...…........с.242
  11. Мой читатель……………………………………………………………....с.262
  12. «Я атеист и поэт…» ………………………………………………………с.268
  13. «Всё вижу. Твой немой укор…»…………………………………………с.312
  14. «Ты говоришь: Я мщением дышу…»……………………………………с.331
  15. «Нас развела её несмелость…»…………………………………………..с.395
  16. Заграничное……………………………………………………...….……..с.422
  17. «Бог весть, от культа ль нам дались…»…………………………….…....с.425
  18. «За что я мучусь…»……………………………………………….…........с.449
  19. «- Что ты молчишь?..»…………………………………………….…........с.452
  20. «Поэзией приписанный к векам…»………………………………....……с.455
  21. Берёза……………………………………………………......................…..с.463
  22. «Бог любви, я снова в сердце ранен…»…………………………...…......с.467

                               Том 2.

23. «Средь чёрных чёртовых забот…»……………………….......................с.261

24. «Года мудрей, а понимать трудней…»………………..…………..….....с.320

25 «Это как же так?..»…………………………………………...……………с.326

26. «Мне Библия романа не святей…»……………………………....….…...с.347

27. «Я не старый, я усталый…»…......................................................……….с.358

28. «Нас грешник учит больше, чем святой…»………………………….....с.361

29. «В горючий век среди лесов и нив…»………………………………......с.362

30. «Есть книг тома древнее, чем дома…»………………………………….с.372

31. «Отшатнулся, будто спятил…»………………………………………….с.387

32. «Жизнь суетна, но место есть порядку…»………………………..…….с.389

                 

Приложение 3

                                                  К главе 2.3.1

        Герой стихотворения «Мой знакомый, захмелевши, тужит…» выслушивает мнение знакомого: « новый человек » «стал порочней», « несравненно грешней», потому  что «страха божьего в душе не стало»  [12, с.242].Герой же не принимает «праведность», внушаемую божьим «страхом». Он упрекает своего знакомого в отсутствии того же самого «страха» в нём самом. Герой не хочет, чтобы в жизни лишь «божьи страхи» останавливали людей от греха.

         Лирический герой стихотворения «Нас грешник учит больше, чем святой…»  признаётся в том, что «минуты покаянья» грешника для него поучительны. Ему больше по душе «…святость, прошедшая через огонь и дым» [13, с.361]. Он верит, что возможно превращение грешника в святого. Поэт мыслит религиозными категориями: грех, душа, святость, покаяние.

          Герой стихотворения «В горючий век среди лесов и нив…» кается Богу в том, что он недостойно и недостаточно молится. Он просит у Бога не только себе прощения, но и друзьям, павшим «в неурочье» - свободы и лёгкости. Стихотворение напоминает заупокойную молитву.                    

        Лирический герой стихотворения «Есть книг тома древнее, чем дома…»  возмущён тем, что «потомки на потребу мелких дел» [13, с.372] используют веру. Корыстное использование религии им не принимается. Он не верит тем людям, которые верят в Бога, когда им это полезно. Его огорчает свободное толкование современниками учение Христа.

        В стихотворении «Отшатнулся, будто спятил…» герой вспоминает: распятье, Иуду, Пилата, чудо. В творческих муках поэт обращается к Богу, веря в то, что он поможет ему «изобретать».                              

        Герой поэмы - терцины «Жизнь суетна, но место есть порядку…» сознаёт, что, оказавшись перед «вечным судом», он вспомнит тех, которым «открыл души своей палаты» [13, с.389]. Открытость героя была использована ими ему во вред. Герою очень важно «торжественно воздать всему тому», что шло «как благодать». Ему важно пропеть «осанна» всем любящим его, всем искренним, что были ему верны. Желание лирического героя пропеть «осанна» напоминает «Молитву о живых» [5].    

        В стихотворении «Мой читатель» герой называет своего читателя не святым,

 «…поскольку стать святым ему … мешает нетерпенье». Поэт признаёт факт наличия святых. По его мнению, читатель «не богом кроен, не богиней шит…»  [12, с. 262]. Поэт признаёт и принимает греховность своего читателя.

       В стихотворении: «Ты говоришь: я мщением дышу…» герой говорит об особенностях своей души, которая «неумолима», «в желаниях чиста» [12, с. 331], помнит о чужих страданиях, неистребима в желании найти живую воду, дающую жизнь. Поэт использует понятие души в религиозном смысле этого слова.

      Герой стихотворения «Нас развела её несмелость…» просит возлюбленную родить ему сына. В своих обращениях он вспоминал историю рождения Христа, давал обещание: «Мой сын на Небо не захочет…» Герой использует слова молитвы: «Своею смертью смерть поправших» [12, с.395]. Таким образом, поэт демонстрирует свою религиозность.

      Оказавшегося за границей героя стихотворения «Заграничное» возмущает использование библейских ценностей в корыстных целях. Желание разбогатеть у продавцов товаров настолько сильно, что они идут на богохульство: создают образ дебелой Иисусицы, распятой на «кресте из грубого бруса». Герой сознаёт, что «Господу богу, должно быть, жутко, богу, должно быть, нехорошо видеть её подсадною уткой для охотников за барышом»  [12, с.422].

       В стихотворении «Бог весть, от культа ль нам дались…» поэта беспокоит отношение современников к природе. И потому он предлагает немедленно «ввести

 непогрешимый культ природы» для того, «чтобы себя и мир спасти» [12,с. 425].    

      Лирический герой стихотворения «Года мудрей, а понимать трудней…»                    

вспоминает библейскую историю сотворения человека. Чувство бессильной страсти, мучающее его, напоминает чувство скорбного Бога, сотворившего людей и потерявшего над ними «силу власти» [13, с. 320]. В этом стихотворении поэтом прослеживается связь времён.

       Герой стихотворения «За что я мучусь…» вспоминает библейскую историю о Каине, когда говорит о своих мучениях: «я…с печатью Каина на лбу». Он ищет ответ на вопрос, что затенило его жизнь. «Смута и смятенье» - «в душе» героя. И он сознаёт, что его «душа…ловила поток космических частиц» «задолго до премудрой силы» [12, с. 449]. Герою приходит осознание связи своей души с дальним миром.

      Лирический герой заметы «Поэзией приписанный к векам…» говорит о таком своём качестве, как прощение врагов: «я не мщу своим врагам…» [12, с.455]. Это черта глубоко религиозного человека.

       В замете «Берёза» герой называет это дерево золотой иконой, которая помогает, когда к ней приходишь «поклониться» [12, с.463].      

        Герой заметы «Бог любви, я снова в сердце ранен…» просит Господа помочь ему разобраться, что есть добро, а что есть зло. Это стихотворение похоже на молитву. Поэт просит Бога: «…удержи меня на светлой грани, чистой грани мира и добра»  [12,с. 467].

       В стихотворении «Средь чёрных чёртовых забот…» чёрт, воспылавший к берёзе

страстью и не сумевший овладеть её «красой», мстит ей, оставляя на ней свои чёрные чёртовые слёзы. Так необычно, с юмором, поэт объясняет происхождение рисунка на берёзе.  

       Герою стихотворения «Мне Библия романа не святей…» «…обидно…видеть средь людей защитников предателя Иуды» [13, с.347]. Героя возмущает попытки современников оправдывать предателей сложностью их натуры.  

          В стихотворении «Я не старый, я усталый…» герой признаётся в своих грехах. Он трижды употребляет слово «душа», боится её гибели.

                                                                                                                                       

 Приложение 4

                                                  К главе 2.3.2

        Герой стихотворения «Кто б жизнь мою» называет небеса несправедливыми, поскольку считает себя имеющим право упрекать [12, с.62].    

        Герой стихотворения «Улица» считает, что «мы должны…сделать» счастливыми людей, что количество счастливых людей «должно прибывать» [12, с. 196]. И потому герой собирается сделать счастливым слезливого человека, тем самым исправить «все промахи бога». В этом стихотворении поэт высказывает упрёк Богу.

       В стихотворении «Где глухие своды нависали…» автор описывает лес, обращаясь к которому, спрашивает: «…дорого ль платил мастеру, который так небрежно свод позолотил?» [12, с. 211]. Мы полагаем, что речь идёт о Боге, его небрежности при создании природы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

        Герой стихотворения о безответной любви «Уйти? Уйду!» хотел бы уйти «такой тропою, чтобы сам чёрт найти не смог» [12, с.214].

        Поэт в стихотворении «Ёлки – палки…»  тоскует оттого, что от прохожих «отгорожена…лесная красота» [12, с. 239]. И он в гневе использует в своей речи фразеологизм «…чёрт бери…».

     Поэт в стихотворении «Всё вижу. Твой немой укор…» пишет о человеческой красоте, которая появляется в минуты вдохновения: «Красивы мы, светлей, чем зимы,  иконописнее, чем Спас». Он сожалеет, «…что мы красивы, когда никто не видит нас» [12, с. 312]. Поэт вспоминает Спасителя, говорит о его красоте, тем самым подтверждает свою веру в Бога. Присутствует намёк на соревнование в красоте со Спасителем.

    Из изученных нами богоборческих стихотворений в 3 – ёх (прил. 2: 8, 9, 23) поэт использует слово «чёрт», что с позиции верующего человека является грехом.

                                                           

                                                                                                                                   

                                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления.

Урок литературы "Поэзия Н. Рубцова. Представление поэта" был проведен в 7 классе в 2008 году. Использована технология критического мышления. Занятие было проведено для слушателей курсов "Технология кр...

Урок МХК "Религиозные представления Древних Египтян"

Этот урок я провела в 10 классе. К сожалению у нас в школе МХК только в 10 и 11 классах. Урок получился интересным. Скачать урок с презентацией можно здесь.http://narod.ru/disk/28471418001/%D0%A0%D0%B...

Литературная деятельность поэта города Новоржева-Фёдорова М. И.

Работа отнесена к категории -  литературное краеведение. В ней показана деятельность новоржевского поэта Михаила Ивановича Фёдорова....

Религиозные представления древних народов

Данная проектная работа анализирует формирование религиозных представлений у разных народов мира, их особенности и сходные черты....

Религиозные представления древних народов

Данная проектная работа анализирует формирование религиозных представлений у разных народов мира, их особенности и сходные черты....

Ирина Сокольникова. Светлана Морозова. Образ Василия Фёдорова в лирике Дениса Цветкова.

Иркутский поэт Денис Михайлович Цветков посвятил другу, поэту Василию Дмитриевичу Фёдорову, немало стихотворений. Цель статьи - представить лирический портрет Василия Фёдорова в поэзии Дениса Цветкова...

Морозова С.И. О некоторых автографах поэта В.Д. Фёдорова. Статья 1.

Истории появления некоторых автографов поэта В.Д. фёдорова....