Конспект урока литературы в 5 классе «Басня. Анализ басни «Муха» И.Дмитриева».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Цель урока: сформировать у учащихся умение анализировать текст басни.

Задачи:

1) Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.

2) Произвести анализ басни И.Дмитриева " Муха".

3) Развивать внимание к художественному  тексту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

«Басня. Анализ басни «Муха»  И.Дмитриева»

Головина В.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ  № 33» НМР РТ

Цель: сформировать у учащихся умение анализировать текст басни.

Задачи:

  1. Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.
  2. Произвести анализ басни И. Дмитриева «Муха».
  3. Развивать внимание к художественному тексту.

Оборудование: медиапроектор.

Методические приемы: беседа – диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.

Ход урока.

Слово учителя.

Прочитайте тему нашего урока. Попробуйте определить цели нашего урока, на доске записаны слова помощники. На доске записано: Узнать….      Научиться….      Узнать, что такое басня. Научиться определять особенности басни, отличать ее от произведений других жанров литературы и т.д.

Это один из древних литературных жанров, который широко представлен в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции самыми известными были Гесиод и Эзоп (VI в. до н.э.). Интересно, что многие баснописцы других стран использовали сюжеты Эзопа для создания своих басен. Потом наступило время спада жанра.  И только в 17 веке н.э. во Франции появится острослов Лафонтен, который возродил этот жанр. В России в жанре басни писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов и другие (18 в.). В наши дни к этому жанру обратились поэты С. Михалков, Л. Филатов и другие.

Учащимся демонстрируется видеоролик «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАСНИ».

Запишем определение: Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

- К какому жанру близка басня? (К сказке о животных).

  1. Основные герои басен – животные, они говорят, думают, чувствуют, совершают поступки.  Этот художественный прием называется – олицетворение.  Запишем определение: Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

  1.  А кого баснописцы на самом деле подразумевали  под животными? (Людей и их пороки, недостатки).

А почему баснописцы не давали имена животным? Читаем – свинья, козел, кукушка??? Это не конкретный человек, а общие качества и пороки людей. Этот прием в басне называется аллегория.  Запишем определение: Аллегория - иносказательное изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком - беззащитный человек.

  1. Как вы думаете, какую цель ставили перед собой баснописцы?  Читателя басни чему-то научить, что-то высмеять.

 Да, любая басня  обязательно имела нравоучительный характер. Внимательно читая басню, мы с вами можем четко сказать, как автор басни относится к данному поступку своего героя.

А какие пороки (недостатки) людей могла высмеивать басня? (лесть, глупость, лицемерие, жадность, самоуверенность, злость….)

В басне нравоучительный характер определить легче, чем, например, в сказке, так как есть часть, где об этом говорится.

Запишем: Композиция басни состоит из 2 частей: мораль и сам текст басни. Эти части могут меняться местами, иногда мораль отделяется  чертой.

Запишем определение: Мораль - это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

  1. Басни могли создаваться, как в прозаической, так и стихотворной форме речи.

Запишем определение: «Эзопов язык» -  иносказательный язык, полный намеков и умолчаний.

Обратимся к басне «МУХА» Ивана Ивановича Дмитриева

Русский автор Иван Дмитриев работал в разных жанрах литературы. Особого внимания заслуживают его басни. Большинство басен Дмитриева – это переводы произведений французских баснописцев. Так, по некоторым сведениям, «Муха» является переводом басни француза Пьера Вилье, которая восходит к античности.

По мнению Александра Александровича Пушкина, басни Ивана Дмитриева не могли сравниться с баснями Ивана Крылова, НО!!!! Басня Ивана Дмитриева «Муха» приобрела популярность, как в России, так и в странах зарубежья. Известно, что она была переведена на немецкий язык двумя авторами.

  1. Прочитаем басню «Муха» (читает кто-то из учеников). 
  2. Передайте сюжет басни. Бык после тяжкого трудового дня возвращался домой. На его рогах восседала муха. На пути им встречается другая муха. Она интересуется у соплеменницы на рогах, откуда та возвращается. На что первая муха горделиво отвечает: «Мы пахали».
  3. Можем ли мы сказать в какой момент муха приземлилась на рога быка? Почему? Автор умалчивает, когда именно она туда села: пахал еще тогда бык или уже возвращался домой.
  4. Чем заняты герои басни?  Они разговаривают.
  5. Вспомним, как называется такой тип разговора? ДИАЛОГ. 
  6. Итак, о чем они разговаривают? Две мухи о том, чем они занимались днем.
  7. Оцените диалог двух мух. Согласны ли вы  со словами мухи, ехавшей на быке? Почему?
  8. Как бы вы охарактеризовали героев басни быка и муху?
  9. В басне «Муха» есть антитеза: трудолюбие и лень.  Докажите, что бык труженик. На то, что бык является тружеником указывают слова «с плугом», «по трудах». Герой не ленился и потратил почти все силы на свою работу, поэтому домой уже «тащился» и от большой усталости даже не заметил мухи на рогах.
  10. Зачитайте слова, указывающие на отношение автора к Быку.
  11.  Зачитайте слова, указывающие на отношение автора к мухе.
  12. Зачитаем информацию из учебника, проверим, правы ли вы.
  13. Зачитайте мораль басни.   Как вы ее понимаете? Нельзя присваивать чужие труды, ты ничего не делал, а говоришь, что ты  это ты! Автор высмеивает высокомерие на примере чванливой мухи, которая заслуги быка ловко приписала и себе самой.
  14. Как вы понимаете  словосочетание «Мы пахали»?  Оно стало крылатым и до сих пор используется в нашем лексиконе. 1) на самом деле пахали 2 человека  2)  один пахал, другой стоял, но говорит, что оба работали   3) О себе в третьем лице, величие.
  15. Сложно ли понимание этой басни по сравнению с басней «Кокушка» Василия Кирилловича Сумарокова?
  16. Какое выражение  из басни можно использовать в своей речи, как пословицу?  Придумайте ситуацию, используя эту пословицу.

Описанная ситуация в басне, к сожалению, оказалась вполне типичной и в реальной жизни. Поэтому она прижилась в народе. Нередко бывает так, что человек, не принимающий участия в деле, причисляет себя к тем, кто непосредственно что-то делал. Заменяя местоимения «он», «она» или «они» на громкое «мы», люди приписывают себе чужие заслуги. Именно так делает муха, говоря, что «мы пахали». Когда в лучшем случае она просто сидела на рогах, пока бык пахал.

Подведение итогов урока.

К изучению какого  жанра мы сегодня приступили? ( Басня).

Какие основные особенности басни вы запомнили? ( олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).

С каким  баснописцем мы сегодня познакомились?  Что  вы запомнили о нем?

Можно ли сказать, что басня «Муха» И.Дмитриева злободневна?

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение басни, но  так, чтобы слушатели поняли ваше отношение к героям и к морали.  

КАРТОЧКА .    БАСНЯ.

  1. Впишите недостающие слова, чтоб получилось полное определение жанра басня. Ответ будет выглядеть так: прозаический, увеселительного, ….  

Басня – это краткий……………или прозаический рассказ………….характера, имеющий……………….смысл.

  1. Найдите  определение литературоведческого термина, ответ оформите так: 1Б, 2В и т.п.

1

Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком- беззащитный человек

А

Аллегория

2

Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют.

Б

«Эзопов язык»

3

Это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

В

Олицетворение

4

Иносказательный язык, полный намеков и умолчаний.

Г

Мораль

  1. Дайте ответ на вопросы. Не оформляйте полным ответом, только указывайте век, имя баснописцев!!!

А) В каком веке возник жанр басни?

Б) Кто является родоначальником жанра басни?

В) Кто самый известный русский баснописец?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир")"

Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.Учить р...

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...

План-конспект урока литературы в 5 классе по басням И.А. Крылова(с приложениями)

План-конспект,презентация,видеоролик мультфильма по басням И.А.Крылова...

Конспект урока литературы для 5 класса по басне М.Н.Лебедева "Самовар"

Конспект урока разработан для 5 классса с учетом требований ФГОС. Подробно прописаны цели, задачи, предполагаемые результаты.Данный материал предлагается для изучения в рамках урока внеклассного чтени...

Конспект урока литературы в 5 классе. Анализ стихотворения К.Бальмонта "Снежинка"

Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает  урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта "Снежинка", на котором  сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в...

конспект урока в 5 классе "Басни Эзопа"

урок посвящен расширению и обобщению знаний учащихся о баснях, сравнению русских и английских басен...