Творчество М.А. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Печенегова Анна Леонидовна

Презентация содержит основные сведения из биографии Михаила Шолохова, а также анализ рассказа "Судьба человека". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шолохов_Судьба_человека727.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Шолохов. «Судьба человека» Подготовила: учитель русского языка и литературы Печенегова Анна Леонидовна

Слайд 2

Краткая биография писателя Родился 24 мая 1905 (по новым научным данным 1904) года на хуторе в Донецком округе (ныне Ростовская область). В детстве стал свидетелем Вешенского восстания (выступление донских казаков против власти большевиков в 1919 г.). В числе прочего в юности работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Первая публикация М. Шолохова вышла в газете «Юношеская правда» в сентябре 1923 г. Это был фельетон «Испытание». Первый рассказ, «Родинка», был опубликован в 1924 г., первый сборник «Донские рассказы» - в 1926 г.

Слайд 3

Краткая биография писателя С 1925 по 1927 гг. работал над первой частью романа «Тихий Дон». Завершить это монументальное произведение писателю удалось к 1940 году. Роман получил широкое признание читателей и стал одним из шедевров мировой литературы XX века. В годы Великой Отечественной войны Михаил Шолохов работал военным корреспондентом главных советских газет «Правда» и «Красная звезда», публиковал очерки и рассказы. В 1945 году демобилизовался, закончил романы «Поднятая целина» и «Они сражались за Родину». В 1965 году Шолохову присудили Нобелевскую премию в области литературы с формулировкой «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время». Михаил Шолохов скончался в 1984 году в станице Вешенской на 79-м году жизни.

Слайд 4

Рассказ «Судьба человека» Рассказ был опубликован в главной советской газете «Правда» 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года. Произведение вызвало сильный читательский резонанс. Сам рассказ был написан за 7 дней. Основа: встреча Шолохова в 1946 году на охоте с неким человеком, фамилию которого он не узнал или не запомнил, но этот знакомый стал прототипом Андрея Соколова.

Слайд 5

После печати рассказа Шолохов получал много писем от читателей со всей страны. Некоторые указывали, что тоже попали в плен под Лозовеньками, под Харьковом. Отрывок одного из писем читателей Шолохову: «Я капитан запаса 1911 года рождения, шёл на войну солдатом. Многое видел, много перенёс. Разом со мной воевали два сына, сбежавшие от матери в эвакуации. Ваш труд, не литературно, а жизненно оценивая его, должен сказать, неоценим. Вы показали русского человека, которого не согнуло в зверстве плена. Таков наш человек, такова наша Родина < … > Ваш рассказ красочен и прост как наш народ».

Слайд 6

Сюжет рассказа «судьба человека» Рассказчик встречает на переправе через реку Андрея Соколова с Ванюшкой. В ожидании лодки Соколов решает рассказать случайному собеседнику историю своей жизни. В довоенное время он женился на хороше й, доброй девушке Ирине, вскоре у них родилось трое детей. Когда сыну шёл семнадцатый год, началась Великая Отечественная война. Служил Соколов шофёром, был дважды легко ранен. Через год попал в плен, где провёл два года. В итоге он смог сбежать к своим, прорвавшись через линию фронта на машине, и захватив с собой немецкого офицера. В госпитале он узнал, что его жена и две дочки погибли от бомбёжки, а сын находится на фронте. Ему удалось связаться с сыном, но встречи не получилось, точно в День Победы, 9 мая, сына убил снайпер. Вернувшись с фронта, Соколов устроился у бывшего однополчанина, а работать пошёл шофёром. Около чайной, куда он часто заезжал пропустить стаканчик, он увидел голодного мальчика Ванюшку. Соколов решил усыновить мальчика, потерявшего всех родных. Соколов представился сироте родным отцом, и они стали жить вместе.

Слайд 7

Композиция произведения «Судьба человека» представляет собой «рассказ в рассказе». Структура монолога Андрея Соколова: Довоенная жизнь Прощание с семьей Плен Сцена в церкви Неудачный побег Поединок с Мюллером Освобождение Известие о гибели семьи Мирная жизнь Встреча с «новым сыном»

Слайд 8

Ключевые сцены в рассказе Прощание с семьей, с которой Соколов больше никогда не увидится. «Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей – не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передергивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шел, а Ирина моя… Такой я ее за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. < … > «Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой… Андрюша… Не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете… < … > «Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. < … > «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Слайд 9

Ключевые сцены в рассказе Убийство предателя в плену «И слышу я рядом с собой такой тихий разговор. Один говорит: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет!» < … > «Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: «Ты – взводный?» Он ничего не ответил, только головою кивнул. «Этот хочет тебя выдать?» – показываю я на лежачего парня. Он обратно головою кивнул. < … > «…держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» – а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. < … > Готов предатель, и язык на боку! До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…»

Слайд 10

Ключевые сцены в рассказе «Поединок» с Мюллером «Он встал и говорит: «Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься». – «Воля ваша», – говорю ему. «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». «Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня». Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью…» «Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два Железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду.»

Слайд 11

Ключевые сцены в рассказе Побег из плена «Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. Там он руководил постройкой укреплений. Выехали. Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из груди чуть не выскакивает. Ехал я быстро, но за городом сбавил газ, потом остановил машину < … > Достал я гирьку, открыл дверцу пошире. Толстяк откинулся на спинку сиденья, похрапывает, будто у жены под боком. Ну, я его и тюкнул гирькой в левый висок. < … > Для верности я его еще раз стукнул, но убивать до смерти не захотел. Мне его живого надо было доставить < … > Вынул я у него из кобуры «парабеллум», сунул себе в карман, монтировку вбил за спинку заднего сиденья, телефонный провод накинул на шею майору и завязал глухим узлом на монтировке. Скоренько напялил на себя немецкий мундир и пилотку, ну, и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идет. < … > В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор попороли пулями… Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем…»

Слайд 12

Ключевые сцены в рассказе Весть о гибели жены и дочерей «На третьей неделе получаю письмо из Воронежа. Но пишет не Ирина, а сосед мой, столяр Иван Тимофеевич. Не дай бог никому таких писем получать!.. Сообщает он, что еще в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома… Ну, пишет, что не нашли от них и следа, а на месте хатенки – глубокая яма…» Весть о гибели сына на войне «Командир моей роты говорит: «К тебе, Соколов», – а сам к окну отвернулся. Пронизало меня, будто электрическим током, потому что почуял я недоброе. Подполковник подошел ко мне и тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Пойдем со мной!»

Слайд 13

Ключевые сцены в рассказе Встреча Соколова с Ванюшкой «На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». «Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». – «А мама?» – «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». – «А откуда вы ехали?» – «Не знаю, не помню…» – «И никого у тебя тут родных нету?» – «Никого». – «Где же ты ночуешь?» – «А где придется». Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я – твой отец».Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь. Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром.»

Слайд 14

Содержательная канва рассказа крепко переплела судьбу отдельного человека с ужасами большой войны. Сквозным жизнеутверждающим мотивом рассказа стали воспевание подвига, дорога, ведущая только вперед, вера в человека. М.А. Шолохов раскрывает перед читателем неведомые ранее связи между духовным и материальным, между окружающим миром и жизнью простого русского человека. Идея рассказа состоит в том, что любовь спасает человека, оказавшегося в безвыходной ситуации. Тема и идея рассказа

Слайд 15

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос (на выбор) в форме рассуждения: Что помогает человеку преодолеть тяготы жизни? Почему Шолохов назвал рассказ «Судьба ЧЕЛОВЕКА», а не «Судьба Андрея Соколова»? Чему вас научил рассказ М. Шолохова «Судьба человека»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе для 11 класса "Русский характер в изображении Шолохова.М .А. в рассказе "Судьба человека"

Этот конспект предназначен для проведения интегрированного урока по двум предметам - литературе и обществознанию....

Предмет: Русская словесность 7 класс Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Предмет: Русская словесность  7 классТема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».Цель урока:Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова ...

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...

разработка урока 9 класс литература «М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека».

в конспекте раскрывается значение рассказа и смысл его названия...